Я учился по обмену в Индийском институте менеджмента в Калькутте

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

О себе

Меня зовут Егор Сотников, я студент магистратуры Высшей школы менеджмента СПбГУ. Не так давно я вернулся из Indian Institute of Management Calcutta, где проходило мое обучение по обмену.

Я учусь на программе Master in Management (MiM), и опыт взаимодействия в международной среде с разными людьми бесценен для моей специальности.

Когда я поступал в Бизнес-школу, то изначально планировал поехать на обмен. У ВШМ СПбГУ большой пул вузов-партнеров для обучения по обмену, хотя, конечно, сейчас он стал меньше по объективным обстоятельствам.

В итоге я не разочаровался: впечатление от обучения в University of Calcutta крайне позитивное, было здорово сменить обстановку, пожить в другой, экзотической для нас культуре и пообщаться с людьми из других стран. Вместе со мной учились не только ребята из Индии, но и из Европы.

Выбор страны и программы

Мой выбор пал на Индию, потому что там я мог финансово сам себя содержать. В Индии можно было выбрать из двух университетов: Indian Institute of Management Ahmedabad и University of Calcutta.

Помимо того, что Ахмадабадский университет по рейтингам выше, он находится в том штате Индии, откуда до самых главных туристических мест недалеко. Калькутта — на Востоке Индии, на границе с Бангладешцем и от основных туристических мест далековато. Я этого не знал, выбрал Калькутту и не пожалел ни капли.

Поступление

В ВШМ СПбГУ давно налажен обмен студентами с иностранными вузами, и, чтобы участвовать в программе обмена, нужно хорошо учиться. Может быть, сложно попасть в конкретный вуз и страну, в которые все хотят, т.к. там конкурс, но в целом всегда можно выбрать что-то другое и поехать.

Например, я еще рассматривал Словению, но по рейтингу не прошёл, что в итоге оказалось к лучшему.

Стоимость обучения

Непосредственно само обучение по обмену в вузе-партнере ВШМ СПбГУ для студентов бесплатное, но необходимо заплатить за проживание в общежитии, страховку, дорогу и так далее. Общежитие стоило порядка 500 евро за 3,5 месяца. В эту стоимость входит не только проживание, но и доступ в библиотеку, спортзал и другие объекты кампуса.

На еду в столовой уходило не более 6000 рублей в месяц. 100 евро в месяц я тратил на сладости, мелкие покупки, поездки в ресторан и в город — кампус находился далеко от центра. Если пользоваться, Uber час езды обойдётся в 400 рублей. Курсы рупии и рубля примерно один к одному сейчас. На 1000 рублей можно посидеть в ресторане. Это при том, что в Индии довольно дорогой алкоголь, сильно дороже, чем в России.

Авиаперелёты в целом недешёвые: добраться из Калькутты до Дели 7000 рублей, остановиться в отеле 3,5 тысячи рублей за ночь, в хостеле — тысячу.

Учеба

Университет устроен в формате кампуса: есть город Калькутта, и на самой его окраине находится университет со всеми учебными корпусами и хостелами — так там называют общежития.

В хостелах чистые, скромные одиночные комнаты, ничего лишнего, но жить в целом можно. Главная проблема — нет кондиционера, поэтому всю ночь работает шумный вентилятор. Впрочем, к зиме стало холодать (по индийским меркам это 25 градусов тепла) и такой большой потребности в вентиляторе уже не было. Санузел и душ совместные, но проблем не было. В душевой на 10 человек 5 кабинок.

В общежитии есть столовые. И, честно говоря, я ожидал гораздо худшего, потому что в целом не люблю общепит в России. Но в Индии я 3 месяца прожил, питаясь в столовой, и было вполне хорошо. Первые 2 недели ушло на то, чтобы привыкнуть, потому что садишься, начинаешь есть — и просто слёзы из глаз от того, как всё остро. Я знаю, что многие не могут к этому привыкнуть, начинаются проблемы с желудком, у меня всё было в этом плане окей, я привык.

Распорядок жизни в кампусе крутой с точки зрения того, что всё идёт по расписанию. На телефоне есть приложение, куда ты можешь зайти, посмотреть, что сегодня на обед и какой будет выбор на шведском столе. Это очень здорово, когда ты просыпаешься и понимаешь, что у тебя сегодня будет в такое-то время такая-то еда, это добавляет какой-то рутинности и дисциплины.

Кроме того, как у нас есть, например, Самокат, у них работают такие же службы, которые в течение 15 минут могут привезти обычную еду из супермаркета, никаких проблем с этим нет. Плюс развиты сервисы доставки из ресторанов и кафе. И все они на английском, очень удобно.

С учётом того, что я продолжал удаленно работать на российскую компанию, я не рискнул выбрать пакет сложных курсов. У меня есть потанинская стипендия, и мне нельзя получить тройку. Поэтому я не брал, например, курсы по финансам, хотя Калькуттский университет специализируется именно на финансах. Я выбрал более базовые курсы: продакт менеджмент, брендинг.

Но было несколько хороших курсов, которые попадали в профиль университета, например, цифровая трансформация. Преподавалось в целом на хорошем уровне и не нужно было особенных технических знаний — учили именно с позиции управления, менеджера, какие решения условно на заводе или производстве можно применять.

Моим любимым предметом стала аналитика, его вел крутой преподаватель-практик, глава аналитики в департаменте маркетинга крупной международной компании, у него большая должность, он большой специалист и специально по выходным прилетал к нам читать лекции.

Многие мои друзья взяли финансовые курсы, и жаловались, что им сложно. Университет в какой-то момент даже пошёл на то, что, если европейские ребята не справлялись, им помогал студент-индиец, который по вечерам все объяснял.

Сам процесс обучения отличается, пожалуй, только тем, что на каждой паре они используют кейсы. У нас это менее распространено. Вам задают кейс, вы его читаете, приходите, обсуждаете и всё это повторяется снова и снова. В какой-то степени это здорово. Иногда от этого устаёшь.

Достоинства и недостатки программы

Очень важная черта University of Calcutta — университет на многое готов для студентов. ВШМ СПбГУ тоже отличается этим от многих других образовательных учреждений. В Калькутте чувствовалось, что университет делает все, чтобы студентам было комфортно, чтобы они любили университет и гордились тем, что они учатся в нем. Студенты и правда очень гордятся местом, где учатся.

В Индии три основных университета: Ahmedabad University, University of Calcutta Bangalore University. Это известные университеты и все мечтают там оказаться, но поступить сложно. Есть 3 вступительных экзамена, если ты набираешь на каждом из трёх по 99%, ты не поступаешь — нужно быть лучше всех. Кроме того, в университетах действует система квот для мужчин и женщин, а также для представителей разных каст.

Если ты попал в IIM Ahmedabad, IIM Calcutta или IIM Bangalore, то у тебя всё точно будет хорошо в жизни, ты будешь очень богатым человеком по индийским меркам. Университеты привлекают компании, которые потом нанимают студентов. Проводятся «плейсмент», что-то типа ярмарок карьеры. Но если в ВШМ СПбГУ на карьерные ярмарки приезжают компании и рассказывают о себе, то там у компаний уже есть шортлист кандидатов, они со всеми проводят собеседование и обсуждают будущие условия и работы.

Университет понимает важность нетворкинга: проводится огромное количество самых разных мероприятий, фестивалей, все религиозные праздники отмечаются на широкую ногу.

Если у кого-то день рождения, вы можете спокойно попросить площадку для проведения праздника, и вам дадут всю необходимую технику, разрешат привезти какое-то количество алкоголя, собраться, шуметь всю ночь. Университет к этому абсолютно открыто относится и понимает важность таких процессов.

Еще плюс кампуса в том, что, когда вы живёте несколько лет друг с другом бок о бок, то возникает семейная атмосфера. У нас это не так развито. В будущем выпускники занимают высокие должности в госкорпорациях и в большом бизнесе, и все друг друга знают. Кроме того, что многие учились вместе, в Индии налажена постоянная коммуникация между лучшими университетами, студенты ездят на соревнования, фестивали и много общаются. Индийцы очень любят танцевать, веселиться, и им для этого абсолютно не нужен алкоголь. Европейцы более закрытые.

Жизнь в другой стране

Атмосфера в кампусе европеизированная, без каких-то ярких национальных особенностей — они даже одеваются по-европейски, а в национальную одежду наряжаются только по праздникам. Что касается жизни за кампусом, то индийцы относятся к белым людям с большим уважением.

Например, в популярных ночных клубах для самих индусов действовал строгий дресс-код и фейс-контроль, а европейцев пропускали даже в тапочках. А когда мы ходили на футбол, после матча выстроилась очередь, чтобы с нами сфотографироваться.

Я думал, что в Индии, поскольку у них второй официальный язык английский, все преимущественно говорят на английском. На самом деле только 10-15 процентов населения говорят на английском. Курьеры, таксисты в лучшем случае понимают самые простые фразы, коммуницировать сложно, и приходилось звать кого то, кто говорит на хинди.

У нас была международная компания, я дружил и с европейцами, и с индийцами. Студенты университета сильно отличаются от среднестатистического жителя Индии, хорошо говорят по-английски, как правило они из обеспеченных семей, многие уже сами хорошо зарабатывают. Они открытые, доброжелательные и всегда готовы помочь, они понимают, что в каких-то моментах тебе может быть сложно и часто сами предлагают помощь.

В кампусе все чисто и красиво, а за пределами кампуса бывает много шума, грязи и беспорядка. Но при этом я всегда чувствовал себя безопасно. Никто из нас не подвергался нападениям или чему-то такому, даже не слышали об этом. Основная опасность — это, наверное, люди на мопедах, которые особо не смотрят, куда едут, а ты должен уворачиваться.

В начале обучения у нас была встреча с руководителем международного отдела университета, и он советовал избегать не бутилированной воды и стритфуда. Индийцы могут все это совершенно безопасно есть и пить, а вот наш организм работает по-другому и лучше не рисковать. Я не ел уличную еду. После поездки в тропики одна девушка из Франции заболела малярией. Это даже для Индии редкий случай. На следующий день университет всем раздал москитные сетки и репелленты — они позаботились, чтобы мы чувствовали себя безопасно. Девушка оказалась в госпитале и скоро поправилась. Потом она поделилась впечатлениями, что в целом в госпитале было совершенно нормально, никакой антисанитарии.

Из внеучебной активности я играл в футбол. В целом там очень развит спорт, можно заниматься чем угодно. Самый популярный вид спорта — крикет. Есть хороший бассейн, корты для тенниса, футбольное поле, спортзал, в которых можно ходить каждый день. В целом созданы все условия, чтобы люди занимались спортом. Были очень интересные классы йоги.

За время обучения мне удалось съездить в Дели, Гоа, Агру и посмотреть города рядом с Калькуттой. Ребята, которые учились вместе со мной, путешествовали гораздо больше, особенно европейцы, потому что для них это было очень дешево, плюс график позволял: 2 недели были свободны в связи с религиозными праздниками и одну неделю занял плейсмент — когда компании приезжают набирать на стажировки местных студентов. Студенты, которые учатся по обмену, могли в нем не участвовать. Индия очень разнообразна и в плане природы и культуры: там есть и горы, и пляжи, и тропики, и много чего еще. Я обязательно в ближайшем будущем поеду в Индию путешествовать.

Советы

Университеты Индии — прекрасный выбор для обучения, если нужно получить опыт взаимодействия в международной среде и качественное образование. Я всем советую Indian Institute of Management Calcutta.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество