Как я стала графическим дизайнером

Со жгучим желанием вместо профильного образования

61
Как я стала графическим дизайнером
Аватар автора

Катерина Фелиз

дизайнер

Аватар автора

Александра Хмарская

помогла поделиться опытом

Страница автора

Я никогда не планировала заниматься дизайном и получать за это деньги.

После школы я поступила в Вятский государственный гуманитарный университет на факультет лингвистики. Тогда я даже не задумывалась о том, что существует профессия дизайнера. У меня диплом переводчика: я учила английский, немецкий и испанский.

К дизайну я пришла окольными путями. Начинала с подработок, например обрабатывала фото для «Инстаграма»* за копейки. Спустя шесть лет я уже организовывала съемки в Москве, считала дизайн любимым делом и получала за это до 120 000 ₽ в месяц.

*cоцсети «Инстаграм» и «Фейсбук» принадлежат Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Первая работа: контент-менеджер

Доход: 0—10 000 ₽

В профессии переводчика я быстро разочаровалась. Синхронному переводу в моем университете вообще не учили, а вместо этого готовили к скучной работе с документами в бюро переводов или учителем в школе. Переводчики и учителя в Кирове получали в то время 15 000—17 000 ₽ в месяц. И даже в 2023 году максимальный заработок — 30 000 ₽, а если работать дистанционно на московскую компанию — до 70 000 ₽.

Я начала работать репетитором по английскому языку. За одно занятие получала 400 ₽. Больше никаких подработок у меня не было, поэтому я погрузилась в хобби: часто устраивала фотосессии для подруг и с удовольствием фотографировалась сама.

В 2013 году я завела инстаграм* и захотела научиться красиво обрабатывать фото. Тогда я начала изучать базовые функции Adobe Photoshop. Могла удлинить себе ноги на фото или сделать красивый пресет: набор фильтров для быстрой обработки снимков.

А еще я начала снимать ролики на «Ютубе», где рассказывала о жизни или делилась советами по стилю. Для каждого ролика нужна была красивая обложка, чтобы видео выделялось и его посмотрело как можно больше людей. Я научилась накладывать текст и картинку на фотографию в «Фотошопе». Для яркой обложки к ролику достаточно минимальных знаний. Процесс мне безумно нравился.

К заработку в дизайне я пришла только в 2017 году. До этого мой доход складывался из подработки репетитором по английскому. Мой молодой человек тогда работал таргетологом — специалистом по настройке рекламы в соцсетях. Для аккаунта местного бара он искал контент-менеджера — человека, который будет выкладывать в инстаграм* картинки с описаниями и следить за тем, чтобы посты выходили вовремя. У меня к тому моменту был уже красиво оформленный личный инстаграм*, поэтому он предложил мне попробовать. За такую работу я получала до 10 000 ₽ в месяц.

Обложки к моим самым популярным роликам. Их я делала в «Фотошопе», использовала только техники наложения текста и других картинок
Обложки к моим самым популярным роликам. Их я делала в «Фотошопе», использовала только техники наложения текста и других картинок
Вот так выглядел аккаунт бара, куда я просто выкладывала готовые фото с подписями
Вот так выглядел аккаунт бара, куда я просто выкладывала готовые фото с подписями

Первая работа в дизайне

Доход: 10 000 ₽

Однажды я случайно узнала, что из бара, с которым я уже два месяца работала как контент-менеджер, ушел дизайнер. Ребята объявили конкурс на новое место — нужно было нарисовать афишу мероприятия.

Специальных навыков у меня не было. Зато я уже умела работать в «Фотошопе» и примерно представляла, как делаются афиши и постеры для баров. Я каждый день их выкладывала в соцсетях и вообще не видела в них ничего сложного.

Я отправила свою версию афиши, и мы с ребятами сработались. Я начала работать с ними в 2017 году и сотрудничала до самой пандемии. За проект получала 10 000 ₽ в месяц, делала рекламные макеты, картинки для соцсетей и афиши. В неделю нужно было сделать две-три афиши для каждой вечеринки бара. Иногда ко мне приходили с более сложными задачами: например, сделать меню или лифлет — маленькую афишу на столики.

С этим постером я выиграла конкурс и получила свою первую работу дизайнера
С этим постером я выиграла конкурс и получила свою первую работу дизайнера
Меню, которое я сделала для бара Don’t worry papa
Меню, которое я сделала для бара Don’t worry papa
1/2
С этим постером я выиграла конкурс и получила свою первую работу дизайнера

Когда я получала задачу, садилась, открывала Гугл и искала способы сделать картинку. На каждую задачу я тратила примерно три-четыре часа — из них час искала референсы и идеи на «Пинтересте». Меня интересовали именно новые техники.

Каждую афишу я пробовала сделать непохожей на другую: добавляла неоновый шрифт или необычный градиент. Как реализовать идеи, узнавала из роликов на «Ютубе» или по первым ссылкам в Гугле. Если ввести запрос «Как сделать неоновый шрифт», поисковики выдают гору бесплатных подробных мануалов.

Чтобы расти, я просила знакомого опытного дизайнера дать мне обратную связь. Он помогал исправлять самые частые ошибки. Моим афишам чаще всего «не хватало воздуха» — это значит, что на изображении было мало свободного пространства. Еще у меня страдало сочетание цветов: я могла свободно соединить что угодно, а цвета не подходили друг к другу; накладывала тень на текст, а это было уже немодно.

Мой первый работодатель был крайне лояльным клиентом. Все его комментарии были обоснованы: например, я использовала цвет не из брендбука и его просили заменить или фото не подходило по рекламным критериям.

Так выглядела лента инстаграма* бара до того, как я начала делать им дизайн
Так выглядела лента инстаграма* бара до того, как я начала делать им дизайн
Вот так инстаграм* стал выглядеть за время моей работы
Вот так инстаграм* стал выглядеть за время моей работы
1/2
Так выглядела лента инстаграма* бара до того, как я начала делать им дизайн

Какие программы я освоила

Работать в большинстве нужных дизайнеру программ я научилась самостоятельно. Когда поступала задача, открывала нужную программу, «Ютуб» и Гугл и разбиралась на практике.

По моему опыту, некоторые функции в этих программах легко освоить интуитивно.

«Фотошоп» можно изучать всю жизнь, но двух недель достаточно, чтобы освоить базовую функциональность. Сейчас вообще есть встроенное обучение: подсказки появляются при наведении на кнопку.

After Effects — программа гораздо более сложная. У меня ушло три месяца, чтобы научиться им пользоваться без подсматриваний в мануалы. Я пользовалась бесплатными версиями — просто скачивала их на торрентах. В 2023 году программные продукты Adobe невозможно купить с российской банковской карты. Дизайнеры вынуждены использовать зарубежные карты или просить знакомых в других странах помочь с оплатой.

Инструменты, которые я использую в работе дизайнера

ПрограммаЗачем понадобится
Adobe PhotoshopРастровая программа. 80% работы делаю в ней: создаю афиши и любые картинки для диджитала, дизайн сайта, полиграфию
Adobe IllustratorВекторная программа. В ней удобно рисовать картинки или отдельные элементы, потому что векторное изображение можно увеличить хоть в 100 раз, а фотографию — нет
Adobe After EffectsПрограмма для анимации
Sony VegasПрограмма для видеомонтажа. Еще есть Adobe Premiere — некоторые дизайнеры считают ее удобнее
Adobe IndesignПрограмма для верстки, например ежедневников или буклетов

Инструменты, которые я использую в работе дизайнера

ПрограммаЗачем понадобится
Adobe PhotoshopРастровая программа. 80% работы делаю в ней: создаю афиши и любые картинки для диджитала, дизайн сайта, полиграфию
Adobe IllustratorВекторная программа. В ней удобно рисовать картинки или отдельные элементы, потому что векторное изображение можно увеличить хоть в 100 раз, а фотографию — нет
Adobe After EffectsПрограмма для анимации
Sony VegasПрограмма для видеомонтажа. Еще есть Adobe Premiere — некоторые дизайнеры считают ее удобнее
Adobe IndesignПрограмма для верстки, например ежедневников или буклетов

Очень рекомендую прочитать книгу Иоханнеса Иттена «Искусство цвета». Она научила меня работать с цветом и дала фундаментальные знания о цветокоррекции. Еще рекомендую ютуб-каналы дизайнеров: Atlantis и Lituspro.

В Adobe Photoshop я делаю коллаж для поста в «Инстаграме»*. Настраиваю цветокоррекцию фона
В Adobe Photoshop я делаю коллаж для поста в «Инстаграме»*. Настраиваю цветокоррекцию фона
Анимирую сумку в After Effects, а на этом скрине — создаю движение
Анимирую сумку в After Effects, а на этом скрине — создаю движение

Дизайнер в провинции

Доход: 10 000—50 000 ₽

Киров — небольшой город. Знакомые узнали о моей новой работе и начали предлагать дизайнерские задачи. Случилось это быстро — через три месяца после начала моей работы дизайнером в местном баре.

Новые заказчики приходили с задачами, которые я ни разу не делала. Я соглашалась на все. Приходили за логотипом — я училась делать логотипы. Нужен был дизайн сайта — разбиралась, как это сделать.

Все о работе и заработке
Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте

С парнем мы решили делать соцсети для разных компаний. Это было одно из моих лучших решений в карьере дизайнера. Больше не нужно было искать новых клиентов: мои услуги продавал мой молодой человек, а мне называл готовую цену без учета своего процента.

Если клиенты приходили ко мне напрямую, я узнавала среднюю цену за работу на биржах фриланса и делала существенную скидку из-за отсутствия опыта. В итоге у меня появился более-менее стабильный основной доход, если можно назвать стабильным заработок, который колеблется от 10 000 до 50 000 ₽ в месяц.

Я стала сама организовывать съемки, фотографировать, обрабатывать фото и составлять ленту. Тогда же я освоила графический планшет: нашла не новый вариант за 3000 ₽. На старте он спасает дизайнера от ляпов из-за неудобства мышки: объекты сразу получаются ровными, скорость работы увеличивается в два-три раза.

3000 ₽
я заплатила за подержанный графический планшет

Мне удалось поработать с Кировским молочным комбинатом, «Вятским квасом», известной в городе студией танцев «Миллениум» и многими другими бизнесами, которые в Кирове знал каждый второй.

Я оформила ленту для «Вятского кваса». Сама организовывала съемки и сама же в них участвовала — на нескольких фотографиях мое лицо
Я оформила ленту для «Вятского кваса». Сама организовывала съемки и сама же в них участвовала — на нескольких фотографиях мое лицо
Создала инстаграм*-профиль для студии танцев «Миллениум» в Кирове
Создала инстаграм*-профиль для студии танцев «Миллениум» в Кирове
1/2
Я оформила ленту для «Вятского кваса». Сама организовывала съемки и сама же в них участвовала — на нескольких фотографиях мое лицо

Чтобы визуал — то есть сочетание всех картинок и видео — в инстаграме* получался качественным, я ездила на съемки, подбирала моделей, выбирала локации, находила фотографа и студию, помогала обрабатывать фотографии, а потом собирала картинки для постов.

Параллельно я старалась развиваться в других направлениях дизайна: делала логотипы, приглашения на свадьбу, сертификаты и даже дизайн сайтов. Мои навыки постоянно росли благодаря тому, что я делала самые разные проекты. Я поняла, что хочу заниматься этим всю жизнь, когда осознала, что готова делать красивые картинки бесплатно.

Заказчиков стало много — иногда у меня было по пять параллельных проектов в месяц. Ежемесячный доход закрепился на сумме 50 000 ₽, притом что средняя зарплата в Кирове в 2017 году составляла примерно 15 000 ₽. На фрилансе с таким заработком я оставалась два года.

Провожу фотосъемку для инстаграма* шоурума ByBo в Кирове
Провожу фотосъемку для инстаграма* шоурума ByBo в Кирове
Иллюстрация к свадебному приглашению, которую я нарисовала
Иллюстрация к свадебному приглашению, которую я нарисовала
Дизайн свадебных приглашений
Дизайн свадебных приглашений
Дизайн письма для рассылки Moscow Yacht Club
Дизайн письма для рассылки Moscow Yacht Club

Дизайнер в Москве

Доход: до 120 000 ₽

Мой путь дизайнера на фрилансе продолжался, пока я не рассталась с парнем. Тогда я решила переехать в Москву: съезжать от него все равно пришлось бы, а продолжать развиваться в Кирове я уже не хотела. О переезде в Москву я думала давно, но не решалась. В Кирове меня держали отношения, друзья, постоянные заказчики и сарафанное радио.

В 2019 году я начала искать работу в Москве. Искала как все — через «Хедхантер». Выбирала вакансии графического дизайнера и смотрела, чтобы все требования к кандидату были мне по плечу.

Чаще всего предлагали зарплату 50 000—60 000 ₽ в месяц. Я откликнулась примерно на 70 вакансий и получила всего четыре ответа. Но после первого же собеседования мне предложили сделать тестовое задание, а затем сделали оффер.

Так я стала графическим дизайнером в диджитал-агентстве Tesla Media. Там я создавала графический контент для брендов: сторис и посты в «Инстаграме»*, оформление соцсетей и анимацию.

В Москву я переезжала с оффером на руках и накопленными сбережениями: у меня было 30 000 ₽ на квартиру и 15 000 ₽ — на расходы.

Мое рабочее место в офисе. Я всегда брала с собой свой ноутбук и графический планшет, работала на большом экране с офисного компьютера. На снимке я подбираю изображения на фотостоке для картинки под пост в инстаграм* общепит-бренда
Мое рабочее место в офисе. Я всегда брала с собой свой ноутбук и графический планшет, работала на большом экране с офисного компьютера. На снимке я подбираю изображения на фотостоке для картинки под пост в инстаграм* общепит-бренда

Год работы в агентстве помог мне серьезно прокачать навыки. Прежде всего, в агентстве всегда полно задач. За один рабочий день я переключалась между брендами из разных сфер: красоты, финансов, общепита. К каждому клиенту нужен свой подход: один хотел десять готовых вариантов для поста, а другой сразу согласовывал единственный черновик.

За два месяца я освоила коллажирование и анимацию, которые были в тренде. Я работала быстро в условиях стресса — и в итоге научилась общаться с заказчиком и при этом не седеть. А еще гораздо легче справляться с причудами клиента и нереалистичными дедлайнами с помощью коллег, которые тоже переживают подобные ситуации.

Свою зарплату я разглашать не могу. Могу лишь уточнить, что получала ненамного больше, чем при активной работе на фрилансе.

Офис научил меня работать много и постоянно. Если на фрилансе я работала не больше пяти-шести часов в день и старалась не трогать выходные, то с офисом я тратила на работу восемь-девять часов в день, а иногда делала срочные задачи в субботу или воскресенье.

Фирстиль для спа-салона «Алтайский замок»
Брендинг упаковки для греческого бренда косметики Odeia
Лендинг для кафе Joud в Дубае

Я довольно быстро поняла, что жить на мою зарплату в Москве можно, но сложно, особенно с учетом аренды жилья. Поэтому почти сразу начала заниматься сторонними проектами — иногда меня находили через Behance, иногда приходили старые клиенты, кто-то обращался по рекомендации. Сторонние проекты увеличивали мою зарплату примерно в два раза — и я получала уже до 120 000 ₽ в месяц.

Я совмещала двойную нагрузку так: работала утром два часа, после возвращения с работы — еще два часа, иногда забирала выходной и отводила его под проекты. Сейчас я не понимаю, как могла выдерживать работу в таком темпе.

В офисе я поняла, что в буднях графического дизайнера очень мало творчества, которое я так ищу в жизни. Моя работа была больше похожа на математику, чем на работу художника. Все творчество забирали креаторы, а я получала уже готовое ТЗ с максимально подробным описанием задачи и просто воспроизводила идеи других людей на картинке.

Задачи в сторонних проектах были куда более творческими, помогали мне сохранять баланс и не выгорать на рутинной работе. Я разрабатывала стиль для «Инстаграма»* и фирменный стиль для крутых брендов — например, сотрудничала с рестораном «Сахалин». Осознание того, что я работаю с известными брендами, давало мне заряд вдохновения и творческих сил. Многие из проектов находятся под соглашением о конфиденциальности, так что больше брендов назвать не могу.

Когда у меня появлялось свободное время, я тренировалась делать дизайн для глобальных брендов. Продолжала делать афиши — но уже куда более сложные и для звезд шоу-бизнеса. В качестве тренировки создавала контент для инстаграма* «Луи Вюиттон». Так я прокачивала навыки, которых мне не хватало, и получала интересные дополнения к своему портфолио.

Для практики попробовала переосмыслить инстаграм*-формат «Луи Вюиттона»
Для практики попробовала переосмыслить инстаграм*-формат «Луи Вюиттона»

Дизайнер со статусом самозанятого

Доход: до 120 000 ₽

Я очень хотела и хочу зарабатывать столько, чтобы ни в чем себе не отказывать. Сейчас моя цель — зарабатывать стабильно 300 000 ₽ в месяц. Правда, мне придется сменить статус с самозанятости на ИП, если мой доход превысит 200 000 ₽ в месяц. Было сложно существенно повысить доход, когда я работала восемь часов в день за фиксированную зарплату. Количество дополнительных проектов всегда было ограничено моим свободным временем.

Еще я всегда хотела стать профессионалом в дизайне и захватить еще больше направлений. Кроме графического дизайна есть еще дизайн логотипов, сайтов, полиграфический дизайн, дизайн-верстка. Разновидностей и стилей очень много.

Поэтому 1 июня 2020 года я решилась уволиться. В моей жизни начался новый период — я оформила статус самозанятой. Поводом для увольнения стало сокращение зарплаты примерно на 20%. Я снимала квартиру за 33 000 ₽ в месяц, поэтому такое падение дохода для меня стало существенным и недопустимым.

Я нашла новые проекты на полную занятость и вернулась к жизни фрилансера. Один проект нашла случайно в «Инстаграме»*: в сторис попалась реклама о поиске дизайнера. Сделала тестовое — и получила работу. Еще ко мне продолжают обращаться старые клиенты, для которых я немного повысила цену за свои услуги.

Сейчас понимаю, что сарафанного радио уже недостаточно. Я решила продвигать свой рабочий инстаграм*-аккаунт и искать новых клиентов в телеграм-каналах.

Мой рабочий аккаунт в «Инстаграме»* с отзывами, примерами работ и ссылкой на портфолио
Мой рабочий аккаунт в «Инстаграме»* с отзывами, примерами работ и ссылкой на портфолио
1/2
Мой рабочий аккаунт в «Инстаграме»* с отзывами, примерами работ и ссылкой на портфолио
Мой рабочий аккаунт в «Инстаграме»* с отзывами, примерами работ и ссылкой на портфолио

Сейчас у меня свободный график, на работу уходит в среднем шесть часов в день. Я могу планировать свои дела не только на вечер после 20:00, но и на утренние и дневные часы.

В рабочее время я участвую в съемках, снимаю бэкстейдж и видео для сторис, монтирую их, иногда даже пишу небольшие тексты. Теперь я не просто делаю дизайн по ТЗ, у меня появились задачи креатора: я мониторю тренды на Awwwards, Behance и Dribbble, придумываю идеи и внедряю их в текущие проекты.

В 2020 году у меня было три параллельных проекта: я только выходила на уровень дохода, который у меня был до карантина, и пересматривала подход к задачам и оплате своей работы. Брала задачи с оплатой только от 10 000 ₽ за один вид работ. В июне 2020 года я получила 70 000 ₽, в августе — 90 000 ₽, а в сентябре — 110 000—120 000 ₽.

Мое портфолио на Behance
Мое портфолио на Behance

Где научиться дизайну

Курсы от Bonnie&Slide. На этот курс меня отправил работодатель. Работа над презентациями — важный скилл в портфеле графического дизайнера. Еще у ребят есть базовые курсы по дизайну от 6655 ₽ в месяц.

Setters Design School Base — коммуникационное агентство Setters проводит два мини-курса по дизайну: двухдневный по Figma и курс по созданию презентаций. Когда я работала в диджитал-агентстве, у них был объемный курс по дизайну, но в 2023 году его нет.

Coursera — идеальный вариант для начинающих дизайнеров. На платформе десятки курсов от ведущих мировых университетов. В 2020 году я обучалась на курсе Fundamentals of Graphic Design, и новых знаний и техник мне было более чем достаточно. Многие курсы можно было пройти бесплатно или заплатить 2000—3000 ₽ и получить сертификат.

В 2023 году Coursera частично не работает в России. Однако все еще можно проходить бесплатные курсы без обратной связи и проверки домашних заданий.

Skillbox — хороший вариант для получения базовых знаний по дизайну. Из плюсов — курсов по отдельным направлениям дизайна много, авторы обещают помощь в трудоустройстве и предлагают внести первый платеж через шесть месяцев после начала обучения. У компании отличные рекомендации среди моих коллег: работающие дизайнеры остались довольны. Стоимость курса по графическому дизайну в рассрочку — 4900 ₽ в месяц.

Британская высшая школа дизайна способна научить студента всему, что он только пожелает: есть программы высшего образования, краткосрочные курсы, периодически проводятся открытые мастер-классы и однодневные интенсивы. Очевидный плюс в том, что можно выбрать программу на английском языке. Это сразу даст выход на работу с международными заказчиками. Дизайнеры, чьими работами я вдохновляюсь на Behance, указывают этот университет в своем портфолио. Вариант со всех сторон идеальный, но недешевый: самые короткие курсы стоят в среднем 50 000 ₽, программы высшего образования — от 690 000 ₽ в год.

У меня хороший трехлетний практический опыт, но нет даже базового образования в дизайне. В 2020 году я открыла для себя обучение на платформе Coursera — там я нашла курс Fundamentals of Graphic Design от California Institute of Arts. Курс длился месяц и стоил 5000 ₽. В 2023 году его можно пройти бесплатно, но без обратной связи от преподавателей.

Я написала письмо с просьбой о финансовой поддержке — так на «Курсере» можно сделать почти на всех курсах. В письме рассказала, что я давно занимаюсь дизайном, но мне не хватает профессионального образования. Как же я удивилась, когда California Institute of Arts выдал мне финансовую поддержку и я смогла получить сертификат бесплатно.

Меня зацепил подход к процессу обучения. На курсе невозможно ошибиться. Например, куратор может дать задание нарисовать яблоко. Как именно — никто не скажет. Это постсоветские преподаватели сразу скажут: нарисуй яблоко ручкой.

Когда нет никаких ограничений, начинается творчество. Особенно меня впечатлило задание на десять разных техник. Я нарисовала губы в пяти техниках сразу, а на шестой уже застопорилась. И вот когда преодолевается ступор, начинается креатив, который очень востребован на рынке рекламы и маркетинга: кто-то же должен придумывать запоминающиеся ролики и постеры.

Еще меня заинтересовал курс Modern Art & Ideas на той же «Курсере» — он направлен на развитие креативности. Сертификаты помогли мне усилить портфолио и повысить стоимость своей работы.

Моя первая работа на курсе Fundamentals of Graphic Design. Нужно было выбрать любой предмет и изобразить его десятью разными способами: начиная от карандаша и заканчивая коллажами
Моя первая работа на курсе Fundamentals of Graphic Design. Нужно было выбрать любой предмет и изобразить его десятью разными способами: начиная от карандаша и заканчивая коллажами
Моя выпускная работа на том же курсе. Нужно было взять предмет с самого первого домашнего задания и сделать постер для группы, используя все техники с курса
Моя выпускная работа на том же курсе. Нужно было взять предмет с самого первого домашнего задания и сделать постер для группы, используя все техники с курса
1/2
Моя первая работа на курсе Fundamentals of Graphic Design. Нужно было выбрать любой предмет и изобразить его десятью разными способами: начиная от карандаша и заканчивая коллажами

Итоги

Когда я оканчивала школу, не знала, что можно получить профессию без высшего образования. Оказалось, что дизайнером можно стать даже без специальных навыков. Их можно получить в процессе. Главное — желание и уникальное видение. Именно за это платят клиенты.

Чтобы стать дизайнером, не нужно особых вложений: достаточно ноутбука и интернета. Круто, конечно, если есть графический планшет. Но я начинала без него.

Что мне нравится в профессии прямо сейчас, так это отсутствие какого-либо финансового потолка. Сейчас я беру за логотип 5000 ₽ — но никто не мешает мне прокачать личный бренд и когда-нибудь начать брать за эту же работу 500 000 ₽.

Как вам идея прийти в профессию без образования?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество