Бизнес
86K

Как зарегистрировать ООО из дома

При помощи сервиса ФНС

30
Как зарегистрировать ООО из дома

В 2018 году мне срочно надо было открыть ООО в другом городе. Расстояние до нужной мне инспекции ФНС составляло без малого 2000 километров.

Аватар автора

Иван Скороходов

самостоятельно зарегистрировал ООО без посещения налоговой

Я уже собрался лететь, но в последний момент вылет сорвался. Тогда я заинтересовался возможностью регистрации юрлица через сайт ФНС. В интернете мало об этом писали, потому что регистрацией юридических лиц в основном занимаются компании-посредники.

Несмотря на помощь Т⁠—⁠Ж, я не смог получить ответы на все вопросы. Я действовал на свой страх и риск, и у меня все получилось. В статье расскажу, как мне удалось зарегистрировать ООО удаленно за пять шагов.

Мы обновили эту статью

С момента публикации в процедуре удаленной регистрации изменились некоторые детали, и редакция внесла их в статью. Общий алгоритм действий остался тем же, поэтому личный опыт от 2018 года по⁠-⁠прежнему сможет пригодиться.

Что за сервис и кому он подходит

В конце 2017 года Федеральная налоговая служба РФ запустила сервис онлайн-регистрации. Он позволяет зарегистрироваться как ИП или создать ООО удаленно: через сайт отправить заявку, а готовые документы получить по электронной почте. С 2019 года при подаче документов через сервис госпошлину платить не нужно. Получается, можно вообще никуда не ходить и никому ничего не платить.

Электронный сервис ничуть не уступает личной подаче: можно открыть ООО с любым составом учредителей в любом населенном пункте РФ, независимо от места подачи заявления и адреса регистрации заявителя, и сразу перейти на упрощенную систему налогообложения.

Пока через сервис нельзя создать другие типы юридических лиц: если вы хотите открыть акционерное общество или товарищество на вере, придется воспользоваться Программой подготовки документов для государственной регистрации или лично идти в нужное отделение ФНС.

У Тинькофф есть бесплатный сервис для регистрации ИП: отправляете заявку, отвечаете на вопросы — дальше все само. Ответ от ФНС придет на почту, самому ездить никуда не нужно.

Шаг 1

Зарегистрироваться на сайте ФНС

Для работы с сервисом необходимо зарегистрироваться на сайте и дать согласие на хранение и обработку персональных данных. Регистрация на сайте ФНС мало отличается от любого другого сайта: нужно указать электронную почту, ФИО и ИНН, а потом подтвердить действительность электронной почты, перейдя по ссылке. После этого можно работать с сайтом.

Если у вас есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или подтвержденная учетная запись на портале госуслуг, можете войти через них. В этом случае повторно регистрироваться не нужно.

Шаг 2

Получить ЭЦП

Что такое ЭЦП. Электронная цифровая подпись — способ подтвердить личность отправителя. Например, пароль из смс от банка для авторизации платежа — это простая электронная подпись.

Кроме простой существует усиленная электронная подпись, которая может быть квалифицированной и неквалифицированной. Разница между ними в том, что квалифицированную подпись выдают лицензированные ФСБ удостоверяющие центры, которые входят в зону доверия ФНС, — они гарантируют надежность шифрования. Такая подпись защищена от копирования и подделки, ее нельзя переслать по почте или выложить на торренты.

Усиленная квалифицированная электронная подпись полностью равносильна собственноручной подписи на бумажных документах. Именно она требуется для электронной подачи заявления и всех документов на регистрацию.

Поскольку мне необходимо было отправить документы как можно скорее, я поехал за ЭЦП в офис представителя, которого нашел в интернете. Большинство компаний, которые этим занимаются, могут привезти ЭЦП курьером, так что и для получения подписи из дома выходить не обязательно.

Документы для получения ЭЦП. Мне понадобились оригиналы паспорта, СНИЛС и ИНН. С документов сняли копии, меня сфотографировали с паспортом и заявлением на выдачу электронной подписи. Эти документы отправились в сертификационный центр, чтобы подтвердить мою личность. После проверки документов в сертификационном центре мне выдали токен (специальное устройство, похожее на флешку, в котором записан сертификат ЭЦП), пин электронной подписи и инструкцию, как с этим работать.

2290 ₽
стоила усиленная квалифицированная ЭЦП

Весь комплект обошелся мне в 2290 ₽. Это было не самое дешевое предложение на рынке, но мне была важна скорость.

С июля 2022 года сертификат квалифицированной ЭП можно оформить бесплатно с помощью мобильного приложения «Госключ». Но такая подпись подойдет только для документов, направляемых в налоговую для регистрации ИП или ООО.

Ключ сертификата подписи создается, хранится и применяется в приложении: не нужны смс-пароли и токен — все функции доступны без личной явки и бумаг. При регистрации ООО с типовым уставом результат можно получить в течение суток.

Чтобы получить сертификат КЭП в приложении «Госключ», потребуются подтвержденная учетная запись на госуслугах, смартфон с NFC-модулем и загранпаспорт нового поколения. Именно он содержит чип с персональной информацией, который позволяет идентифицировать человека.

Как работать с ЭЦП. Электронная подпись, как и обычная, — дополнение документа небольшим фрагментом информации, который однозначно идентифицирует подписанта. В случае ЭЦП такой информацией является сертификат на токене.

Чтобы подписать документы при помощи ЭЦП, необходимо установить на компьютер специальную программу. Лицензия на нее входила в стоимость электронной подписи. В программу необходимо внести сертификат с токена, после чего она сможет подписывать документы. Есть плагины, которые позволяют подписывать и проверять подписи в программах пакета «Микрософт-офис» и «Адоуб», но для работы с сервисом ФНС это не потребуется.

Токен следует хранить так же тщательно, как любой другой документ. Но на случай его утери существует защита пин-кодом. Программа запрашивает его всякий раз, когда кто-то пытается подписать электронный документ. Считается, что пин-код невозможно взломать, но я не рискую и храню токен в сейфе вместе с другими документами.

Токен (носитель) электронной подписи
Токен (носитель) электронной подписи
Шаг 3

Собрать документы и заполнить анкету

Для регистрации ООО необходимо подать следующие документы:

  1. Решение участника (участников) о создании общества.
  2. Заявление о регистрации юридического лица (форма Р11001).
  3. Устав ООО.

Этот список одинаковый как для подачи в отделении ФНС, так и для дистанционной регистрации. Отличие лишь в том, что при личной подаче необходимо представить квитанцию об уплате госпошлины в размере 4000 ₽.

Госпошлина. С 1 января 2019 года за дистанционную регистрацию юридических лиц и ИП госпошлина не взимается. Когда я регистрировал ООО, изменения еще не вступили в силу, поэтому пошлину я оплачивал и прикладывал квитанцию к заявлению о регистрации.

Решение и устав. Сайт ФНС может самостоятельно составить решение о создании юридического лица и типовой устав. Поскольку я их составил предварительно, планируя очную подачу, я решил загрузить те, что уже есть. По крайней мере так я точно знал, что в них написано.

Анкета и форма Р11001. Система автоматически сгенерирует заполненное заявление по форме Р11001. Для этого необходимо заполнить специальную анкету на подсайте ФНС. В ней потребуется ввести данные паспорта, ИНН и адрес регистрации по месту жительства, а также сведения о планируемой деятельности создаваемого общества (коды ОКВЭД) и уставном капитале.

Анкету необходимо заполнять внимательно. В системе есть автоматическая проверка данных, но касается она не всего. Она заметит некорректный ИНН или номер паспорта, а выдавшее учреждение или адрес регистрации — нет. Ошибки могут привести к отказу в регистрации.

Анкета автоматически сохраняется на сайте, так что можно делать перерывы и даже выходить из системы.

Гарантийное письмо от арендодателя. Рекомендуется приложить гарантийное письмо от будущего арендодателя и документы, подтверждающие его право на недвижимость. Они подтвердят достоверность юридического адреса ООО, который нужно указать в заявлении о регистрации ООО.

Мой арендодатель прислал скан гарантийного письма по электронной почте. Документы на право собственности я не просил. Зарегистрировать ООО можно и по домашнему адресу учредителя, тогда понадобятся документы на право собственности и согласие всех собственников квартиры, если их несколько.

Документы о юридическом адресе

Формально список необходимых документов на регистрацию ООО не включает в себя ни гарантийное письмо, ни договор аренды, ни подтверждение права собственности на помещение, где будет зарегистрирована компания. Лица, которые обращаются с заявлением на регистрацию юрлица, не обязаны представлять дополнительные документы, чтобы подтвердить достоверность сведений о юридическом адресе.

Но правоприменительная практика такова, что при отсутствии этих документов налоговая может отказать в регистрации, сославшись на недостоверность представленных сведений об адресе. А может и не отказать — все зависит от взглядов конкретной инспекции и конкретного регистратора. Я решил не рисковать и приложить гарантийное письмо от арендодателя.

Переход на УСН. Как и личная подача, дистанционная регистрация позволяет сразу перейти на упрощенную систему налогообложения. Для этого достаточно приложить к пакету документов уведомление о переходе ООО на УСН (форму № 26.2-1).

Если не перейти на УСН сразу при регистрации, придется ждать 1 января следующего года и есть риск переплатить налоги. Поэтому заявление я отправил в налоговую электронно вместе с остальными документами.

Шаг 4

Форматирование и отправка документов

Формат документов. Документы нужно было сначала распечатать, а затем отсканировать в формате TIFF c разрешением 300 точек на дюйм в черно-белом (однобитовом) цветовом режиме.

Каждый документ должен весить не более 2 Мб. TIFF — типографский формат без сжатия, так что один только мой устав занимал 116 Мб. Это можно исправить. Я редактировал файл в программе XnView Classic, она бесплатная для частных лиц, кем я и был на тот момент.

Для каждой страницы я задавал количество точек 300 на дюйм и преобразовывал в черно-белый режим без сглаживания. После того как я обработал все страницы, устав занимал на диске чуть больше 1 Мб.

Изначальный документ. 116 Мб — это очень много
Изначальный документ. 116 Мб — это очень много
Изменение цветности в программе XnView Classic
Изменение цветности в программе XnView Classic
Документ после обработки. Его размеры соответствуют требованиям ФНС
Документ после обработки. Его размеры соответствуют требованиям ФНС

Отправка документов. Заявление о регистрации ООО по форме Р11001 сразу оказывается в личном кабинете. Остальные документы просто загружаются на сайт. У меня получилось шесть документов: заявление, решение, устав, квитанция об уплате госпошлины, гарантийное письмо и уведомление о переходе на УСН по форме № 26.2-1. Сейчас их было бы только пять — без квитанции.

При отправке документов сайт ФНС требует их подписать. Поэтому необходимо подключить токен к компьютеру и запустить программу для электронной подписи. Каждый документ подписывается отдельно, так что я ввел пин-код шесть раз подряд. Я обращаю на это отдельное внимание, так как меня сначала смутили многократные запросы.

Шаг 5

Решение ФНС

Пакет документов уходит на рассмотрение в инспекцию. ФНС обещает получение результата спустя три рабочих дня после заполнения, но есть нюанс — в скорости работы самого портала. Документы между порталом и региональной инспекцией перемещаются не мгновенно, так что на это тоже нужно делать поправку.

Письмо от региональной инспекции о получении документов мне пришло спустя шесть часов после их отправки. Видимо, срок исчисляется с этого момента: я отправил документы в четверг днем, а ответ получил во вторник поздно вечером.

Регистрация ООО прошла успешно: мне прислали копию устава, свидетельство о постановке на налоговый учет и лист записи ЕГРЮЛ. Каждый документ был заверен электронной подписью налоговой, что приравнивает его к бумажному оригиналу. С такими документами можно открывать расчетный счет, заключать договоры и делать все остальные вещи, которые полагаются обществу с ограниченной ответственностью.

Письмо из налоговой о получении документов
Письмо из налоговой о получении документов
Устав с отметкой налоговой о регистрации
Лист записи ЕГРЮЛ
Свидетельство о постановке на учет

Запомнить

  1. ФНС предоставляет сервис для удаленной регистрации ООО. Это просто и удобно, а с 2019 года — еще и выгодно, потому что за дистанционную подачу документов не нужно платить госпошлину.
  2. Для работы с электронными сервисами нужно получить ЭЦП физического лица. Если ЭЦП нужна только для того, чтобы подписать документы для госрегистрации, ее можно получить бесплатно с помощью мобильного приложения «Госключ».
  3. Документы загружаются на подсайт ФНС. Там же заполняется заявление по форме Р11001.
  4. После рассмотрения документов налоговая пришлет на электронную почту либо документы, подтверждающие регистрацию, либо решение об отказе в регистрации.
Иван Скороходов
Если вы регистрировали ИП или ООО через интернет, расскажите о своем опыте в комментариях:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество