Выбираем первую машину

Урок 1 из 10·от 30 минут чтения·от 5 минут практики
Итак, у вас есть права, какие-то деньги, задачи, которые сложно решить с помощью такси или каршеринга, и желание управлять собственным автомобилем. Этот урок поможет составить небольшой список автомобилей, среди которых будет то, что вам нужно.
Обложка урока
Иллюстрации: Егор Шатохин

Что вы узнаете

  1. Как спланировать бюджет на покупку автомобиля.
  2. В чем разница между новой и б/у машиной.
  3. Как разобраться в характеристиках.
  4. Как выбрать конкретную модель.
  5. С какими автомобилями лучше не связываться.

Посчитайте деньги

Бюджет — отправная точка в выборе машины. Вот на что можно рассчитывать в 2021 году:

  • если бюджет не превышает 800 тысяч рублей, лучше ориентироваться на рынок б/у;
  • если у вас больше 800 тысяч рублей, можно поискать новый автомобиль.

Кажется, что граница немного ниже: вон в рекламе обещали новую машину за 580 тысяч! Суть в том, что рекламируют вариант в самой бедной комплектации и с самым слабым двигателем. И даже если вам этот вариант подойдет, купить такой автомобиль не получится: их обычно нет в наличии. Ну и хорошо: все-таки первая машина должна подарить хотя бы минимальный комфорт — надо, чтобы она как-то ехала, нужен кондиционер и музыка.

Еще бывает, что цену указывают с учетом всех скидок: за покупку в кредит, сдачу старой машины в трейд-ин или что-то еще. Вряд ли удастся собрать все эти скидки и получить цену из рекламы.

Минимальная сумма — 200—250 тысяч рублей. За эти деньги можно найти что-то, что проездит год-два без особых проблем. Но это будет самый простой автомобиль без каких-либо наворотов и особого комфорта: старенький Рено Логан, отечественная Лада Гранта, Приора или даже советская «копейка» — ВАЗ-2101 — в приличном состоянии. Если поднапрячься, можно найти живую иномарку 2006—2010 годов. Напрячься — значит запастись терпением и поработать над ожиданиями. С таким бюджетом не придираются к крашеным деталям и с пониманием относятся к тому, что в машину в ближайшие полгода нужно будет вложить 100—150 тысяч рублей.

За Уралом 200—250 тысяч хватит на вполне живой праворульный японский автомобиль, который потребует гораздо более скромных вложений.

Что брать: новый автомобиль или б/у

Есть люди, которые принципиально рассматривают только новые машины, а есть те, кто даже с крупной суммой на руках будет искать б/у. И тех и других можно понять.

Чем хороша новая машина. На рынке б/у машин все очень плохо: занижают пробег, скрывают ДТП, продают автомобили в плохом техническом состоянии и с другими проблемами. Покупатель нового авто избавляет себя от выбора из десятков и сотен одинаковых машин. На новой машине никто не ездил, она не попадала в ДТП. Это если дилер добросовестный — об этом поговорим в следующих уроках.

Новая машина на гарантии, а значит, серьезные поломки — забота дилера. Купил и пользуешься: заезжаешь на заправку, если кончается топливо, и на техобслуживание, если пришло время.

Недостатки новой машины. Новый автомобиль, особенно если он первый, возможно, придется дополнительно застраховать от ущерба, хищения и угона и оснастить противоугонным комплексом — без него обычно не страхуют. Это может вылиться в дополнительные 100—200 тысяч рублей в зависимости от конкретной модели.

Чем хороша б/у машина. Плюс рынка б/у в том, что, если ответственно подойти к выбору, за те же деньги можно купить автомобиль классом выше — получить больше комфорта и удовольствия за рулем. 1 100 000 ₽ в 2021 году хватит на новую Киа Рио в неплохой комплектации — или на Ауди А3 2015 года. В первом случае речь идет о неприхотливой машинке, которая часто приезжает, если вызываешь такси «эконом». Ауди А3 едет бодрее, управлять ей приятнее, салон отделан гораздо богаче, а еще на ней не таксуют.

На авто с пробегом вряд ли придется покупать дополнительную страховку. А еще, возможно, не надо будет ставить противоугонную систему, покупать коврики или комплект зимней резины, если кто-то из предыдущих владельцев уже это сделал. Тем не менее 100—200 тысяч лучше придержать на случай непредвиденных поломок: они у такого автомобиля могут произойти в любой момент.

Дальше — затраты на техобслуживание. Что это такое и как его проходить, мы расскажем в одном из следующих уроков.

Разница между новой и б/у машиной

Новая машинаМашина с пробегом
ПробегБез пробега, ноль километровВозможно, реальный пробег больше, чем показывает приборная панель
ДТПНетВозможно
Дополнительная страховка от угона/ущерба (каско)Обязательна, если берете в кредит. Желательна, если машина в списке угоняемыхПридется страховать от угона, если машина в списке угоняемых
Техническое состояниеИдеальное, если с машиной ничего не случилось до продажиКак повезет
Противоугонный комплексНадо докупать, если машина в списке угоняемыхУже установлен, если машина в списке угоняемых
Музыка, датчики парковки, зимняя резинаНужно доплачиватьСкорее всего, все это уже будет
Вероятность дорогого ремонта за счет владельцаМаловероятен. Возможен, если потребитель сам виноват и это доказано. Или если не повезло с дилеромМожет сломаться что угодно в любой момент

Разница между новой и б/у машиной

Пробег
Новая машинаБез пробега, ноль километров
Машина с пробегомВозможно, реальный пробег больше, чем показывает приборная панель
ДТП
Новая машинаНет
Машина с пробегомВозможно
Дополнительная страховка от угона/ущерба (каско)
Новая машинаОбязательна, если берете в кредит. Желательна, если машина в списке угоняемых
Машина с пробегомПридется страховать от угона, если машина в списке угоняемых
Техническое состояние
Новая машинаИдеальное, если с машиной ничего не случилось до продажи
Машина с пробегомКак повезет
Противоугонный комплекс
Новая машинаНадо докупать, если машина в списке угоняемых
Машина с пробегомУже установлен, если машина в списке угоняемых
Музыка, датчики парковки, зимняя резина
Новая машинаНужно доплачивать
Машина с пробегомСкорее всего, все это уже будет
Вероятность дорогого ремонта за счет владельца
Новая машинаМаловероятен. Возможен, если потребитель сам виноват и это доказано. Или если не повезло с дилером
Машина с пробегомМожет сломаться что угодно в любой момент

📌 Новая машина — мало проблем и непредвиденных трат, но нужно тратиться на опции и страховку.

📌 Машина с пробегом при том же бюджете — выше классом и лучше укомплектована, но есть риск купить хлам.

Что там с характеристиками

Популярные сервисы по продаже автомобилей — «Авто-ру», «Дром» и «Авито». И если заглянуть на любой из этих сайтов, можно получить много вопросов, на которые у новичка нет ответа: сервис попросит выбрать кузов, коробку передач, объем и тип двигателя и еще много всего. Попробуем разобраться.

В этом уроке мы говорим только о характеристиках автомобиля. Все, что касается продавцов и документов, — в следующих уроках.

Фильтр поиска на «Авто⁠-⁠ру». На других сайтах фильтры примерно такие же
Фильтр поиска на «Авто⁠-⁠ру». На других сайтах фильтры примерно такие же

Объем двигателя измеряют в кубических сантиметрах, но в каталогах и объявлениях его указывают в литрах. То, как объем двигателя будет влиять на автомобиль, нужно рассматривать вместе с конструкцией двигателя.

Конструкция двигателя. Двигатели бывают атмосферными, турбированными, компрессорными и электрическими. Нас в разговоре про первый автомобиль интересуют атмосферные и турбированные. Компрессорные двигатели чаще всего стоят на мощных и дорогих машинах, новички такие не покупают. Электромобили, наоборот, дешевле в обслуживании, но есть проблемы с зарядкой: в России не развита инфраструктура. Еще бывают гибридные автомобили — у таких есть классический двигатель внутреннего сгорания и электродвигатели. Все это управляется компьютером и позволяет существенно снизить расход топлива и сократить выброс вредных веществ. Пока что в России очень мало гибридных автомобилей, поэтому мы не будем на них подробно останавливаться.

Так вот, атмосферные и турбированные двигатели. При равном объеме турбированный — более мощный. При этом он требовательнее к качеству масла и топлива, его нужно чаще обслуживать. Атмосферный — проще и прочнее, прослужит без ремонта в разы дольше. Тем не менее без турбодвигателей никак не обойтись: они позволяют автопроизводителям соответствовать экологическим нормам.

📌 Новый автомобиль можно брать хоть с турбированным, хоть с атмосферным двигателем.

📌 Б/у автомобиль с турбодвигателем лучше проверить на станции технического обслуживания. Это делают эндоскопом — специальной видеокамерой для осмотра труднодоступных полостей. Без этого есть риск потратиться на капитальный ремонт или замену двигателя.

Мощность двигателя измеряется в лошадиных силах, л. с. Чем выше мощность двигателя, тем ему проще перемещать машину. А еще она влияет на налог, который за эту машину нужно платить: чем больше «лошадей», тем больше будет транспортный налог — об этом мы еще поговорим в одном из уроков.

Тип топлива. Атмосферные и турбированные двигатели работают на бензине, дизельном топливе или газе. Скорее всего, ваш первый автомобиль будет с бензиновым двигателем: это самый популярный и универсальный вариант.

Газ экономичнее: хотя расход чуть выше, стоимость такого топлива будет вдвое ниже — на большом пробеге это может вылиться в ощутимую экономию. Но газобаллонное оборудование крайне редко установлено в автомобиле с завода — почти всегда нужно устанавливать его дополнительно. А еще заправляться придется не на красивых больших АЗС, а просто на тех, где заправляют газом: их ощутимо меньше. Маловероятно, что первая машина будет на газе: это решение для работы за рулем и очень большого пробега.

Автомобиль с дизельным двигателем есть смысл брать только новым, с расчетом на большой пробег и долгий срок владения. У дизельных двигателей больше крутящий момент, чем у бензиновых, — то есть при равной мощности и других характеристиках машина на дизеле будет резвее и потребит при этом меньше топлива. Поэтому крупные внедорожники часто ездят на дизеле: маленький по сравнению с бензином расход, меньше лошадиных сил, а значит, налог на машину не такой большой. Но обслуживать дизельный двигатель дороже — особенно если это б/у автомобиль с большим пробегом. Дизельные двигатели очень требовательны к качеству топлива: достаточно один раз заправиться некачественным дизельным топливом, чтобы получить проблем на сотни тысяч рублей. Дело в сложной топливной системе и дороговизне запчастей для ее ремонта и обслуживания.

Дизель имеет смысл выбирать, только если вы рассматриваете покупку 3—6-летней БМВ. Дороговизна топливных форсунок и требовательность к качеству топлива остаются, но сами моторы хороши. Скорее всего, современные бензиновые двигатели на БМВ с пробегом доставят неудобства: они будут потреблять масло и требовать серьезного вмешательства компетентных специалистов.

📌 Бензиновый двигатель — самый популярный и универсальный вариант.

📌 Автомобиль с газобаллонным оборудованием — решение для работы за рулем и очень большого пробега.

📌 Дизельный автомобиль есть смысл брать только новым, с расчетом на большой пробег и долгий срок владения.

Коробки передач. Если вы учились водить на механике, то и первую машину рекомендуем брать на механике. Во-первых, это поможет закрепить навык: набьете руку и потом никогда не разучитесь, а если захотите — следующую машину купите на автомате. Во-вторых, это самый надежный, неприхотливый и недорогой в обслуживании вариант.

Если к ручной коробке категорически не готовы, надо немного разобраться с автоматами. Есть три разных типа коробок, их часто под одну гребенку называют автоматами: классический автомат, роботизированная коробка и вариатор. Рекомендуем классический автомат: это надежный вариант, если обслуживать коробку раз в 60—80 тысяч километров. Есть ненадежные исключения, но о них мы расскажем в другой главе. Для порядка разберемся, что там с роботами и вариаторами.

Роботизированная коробка — это такой псевдоавтомат. Фактически это как ездить на механике, где против вашей воли кто-то другой решает, когда нужно выжать сцепление и переключить передачу. В нашем случае кто-то другой — это робот. Из минусов — робот может достаточно внезапно и не в нужный момент переключить передачу. Или, наоборот, в нужный момент не переключить. К этому можно привыкнуть, но для первой машины это скорее минус.

Есть более совершенные роботы — двухдисковые. Там передачи переключаются быстро и вовремя. Если с коробкой все в порядке, то дискомфорта не будет. Из минусов — дорогое обслуживание и ремонт. Это нормальный вариант, если покупаете новый автомобиль и будете обслуживать такую коробку раз в 60 тысяч километров: скорее всего, продадите машину раньше, чем придется менять что-то дорогое. Б/у машину с таким роботом можно брать только после грамотной диагностики.

Вариатор называют бесступенчатой коробкой передач. То есть передачи он переключает не по ступеням, как на других коробках, а очень плавно — при переключении не возникает рывков, топливо расходуется экономнее. Но есть проблема в конструкции: если в основе других коробок лежат шестерни, то здесь вся нагрузка идет либо на ремень, либо на цепь, которая натянута между двух валов. Конструкция очень слабая — может не выдержать резкого старта со светофора или пробуксовки в грязи. Требует обслуживания раз в 30—40 тысяч километров, причем жидкость для обслуживания ощутимо дороже, чем масло для роботов и классических автоматов. Если брать вариатор, то в связке с двигателем объемом не больше двух литров и строго для спокойной езды по городу. Хорошо бы, чтобы в городе убирали снег: вариатор может не пережить попытку выбраться из сугроба.

📌 Рекомендуем механику, если учились на автомобиле с механической коробкой передач. Набьете руку, останется навык, сэкономите деньги на обслуживании, ремонте и аренде автомобилей за границей.

📌 Классический автомат — если категорически не хотите связываться с механикой. Прослужит долго без ремонта, если обслуживать раз в 60—80 тысяч километров.

Привод. Есть три варианта: задний, передний и полный.

В заднем приводе крутящий момент передается только на заднюю ось. То есть задние колеса автомобиля крутятся от работы двигателя, а передние — потому что крутятся задние. Такие машины склонны к заносам на скользкой поверхности, есть проблемы с проходимостью — очень просто застрять в снежной каше или грязи.

В переднем приводе крутящий момент передается только на переднюю ось. У переднеприводных машин проходимость выше, чем у заднеприводных, ими проще управлять. Это отличный вариант для первого автомобиля.

В полном приводе крутящий момент распределяется между передней и задней осью, то есть действие двигателя распространяется и на передние, и на задние колеса. В теории полный привод должен повысить проходимость и устойчивость на дороге, но в зависимости от марки и конкретной модели он реализован по-разному и дает разный эффект.

Например, на многих моделях полный привод организован через так называемую муфту «Халдекс». Устойчивости на дороге такой привод действительно прибавит, но на бездорожье при серьезной нагрузке может погибнуть. Если есть выбор между полным и передним приводом и нет планов ездить исключительно по барханам и болотам, рекомендуем выбирать передний. Не ошибетесь и сэкономите на обслуживании.

📌 Передний привод — оптимальный вариант для первого автомобиля. Сэкономите на обслуживании.

📌 Полный — в абсолютном большинстве кроссоверов и легковых машин лишь добавляет устойчивости на дороге. Не подходит для бездорожья, требует обслуживания, легко сломать.

Тип кузова. В большинстве случаев тип кузова влияет только на вместимость автомобиля и его внешний вид. Все разговоры про особую аэродинамику оставим спорткарам. Разбираться проще всего по картинкам: выбирайте то, к чему сердечко лежит.

Это седан. Багажник отдельно, салон отдельно. У багажника своя крышка, которая не связана с задним стеклом. Самый популярный в России кузов среди легковушек
А это хэтчбэк. Багажник совмещен с салоном, стекло — часть задней двери. Багажник меньше, чем у седана, из-за маленького заднего свеса — расстояния от задних колес до бампера. Перевезти что⁠-⁠то серьезное получится, только если сложить задние сиденья
Это универсал. Почти как хэтчбэк, только задний свес побольше — и крыша, соответственно, длиннее. Вместительный багажник, при этом можно сложить задние сиденья и сделать его еще больше
Лифтбэк. Что-то среднее между хэтчбэком, седаном и универсалом. Задний свес как у седана, задняя дверь покатая, места в багажнике меньше, чем у универсала, но сильно больше, чем у седана или хэтчбэка. Большинство лифтбэков в России — это Шкоды Октавии и Рапиды. Такие машины очень часто продают после такси — а это плохо
Купе — это автомобили с объемом заднего ряда не больше 0,93 м³. Он есть, но находиться там некомфортно: голова будет упираться в заднюю дверь, а колени — в передние сиденья. Багажник маленький, становится чуть больше, если сложить задние сиденья
А это трехдверный хэтчбэк, который в России иногда тоже называют купе. Задний ряд примерно такой же, как и в пятидверной версии, но сажать туда ребенка в детском кресле может быть неудобно
Внедорожник, он же джип. Большой дорожный просвет и настоящий полный привод с понижающей передачей — специальным режимом для того, чтобы тянуть прицеп, выезжать из глубокой грязной ямы и забираться в гору. В основе конструкции — массивная крепкая рама, а не кузов, как в остальных случаях. Конкретно этот вариант — самый маленький и бюджетный. Подойдет студенту, который любит выезжать на природу, или семейной паре, у которой пока нет детей
Кроссовер, он же паркетник. Что⁠-⁠то среднее между внедорожником и хэтчбэком. Большой дорожный просвет, привод передний или полный, но это чаще всего вариант в самом ненадежном исполнении. Коробка — чаще всего вариатор. Рамы нет, все как в обычных машинах. Плюсы: будете высоко сидеть, при парковке не зацепите бордюр передним бампером. Минусы: на бездорожье стоит выезжать, только если это вариант с механической коробкой передач и передним приводом, и то осторожно. А еще у кроссоверов дорогая резина и шиномонтаж

Разгон. Объективный и общепринятый показатель того, резвая машина или нет, — за какое время она разгоняется до 100 км/ч. Комфортным для новичка будет показатель 9—12 секунд до 100 км/ч. Все, что медленнее, будет раздражать, сложно будет обгонять грузовики на трассе. Все, что быстрее, точно не для первых двух лет за рулем. Бывает, что первой машиной берут как раз медленный вариант: например, ребенку на совершеннолетие, чтобы не гонял.

На то, как быстро машина разгоняется, влияет сочетание практически всех характеристик, о которых мы говорили выше: объема, типа и мощности двигателя, типа коробки, а еще веса автомобиля. Поэтому нельзя сказать, что вот такой объем двигателя — это хорошо, а вот такой — плохо. Мощность двигателя сама по себе ничего не скажет о резвости: нужно смотреть, сколько весит автомобиль, на каком топливе он ездит, какая у него коробка передач. Разберемся на конкретных примерах.

Сравним маленькие машинки

МодельВесДвигательКоробкаРазгон до 100 км/ч
Hyundai Getz 20111055 кг1,4 л, атмосферный, бензин, 97 л. с.Автомат, 4 ступени13,9 с
Smart Fortwo Brabus 2015870 кг1 л, турбированный, бензин, 102 л. с.Робот, 5 ступеней8,9 с

Сравним маленькие машинки

Hyundai Getz 2011
Вес1055 кг
Двигатель1,4 л, атмосферный, бензин, 97 л. с.
КоробкаАвтомат, 4 ступени
Разгон до 100 км/ч13,9 с
Smart Fortwo Brabus 2015
Вес870 кг
Двигатель1 л, турбированный, бензин, 102 л. с.
КоробкаРобот, 5 ступеней
Разгон до 100 км/ч8,9 с

Примерно одинаковая мощность двигателя, но разный объем и конструкция. Смарт — быстрый, потому что легкий, с турбодвигателем и достаточно быстрым роботом. У Гетца старый медленный автомат, атмосферный двигатель небольшого объема и больший вес.

Теперь сравним машины побольше и потяжелее

МодельВесДвигательКоробкаРазгон до 100 км/ч
Volkswagen Passat 20141541 кг2 л, турбированный, дизель, 150 л. с.Робот DSG8,7 с
Nissan X-Trail 2019, 2WD1525 кг2 л, бензин, 144 л. с.Вариатор11,7 с

Теперь сравним машины побольше и потяжелее

Volkswagen Passat 2014
Вес1541 кг
Двигатель2 л, турбированный, дизель, 150 л. с.
КоробкаРобот DSG
Разгон до 100 км/ч8,7 с
Nissan X-Trail 2019, 2WD
Вес1525 кг
Двигатель2 л, бензин, 144 л. с.
КоробкаВариатор
Разгон до 100 км/ч11,7 с

Одинаковый объем двигателя, почти одинаковая мощность и вес, но разница в 3 секунды. Пассат быстрее благодаря большему крутящему моменту турбодизеля и быстрой роботизированной двухдисковой коробке DSG.

📌 Быстрее 9 секунд до 100 км/ч — большой риск разбить первую машину и разбиться самому.

📌 Медленнее 12 секунд до 100 км/ч — проблемы с обгоном фур на трассе.

А теперь представим идеальный первый автомобиль. Бензиновый двигатель — турбированный или атмосферный, не так уж важно. Мощность — до 150 л. с., чтобы налог не кусался. Механическая коробка передач, автомат или двухдисковый робот — не Powershift. Разгон — не быстрее 9 секунд до сотни. Тип кузова — в зависимости от ситуации и задач.

  • Студентам, которым кроме себя перемещать ничего не надо, можно обратить внимание на трехдверный хэтчбэк или небольшой седан.
  • Людям, которым по работе нужно что-то возить, — пятидверный хэтчбэк или универсал.
  • Семье с маленькими детьми подойдет лифтбэк, универсал, средний или большой седан, а также кроссовер с большим багажником. Последний лучше выбирать с передним приводом, механической коробкой передач или классическим автоматом.

Важная оговорка для родителей и тех, кто планирует ими стать

К уроку прислали комментарии: людям комфортно ездить с детьми на очень маленьком хэтчбэке почти без багажника. И даже на каком-то трехдверном купе. Это возможно, когда ребенок очень маленький и ездит в автолюльке или его возит только один родитель. Мы здесь говорим о семье из двух взрослых и как минимум одного ребенка.

Чтобы не испытывать дискомфорт, нужен просторный багажник: в него должна влезать коляска и куча других вещей — на случай если нужно будет ехать за город или в какой-нибудь удаленный от дома парк. Не исключаем, что некоторым родителям не нужна коляска в багажнике и им комфортно возить детей на маленьком купе, — но мы стараемся дать универсальный совет, который подойдет большинству читателей.

Как выбрать конкретную модель

Самое важное для первой машины — это простота, надежность и доступность. Поэтому нужно брать машину, которая популярна в вашем городе: наверняка не будет проблем с запчастями и сервисами. Например, можно погуглить рейтинги популярных авто в вашем регионе. Есть обратная сторона медали: популярные машины часто продают после такси или каршеринга, то есть заезженные настолько, насколько возможно.

Географические особенности. На Дальнем Востоке, в Калининграде и в европейской части России будут разные цены на одни и те же машины, да и рейтинг популярных автомобилей будет разный: это связано со структурой рынка б/у машин и покупательной способностью населения.

Во Владивостоке, по данным «Авито», всего 16 объявлений о продаже Фордов, зато 916 Ниссанов, почти 3 тысячи Тойот и около 900 Хонд — это всё японские праворульные машины. Их тут много, потому что привезти машину из Японии для внутреннего рынка дешево, а сама машина будет надежной
Во Владивостоке, по данным «Авито», всего 16 объявлений о продаже Фордов, зато 916 Ниссанов, почти 3 тысячи Тойот и около 900 Хонд — это всё японские праворульные машины. Их тут много, потому что привезти машину из Японии для внутреннего рынка дешево, а сама машина будет надежной
А в Калининграде много Фольксвагенов, Мерседесов и БМВ. Кругом Европа, несложно пригнать авто из Германии, Польши или Литвы
А в Калининграде много Фольксвагенов, Мерседесов и БМВ. Кругом Европа, несложно пригнать авто из Германии, Польши или Литвы

Возраст и состояние машины. Модельный ряд постоянно обновляется: могут менять кузов, опции, характеристики и заводы, на которых собирают автомобили. То есть Киа Рио 2004 и 2020 года — это абсолютно разные машины, дело не только в дате выпуска.

У любой, даже самой надежной и прочной машины есть срок службы и предел прочности. Они сильно зависят от того, как машиной пользовались, как обслуживали и ремонтировали. Машину 1986 года могли хранить в гараже, выезжать на ней только летом и только по выходным, в нее могли вваливать деньги и сдувать с нее каждую пылинку — но в России это большая редкость, обычно по-другому. Чем старше машина, тем хуже к ней относятся: экономят на запчастях, льют дешевое масло, а некоторые вещи просто игнорируют. Больше всего достается как раз «первым машинам»: начинающий автомобилист обычно не понимает, зачем обслуживать коробку передач или менять пружины с амортизаторами. Об этом мы тоже поговорим в одном из следующих уроков.

Возраст — это еще и гарантированный пробег. В России его можно скручивать безнаказанно, поэтому продают так много десятилетних машин с заявленным пробегом 68 тысяч километров. Держите в уме, что реальный пробег обычно больше — в среднем 20 тысяч километров на каждый год. Машина 1996 года к 2020 пройдет 480 тысяч километров, и это в лучшем случае. Мы не утверждаем, что не существует старых машин с подтвержденным небольшим пробегом, просто их очень сложно найти. Сложно еще и потому, что ни один опытный и востребованный автоподборщик не возьмется за поиски комфортной машины из нулевых за 400 тысяч рублей без ДТП и с подтвержденным пробегом до 80 тысяч километров. Вам придется разбираться в тонкостях автоподбора и искать машину самостоятельно.

Но это не значит, что машина, которой два года, прошла только 40 тысяч километров. В такси, каршеринге или доставке она могла пройти и 300 тысяч в режиме «не мое — не жалко», поучаствовать в нескольких ДТП и не получить при этом должного техобслуживания. По документам машине два года, по состоянию — пятнадцать.

С машинами редко расстаются до окончания гарантийного срока — обычно это три года. В жизни бывает всякое, но реальная причина продажи машины, которой год-два, — серьезное ДТП. Первой машине должно быть примерно 3—6 лет: выше вероятность, что она не доставит проблем и не потребует серьезных вложений. Если, конечно, эксперт подтвердит пробег и хорошее техническое состояние.

📌 Оптимальный возраст первой машины — 3–6 лет.

📌 Машины до трех лет без ДТП или проблем по технической части продают крайне редко.

📌 Машины старше шести лет в хорошем состоянии и с приемлемым пробегом есть, но найти их гораздо сложнее.

Комплектация. Одна и та же машина может быть укомплектована по-разному, у каждого производителя свои правила. Можно купить автомобиль на самых дешевых колесах с пластиковыми колпаками, без кондиционера и с дырой вместо магнитолы, а можно — с красивыми литыми дисками, климат-контролем, навороченной музыкой и спортивными сиденьями. Здесь все зависит от вкуса и средств.

В самом начале мы писали, что первая машина должна дать какой-то минимальный комфорт, — это как раз про комплектацию. Чем больше удобств, тем приятнее будет пользоваться: получать удовольствие от музыки с телефона без проводов, радоваться прохладе в жаркий день, реже жать на педали, реже трогать ручки под рулем. А еще машину в хорошей комплектации проще продать: когда-нибудь вы обязательно продадите свою первую машину.

Что точно не стоит брать

Некоторые машины доставляют много проблем. Со временем можно закрывать на это глаза ради хорошего дизайна, личных предпочтений и «хочу именно ее — и хоть трава не расти». Но это точно не про первую машину. Повторимся: она должна быть надежной и недорогой в обслуживании. А еще неплохо бы ей не сильно подешеветь к моменту, когда вы поймете, что пора расставаться. Все остальное — потом. Вот с чем мы бы на вашем месте не связывались.

Старый люкс и премиум. На вторичке полно старых Порше Кайенов и Рэйндж-роверов за 400 тысяч, Мерседесов, БМВ и Ауди за 300 и даже за 150 тысяч рублей. Все это, за редкими исключениями, уже давно умерло и если ездит, то каким-то чудом. Вариантов немного: ходить пешком и смотреть, как оно гниет во дворе, либо отдавать всю зарплату — или даже несколько — за очередную запредельно дорогую запчасть или агрегат. Премиальные и люксовые авто дешевеют, а запчасти к ним — нет.

Автомобили с проблемными агрегатами. Среди двигателей и коробок передач есть настоящие легенды: все так плохо, что роликами про них завален «Ютуб». Специалисту не составит труда разобраться, что там под капотом с завода: информация о коробке и двигателе есть в VIN. Но это курс для начинающих автомобилистов, поэтому вам придется либо советоваться с такими специалистами, либо смотреть на косвенные признаки. Вот несколько примеров проблемных двигателей и коробок передач, а также автомобили, в которых они встречаются.

Какие машины не братьПроблемный агрегатВ чем проблема
Пежо и Ситроены 2006—2016 годов с атмосферными двигателями 1,4 и 1,6 л, а также турбодвигателями 1,6 лДвигатель EP6 и его модификацииМного недостатков конструкции, из-за которых двигатель часто ломается. Скорее всего, будет есть масло, потреблять много топлива и работать нестабильно
БМВ 1 F20 2011—2017 годов и БМВ 3 F30 2011—2015 годов с двигателями 1,6 лДвигатель N13B16 — модификация EP6 для БМВ
Почти все модели Мини 2011—2017 годов с турбированными и атмосферными двигателями 1,6 лДвигатели N12B16 и N14B16 — модификации EP6 для Мини
Рено, Пежо и Ситроены 1998—2011 годов на автоматеКоробка-автомат DP0, она же AL4Часто ломается из-за недостатков конструкции
Форды с 2010 по 2014 год с двигателями 1,6—2 л на роботеРобот Powershift 6DCT250Недолговечная, очень дорогая и непредсказуемая в плане срока службы электроника
Фольксвагены, Шкоды, Ауди и Сеаты 2008—2016 годов с турбодвигателем 1,2 лДвигатели 1,2 TSI и TFSI. Последний — только на АудиТребует много внимания, заботы и денег: выгоднее сразу переплатить за более дорогой двигатель
Фольксвагены, Шкоды, Ауди и Сеаты 2005—2012 годов на роботеРобот DSG 7 DQ200 до 2012 года — в более новых все в порядке. DSG 6 на машине до 2012 года тоже вряд ли будет живТребует регулярного и особо тщательного обслуживания, быстро выходит из строя при агрессивной манере езды

Пежо и Ситроены 2006—2016 годов с атмосферными двигателями 1,4 и 1,6 л, а также турбодвигателями 1,6 л
Проблемный агрегатДвигатель EP6 и его модификации
В чем проблемаМного недостатков конструкции, из-за которых двигатель часто ломается. Скорее всего, будет есть масло, потреблять много топлива и работать нестабильно
БМВ 1 F20 2011—2017 годов и БМВ 3 F30 2011—2015 годов с двигателями 1,6 л
Проблемный агрегатДвигатель N13B16 — модификация EP6 для БМВ
В чем проблемаМного недостатков конструкции, из-за которых двигатель часто ломается. Скорее всего, будет есть масло, потреблять много топлива и работать нестабильно
Почти все модели Мини 2011—2017 годов с турбированными и атмосферными двигателями 1,6 л
Проблемный агрегатДвигатели N12B16 и N14B16 — модификации EP6 для Мини
В чем проблемаМного недостатков конструкции, из-за которых двигатель часто ломается. Скорее всего, будет есть масло, потреблять много топлива и работать нестабильно
Рено, Пежо и Ситроены 1998—2011 годов на автомате
Проблемный агрегатКоробка-автомат DP0, она же AL4
В чем проблемаЧасто ломается из-за недостатков конструкции
Форды с 2010 по 2014 год с двигателями 1,6—2 л на роботе
Проблемный агрегатРобот Powershift 6DCT250
В чем проблемаНедолговечная, очень дорогая и непредсказуемая в плане срока службы электроника
Фольксвагены, Шкоды, Ауди и Сеаты 2008—2016 годов с турбодвигателем 1,2 л
Проблемный агрегатДвигатели 1,2 TSI и TFSI. Последний — только на Ауди
В чем проблемаТребует много внимания, заботы и денег: выгоднее сразу переплатить за более дорогой двигатель
Фольксвагены, Шкоды, Ауди и Сеаты 2005—2012 годов на роботе
Проблемный агрегатРобот DSG 7 DQ200 до 2012 года — в более новых все в порядке. DSG 6 на машине до 2012 года тоже вряд ли будет жив
В чем проблемаТребует регулярного и особо тщательного обслуживания, быстро выходит из строя при агрессивной манере езды

Редкие автомобили — те, которых несколько штук на всю Москву или Санкт-Петербург. Это какая-нибудь Альфа-Ромео, Фиат 500 или Сааб 9-5 — конкретно он, ко всему прочему, будет еще и старым. В большинстве автосервисов не знают, что с ними делать, непонятно, где брать запчасти. В лучшем случае удастся заказать что-то из Европы, но это удовольствие уже для опытных автомобилистов.

Есть мнение, что в этот перечень стоит включить автомобили, которые интересны угонщикам. Но нет. Тойота, Лексус и Киа с Хендаем, например, — очень ликвидные автомобили. Их любят и хотят покупать, они очень медленно теряют в цене. Так уж сложилось, что их несложно угнать, но это не повод от них отказываться. Выход — поставить хороший противоугонный комплекс.

Что с этим всем делать

Теперь вы отличаете хэтчбэк от седана, робот от вариатора и дизельный мотор от бензинового. Остается прикинуть, что подходит именно вам, и внести нужные параметры в фильтр поиска на сайте с объявлениями о продаже авто. Разберем несколько примеров.

Алексей, бюджет 600 000 ₽

Ищет машину, чтобы ездить на работу, а по выходным — куда-нибудь на природу, без бездорожья.

Ему подойдет седан: выбор в таком кузове будет самый большой,
а особых требований к объему багажника у Алексея нет.

Коробка — классический автомат, чтобы реже дергать рычаг переключения передач и сцепление в пробках по пути на работу.

Возраст — от трех до шести лет: бюджет Алексея вполне позволяет найти б/у иномарку этого возраста в хорошем состоянии.

Привод — передний, потому что бездорожья не предвидится. Двигатель — бензиновый, как мы и рекомендовали.

Если в фильтре можно выбрать время разгона до 100 км/ч — выберем не медленнее 12 секунд, чтобы комфортно обгонять на трассе.

Еще важно исключить из поиска битые и нерастаможенные автомобили, с ними много возни.

Так и запишем — по таким условиям в Москве 287 предложений:

Игорь и Люся, бюджет 900 000 ₽

С годовалым ребенком и регулярными поездками на дачу. Им нужен более вместительный автомобиль: в салоне будет детское кресло, а в багажнике — коляска и куча вещей.

Подойдет лифтбэк или универсал: они вместительные, но подешевле кроссоверов.

Коробка не принципиальна, поэтому можно смотреть и автомат, и механику.

Возраст — тоже от трех до шести лет: за эти деньги можно найти отличный автомобиль.

Привод — передний, двигатель — бензин.

Опять убираем битые и нерастаможенные.

Результат — 111 предложений в Москве:

Итоги

  1. Посчитайте деньги и решите, что искать: новое или б/у. Если бюджет меньше 800 тысяч рублей, нет смысла смотреть на новые машины. С новой машиной будет мало проблем и непредвиденных трат, но нужно тратиться на опции и страховку. Машина с пробегом при том же бюджете будет выше классом и лучше укомплектована, но есть риск купить хлам.
  2. Определитесь, какую пользу вам будет приносить машина, выберите тип кузова. Примерные характеристики первого автомобиля: бензиновый двигатель мощностью до 150 л. с., механическая коробка передач, автомат или двухдисковый робот. Разгон — не быстрее 9 секунд до сотни.
  3. Посмотрите, какие машины популярны в вашем городе, составьте список интересных вам моделей под бюджет, которым вы располагаете. По возможности выбирайте более свежие варианты: отличный возраст — три-пять лет. Не забывайте, что среди двух-трехлетних машин может быть авто из такси или каршеринга.
  4. Исключите из списка моделей проблемные варианты: старый люкс и премиум, автомобили с ненадежными агрегатами и редкие автомобили.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т⁠—⁠Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik