10 видов мотоциклов для городских дорог

9

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александр Быков

Страница автора

Учитывая повальное количество материалов о выборе первого, второго и дальнейшие поиски того самого идеального мотоцикла, решился обрисовать вкратце картину стандартных ошибок в поисках байка.

Итак, вы отучились на категорию «А», накопили нужную сумму или просто молодец, предварительно решили вопросы хранения мотоцикла, у вас выделен бюджет на покупку всей необходимой экипировки, а в Ютубе уже миллион просмотренных видосов. На данном этапе встает самый важный вопрос определения модели вашего *железного друга*: как, где (город, трасса, грунтовка), сколько (ежедневная эксплуатация, сфотаться на смотре, инструмент для дальних путешествий и пр.) и по каким дорогам вы планируете ездить. Именно категория (класс) мотоцикла должна быть определена изначально.

Часто встречаю людей, которые думают что же им выбрать: Yamaha XVS Dragstar 1100 или Kawasaki ZZR 600, не понимая, что это две кардинально разные вселенные, пусть и в одном ценовом диапазоне. К сожалению, у большинства выбор заключается в цене мотоцикла, и в рамках бюджета в корзину складывают все яйца. Ко всему прочему прибавляется абсолютное непонимание конструктивных особенностей тех или иных классов мотоциклов. Так, например, неоднократно разжигались холивары на тему бесполезности класса тур-эндуро, который плох одновременно во всем в сравнении с профильными байками. На бездорожье он уступает любому эндуро-мотоциклу — они достаточно тяжелые, хуже рулятся, чем нейкеды, и не так уверены, как спорт-туристы на трассе, абсолютно забывая, что основное предназначение этого класса мотоцикла в пожирании километров (сотен и тысяч, а не поездка на дачу), лояльность к любому покрытию с относительным уровнем комфорта и уверенности. Такие монстры как KTM 1290 Super Adventure R — это показатель вершин технологии, но для поездки с бродами в горы Индии я предпочту Royal Rnfield Himalayan (банально, моя психологическая проходимость будет выше).

Итак, давайте определимся, если мы ездим исключительно в рамках городских режимов (поездка на работу, покатушки вечером с двойкой или друзьями и небольшие прохваты до 300 км межгород), то я могу выделить следующие классы.

Дорожные байки. Начнем с классиков, потому как это основополагающий вид байков и родоначальник многих субклассов с переходом в кастомайзинг (каферейсеры, скремблеры, модерны и пр.). Ярким примером дорожных классиков могут служить всеми известные Honda CB400SF, Kawasaki W650 и Triumph Bonneville. Данный тип мотоциклов отличается классической компоновкой, низким весом (зависит от кубатуры разбег от 130 до 250 кг), посадкой с прямой спиной, достаточно малой высотой по седлу (750—800 мм) для комфортного передвижения в городских условиях, вынесенный/поднятый руль (чаще всего трекер или классический мото) и нейтрально расположенные подножки (ноги согнуты чуть острее 90 градусов, ступни находятся в одной плоскости со спиной). Для обывателя это универсальное решение, так как в данном классе есть возможность выбрать любимую фирму, необходимую кубатуру и тип мотора (угол коленвала, количество цилиндров и пр.), тип подвески (а чаще всего это вынесенный сдвоенный амортизатор), которые дают уверенность и комфорт как на лежачих, так и на не особо хорошем асфальте. Компоновка предполагает двойку и чаще всего возможность установки кофров. На текущем этапе класс дорожных байков предлагает огромный выбор модификаций популярных моделей, где в рамках одного мотоцикла вы можете выбирать не только опциональное навесное оборудование, но даже тип коробки передач (Honda NC700/750). Появление автоматических коробок вызвало огромный спрос на данный тип мотоциклов и, конечно, добавляет удобство при городском движении.

Как субкласс дорожных мотоциклов хочу выделить нейкеды. Как видно из названия, это «раздетые» мотоциклы, а точнее — избавленные от лишнего пластика. Понятие появилось в 80-х, когда спортивные байки после аварий реставрировали и продолжали экспулуатацию. У мотоциклов отсутствуют какое-либо капотирование и обтекатели, руль чаще всего представлен клипонами, а посадка на манер спортбайков. Исключительно городской класс мотоциклов с уклоном в сторону стиля даже в ущерб комфорту. Примерами классического нейкеда могут служить Suzuki GS500E, Yamaha MT-07, Honda CB-1 (лучший 400-х кубовый нейкед всех времен и народов в моем собственном рейтинге).

Круизеры. Данный класс мотоциклов стилистически вышел из мотоциклов 50—60-х годов и дошел до наших дней, сохранив геометрию и эргономику. Из названия можно подумать, что это идеальный выбор для путешествий, и я часто сталкиваюсь с таким заблуждением, что данный тип мотоциклов является комфортным для дальних поездок (особенно по нашей необъятной). Посадка на классическом круизере подразумевает прямую спину, низкую высоту по седлу 550—650 мм, ноги согнуты под 90 градусов или выставлены вперед на рестпеги, высота руля в стоке обычно заставляет опускать плечи (особенно для высоких людей). Что касается задней подвески, — в данном типе байков встречаются модели как с моноамортизаторами, так и со сдвоенными вынесенными амортизаторами, однако в обоих случаях ход задней подвески весьма невелик, что в совокупности с характерной посадкой дает высокие компрессионные нагрузки на спину при проезде по хоть сколько-нибудь разбитой дороге. Круиз тут скорее подразумевает неспешные вечерние проезды по городским улицам, предлагая комфортно разместить пассажира. Моторы подобного рода мотоциклов смещены в сторону высокого крутящего момента и дают стойкое ощущение стабильной тяги на низах, что добавляет комфорта при движении в городском потоке. Несмотря на высокую среднюю массу мотоциклов в данном классе (260—280 кг), низкий центр тяжести и широкие рули очень приятно рулятся и дарят крайне положительные эмоции при виражировании как на дороге, так и при езде на низких скоростях во дворах или на парковках. Вышеописанное относится к стоковым моделям мотоциклов, которые ни в коем случае нельзя называть чопперами и, конечно, большинство проблем по эргономике решаются афтермаркетом, а геометрия рамы открывает безграничные возможности для дальнейшего кастомайзинга. Яркими представителями данного класса можно считать Honda Shadow (400/750/110), Kawasaki Vulcan^ Yamaha Dragstar и, конечно, огромное семейство Harley Davidson.

Чопперы. это отдельно выделенный класс байков, подразумевающий индивидуальный подход к постройке мотоцикла как на базе какой-то готовой модели, так и абсолютно с нуля. Классическая школа чопперостроения берет начало в 50-х, где на базе популяризированных бобберов райдеры пытались придать мотоциклу еще больше индивидуальности, удлиняя переднюю вилку, сильно заваливая её угол, засухаривая раму (убирая задние амортизаторы — такие рамы называются hardtail), часто кардинально видоизменяя форму руля от «ape hagers» до «chumps». Чопперы выражают индивидуальность, абсолютно не взирая на неудобства, которые могут возникнуть при их эксплуатации.

Мотороллеры (скутеры). Один из наиболее удобных видов мототехники для передвижения по городу. Изначально мотороллеры были дешевым и удобным средством передвижения в послевоенной Италии. Родоначальником класса выступила компания Piaggio со своей моделью Vespa, которая до сих пор считается классикой жанра малокубатурных скутеров. В своем большинстве скутеры базируются на спаренном двигателе с вариатором, которые являются частью силовой конструкции, при этом вся техническая составляющая имеет сильное капотирование и защищена от грязи и прочих погодных факторов. Отличительной чертой данного класса является наличие удобной площадки или выступов для расположения ног, надежно закрытых ветрозащитой, т. к. почти все скутеры на текущий момент используют бесступенчатый вариатор, что исключает необходимость переключения передач. Моторная гамма в данном классе имеет огромный диапазон от 50 кубовых (на которые, к сожалению, не требуется наличие хоть каких-либо прав) до 850—900 кубовых агрегатов, способных развивать скорость выше 200 км/ч. Удобная посадка с прямой спиной и отличной ветрозащитой, наличие встроенных багажных отделений, низкий расход топлива и отсутствие необходимости переключения передач делают данный класс идеальным выбором для техники на каждый день. Компоновка скутера изначально предполагала ежедневное использование для комфортного передвижения по городу, однако с развитием технологий и увеличения мощности появились туринговые модели с большими багажными отсеками еще большей ветрозащитой и большими сиденьями для двух пассажиров, также появляются модели для езды по пересеченной местности (Honda x-adv), спортивные скутеры с жесткой рамой, а также такие интересные модели, как Piaggio MP3.

Спортбайк. Речь пойдет об омологационных версиях, не беря в расчет супербайк и гипербайк. По сути своей, текущее представление спортбайка — это реплики спортивных версий с расчетом на использование в гражданских целях. У многих людей, кто не имел опыта владения подобной техникой, складывается впечатление невозможности (или определенного рода неуверенности) использования спортбайков как мотоцикла на каждый день. Однако спортбайк на текущем уровне развития — это показатель инженерного уровня компании, где покупателю предлагают топовые технологии в рамках дорожного мотоцикла. В связи с чем, данный класс имеет самые высокие динамические показатели. Спортбайки имеют лучшие тормоза и отточенную управляемость. Несмотря на скепсис многих обывателей, подвески мотоциклов позволяют комфортно их эксплуатировать в рамках дорожного движения с наличием трамвайных путей, лежачих полицейских и качеством междугородних трасс. Геометрия и посадка райдера предполагают низкие показатели лобового сопротивления за счет агрессивного капотирования и специфичной посадки самого пилота. Касаемо посадки, — она представляет собой ярко выраженный наклон райдера к клипонам, поджатые ноги с острым углом и смещенными в сторону заднего колеса пэгами. Несмотря на это, междугородние поездки на расстояния 100—200 км даются вполне комфортно, т. к. райдер «ложится» на бак и снимает практически все лобовые нагрузки. Выше обозначенные преимущества означают сниженные сроки межсервисного интервала, более высокие требования к топливу, смазкам, качеству и состоянию резины, но уровень ощущений от динамики и управляемости определенно стоит потраченных денег.

Мотоциклы для путешествий. Отдельная сторона и сценарий, под который требуются специфические решения. Тут важно определить, куда и на сколько вы собираетесь ехать (истории с кругосветками на YBR-125 — показатель надежности, но не удобства и комфорта), так как можно путешествовать по хорошим асфальтированным дорогам (не съезжая с магистралей) или отправиться на Памир.

Туринг. Яркими представителями являются Harley Davidson сериями King и Electro Glide, Honda GoldWing или BMW K1600 GT. Это туристические мотоциклы, предназначенные для путешествий по асфальтированным дорогам на длительные расстояния (500+ км). Они являются флагманами марки в рамках наполняемости различными опциями, такими как: навигация, музыкальные системы, адаптивный круиз-контроль, обогревы сидений и руля. Мотоциклы данного класса имеют массивное капотирование, значительные габариты и высокую массу (нормальное значение может достигать 350 кг), что значительно усложняет маневрирование в городском потоке. Чаще всего туринги предполагают максимально комфортные условия не только пилоту, но и пассажиру.

Спорт-туристы. Исходя из названия, это высокопроизводительные туристические байки, спроектированные быть быстрыми на загородних трассах, сохраняя управляемость спортбайка. Несмотря на это, мотоциклы данного класса имеют большую массу, клипоны сменяются на полноразмерные рули, а посадка выпрямляется и уже больше похожа на классическую, при этом спорт-турист позволяет установку вместительных кофров, а большой объем бензобака обеспечивает хорошую дальность хода. Подвески данных мотоциклов имеют вполне гражданские и комфортные настройки с главной целью показать стабильность на высоких скоростях, но, как и в случае с турингами, общие габариты делают использование данного рода мотоциклов в городе нерациональным решением.

Туристические эндуро. Класс мотоциклов (как, собственно, и все вышеобозначенные), который требует как минимум отдельной статьи. Дакаровские подробности, истории кругосветок, взрывной рост технологий, позволяющий скрестить невероятную проходимость на бездорожье (Honda Africa Twin) и мощность среднекубатурного спорт-байка (KTM Adventure) и многое другое — это все турэндуро. Чаще всего людям, кто выбирает данный вид мотоцикла, не нужно ничего объяснять. Скорее, они могут тебя чему-то научить, но для рядового обывателя можно смело сказать, что идеальным решением для путешествий на дальние и не очень расстояния с возможностью съехать с трассы будет среднекубатурный турэндуро. Низкая масса, хорошие ходы подвесок, отличная дальность хода и возможность установить такое количество афтермаркета, что мотоцикл превращается в бронепоезд. позволяя атаковать что в стойке, что сидя, большинство грунтовых дорог и покрывая своими возможностями 99% всех сценариев.

При заинтересованности и каком-либо отклике читателя будут развернутые статьи по тому или иному классу мотоциклов. Особенно есть что сказать про развитие кастом-культуры и ее отсутствие в РФ. Всем добра.

Теги: авто
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество