О популярном сериале «Слово пацана»: почему его не надо запрещать, но и смотреть не стоит

9

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Дмитрий Овчинников

Страница автора

Выход сериала «Слово пацана» стал самым обсуждаемым событием культурной жизни страны конца 2023 года. Да и не только культурной. Кажется, его обсуждают буквально все и везде — от депутатов Госдумы до бабушек на лавочке.

Сериал снят режиссёром Жорой Крыжовниковым по документальной книге журналиста Роберта Гараева «Слово пацана: Криминальный Татарстан 1970-х — 2010-х». Книга повествует о так называемом «казанском феномене» — расцвете молодёжной преступности в Казани и всём Татарстане, пик которого пришёлся на конец 80-х-начало 90-х годов.

Что могу сказать? Сериал я смотрел только отрывками, поэтому критиковать его как художественный продукт не буду, так как попросту не имею на это права — это будет нечто из серии «не читал, но осуждаю». Из положительных моментов могу отметить качество съёмки — снято «Слово пацана» действительно на самом высоком техническом уровне, а также неплохую игру актёров, хоть среди них и нет моих любимых, а большинство я и вовсе попросту не знаю. Кроме того, конечно, нельзя не отметить в целом достаточно высокую точность образов, деталей, бытовых подробностей, которые создают эффект достоверности и помогают проникнуться атмосферой того периода. Но всё же в данном случае гораздо интереснее, на мой субъективный взгляд, поговорить про общественно-политический подтекст появления этого сериала и феномен его популярности.

В принципе, с популярностью всё более-менее понятно. Наряду со многими другими государствами-членами СНГ Россия одна из немногих стран в мире, где пацанская, бандитская, криминальная субкультура широко распространена в народных массах, считается чем-то крутым и уважаемым. Оно и немудрено, ведь истоки этого явления во многом лежат именно в советском прошлом. Началось это ещё в годы революции и Гражданской войны, когда в стране появились миллионы беспризорников, сбивавшихся в банды, ведших уличный образ жизни и промышлявших разного рода криминалом. Потом были сталинские репрессии и Великая Отечественная, в результате которых ещё огромное число детей остались без родителей, многие в буквальном смысле были выброшены на улицу. Добавила «огоньку» амнистия после смерти Сталина, когда на свободе оказалось множество криминальных элементов. Ну а затем настала эпоха перестройки и развала Союза, на которую пришёлся расцвет молодёжных уличных группировок. В значительной степени это было связано с тотальной девальвацией всех общественных и просто человеческих ценностей, когда не стало никаких запретов и моральных барьеров, а насилие превратилось в неотъемлемый атрибут жизни и самый одобряемый и распространённый паттерн социального поведения. Идеология пацанства во многом базируется на культе силы, на стремлении к насилию и доминации над другими, на строгом разграничении по принципу «свой-чужой» и «кто не с нами, тот против нас». В эпоху, описываемую в сериале, все эти «прелести» расцвели махровым цветом, но ведь и сейчас они в той или иной форме остаются частью нашей реальности. Не секрет, что в российском обществе довольно высок градус агрессии, жестокости, ксенофобии, по сути, действует принцип zero tolerance по отношению к тем, кто как-то выбивается из общего ряда, не соответствует общепринятым канонам. Российское общество весьма патриархально и консервативно, и живёт оно скорее «по понятиям», чем по писанным нормам и правилам. Кроме того, оно предельно атомизировано, и каждый живёт сам по себе, по старому-доброму постулату homo homini lupus est. Всё в совокупности это идеальная почва для культивирования той самой силы. Неспроста ведь Россия занимает далеко не первые места в рейтинге самых безопасных стран для жизни.

У сторонников «Слова пацана» два основных аргумента: высокий уровень съёмки, о котором уже упомянуто выше, и то, что в нём показана правда, которую не надо замалчивать. По первому пункту спорить трудно, это действительно так. Но, простите, на дворе как-никак 2023 год, и высокое качество съёмки едва ли сегодня кого-то должно удивлять. Тем более что снят сериал отнюдь не на коленке при весьма немаленьком бюджете. Что касается правды, то тоже можно согласиться. Жизнь в стране тогда действительно была, мягко говоря, не сахар — нищета, разруха, отсутствие внятных перспектив, моральная и ценностная деградация, когда ничего не стоило переступить черту и каждый день попирались все мыслимые человеческие и Божьи законы.

Но возникает вопрос — а нужна ли нам сегодня эта правда? Всегда ли нужно её знать? Вопрос этот, ясное дело, дискуссионный, и у меня лично нет единообразного ответа на все случаи жизни. Какую-то, безусловно знать надо, а какую-то, возможно, и нет. Я в целом очень далёк от криминальной тематики и не люблю посвящённые ей фильмы и сериалы. Ту же «Бригаду» я смотрел весьма фрагментарно, хотя её стоит смотреть хотя бы из-за уровня собранных в ней актёров. Понятно, особняком здесь стоит «Брат», хоть там бандитский мир на самом деле не главная тема — это фильм философского, глобального плана, попытка художественного осмысления России на сломе эпох и места простого человека в этой новой России. В своё время понравились «Жмурки», но опять же по большей части из-за актёрского состава. В «Слове пацана» из известных актёров наличествуют Иван Янковский и Сергей Бурунов. Опять же, ни тот, ни другой не относятся к числу моих любимых, поэтому этот фактор тоже отпадает.

Слава Богу, все те ужасы, что столь ярко демонстрируются в обсуждаемом сериале, остались в далёком прошлом. Нет, конечно, и сейчас среди молодёжи хватает поклонников подобного образа жизни и поведения, и сам социальный тип «реального пацана» отнюдь не стал «преданьем старины глубокой», подобно «лишнему человеку» из литературы XIX века. Поэтому, кстати, и сериал «Реальные пацаны» пользовался немалым успехом. Просто если тогда это было сплошь и рядом, и не попасть в эту кровавую кашу тем или иным образом было делом нелёгким, то теперь по улицам с битами и арматурами особо никто не бегает, драк «район на район» вроде тоже нет (по крайней мере, об этом как-то не слышно). Понятно, что сложных или девиантных подростков по-прежнему немало, и склонность к агрессии у них никуда не делась, просто сегодня она в большинстве случаев канализируется куда менее опасными для общества способами. Поэтому сегодня «Слово пацана» можно воспринимать как типичное историческое кино, или, допустим, как фильм-предостережение, дабы напомнить нам, пережившим то время, каким оно было, а нынешней молодёжи дать возможность посмотреться в кривое зеркало и понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Так, по крайней мере, говорят его поклонники, те, кто выступает против его запрета.

Одна из «фишек», которой запомнится сериал — саундтрек. Песня «Пыяла» была написана ещё в 2020 году, но популярной стала лишь теперь. Она исполняется на татарском языке, и мало кто понимает, о чём там, собственно, поётся. Само слово «пыяла» переводится как «стекло» или «чаша», а вот текст песни в плане перевода гораздо сложнее. Впрочем, это и неважно. Людям зашло, и ладно.

Многие обвиняют сериал в романтизации преступности, но это, наверное, всё же не так. Романтики там негусто — сплошная грязь, боль и «кровь на асфальте». И положительных героев в сериале, как по мне, тоже нет. В любом случае я не сторонник каких-то запретов и ограничений. Кто хочет смотреть, пусть смотрит. Другое дело, как по мне, снимать фильмы подобной направленности совсем ни к чему. В окружающей жизни и так полно негатива, а вот доброго и светлого гораздо меньше. Как бы там ни было, сериал вызвал массовый интерес и ажиотаж, а значит, команда создателей свою работу сделала хорошо. Хотя и группа пиарщиков явно поработала на славу. А вот вспомнят ли о нём хотя бы через год, отдельный и очень большой вопрос.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество