Я открыл таксопарк и создал ИТ-решение для бизнеса в 2017 году за 500 000 ₽

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Станислав Еговцев

Страница автора

Идея и суть бизнеса

В 2017 году, будучи преподавателем математики, я решил сделать первый бизнес-проект: на имеющиеся 500 тысяч рублей купил подержанный Hyundai Solaris и сдал его в аренду. Таким образом стал получать около 40 тысяч рублей в месяц пассивного дохода.

Открытие

Стартовал в Москве. Не скажу, что были большие ожидания от бизнеса. Для меня это скорее был вопрос инвестиций и получения стабильного дохода, более высокого, чем от сдачи недвижимости в аренду.

Важным фактором являлся и вопрос ликвидности, то есть возможности в любой момент продать бизнес. Учитывая всё это, в моём случае единственным вариантом была покупка автомобиля и сдача его в аренду водителям Яндекс.Такси.

Траты на запуск

Первые автомобили были приобретены на личные средства, отложенные с преподавательской деятельности. В 2017-2018 годах так удалось купить пять автомобилей, в основном, Hyundai Solaris и Kia Rio. В последующие годы привлекались средства банков — через автокредиты и лизинги.

Ошибки на этапе открытия

Я не относился к проекту как к бизнесу. Схема довольно простая, особенно когда в наличии всего несколько машин, поэтому на начальном этапе ошибок не было. Трудности появились позже и были связаны с масштабированием, когда количество автомобилей увеличилось до нескольких десятков.

Неправильное решение — всё тащить на себе. Не имея помощника, приходилось самому заниматься всем и сразу. Думаю, это произошло из-за неопытности. Если бы сейчас начинал подобный проект, то взял бы первого сотрудника гораздо раньше.

Команда и структура бизнеса

У нас трудится порядка ста человек, не считая водителей. Это управляющий состав таксопарка, автосервиса, мойки, детейлинга и других подразделений. Часть сотрудников оформлена официально, часть работает по договорам ГПХ.

В структуре предприятия отдельное место занимает аналитический отдел. Все решения мы принимаем, отталкиваясь от сухих цифр. У нас работает отдельный математик-аналитик, от ума которого зависят многие решения в компании.

Остальная структура предприятия состоит из двух основных частей. Первая — парк машин, находящихся в собственности, либо в лизинге нашей компании «Stax». Вторая — взятых в доверительное управление у частных инвесторов. Два года назад вторая часть обогнала по размеру первую. Поэтому последние 2 года мы называем себя управляющей компанией, так как основная деятельность — управление доверенным инвесторами имуществом.

Доходы и расходы

В разные месяцы размер прибыли отличается. Самый насыщенный запросами — декабрь. В летние месяцы идёт некоторый спад.

В 2022 году суммарный доход компании составил порядка 16 млн долларов США. Из них 70% — доход таксопарка, так как аренда автомобилей — наше основное направление.

Основные расходы складываются из покупки автомобилей и лизинговых платежей для одной части таксопарка, и еженедельных выплат инвесторам для второй. Кроме того, есть постоянные платежи за аренду помещения в 3 000 кв.м. на юге Москвы, здесь располагаются все направления бизнеса.

Значительная часть средств идет в фонд оплаты труда, причем около 65% — на оклад специалистов нашего IT-отдела. Программисты работают удаленно в разных городах России. Наши CRM и ERP-системы успешно используются не только нами — мы сдаем их в аренду другим таксопаркам. С помощью программ они легко отслеживают необходимость замены масла, продления страховки на автомобиль, доходы водителя и многие другие параметры.

Мы верим, что за IT — будущее, которое уже сейчас приносит прибыль. Благодаря нашим программным продуктам мы делаем и выплаты инвесторам. Чистая прибыль за прошлый год составила около 3 млн долларов США.

Продвижение

Мы использовали контекстную рекламу на Яндекс и Google, SEO-продвижение и соцсети. В данное время отказались от контекстной рекламы, так как поток заявок был больше, чем мы могли обработать. Сейчас используем только социальные сети, планируем активнее развивать и другие площадки, в разработке находится YouTube-канал о жизни компании.

Но всё же самым эффективным в нашей сфере считаю так называемое «сарафанное радио». Большинство клиентов — люди состоятельные, принимают решение не на основании рекламы в Интернете, а по рекомендации друзей и знакомых.

Сложности в сфере и советы начинающим предпринимателям

Главной сложностью, как ни странно, был языковой барьер: 70% водителей — граждане Киргизии, плохо говорящие по-русски. Остальные — русскоязычные граждане России, Белоруссии и Казахстана. Мы решили проблему, наняв сотрудника, хорошо владеющего двумя языками. Это помогло сгладить многие углы.

Другая сложность — наличие высоких штрафов от МАДИ. Например, штраф за парковку на газоне в Москве составляет 300 тысяч рублей. Мы постоянно работаем с водителями, объясняем им, как не нарушать законы, а также имеем высококвалифицированных юристов.

Также в прошлом многие лизинговые компании неохотно сотрудничали с таксопарками, отказывая в лизинге. Но в последнее время мы получаем много предложений, так что проблема уже не актуальна.

Тем, кто только начинает свой бизнес, я бы посоветовал создавать ИП или ООО, вовремя платить все налоги и делать своё дело максимально прозрачным. Важно не стесняться брать консультации у экспертов по налогам, не боятся идти на сотрудничество с государством в этой сфере, потому что оно живо заинтересовано в развитии бизнеса. Правительство Москвы активно выделяет субсидии для тех, кто берет машины в лизинг. К примеру, в 2023 году на поддержку сферы такси уже направлена солидная сумма. Чем лучше развивается бизнес, тем больше налоговых сборов получит страна.

Интересная история о бизнесе

В нашей сфере такие ситуации, к сожалению, происходят либо на основании ДТП, либо форс-мажоров.

Одна из самых странных историй — в меня врезалась машина из моего же парка. При составлении протоколов в обоих документах в графе «собственник» стояло мое имя, потому в страховой на нас смотрели косо. Вероятность подобных совпадений низка, но у меня это произошло.

Еще одна ситуация — при постановке новой машины на учет нам выдали номерные знаки, в которых одна буква номера не совпадала с СТС. Целый год водитель ездил так, и ни один инспектор на дорогах не обратил внимание на небольшое расхождение номерного знака и СТС. Ошибку заметили мы сами, когда водитель, отработав год, решил уволиться, так как купил собственный автомобиль. Обнаружилось, что за год у него не было ни одного штрафа. То есть штрафы, конечно, были, потому что невозможно обойтись без них в сфере услуг такси, но они уходили «в никуда».

Планы

Менять стратегию развития мы не планируем. На протяжении последних 5 лет отмечаем стабильный рост компании, несмотря на пандемию и события осени 2022 года. В то время как другие таксопарки сбавили темпы роста или вовсе ушли с рынка, передав нам свои машины под управление.

Сейчас можно выделить два основных направления нашей работы. В связи уходом с российского рынка корейских автопроизводителей мы переключаемся на закупку китайских автомобилей, в частности, Cherry, Haval и других. Второе направление — развитие компании в плане управления инвестированными клиентами автомобилями и средствами. Будем популяризировать эту сторону бизнеса путем ведения своего канала в YouTube.

Также поддерживаем других игроков отрасли: 7 апреля 2023 года приняли участие в бизнес-мероприятии Общественного совета по развитию такси, провели обучение для 44 участников из 21 региона России, владельцев самых крупных таксопарков страны. Они получили много полезной информации для дальнейшего развития собственного бизнеса.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество