Как экономить на поездках в московском метро

126
Как экономить на поездках в московском метро
Аватар автора

Аноним

кассир в метро

В московском метро есть билеты, которые никогда не стоит покупать.

Я работаю кассиром в столичном метрополитене и заметила, как сложно людям разобраться в билетах и ценах: в тарифной карте неполная информация, а кассиры часто хамят или сами не разбираются в тарифах. В итоге люди покупают невыгодные билеты, а часть поездок сгорает.

Расскажу, какие есть подразделения у московского метро, чем различаются тарифы у бесконтактной оплаты, карты «Тройка» и «Единого» билета, и объясню, как экономить на поездках. Цены, которые я укажу, действительны на январь 2023 года. Но каждый год они меняются — смотрите актуальные на сайте Московского метрополитена.

Что такое МЦК, МЦД и монорельс

Классическое метро находится в основном под землей. В 2023 году это 250 станций, но 7 из них закрыты на реконструкцию:

  1. «Варшавская».
  2. «Кантемировская».
  3. «Каширская» Замоскворецкой и Большой кольцевой линий.
  4. «Коломенская».
  5. «Технопарк».
  6. «Царицыно».

Станции составляют 14 линий. Но кроме классического метро в Москве есть еще МЦК, МЦД и монорельс. Почти на все станции этих линий можно бесплатно переходить из классического метро. Но пассажиры часто их путают, поэтому расскажу про каждую подробнее.

На схеме линии классического метро выглядят сплошными, без пустот. Источник: «Московский транспорт»
На схеме линии классического метро выглядят сплошными, без пустот. Источник: «Московский транспорт»

МЦК, или Московское центральное кольцо, — это линия городских электричек, она идет по земле и над землей. Это совместный проект РЖД и метрополитена: на некоторые станции МЦК можно перейти прямо с подземных. При этом платить за вход на МЦК не придется. Главное, чтобы с момента, когда вы начали свой маршрут, прошло не больше 90 минут.

Поезда по МЦК ходят реже, чем в метро, — каждые 8 минут.

Переходы на МЦК обозначены точечными линиями. Но по схеме непонятно, какой они длины. Источник: «Московский транспорт»
Переходы на МЦК обозначены точечными линиями. Но по схеме непонятно, какой они длины. Источник: «Московский транспорт»
МЦК на схеме обозначено как тонкая полая линия бледно-розового цвета. Ее порядковый номер — 14. Источник: «Московский транспорт»
МЦК на схеме обозначено как тонкая полая линия бледно-розового цвета. Ее порядковый номер — 14. Источник: «Московский транспорт»
Например, от «Полежаевской» до «Хорошево» 650 метров, или 8 минут пешком по улице. Но если с начала маршрута прошло меньше 90 минут, за переход платить не придется. Источник: google.com
Например, от «Полежаевской» до «Хорошево» 650 метров, или 8 минут пешком по улице. Но если с начала маршрута прошло меньше 90 минут, за переход платить не придется. Источник: google.com

МЦД, или Московские центральные диаметры, соединяют города Московской области и проходят через Москву. По факту это наземные линии пригородных электричек — они тоже относятся и к метрополитену, и к РЖД. В 2023 году работают два диаметра: от подмосковной «Лобни» до «Одинцово» и от «Нахабино» до «Подольска» и обратно. В августе-сентябре 2023 года обещают запустить третий диаметр, который соединит Зеленоград и станцию Ипподром, которая находится за городом Раменское. А всего планируется пять диаметров.

У МЦД есть три зоны: центральная, пригородная и дальняя. Но дальняя пока формально не относится к метрополитену. На станции центральной зоны можно пересесть из метро бесплатно — так же, как и на МЦК. Но если вы въезжаете в пригородную зону, проезд обойдется дороже.

Поезда ходят по МЦД не так часто, как в метро, а по своему расписанию.

На схемах МЦД обозначены как полые линии, но их края жирнее, чем у линии МЦК. А условные обозначения — D1 и D2. Источник: «Строймос-ру»
На схемах МЦД обозначены как полые линии, но их края жирнее, чем у линии МЦК. А условные обозначения — D1 и D2. Источник: «Строймос-ру»
У МЦД есть три зоны: центральная, пригородная и дальняя. В зависимости от того, куда вы едете, цена билета будет разной. Источник: «Московский метрополитен»
У МЦД есть три зоны: центральная, пригородная и дальняя. В зависимости от того, куда вы едете, цена билета будет разной. Источник: «Московский метрополитен»

Монорельс относится к метрополитену — его еще называют легким метро‎. Это надземная линия на севере Москвы, которая идет от станции «Тимирязевская»‎ через «Останкино» и «ВДНХ» до «Улицы Милашенкова». Ее длина — всего 4,7 км, и на ней шесть станций. Проехать их можно за 15—20 минут. Поезда по монорельсу курсируют раз в полчаса.

Большинство билетов, которые вы покупаете в метро, действуют на все эти системы. Тарифы бывают трех видов — для бесконтактной оплаты, для карты «Тройка»‎ и для «Единого»‎ билета. Рассказываю, что это такое и чем они различаются.

На схеме монорельс обозначен как линия № 13, синяя, с серыми краями. Источник: «Московский транспорт»
На схеме монорельс обозначен как линия № 13, синяя, с серыми краями. Источник: «Московский транспорт»
Пути для монорельса установлены над землей. А в каждом поезде всего шесть вагончиков. Источник: PhotoRoman / Shutterstock
Пути для монорельса установлены над землей. А в каждом поезде всего шесть вагончиков. Источник: PhotoRoman / Shutterstock

Тарифы по бесконтактной оплате

В метро необязательно стоять в очереди в кассу и покупать билеты. Можно оплатить проезд с помощью телефона, на котором установлены Самсунг-пэй или Мир-пэй. Или бесконтактной банковской картой — на ней есть значок антенны. Но подходят только карты «Виза», «Мастеркард», «Юнион-пэй» и «Мир».

На каждой станции метрополитена есть несколько турникетов со специальными наклейками. В классическом метро они черные, с антеннами, на станциях МЦД — красные. К ним нужно приложить телефон или карту — и турникет откроется. А через несколько минут со счета спишутся деньги. Исключение — если у вас карта «Виза» или «Мастеркард». С «Визы» деньги спишутся на следующий день — сразу вся сумма, которую вы потратили за предыдущие сутки. А с «Мастеркард» сначала спишется 1 ₽, а через несколько дней — остальное, тоже за сутки. Так что не думайте, что проезд стоит всего 1 ₽.

Наклейки на турникетах для бесконтактных банковских карт. Источник: «Московский метрополитен»
Наклейки на турникетах для бесконтактных банковских карт. Источник: «Московский метрополитен»

Еще один способ бесконтактной оплаты — Face Pay, то есть с помощью лица. Чтобы им пользоваться, нужно зарегистрироваться в мобильном приложении «Метро Москвы»‎, привязать к личному кабинету фото лица и банковскую карту, с которой будут списываться деньги за проезд. Когда спуститесь в метро, достаточно будет встать на черный стикер перед турникетом и посмотреть в камеру. Турникет откроется, а оплата спишется с карты.

При бесконтактной оплате одна поездка обойдется в 56 ₽. Это касается метро, монорельса, МЦК, центральной зоны МЦД и наземного транспорта. Если вам нужно включить пригородную зону МЦД, поездка будет стоить 71 ₽.

Чтобы подключить Face Pay, нужно нажать нажать на кнопку «Сдать биометрию» на главном экране приложения «Метро Москвы». А затем следовать инструкциям
Чтобы подключить Face Pay, нужно нажать нажать на кнопку «Сдать биометрию» на главном экране приложения «Метро Москвы». А затем следовать инструкциям
1/2
Чтобы подключить Face Pay, нужно нажать нажать на кнопку «Сдать биометрию» на главном экране приложения «Метро Москвы». А затем следовать инструкциям
Чтобы подключить Face Pay, нужно нажать нажать на кнопку «Сдать биометрию» на главном экране приложения «Метро Москвы». А затем следовать инструкциям
Стикер, на который нужно встать, чтобы оплатить проезд по Face Pay. Источник: «Московский транспорт»
Стикер, на который нужно встать, чтобы оплатить проезд по Face Pay. Источник: «Московский транспорт»

Бесконтактная оплата выгодна, если вы крайне редко пользуетесь общественным транспортом. Или когда у платежной системы выгодная акция.

Например, до 31 марта 2023 года действует акция «Время ранних». Если войти в метро в будний день с момента открытия до 07:15 и с 08:45 до 09:15, будет скидка. По карте «Тройка», о которой расскажу дальше, скидка составит 25 ₽, по бесконтактной банковской карте — 28 ₽, по Face Pay — 23 ₽. Правда, это касается только станций на двух ветках: Таганско-Краснопресненской и Некрасовской.

Чтобы узнать о таких акциях, нужно заглядывать на сайты платежных систем или самого метрополитена. Или обращать внимание на рекламу в метро.

Что такое «Тройка»

«Тройка» — это пластиковая карта, на которую можно записывать поездки сколько угодно раз. Я считаю, «Тройка» необходима каждому, кто приехал в Москву даже на несколько дней.

Где взять «Тройку»‎. Карту можно получить в любой кассе, ее срок действия — пять лет с момента последнего использования. Залог за нее — 80 ₽. Это значит, что если «Тройка» больше не нужна, ее можно сдать обратно и вернуть залог. Но деньги со счета вам не отдадут и снять их нельзя — можно только потратить.

Бывают именные «Тройки» с фотографией владельца. Их можно заказать в интернет-магазине «Мосметрошоп» за 200 ₽. Также существуют брелоки, браслеты, наклейки и вкладыши с функциями «Тройки». Их тоже можно заказать в «Мосметрошопе» и забрать в любой кассе.

Но нестандартную «Тройку» нельзя вернуть, как обычную: ее стоимость — это не залог, а просто цена.

Классическая «Тройка» выглядит так
Классическая «Тройка» выглядит так
А дизайн именной карты можно выбрать самому. Источник: «Московский метрополитен»
А дизайн именной карты можно выбрать самому. Источник: «Московский метрополитен»
Этот браслет можно прикладывать к турникету вместо карты. Источник: «Московский метрополитен»
Этот браслет можно прикладывать к турникету вместо карты. Источник: «Московский метрополитен»

Пополняют «Тройку» в кассах или терминалах метро, онлайн или через смс.

Пополнить онлайн можно на сайте «Московский транспорт»‎, через личный кабинет на mosmetro.ru или мобильные приложения: «Метро Москвы», «Тройка. Пополнение и проверка» и «Мой умный город».

Смс нужно отправить на номер 3210, а текст должен быть такой: «troika <номер карты> <сумма пополнения>»‎. Не забудьте про пробелы. Деньги спишутся со счета мобильного телефона. Допустимая сумма — 10—10 000 ₽.

Если вы пополняете карту онлайн или по смс, платеж нужно активировать в автомате или через желтый терминал на станции.

В этих терминалах можно пополнить «Тройку»‎ или активировать платеж
В этих терминалах можно пополнить «Тройку»‎ или активировать платеж
1/2
В этих терминалах можно пополнить «Тройку»‎ или активировать платеж
В этих терминалах можно пополнить «Тройку»‎ или активировать платеж

Как вернуть карту. Чтобы сдать «Тройку», нужно, чтобы она была рабочей и без повреждений: глубоких царапин, сломов, загибов, надписей и наклеек. А если она привязана к личному кабинету на mosmetro.ru, сначала ее нужно отвязать.

Но я не советую избавляться от «Тройки», даже если вы переехали из Москвы или купили машину. Деньги на ней хранятся пять лет и только потом «сгорают». За это время вам неожиданно может понадобиться московская подземка. И если на карте будут деньги, уже не придется стоять в кассу или платить бесконтактной картой, что хоть и не сильно, но дороже.

Если «Тройка» не работает, обратитесь в кассу. Бывает, что она почему-то аннулирована, то есть находится в стоп-листе, и кассир это увидит. Но чтобы выяснить причину, придется обратиться в сервисный центр.

Иногда терминал просто не видит карту, например, если она внезапно размагнитилась. Обычно в этой ситуации кассир предложит отдать ее на экспертизу. Для этого нужно заполнить заявление, а через 10 рабочих дней прийти за картой на ту же станцию. На это время я советую обзавестись новой «Тройкой», а потом сдать ее обратно. Или платить бесконтактным способом.

Если вы потеряли «Тройку», деньги вернуть не получится, даже если у вас есть ее номер и чек о том, что вы ее пополняли. Исключение — если вы регистрировали ее в личном кабинете mosmetro.ru. Тогда можно просто купить новую карту и перенести на нее деньги или абонемент. В таком случае старая карта заблокируется. В общем, всегда регистрируйте «Тройку» в личном кабинете на mosmetro.ru.

Билеты и тарифы «Тройки»

Можно положить деньги на «Кошелек» «Тройки» или записать на нее абонемент.

«Кошелек» — это когда вы пополняете «Тройку» на сумму до 10 000 ₽ и ездите по ней, пока не закончатся деньги. По «Кошельку» можно совершать только разовые поездки — абонемент на него не запишешь.

Есть четыре тарифа:

  1. Одна поездка на наземном транспорте, в метро, на монорельсе, МЦК или центральной зоне МЦД — 50 ₽.
  2. Такая же поездка, если во время нее вы перешли в пригородную зону МЦД, — 65 ₽. Но только не с наземного транспорта.
  3. Если поездка не только в пригородную зону, но и в «Дальнюю», то стоимость составит 65 ₽ + 30 ₽ за каждую зону.
  4. Тариф «90 минут» — 75 ₽. Сюда входит одна поездка на метро, монорельсе, МЦК и МЦД в центральной зоне и неограниченное количество пересадок на наземном транспорте. Главное условие — чтобы весь маршрут занял меньше полутора часов, и использовать наземный транспорт между метро, МЦК, МЦД по этому тарифу нельзя.

Деньги автоматически списываются с «Кошелька». Дело в том, что на карте фиксируется история ваших поездок: на какой станции и во сколько вы вошли, где и когда вышли. В зависимости от этого рассчитывается сумма.

  • Допустим, вы проехали на одном виде транспорта и никуда не пересаживались. Тогда с карты спишут 50 ₽.
  • Теперь предположим: вы вошли в классическое метро или на станцию, которая относится к центральной зоне МЦД. Когда вы приложите «Тройку» к турникету, с нее спишутся 50 ₽ — по минимальному тарифу. Но если дальше вы поедете в пригородную зону МЦД, то с карты спишут еще 15 ₽, когда вы будете выходить со станции. То есть активируется второй тариф.
  • И наконец представим, что сначала вы ехали на метро, а потом пересели на автобус. И с момента, когда вы начали маршрут, прошло меньше 90 минут. Когда вы спустились в метро, с карты списались 50 ₽, а когда сели в автобус — еще 25 ₽. Вся поездка обошлась вам в 75 ₽, то есть сработал тариф «90 минут».

В общем, «Кошелек»‎ удобен, если вы ездите в транспорте не каждый день или переходите с одного вида транспорта на другой.

Абонементы могут быть на 60 поездок — они действуют 45 дней. Или безлимитные: на 30, 90 или 365 дней. Причем если на «Кошельке» лежат деньги, а вы хотите записать абонемент, то действовать будет он, а деньги с «Кошелька»‎ не будут расходоваться.

Абонементы «Тройки»‎ выгодны тем, кто ездит в общественном транспорте каждый день. Все они действуют на наземный транспорт, метро, монорельс, МЦК и центральную зону МЦД. А в безлимитные тарифы можно включить еще пригородную зону МЦД.

Сколько стоят абонементы «Тройки» в 2022 году

ТарифБез пригородной зоны МЦДС пригородной зоной МЦД
60 поездок2730 ₽Не бывает
Безлимит на 30 дней2540 ₽3010 ₽
Безлимит на 90 дней6150 ₽7800 ₽
Безлимит на 365 дней19 500 ₽24 450 ₽

Сколько стоят абонементы «Тройки» в 2022 году

60 поездок
Без пригородной зоны МЦД2730 ₽
С пригородной зоной МЦДНе бывает
Безлимит на 30 дней
Без пригородной зоны МЦД2540 ₽
С пригородной зоной МЦД3010 ₽
Безлимит на 90 дней
Без пригородной зоны МЦД6150 ₽
С пригородной зоной МЦД7800 ₽
Безлимит на 365 дней
Без пригородной зоны МЦД19 500 ₽
С пригородной зоной МЦД24 450 ₽

Будьте внимательны с тарифом на 60 поездок. Предположим, у вас на карте уже лежит безлимит на 30 дней, и он еще не истек. Если вы пополните карту на 60 поездок, эти поездки не будут списываться, пока не закончатся первые 30 дней. Но отсчет 45 дней уже пойдет. То есть когда 30 дней истекут, вам придется потратить 60 поездок меньше чем за 45 дней.

С безлимитными тарифами нет такой подставы по срокам: безлимитный период начинает действовать тогда, когда закончится предыдущий. Даже если вы оплатили его заранее.

Сроки и поездки со всех абонементов нельзя перенести или продлить на другой срок. Например, если вы купили абонемент на 30 дней, но две недели вас не было в городе, деньги никто не вернет. А если вы купили абонемент на 60 поездок и потратили не все, они сгорят.

По абонементу на 60 поездок можно проходить в транспорт друг за другом. А по безлимитному так не получится: между поездками должен быть интервал от 4 минут.

Как еще экономить с «Тройкой». Акция «Время ранних», о которой я уже упоминала, распространяется и на владельцев «Тройки». Если они войдут в метро в будний день с момента открытия метро до 07:15 или с 08:45 до 09:15, поездка обойдется им в 25 ₽ вместо 50 ₽. Но маршрут должен начинаться на станции Таганско-Краснопресненской или Некрасовской линии.

А тем, кто пользуется абонементом на 60 поездок или безлимитными тарифами «Тройки», компенсация будет начисляться на «Кошелек» раз в неделю — по 25 ₽ за каждый день.

Еще у «Тройки» есть программа лояльности «Город». Советую установить приложение «Город» и зарегистрировать там свою карту. Каждый раз, когда вы будете пополнять ее на сумму от 250 ₽, 3% будет возвращаться бонусами в приложение. Ими можно пополнить «Кошелек».

В приложении «Город»‎ кэшбэк начисляется не только за то, что вы пополняете «Тройку», но и за покупки у партнеров программы
В приложении «Город»‎ кэшбэк начисляется не только за то, что вы пополняете «Тройку», но и за покупки у партнеров программы
1/2
В приложении «Город»‎ кэшбэк начисляется не только за то, что вы пополняете «Тройку», но и за покупки у партнеров программы
В приложении «Город»‎ кэшбэк начисляется не только за то, что вы пополняете «Тройку», но и за покупки у партнеров программы

Почему не стоит покупать «Единые» билеты

«Единый» билет — это картонная карточка красного цвета. По нему можно ездить на классическом метро, МЦК и монорельсе. А еще на трамвае, автобусе и троллейбусе. Но на МЦД «Единый» не действует.

На «Единый» билет можно записать одну или две поездки, а еще оплатить суточный, багажный или календарный тариф. Но это почти всегда невыгодно.

Тариф на одну и две поездки действует 5 дней, включая день покупки. Если билет на две поездки, их можно потратить сразу друг за другом. То есть по одному билету могут пройти два человека.

Этот тариф — самый невыгодный, хотя его и покупают большинство туристов. В 2022 году одна поездка по нему стоит 62 ₽, а две — 124 ₽. Напомню, что по «Кошельку»‎ разовая поездка обойдется в 50 ₽, а по бесконтактной оплате — в 56 ₽.

62 ₽
стоит одна поездка на «Едином» билете
«Единый» билет на одну или две поездки можно купить не только в кассе, но и в терминале самообслуживания
«Единый» билет на одну или две поездки можно купить не только в кассе, но и в терминале самообслуживания
Когда вы использовали все поездки, «Единый» придется выбросить: на него нельзя записать новые поездки. Так что это не только невыгодный, но и неэкологичный билет
Когда вы использовали все поездки, «Единый» придется выбросить: на него нельзя записать новые поездки. Так что это не только невыгодный, но и неэкологичный билет
1/2
«Единый» билет на одну или две поездки можно купить не только в кассе, но и в терминале самообслуживания

Суточный тариф бывает на одни сутки и на трое. За это время по билету можно ездить сколько угодно раз, но интервал между поездками должен быть не меньше 20 минут. То есть два человека не пройдут по нему в метро друг за другом.

О суточном тарифе ничего не сказано даже на сайте метро. Но я знаю, что сейчас билет на сутки стоит 285 ₽, а на трое — 540 ₽. Этот билет выгоден, если вы приехали на пару дней, совершаете от шести поездок в день и не пересаживаетесь с одного вида транспорта на другой. Тогда они будут дешевле 48 ₽ — это немного выгоднее, чем по бесконтактной оплате или «Кошельку»‎. Там за одну поездку придется отдать 56 ₽ или 50 ₽ соответственно.

Багажный тариф. По правилам для крупногабаритного багажа нужно покупать отдельный билет — по багажному тарифу. Крупногабаритный багаж — это тот, у которого сумма длины, ширины и высоты 121—150 см. К нему относятся и предметы длиной 151—220 см, например лыжи или плинтусы.

Багажный тариф есть только в классическом метро. На МЦД, монорельсе и наземном транспорте он не действует. Билет по нему стоит 60 ₽, и эта цена не меняется несколько лет. Но за годы работы я ни разу не продала ни одного такого билета.

Польза такого билета в том, что когда вы проходите в метро с сумками, створки турникета будут открыты чуть дольше, чем по обычному билету. Но за это бессмысленно переплачивать: если вы боитесь застрять, обратитесь к службе безопасности — это сотрудники, которые проверяют багаж перед входом в метро. Они бесплатно подскажут, как вам лучше пройти.

Это билет для крупногабаритного багажа. Ни разу не видела, чтобы его кто⁠-⁠то покупал
Это билет для крупногабаритного багажа. Ни разу не видела, чтобы его кто⁠-⁠то покупал

Льготные билеты и тарифы

В московском метро действуют только льготы Москвы и Московской области. Если вы студент или пенсионер из другого региона, вы не сможете ими воспользоваться.

Дети до 7 лет ездят в московском транспорте бесплатно. Ребенка можно взять на руки или за руку и пройти с ним через багажный турникет: он шире обычного.

Карту школьника, студента или аспиранта нужно оформлять там, где вы учитесь, а в кассе метро можно только пополнять.

Безлимит на один календарный месяц по такой карте стоит 470 ₽, на три — 1340 ₽. По этому тарифу можно ездить в метро, на монорельсе, МЦК и центральной зоне МЦД. А если вам нужен только наземный транспорт, можно записать на карту абонемент на месяц за 300 ₽ или на три месяца — за 870 ₽.

Проездной на конкретный месяц действует только до конца этого месяца. Допустим, 15 мая вы записали на карту проездной на май. Он будет действовать до 31 мая, а не до 15 июня. Источник: «Московский метрополитен»
Проездной на конкретный месяц действует только до конца этого месяца. Допустим, 15 мая вы записали на карту проездной на май. Он будет действовать до 31 мая, а не до 15 июня. Источник: «Московский метрополитен»

Социальная карта положена жителям Москвы и области, которые имеют право на льготы. Это пенсионеры, дети и родители из многодетных семей, люди с инвалидностью, почетные доноры и многие другие. По таким картам проезд в общественном транспорте полностью бесплатный.

Если у вас есть право на льготу, вы можете оформить карту в соцзащите или в МФЦ. В кассе метро бесполезно устраивать концерты и размахивать удостоверениями: кассир все равно не сможет оформить вам социальную карту.

Запомнить о тарифах московского метро

  1. Тарифы метро действуют не только на подземку, но и на весь общественный транспорт.
  2. Если вы редко им пользуетесь и не пересаживаетесь с одного вида на другой, платите бесконтактным способом. Одна поездка обойдется в 56 ₽. А если вы собираетесь в пригородную зону МЦД, то 71 ₽.
  3. Еще один вариант — оформить карту «Тройка»‎ и положить деньги на «Кошелек»‎. Поездка будет стоить 50 ₽, а в пригородную зону МЦД — 65 ₽. И если вы воспользуетесь двумя видами транспорта в течение 90 минут, то заплатите 75 ₽. Исключение — пригородная зона МЦД.
  4. Если вы ездите в транспорте каждый день, запишите на «Тройку»‎ абонемент. Они бывают на 60 поездок в течение 45 дней и безлимитные — на 30, 90 и 365 дней.
  5. Не покупайте красные «Единые»‎ билеты — из них выгодный только суточный. И то, только если вы совершите больше 6 поездок за день и не будете пересаживаться на разные виды транспорта.
  6. В метро Москвы действуют льготы только для москвичей и жителей Московской области.

Редакция
А вы как расплачиваетесь за поездки?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество