Что кроме ручной клади пассажир может взять в салон самолета бесплатно?

51
Аватар автора

Аноним

спросила в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Планирую лететь «Победой» и знаю, что у авиакомпании жесткие требования к багажу: надо, чтобы все помещалось в калибратор. Но я слышала, что есть вещи, которые пассажиры могут провозить на борту сверх нормы. Например, цветы или верхнюю одежду. И вроде как размеры таких вещей авиакомпания ограничить не вправе. Правда ли это?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Вы правы: кроме ручной клади некоторые вещи пассажиры российских авиакомпаний могут брать на борт бесплатно. Список таких предметов приведен в правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа. Авиакомпании не должны требовать деньги за их перевозку, но, к сожалению, иногда это делают. Расскажу подробнее.

Что авиакомпания обязана провозить бесплатно

Бесплатно пассажиры российских авиакомпаний могут провозить:

  1. Рюкзак, дамскую сумку или портфель с вещами. Вес и габариты рюкзака устанавливает перевозчик. Для дамской сумки и портфеля ограничений нет.
  2. Букет цветов.
  3. Верхнюю одежду.
  4. Детское питание для ребенка на время полета.
  5. Костюм в портпледе.
  6. Лекарства и диетическое питание на время полета. Например, молоко и молочные продукты, еду, приготовленную на пару без добавления соли и специй, безглютеновые продукты.
  7. Детскую люльку, коляску, удерживающие системы для детей до двух лет, другие устройства, которые поместятся на багажной полке или под сиденьем.
  8. Складное кресло-коляску, костыли, трости, ходунки, роллаторы, которые использует пассажир.
  9. Товары из магазинов дьюти-фри. Их нужно упаковать и запечатать в пластиковый пакет. Вес и габариты должны соответствовать требованиям перевозчика. Например, у «Аэрофлота» это один пакет по сумме трех измерений не более 115 см.

Предметы из пунктов 7 и 8 должны помещаться на багажной полке или под сиденьем. Если они не подойдут по габаритам, сотрудники аэропорта должны забрать такие предметы у трапа и бесплатно разместить в багажном отделении. После прилета пассажир сможет получить их обратно — тоже возле трапа.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Таким образом, вы можете взять на борт сумку и вдобавок к ней, например, костюм в портпледе, букет цветов и пакет с покупками из дьюти-фри или детскую коляску, пальто и сумку с детским питанием.

По закону ноутбуки, фотоаппараты, телефоны, планшеты и любая другая техника не входят в список вещей, которые авиакомпания должна провозить бесплатно. Они считаются частью ручной клади, то есть их габариты должны соответствовать нормам, которые установил перевозчик.

Если техника хрупкая и требует особых мер предосторожности во время перевозки, пассажир может договориться с авиакомпанией. Тогда аппаратуру провезут в специальном отсеке, а если его нет — на отдельном пассажирском месте. Тарифы за эту услугу устанавливает перевозчик. Например, «Аэрофлот» в таких случаях просит оплатить дополнительный билет.

«Аэрофлот» требует, чтобы провоз негабаритного багажа пассажиры согласовывали заранее
«Аэрофлот» требует, чтобы провоз негабаритного багажа пассажиры согласовывали заранее
Правила на сайте авиакомпании S7 — перечень предметов, которые можно перевозить бесплатно
Правила на сайте авиакомпании S7 — перечень предметов, которые можно перевозить бесплатно
Авиакомпания «Россия» представила правила с инфографикой
Авиакомпания «Россия» представила правила с инфографикой

Что разрешает провозить «Победа»

В 2018 году «Победа» подала иск в суд, чтобы признать пункт 135 федеральных авиационных правил частично недействующим. Авиакомпания хотела запретить пассажирам брать на борт бесплатно дополнительные вещи, кроме ограниченной по габаритам ручной клади: дамскую сумку, портфель, портплед с костюмом, букет цветов, верхнюю одежду и рюкзак. Представители перевозчика даже принесли в суд калибратор — специальный ящик с крышкой, в который перед полетом сотрудники просят пассажиров положить сумки, чтобы измерить их размер. Если ручная кладь не помещается в калибратор, клиентов просят сдать ее в багаж за доплату.

Представители «Победы» пытались доказать, что невозможно разместить дополнительные вещи в салоне лоукостера так, чтобы не нарушить требования безопасности. Они говорили, что кресла в салоне стоят вплотную, поэтому под ними нет места для вещей. А цветы, по мнению авиакомпании, — сильный аллерген, и перевозить их в салоне нельзя.

Но суд отказал компании в иске, поэтому сейчас «Победа» предлагает пассажирам два варианта провоза ручной клади на выбор:

  1. габариты всех предметов ручной клади не должны превышать 36 × 30 × 27 см. По количеству и весу вещей ограничений нет. Но все они должны свободно помещаться в калибратор. Дополнительно пассажиру разрешают взять в салон ноутбук или планшет в мягком чехле и зонт-трость;
  2. альтернативные правила провоза ручной клади разрешают взять в салон одно место ручной клади с габаритами до 4 × 36 × 30 см и предметы из списка из федеральных авиационных правил, который мы привели выше. Но «Победа» установила требования к размерам некоторых вещей из списка. Например, рюкзак должен быть по габаритам 36 × 30 × 23 см, а товары из дьюти-фри — максимум 10 × 10 × 5 см. Раньше размер сумки или портфеля ограничивали 36 × 30 × 23 см. Но с января 2023 года авиакомпания по предписанию Ространснадзора удалила эти ограничения. При этом в правилах на сайте есть сноска о том, что провозить можно только малогабаритные вещи. В пресс-службе перевозчика Тинькофф Журналу сообщили, что сумку или портфель все равно могут попросить поместить в калибратор.

Что говорят суды о провозе ручной клади

Периодически между авиакомпаниями и пассажирами все равно возникают конфликты по поводу бесплатного провоза ручной клади. Некоторые даже доходят до суда.

  • Так, жительница Башкирии взыскала с авиакомпании «Ямал» компенсацию морального вреда. Она летела из Тюмени в Москву. Ее рюкзак взвесили в аэропорту — он потянул на 6 кг. Это больше нормы, установленной для ручной клади: авиакомпания разрешала брать на борт рюкзак весом только 5 кг. Женщина вытащила из рюкзака сумку с ноутбуком. Рюкзак стал весить всего 2 кг. Пассажирка хотела взять его в салон и чтобы его оформили как ручную кладь, а сумку пронести на борт как сверхнормативную ручную кладь по правилам, установленным пунктом 135 ФАП-82. Но сотрудники перевозчика сказали, что можно взять в салон что-то одно: либо рюкзак, либо ноутбук.

  • Пассажирке не пришлось ничего оплачивать, потому что у нее был тариф с бесплатным багажом весом до 23 кг. Но женщина потратила время на получение багажа и опоздала на деловую встречу, поэтому решила получить с авиакомпании компенсацию морального вреда — 600 000 ₽.

  • Суд сказал, что авиакомпания нарушила требования закона о сверхнормативной ручной клади: рюкзак надо было оформить как ручную кладь, а сумку пассажирка имела право взять на борт бесплатно в дополнение к нему. Но женщине присудили всего 4500 ₽: 3000 ₽ компенсации морального вреда и 1500 ₽ штрафа, который взыскали с перевозчика.
  • А вот жительницы Омска не смогли доказать, что авиакомпания «Победа» нарушила их права. Женщины летели домой из Москвы и хотели взять в салон рюкзак, сумку, два пакета и календарь. Сотрудники авиакомпании решили, что пассажирки не смогут воспользоваться альтернативными правилами провоза багажа: у них был большой рюкзак и вещи, которые не входили в перечень из пункта 135 ФАП-82. Пассажирки попытались поместить все в калибратор, но у них не получилось. Перевозчик подтвердил это фотографиями, на которых видно, как одна из пассажирок ногами утрамбовывала ручную кладь в калибратор, рядом с которым лежали пакеты, рюкзак и календарь.

  • Женщинам предложили сдать вещи в багаж и заплатить за это. Но пассажирки отказались, из-за чего не попали на рейс.

  • В суде женщины хотели взыскать с авиакомпании расходы на новые билеты, проезд из аэропорта на такси, проживание в гостинице, штраф, неустойку и компенсацию морального вреда — по 31 276,5 ₽. Но суды двух инстанций сказали, что, поскольку размеры ручной клади превышали установленную перевозчиком норму, истцам обоснованно предложили сдать ручную кладь в багаж и оплатить его. В исковых требованиях омичкам отказали.
  • Скорее всего, проблем бы не возникло, если бы пассажирки взяли с собой как ручную кладь коробки габаритами 4 × 36 × 30 см, а вместо рюкзака — дамские сумки. Тогда сумки считались бы сверхнормативным багажом, который по правилам можно брать в салон и не помещать в калибратор.

Как быть, если сотрудники авиакомпании заставляют сдавать ручную кладь в багаж

Сотрудники авиакомпаний не всегда выполняют федеральные авиационные правила: они могут попросить пассажира сдать в багаж вещи, которые он имеет право провозить бесплатно. Тогда клиент окажется перед выбором: уступить незаконному требованию или не попасть на рейс.

  • Такая ситуация произошла с мужчиной из Владимирской области в кресле-коляске. Сотрудники «Аэрофлота» заставили пассажира сдать кресло в багаж, хотя по правилам он мог взять его в салон самолета. Когда мужчина прилетел на место, оказалось, что кресло сломано: рама повреждена, поэтому пользоваться им нельзя.

  • Сотрудники авиакомпании не предоставили пассажиру другую коляску на время починки сломанной, и ему пришлось купить новую. В результате мужчине пришлось везти с собой две коляски — поломанную и рабочую. Но обе они не влезали в забронированный заранее автомобиль. Пришлось арендовать другой — более дорогой.

  • Мужчина потребовал, чтобы перевозчик компенсировал расходы. «Аэрофлот» отказался, и пассажир пошел в суд. Суд сказал, что пассажир имел право взять кресло-коляску в салон, но ему не дали этого сделать. В итоге с авиакомпании в пользу истца взыскали стоимость ремонта, покупки нового кресла, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя. Апелляция оставила решение суда первой инстанции в силе.

Чаще всего пассажиры подчиняются даже неправомерным требованиям сотрудников авиакомпании и сдают вещи в багаж за доплату. Ведь если они откажутся, их не пустят на борт. Чтобы вернуть деньги, после полета придется обратиться в суд. Но так поступают единицы: слишком малы суммы, которые можно взыскать, даже с учетом штрафа и компенсации морального вреда.

Например, авиакомпания потребовала, чтобы пассажир сдал в багаж рюкзак и доплатил за его провоз 2000 ₽. Через суд клиент может вернуть 2000 ₽ и еще примерно 2000—4000 ₽ сверху. В эту сумму входят 1000—3000 ₽ компенсации морального вреда и штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке — 50% от присужденной суммы, в нашем примере — до 2500 ₽.

  • Так было в деле жителя Свердловской области. Пассажир собирался взять в салон портфель с документами и вещами. Но сотрудники авиакомпании сказали, что портфель больше по габаритам, чем разрешает перевозчик, и его нужно сдать в багаж. За провоз багажа мужчина доплатил 2000 ₽.

  • Пассажир пошел в суд и потребовал, чтобы ему вернули 2000 ₽, заплатили штраф и 5000 ₽ компенсации морального вреда. Мировой судья истцу отказал. А вот суд второй инстанции сказал, что авиакомпания была неправа. В пункте 135 ФАП-82 сказано, что пассажир имеет право провезти сверх норм ручной клади, установленных перевозчиком, сумку или портфель. При этом правила не регламентируют габариты этих вещей, а значит, перевозчик не может ограничивать их размер. Поэтому апелляционный суд решение мирового судьи отменил и сказал, что пассажиру надо вернуть 2000 ₽, заплатить 2000 ₽ компенсации морального вреда и 1000 ₽ штрафа.

Если сотрудники авиакомпании требуют сдать в багаж вещи, которые можно провозить в салоне бесплатно, попробуйте пригрозить им судом и сразу начать записывать препирательства на видео. Возможно, это приведет работников в чувство. Если нет, обращайтесь в суд и используйте отснятые материалы как доказательство вашей правоты.

Если бы судебная практика оценивала моральный вред более весомыми суммами, авиакомпании, возможно, относились бы к пассажирам бережнее и тщательнее соблюдали законы. Но пока большинство пассажиров не готовы отстаивать свои права, потому что суммы компенсаций слишком маленькие. Люди не хотят тратить время и силы на походы по судам ради пары тысяч рублей.


Попадали в ситуацию, когда ручная кладь не подходила по размерам для перевозки? Поделитесь опытом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество