За и против: нужно ли получать высшее образование

За и против: нужно ли получать высшее образование

Мнения читателей Т⁠—⁠Ж

81

Почти у 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование. С другой стороны, примерно столько же считают, что значимость диплома вуза сильно преувеличена.

Мы попросили высказаться читателей Т⁠—⁠Ж и собрали разные аргументы. Почему многие недооценивают колледжи, как диплом может помочь потенциальным эмигрантам, для кого кроме врачей и учителей высшее образование принципиально и действительно ли корочка открывает все двери — в новом выпуске рубрики «За и против».

Аватар автора

Denis Nazarov

из-за учебы бросил перспективную работу

👎 Против: вуз отнимает время, которое можно потратить на работу

Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.

Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться. Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс: обучение в предыдущем заведении зачлось.

Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на три года увяз в болоте — в работе, где нет развития.

Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше.

Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время.

Аватар автора

Aleksandr Semenov

был отчислен 13 раз, но довел дело до конца

👍 За: сотрудникам с высшим образованием платят больше

Пока учился на заочном отделении, работал системным администратором на протяжении почти 10 лет. В это время я с трудом сводил концы с концами и учился экономить. При устройстве на работу у меня не требовали диплом, но с ним на той же должности моя зарплата была бы значительно выше.

За три года с дипломом зарплата выросла в четыре раза — сейчас финансовых трудностей нет. Там почти все тройки, но на оценки не смотрят.

Благодаря диплому работаю в большой и успешной ИТ-компании. Каждые два месяца командировки в Европу, вся работа без стрессов, а платят существенно больше, чем коллегам на такой же должности, но без диплома, хотя они не знают об этом.

Когда я сам нанимаю человека и вижу, что у него есть высшее образование, я понимаю, что он может довести дело до конца.

Аватар автора

Ева Крылова

получила высшее образование, чтобы порадовать родителей

👎 Против: много бесполезных предметов и заданий

Училась в одном из лучших вузов своего города-миллионника на бюджете — непонятно зачем пять лет ксерила бесконечные рефераты.

Процесс был устроен максимально неэффективно. Предметы между собой никак не связаны, преподаватели или не могут толком выразить мысль, или диктуют по учебнику, или просят от руки переписывать их конспекты.

Благо я решила параллельно самостоятельно освоить другую профессию. Учебу не бросила только потому, что родители были сильно против, — так и дотянула, зато красный диплом. Но при приеме на работу его ни разу не спросили.

Аватар автора

Лиза Минченко

устала от вопросов эйчаров о наличии диплома

👍 За: некоторым работодателям диплом важен

В 19 лет я попробовала устроиться на работу делопроизводителем, диплома у меня не было. Тогда на этой должности можно было получать 23 000 рублей на начальных этапах, но без высшего образования не брали. Я подходила по всем параметрам, кроме диплома, и в итоге мне предложили работу секретарем за 17 000 рублей. Это был важный момент, когда я осознала, что любая корочка в России ценится выше, чем навыки, молодость и энтузиазм.

Меня не раз спрашивали о наличии диплома, и порой эйчар не скрывал пренебрежения после того, как я отвечала «нет». В итоге я решила говорить, что планирую поступать в будущем году, и на меня стали смотреть доброжелательней. С того времени я два раза поступала в колледжи — и оба раза бросила. Сейчас же поняла, что именно мне нужно, и уже поступила в вуз.

Аватар автора

Ivan Eremin

считает, что люди недооценивают среднее профессиональное образование

👎 Против: есть хорошие профессии, для которых не нужно высшее образование

96% населения высшее образование не нужно, особенно такого низкого уровня, как у нас. А вот среднее профессиональное очень нужно всем. Высшее образование должно быть для науки, а не чтобы Вася или Петя пошли с дипломом вуза класть кирпичи и пилить доски.

Многие пилоты не имеют высшего образования. Существуют аэроклубы, в основном коммерческие, которые предоставляют курсы пилотирования и часы полетов. В них действует ступенчатая система обучения.

Первая ступень — сертификат пилота-любителя, с которым вы уже можете летать, но вряд ли сможете найти работу.

Вторая ступень — пилот коммерческого характера. Этот сертификат можно получить, только если вы прошли предыдущий этап обучения. В этом случае вы уже имеете право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на воздушных средствах с одним двигателем. Таких пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании для полетов на короткие расстояния.

Третья ступень — линейные пилоты. На эту категорию можно претендовать, только если вы прошли предыдущие этапы обучения или самостоятельно получили диплом пилота в вузе. Такие специалисты имеют право водить любой самолет, летных часов у них в десять раз больше, чем у выпускника вуза. Именно таких пилотов и ищут авиакомпании-работодатели. И не просто ищут, а в буквальном смысле отслеживают и ждут. Так что, когда вы летите в самолете, им, скорее всего, управляют пилоты без высшего образования.

Аватар автора

Вадим Муратов

считает, что в технической среде без диплома совсем тяжело

👍 За: есть хорошие профессии, в которых без высшего образования не обойтись

Я инженер систем теплогазоснабжения и вентиляции. В такую сферу без диплома на работу не берут, поэтому зарабатываю, конечно, больше, чем получал бы без образования. Теоретически, конечно, могут взять и без диплома, но нужно доказать делом, что ты умеешь работать. Хотя все мои коллеги так или иначе с профильным образованием.

Без образования я мог бы пойти на стройку монтировать эти самые системы. Труд тяжелый, условия проживания чаще всего отвратительные. Особенно если работать не в своем городе, что часто бывает у монтажников в частных фирмах. Все зависит от того, где компания выиграет тендер.

Хорошее техническое образование, на мой взгляд, даже полезнее, чем другие направления, потому что после учебы ты так или иначе найдешь работу по специальности, а не пойдешь раздавать листовки. Творческим профессиям проще обучиться в свободное время на курсах или читая книги, а после подтверждать свой профессионализм через портфолио. В технической среде диплом — это минимальная гарантия того, что вы что-то знаете и умеете, понимаете логику работы.

Аватар автора

Дмитрий Мороз

на трехдневных курсах узнал больше нужного, чем за пять лет в вузе

👎 Против: иногда полезнее пройти профессиональные курсы

У меня есть среднее специальное библиотечное образование и высшее библиотечное образование. Оба — полный пшик, пустышка, дно.

В Екатеринбурге средняя зарплата библиотекаря — 15 000 рублей в месяц. Я работаю в библиотечной сфере, но не в бюджетном учреждении, так что моя зарплата выше — 35 000 рублей.

Но самое смешное — то, чему нас учили пять лет, вообще не пригодилось. А вот трехдневные курсы по работе в каталогизаторе «ИРБИС» очень помогли.

Аватар автора

Ivan Kolesnikov

знает, кому проще уехать из страны

👍 За: с высшим образованием проще переехать за границу

Если вы попытаетесь эмигрировать, поступая на бакалавриат в иностранный вуз, придется сдавать местный аналог ЕГЭ. У местных школьников в этом случае будет большое преимущество, потому что они готовились к этому с детства и идеально знают язык, на котором проходит экзамен. В магистратуру же обычно принимают по результатам конкурса портфолио. Нужно будет сдать только языковой экзамен, но он общий для всего мира и его можно сдавать на родине.

При эмиграции по работе диплом тоже является существенным преимуществом, а иногда и обязательным условием.

В общем, если хочется уехать из России, но нет жены-иностранки, миллионного бизнеса и не везет в лотерее на грин-карту — или не хочется в США, — то диплом будет огромным плюсом.

Аватар автора

Дмитрий Семёркин

не узнал в вузе ничего нового

👎 Против: в школе и вузе не учат тому, что действительно пригодится в жизни

Родители отправили меня на химический факультет, который я бросил через полтора года. Через некоторое время попал в интересующую меня сферу — провайдерство.

Тогда решил отучиться на соответствующую специальность хотя бы заочно. И не узнал ничего нового за время учебы! Более того, как практику, мне иногда очень хотелось поспорить с преподавателями-теоретиками.

В итоге я получил диплом скорее для родителей, воспользовался двумя лишними учебными отпусками в год в течение шести лет — все довольны, но реального толку нет. Бумажка эта мне за 10 лет ни разу не пригодилась.

И, честно говоря, жалею, что был хорошистом в школе: это не помогло моей коммуникабельности и решительности. Если бы больше времени проводил в обществе, а не уроки учил, может, сейчас лучше бы понимал людей.

Аватар автора

Nikolai Mironov

воспользовался всеми возможностями, которые давал вуз

👍 ЗА: высшее образование помогает смотреть на мир шире

Я поступил на философский факультет УрФУ. К третьему курсу начал включаться во всяческие конференции и получать стипендии. Полтора года магистратуры буржуазно прожил отдельно от родителей на гранты, которые смог для себя выбить из различных фондов. Чтобы как-то устроить себя в жизни, в это же время я погружался в интернет-маркетинг через различные курсы, книги и тысячи статей. Где-то подрабатывал для практики.

В конце магистратуры выдался шанс поехать учиться в Копенгагенский университет. Там я прошел курс по Digital Strategic Communication, где закрепил все, что уже успел изучить до этого, и узнал кое-что новое. Пока находился в Копенгагене, прошел собеседование и получил оффер от екатеринбургского диджитал-агентства. Через неделю после приезда уже вышел на работу с зарплатой выше средней по городу.

Эта история не может служить ни для кого инструкцией, но я уверен, что она со мной случилась именно благодаря моему образованию, которое сформировало у меня определенный подход к жизни и образ мышления.

Высшее образование формирует целостный взгляд на тот мир, что существовал еще до вашего появления в нем. Через обсуждение сложных тем вы развиваете гибкость и глубину мышления. Вопрос в том, чего вы сами хотите: просто зарабатывать деньги или еще и понимать, что происходило и происходит вокруг вас.

Необязательно идти в университет сразу же после школы, так как 98% фрешменов вообще не понимают, чего они хотят от жизни. Но высшее образование я все же считаю необходимым. Главное — найти нормальный вуз и правильно потреблять это образование, а не просто ходить на пары с айфончиком посидеть.

Расскажите, как вы освоили свою профессию. Образование пригодилось или обошлись без него?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Типичная подмена понятий: противники ВО на самом деле спорят не с тем, нужно ли образование, а с тем, нужен ли диплом. Диплом и образование - разные вещи. Аргументов против любого образования быть не может в принципе, а аргументы против наличия корочек никого из людей с высшим образованием не интересуют.

54

Sergey, Типичная подмена понятий: образование на протяжении 5 лет в институте или 5 часовой онлайн курс из Кремневой долины - разные вещи. Аргументов против образования может быть сколько угодно, так как образование везде разное.

24

Sergey, Аргументов против образования полно: начиная от цены (время — тоже деньги), заканчивая актуальностью и востребованностью. Даже в хороших российских вузах — половина предметов левые, а в большинстве так вообще делают вид что учат.

15

GreLI, это не аргументы против образования как такового, а против выбора конкретной программы обучения для решения конкретной задачи конкретного человека.

5

Sergey, я противник получать образование в институте. Но сам не помню, чтобы прекращал учиться.

1

Денис, совершенно верно - программы, а в рамках нашего вопроса за или против высшего образования, так как образование может быть и не высшим

1

Sergey, отлично сказано

1
Герой Т—Ж

23.04.19, 18:19

Sergey, полностью согласна

1

Sergey, а мне больше всего понравилась фраза, сказанная в точку и с юмором: "Высшее образование должно быть для науки, а не чтобы Вася или Петя пошли с дипломом вуза класть кирпичи и пилить доски." Конечно, нужно в/о или не нужно - это зависит от того, куда Вася или Петя собираются пойти. А когда цель или профессия не указаны, то спрашивать о необходимости в/о бессмысленно.

0

Sergey, Диплом и образование - разные вещи. Солидарна с вами.

0

Sergey, Полностью согласен.

0

Sergey, ну тогда сторонники образования тоже не о том спорят, не?

0

Кирилл, это аргументы против той или иной программы и/или комментарии относительно её соответствия целям и задачам учащегося.

0
0

Высшее образование не имеет своей задачей сделать человека работающим специалистом. Оно предлагает теоретическую подготовку и развитие умения постоянно учиться. Кроме того образование невозможно дать. Его только берут, если хотят и могут. И если в ВУЗе для этого есть условия.

В РФ плохое качество ВУЗов (оно и в позднем СССР не было звездным, а в девяностых упало так, что пока не отжаться). И куча людей, которые искренне верят, что диплом = профессия = зарплата. Отсюда так много разочарований.

28

Денис, А как же говорят что в России самое лучшее образование, а в Америке отстой? Мб в Англии лучше но там и стоимость огого.

0

Олег, В основном да, в школах россии к примеру математика выше в одних и тех же классах по сравнению с США .Но в америке упор ставиться на развитие определённого навыка/умения (к примеру история, математика и т.п) и личности.

1

Денис, абсолютно согласна! Сейчас простыню накатала по той же теме.

0
0

Красный диплом юрфака. Не пригодился - еще с института строю карьеру в ИТ и весьма успешно. Тьфу х3.
НО! Высшее образование дает действительно другой взгляд на мир (по крайней мере юридическое, историческое, философское) - ты смотришь на все более верхнеуровнево - видишь логику и связь событий, понимаешь как много еще нюансов от тебя скрыто, можешь лучше оценивать риски и вероятности, умеешь искать, фильтровать и использовать информацию и многое многое другое. Это безусловно дает преимущества в любой карьере.

22

Алексей, Может можно научиться искать инфу самостоятельно?

3

Алексей, но ведь мыслить "верхнеуровнево", включать логику и в целом видеть причинно-следственные связи скорее про аналитический склад ума и навыки. Этому не учат в ВУЗах. Этому человек должен научиться еще в школе.

1
0

По диплому я учитель, ни дня не работала по профессии. Студенчество просто прикольная пора. Сейчас работаю в IT, научилась всему сама.

8
0

Сейчас как раз нахожусь на распутье. После 9 класса пошёл в колледж. Выпустился техником компьютерных систем. При этом горжусь своим колледжем и не понимаю, почему его называют шарагой. Звёзд с неба, конечно, не хватал, но определённый математико-программисткий склад ума сложился, хотя в школе (да и сейчас тоже) не дружил с точными науками.

Потом не знал, чем заняться, и просто бездельничал 2 года. В какой-то момент понял, что надо пойти получать вышку. В основном ради корочки. Сложились несколько факторов: фотки одноклассников, которые уже хвастались своими дипломами; призывы родителей, что диплом это только !минимум!, что должно быть у человека; начала ехать крыша от бесцельного существования.

Так я попал в пед.универ. Т.к. у меня с английским всё ок, я подал доки на переводчика (очка 4 года) и учителя английского (заочка 3.5). Везде поступил, но заочка была бюджетной, а на бюджетную очку не хватило баллов. Несмотря на то, что хотелось учиться на переводчика, перспектива висеть на шее родителей ещё 4 года до 26 лет, платить 100к+ в год и каждый день утром ходить на пары, была так себе. Решил, что лучше сэкономить и иметь свободу действий, работать. Так я стал учиться на препода английского.

Сейчас мне 24, на 2-м курсе. Вообще нет ощущения, что учусь и получаю какие-то знания. Может дело во мне, что у меня нет настоящей мотивации учиться. Устроился в Яндекс (т.е. вообще не по вузовской специальности). Подумывал о том, чтобы отчислиться и попробовать самообучение и курсы по IT сфере, но решил, что надо дойти до конца, хоть и не хочется. Слишком часто не довожу начатое до конца. Не очень хорошее качество. Жизнь непредсказуемая, никогда не знаешь, где и когда диплом может пригодиться. К тому же, подумываю о том, чтобы поехать в Китай преподом английского. А тут и учусь в нужном месте, диплом подходящий будет.

Всё ещё нет твёрдого вектора, куда двигаться, но есть примерные ориентиры. По ним и буду идти.

7

Artur, у меня сложилось такое впечатление, что ты говоришь прямо про мой колледж, в котором я учусь. Читая твою историю, я прямо узнаю здесь себя сейчас, ведь так же нахожусь на некотором распутье в поисках себя и своего ремесла.
Я надеюсь, что у тебя за это время жизнь постепенно начала налаживаться. :)

3

Artur, после этой вышки хочу попробовать поступить в магистратуру зарубежом. Не знаю, останется ли желание к этому времени и хватит ли духа решиться, но пока мысли такие.

0

Artur, получилось поступить на магистратуру за рубежом?

0
0

Я устроился в компанию с самого начала ее основания, более 10 лет назад. Тогда офисом была трехкомнатная квартира. Сейчас компания имеет 2500 тыс рабочих и 500 чел. ИТР. Занимая огромные офисы в Москве и СПб. Когда меня оформляли на работу, я подал диплом техникума (техник-электромеханик). Компания росла, менялись в ней люди. Отдел персонала тоже не раз менял свой состав. А меня сначала поставили по специальности, потом попросили быть И.О. Гл. Энергетика (так тянулось 2 года). Потом был Старшим механиком, потом перевели на должность Начальника базы, Один раз Ген директор, дал указание IT отделу, проводить все закупки этого отдела, через мою подпись, так как ранее на базе нужно было установить качественный интернет, но IT-шники не смогли этого сделать, а я после их попыток, с минимальными затратами, установил усилители сигнала с антеннами и интернет стал летать. Потом меня хотели поставить заместителем начальника управления, но тут я сам отказался (так как я не хотел заниматься содержанием автодорог). Позже Поставили руководителем отдела по инновациям. Я контролировал все расходы и закупки УМ. Был во всех тендерных комиссиях предприятия. Наши поставщики серьезной техники из Российско-Финской компании (в которой я не раз был в командировках, не только в России, но и в Финляндии), предложили мне перейти на работу к ним техническим директором в Российский филиал. (я их предупредил, что высшего образования у меня нет) но и это их не остановило. Они решительно были настроены на мой переход к ним. А в моей компании наверное просто забыли, что я без вышки или явно где-то ошиблись при переводе меня с одной должности на другую, но и я не напоминал (несколько было стыдно в душе за это). Но делая свою работу, я был в шоке, какие ошибки делают инженеры с высшим образованием. Я часто исправлял, переделывал и учил тех, у кого образование было выше моего. Мне не раз приходилось доказывать свои расчеты по работе техники на огромных объектах, выходя победителем в споре с главными инженерами нашего предприятия. Руководство меня отправляло на всевозможные выставки и переговоры по закупке техники, как в РФ, так и в ЕС. И никто не разу не догадался, что диплома о высшем образовании у меня нет. Я сейчас несколько жалею, что не пошел в Российско-Финское СП (очень далеко было мне к ним ездить на работу) . Но за то я ушел из компании, которой отдал 10 лет и организовал свой бизнес. Так что у меня обошлось без него, без высшего образования. Спасибо, если никого не утомил.

7
0

После школы по инициативе родителей поступила на факультет менеджмента в техническом вузе. Пол года обучения хватило для осознания того факта, что диплом этот в жизни мне никак не пригодится. К тому же общество преподавателей и студентов меня не очень устраивало. Закрыв сессию на отлично я решила перепоступать на интересующее меня направление - дизайн. Был только один вариант - идти на бюджет, но с такой задачей я не справилась, плохо написала егэ. Решила готовится второй год, параллельно ходя на курсы по рисунку, но и во второй раз получить хорошие баллы по егэ мне не удалось. В итоге сейчас, спустя 3 года имею достаточно неплохое портфолио дизайнера, работаю то в одном, то в другом месте. Но зарплата средняя или ниже средней, мечтаю попасть в хорошую студию. Думаю о важности высшего образования и склоняюсь к тому чтобы поступить на платную вечерку по профилю журналистики: грамотные люди везде нужны. Дизайном продолжу заниматься

5
Сообщник

11.08.22, 10:25

Intro, почти тоже самое начало, только экономика)Плохо пересдала егэ. Правда думаю возвращаться, тк совсем запуталась куда хочу и зачем

0
Сообщник

11.08.22, 10:26

Helen, правда передавала информатику, думала идти на программиста, но теперь тоже не понимаю надо оно мне

0
0

Образование пригодилось, потому что свело меня с людьми из моей будущей профессии и вырвало из не очень хорошего социального слоя, но сами знания были достаточно низкокачественными как и полученные навыки, так что 50/50

4
0

"Конкретные" знания из образования мне не помогли. Вообще.
Но само образование, та же сложная математика очень хорошо развивает мозг.
Также сам процесс развивает обязательность, работу в группе, самостоятельность.
Не спроста многие с удовольствием берут на те же экономические специальности выпускником мехмата, а не самоучек...

По опыту толковые люди без ВО есть - но , почему то, при равной степени квалификации они более конфликты и/или менее обязательны.

4
0

Все путают мягкое с теплым. Нужность высшего образования не должна оцениваться по критериям размера зарплаты или привлекательности для работодателя. Ещё раз: образование НЕ ДОЛЖНО ПОМОГАТЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ. Для этого есть проф.курсы, и колледжи, где дают все четко и по делу. Образование нужно прежде всего чтобы человек был образованным (внезапно, правда?), чтобы он мог эффективно мыслить и доносить эти мысли до окружающих. Проблема в том, что большинство универов и программ внутри них- это просто скорлупа. Есть разумеется исключения, типа врачей или физиков-ядерщиков, где лямку нужно тянуть долго и упорно, но и туда идут не за деньгами.

Я получила 4 высших. Не корочки, а четыре высших с реальной учебой, защитой и и тд, без взяток и прочей дряни. Все они гуманитарные. Уже после первого понимала, что по профессии работать не буду, получала их для себя и для своего удовольствия. Зарабатывала со второго курса ин.языками, чем и занимаюсь до сих пор. И это достаточно технический навык. А образования просто для души.

А люди надевают ласты, а потом жалуются, что голова промокла. Не там ищете!

4
0

Доброго дня!!! Моя специальность ТРЕБУЕТ высшего образования!!! Ракетные двигатели...прежде, чем получить высшее образование, нужно подумать, а где будешь его применять? И о его УНИКАЛЬНОСТИ для применения в других областях!!!

4
0

Во-первых, есть подмена понятий, как уже отметили другие читатели. Корку можно и в переходе купить, правда толку от этого не будет. Во-вторых, если мы говорим именно о получении высшего образования, необходимо ответить на вопросы "где?" и "зачем?". Помимо того, интересно это или не интересно, конечно же. "Где?" важно, так как значительная часть отечественных вузов дает очень слабую подготовку и может не иметь нормальных связей с работодателями. По этой причине очень многое зависит от конкретного заведения и региона. Нет каких-то особых сложностей начать делать карьеру в финансах, если ты учишься на экономфаке МГУ. Чуток прилежания, социальной активности, стажировка в правильной компании и вперед. Однако очень сложно заниматься тем же, если ты учился на экономфаке в Усть-Урюпском сельскохозяйственном университете без хороших преподавателей и сокурсниками из соседней деревни, а банки в городе представлены двумя отделениями Сбера и одним - ВТБ. "Зачем?" важно, далеко не все интересные университетские специальности созданы для зарабатывания денег и вкатывание в отрасль с нуля. Например, искусствовед. Очень хорошо быть искусствоведом, если у вас есть многомиллионное наследство. Прекрасная жизнь, а вы - специалист в прекрасном. Однако не очень хорошо быть музейным смотрителем, единственный источник доходов которого - зарплата 20 тысяч рублей. Лучше бы пошли на инженера-нефтяника.

4
0

Все индивидуально, если ты считаешь что тебе не нужно, то тебе действительно это не нужно!

3
0

Спорно до сих пор. Пока везде,где я работала,не требовались забубенные навыки. По сути,я училась всему на месте. Загвоздка в том,что везде нужны были языки,и вот эта часть моей вышки всегда пригождалась,что и кормит до сих пор. Вторая часть,религиозной направленности, скорее для себя,особенно в путешествиях.
Вопрос просто в том,как вы используете свое образование. Можно мести полы,будучи астрономом,а можно в NASA работать. Некоторые мои товарищи по специальности эмигрировали после нашей кафедры и отчасти благодаря ей, кто-то родил и забил на все,и пылится диплом на полке и в голове пусто. Лопатой можно копать,а можно убить...

3
0
Герой Т—Ж

23.04.19, 18:18

Зависит от ситуации. Если вы хотите работать руками (что оч круто), то высшее образование необязательно.
А если вы хотите работать исключительно мозгами, в наукоемкой сфере, (да, даже программистом) высшее образование точно не повредит. Конечно, если поступать абы куда, чтобы от армии откосить, то глупо ожидать хорошего образования. А у получения нормальной специальности, которая вам интересна, есть куча очевидных преимуществ типа:
полезные знакомства по специальности,
хорошая теоритическая база, универ учит учиться самому, (совершено нормально добирать знаний в вузе самостоятельно) ну и прочее.
А те 2-3-4 года, что вы якобы теряете (можно ведь и не доучиваться) особо вам рабочего опыта на дальней дистанции не прибавят.
Вобщем, мое мнение, если в вашей сфере есть вариант получить по этой специальности знания в хорошем месте у хороших преподов, то это стоит сделать. Иначе можно вообще дальше пойти: А зачем учиться писать и читать вообще? И в школу зачем ходить? Только время зря терять, можно же рабочий опыт получать.

3
Герой Т—Ж

24.04.19, 14:11

Евгений, да, все так, линейная алгебра, аналитическая геометрия, системный анализ, матметоды, принципиально эти простые базовые вещи не меняются. Специалист с хорошей базой может делать что угодно с какой угодно технологией, на каком угодно языке (изучая их особенности, естественно тоже, но на это время тратится гораздо меньше).
Но зачем впрягаться в скучную математику, ведь гораздо круче собрать инфу по верхам, не понимая принципов использовать библиотеки из примеров и хвастаться что «высшее образование для программиста не нужно, я все на stackoverflow изучаю», там с картинками

3

Анастасия, Попробуйте нормально выучить матан, тервер, дискретку, алгоритмы и прочие фундаментальные дисциплины вне универа.

2

Анастасия, вполне себе отлично учится в универе на программиста. Мат.обеспечение вычислительной техники - весьма актуальная программа была уже в 2004 году (с избытком мат. дисциплин, на мой взгляд - но для обычного энтерпрайз разработчика, а для специалиста по графике, мат. моделирования - в самый раз). Крепкий базис программирования на базе C / C++ с демонстрацией эволюции версий языка (с посещением тупиковой ветви borland bilder), ООП, низкоуровневое программирование, базы данных, теория ЯП с разбором принципов компилятора, веб-программирование (еще в 2007-то году), теория сетей и их принципы работы, разработка под линукс и системы реального времени, нейронные сети. На мой взгляд, весьма сильная и актуальная программа, которая после выпуска дает возможность выбирать практически любое направление в IT. Впрочем, для формошлепов и "веб-мастеров" - явно избыточно, ага.

1
0

Мне 29, Ушел работать на втором курсе. Курсе на 4ом перешел работать в СМИ, диплом не просили (яж еще студент). Я забрал свой диплом через 3 года, после получения образования. И только лишь из-за того, что думал(!) что он может понадобится при устройстве на новую работу. О нем не спрашивали и не смотрели на собеседовании и когда утверждали мое назначение. Спросили только вскользь какое образование (высшее или среднее). Саму сферу не спрашивали - им нужны были мои навыки, которыми я овладел на прошлой работе. В конце сказали только чтоб принес скан в отдел кадров на оформление. Поэтому Зачем он мне? ХЗ.

ПС: оценки там были не очень хорошие. :)

3
0

закончил юридический, понял на 3 курсе, что в РФ прав тот, у кого больше прав и связей. Но деваться уже было некуда, выпустился как юрист. Параллельно вел свои хоум проекты в IT . Этих навыков хватило чтоб получить в Питере не сложную IT подработку. Параллельно проходил точечно курсы, которые мне нужны были. Прошел многие ступени от сис админа до интегратора и ручного тестировщика софта и устройств.
Сейчас разработчик в тестировании. Суммарно взял порядка 15 оплачиваемых курсов комплексных по разным дисциплинам. И еще около 30 самостоятельно в нете. Технической вышки так и не заимел, да в айти, если ты не в наукоемкой сфере или сфере производства / роботизации, она не особо-то и нужна. Считаю, что 5 лет универа и 3 года колледжа - просто выкинутое время в трубу.
Диплом для меня - просто билет для работодателя, показывающий, что ты не полный ноль. Хотя многие все еще воротят нос, что диплом не технический. И я предоставляю сертификаты о повышении квалификации, всех это устраивает.

2

Татьяна, или наоборот если их нет

2
0

У меня среднее медицинское и высшее фармацевтическое.
Работаю в оптовых фармкомпаниях. Формально профильное образование не нужно, но по факту без него взяли бы только ассистентом (по блату) или оператором ПК.

2
0

Смеюсь над людьми, которые заявляют что ВО не нужно, так как они поступили куда-то, потом поняли, что эта специальность им не нравится и пошли в сферу ИТ. Так это вы облажались с выбором профессии для поступления в вуз, так как сами не понимали чего хотите. Может если бы вы сразу определились какими специалистами хотите стать и поступили на интересующую вас специальность, то и говорили бы по-другому?

2
0

12 день без высшего образования, три года назад ИТ-компания с мировым именем перевезла меня в Латвию, где я был тимлидом для людей с ВО. Потом уволился оттуда в местную авиакомпанию и параллельно начал свое дело. Уже полгода как занимаюсь только своей фирмой. На всех работах люди с ВО имели либо такую же зарплату, либо ниже. Я не сын маминой подруги, обучаюсь всему сам. Может, просто самообразование к этому ведёт, я не знаю.

2
0

Образование пригодилось, высшее образование частично

Учился по специальности "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". Работаю начальником бюро на заводе. Мой доход 45000 р./месяц (уровень дохода ниже, чем у уборщицы в США). Роста нет и не будет. Для роста нужно переезжать в крупный город и двигаться по карьерной лестнице ежегодно (любыми способами, в т.ч. меняя работу). К IT направлению изначально не было никакого интереса. Прошел в доступный для себя ВУЗ, так как хорошо знал математику, физику и разбирался в компьютерах.

Вторая работа - маркетолог аналитик, копирайтер (автор реклам). Открыл ИП. Доход от 100 000 р./месяц и растет каждый год. Учусь всему сам. Собрал библиотеку профессионально литературы. Мне интересно помогать предпринимателям зарабатывать деньги, упрощая процесс продажи услуг/товаров. Начал учиться новой профессии, когда на работе было свободное время. Пока другие играют в косынку, смотрят сериалы, спят - я делаю сайт, созваниваюсь с клиентами, пишу книгу, создаю маркетинговые и рекламные материалы. Сейчас создаю бизнес-план по открытию рекламного агентства. Продолжаю работать на заводе, чтобы не терять стабильность.

Какие выводы сделал об образовании

Начальное образование (школа, старшая школа) нужно, чтобы получить набор теоретических знаний, одобренный государством. Тебе дают фундамент. При этом никто не скажет как и для чего его использовать. Обучение может привить желание учиться, что очень ценно.

Высшее образование нужно, чтобы сделать человека специалистом в сложной сфере, а не более образованным в глазах других людей (хотя в ВУЗах России повышают именно уровень теоретической образованности). У нас специалистом человек может стать, если возьмет все, что ему дадут и займется самообучением (т.е. углубится в интересное для себя направление). Мне вышка помогла занять "теплое место", где я смог не только чуть-чуть зарабатывать, но и развиваться в интересном для себя деле.

Сначала нужно найти себя, а потом получать высшее образование.Тогда в этом есть больший смысл.

2
0

После школы поступил в вуз на айтишную специальность. На первом курсе было мало интересного, на втором меня отчислили. Пошел работать на железную дорогу. Там и работаю по сей день, закончил заочно техникум и бакалавриат, потом ещё магистратуру. У нас ко всем должностям установлены требования к образованию, исключений не делают и даже 50-летние идут на заочку. Без образования я бы работал на той же должности, с которой начинал. Зарплата там меньше раза в три.

2
0

Я закончил университет почти 8 лет назад, за это время диплом у меня никто не спросил (и я даже не помню где он лежит). Однако, я за высшее образование, так как именно оно в свое время дало мне «базу» для получения новых знаний.

1

Сергей, а вот мне кажется ваш комментарий "выпендрежем" или завидуете его карьере. Скромность, стиль изложения никак не коррелируют с высшим образованием.

1

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество