Что вы узнаете

  1. Как определить, на чем компания зарабатывает.
  2. Что нужно учесть при анализе выручки.
  3. Как компания может увеличить доходы и снизить расходы.
  4. Что такое неденежные доходы и расходы.
  5. Как они влияют на чистую прибыль.
  6. Что с этим всем делать.

Что и зачем мы будем искать в отчете

Главное в отчете о прибылях и убытках — это выручка и чистая прибыль. Но если не вникать в подробности отчета, то можно многое упустить. Выручка может временно падать, хотя в реальности компания просто переходит на другую бизнес-модель. Или, наоборот, можно упустить из виду, что скоро компании не на чем будет зарабатывать.

А если смотреть только на чистую прибыль, можно неверно интерпретировать результат. Например, чистая прибыль может упасть из-за крупного судебного штрафа, который в ближайшем будущем не повторится, — и делать выводы только по такому падению не стоит. Или компания может списать стоимость какого-то актива, хотя в реальности бизнес не понес никаких убытков.

Рассмотрим пару примеров. Сервис для хранения изображений и фотографий Pinterest получил за 2019 год 1,3 млрд долларов убытка. Но это не помешало акциям расти, потому что убыток связан с расходами, которые компания на самом деле не понесла, и реальные потери оказались совсем небольшими.

28 октября 2020 года российская газовая компания «Новатэк» выпустила отчет за третий квартал 2020 года. Чистая прибыль компании упала на 97%. Но в день публикации отчета акции упали всего на 4%. Этому есть объяснение: иногда в отчетность попадают доходы и убытки от разовых событий.

Если не вдаваться в подробности, то можно неверно интерпретировать результаты и продать акции хорошей компании или купить долю в бизнесе, у которого падают доходы.

Что такое выручка и зачем на нее смотреть

Выручка, или Sales, или Revenue, — это деньги, которые компания получила от продажи товара или услуги. Глобально выручка зависит от двух переменных: цены продажи и количества покупателей. Если компания продала 100 товаров по 100 Р, ее выручка — 10 000 Р. Выручка считается до вычета расходов на зарплаты, аренду и себестоимости продукции.

В прошлом уроке мы рассматривали ситуацию с «Центральным телеграфом», который продал недвижимость в центре Москвы и выплатил щедрые дивиденды. Но долгосрочно акции компании не самый выгодный объект инвестиций, потому что ее услуги становятся все менее востребованными, а выручка снижается.

Выручка «Центрального телеграфа», в млрд рублей

2012 3,85
2013 3,43
2014 3,53
2015 3,34
2016 3,01
2017 2,75
2018 2,51
2019 2,09
2012
3,85
2013
3,43
2014
3,53
2015
3,34
2016
3,01
2017
2,75
2018
2,51
2019
2,09

Большинство компаний публикуют детализированную выручку по товарам и услугам как минимум в годовых отчетах. У всех сегментов «Центрального телеграфа», кроме загадочного «Прочего», снизилась выручка — и это стабильная ситуация для компании уже несколько лет. Больше половины выручки приносят услуги, которые либо устарели, как телефонная связь, либо достигли пика потребления, как доступ в интернет.

Выручка «Центрального телеграфа» по услугам, в млрд рублей

Сегмент 2019 2018 Изменение
Передача данных в сети 33,9 44,2 −23,3%
Внутризоновая телефонная связь 30,2 40,2 −24,9%
Местная телефонная связь 337,1 391,3 −13,8%
Платное цифровое телевидение 43,7 56,7 −23,1%
Предоставление в пользование каналов 99,0 117,0 −15,4%
Присоединение и пропуск трафика 237,7 316,8 −25,0%
Доступ в интернет 561,3 631,3 −11,1%
Выручка от сдачи активов в аренду 188,0 384,9 −51,2%
Прочее 562,2 530,9 5,9%
Передача данных в сети
2019
33,9
2018
44,2
Изменение
−23,3%
Внутризоновая телефонная связь
2019
30,2
2018
40,2
Изменение
−24,9%
Местная телефонная связь
2019
337,1
2018
391,3
Изменение
−13,8%
Платное цифровое телевидение
2019
43,7
2018
56,7
Изменение
−23,1%
Предоставление в пользование
каналов
2019
99,0
2018
117,0
Изменение
−15,4%
Присоединение и пропуск
трафика
2019
237,7
2018
316,8
Изменение
−25,0%
Доступ в интернет
2019
561,3
2018
631,3
Изменение
−11,1%
Выручка от сдачи активов
в аренду
2019
188,0
2018
384,9
Изменение
−51,2%
Прочее
2019
562,2
2018
530,9
Изменение
5,9%

Когда падает выручка, компаниям становится сложно удержать прибыль на прежнем уровне. Единственный краткосрочный способ повышать прибыль — урезать расходы на персонал и закупки. А из-за такого решения в последующие годы у компании могут еще сильнее снизиться доходы, потому что меньше сотрудников продадут меньше товаров или услуг.

Если выручка падает — вероятно, продукция компании становится не такой востребованной. Но дело может быть не только в этом. Если делать выводы только по выручке и не смотреть в финансовую отчетность, можно не заметить трансформации бизнеса и ошибочно подумать, что у компании проблемы.

Например, в 2011 году продажи лицензий на программы приносили Adobe 81% выручки. Но выручка росла за счет повышения цены и продажи дополнительных программ. Проблема была в том, что количество устройств, на которых установлены программы, не росло.

В ноябре 2011 года Adobe объявила о постепенном переходе с продажи лицензий на подписную модель — и в течение месяца акции упали на 17%. В 2012 и 2014 годах общая выручка росла медленными темпами, а в 2013 и вовсе снизилась на 8%.

Но с ноября 2011 по декабрь 2014 акции Adobe выросли на 174%: каждый год выручка от подписок почти удваивалась. Опытные инвесторы видели, что постепенное падение выручки от продажи лицензий компенсировалось стремительным ростом выручки от подписок, которые стали доступнее и приносят больше денег.

Рост выручки Adobe

2008 13%
2009 −18%
2010 29%
2011 11%
2012 4%
2013 −8%
2014 2%
2015 16%
2016 22%
2017 25%
2018 24%
2019 24%
2008
13%
2009
−18%
2010
29%
2011
11%
2012
4%
2013
−8%
2014
2%
2015
16%
2016
22%
2017
25%
2018
24%
2019
24%

Выручка Adobe по сегментам, в млн долларов

Подписки на программы Продажа лицензий Сервис и поддержка
2008 42 3355 183
2009 75 2685 187
2010 387 3159 254
2011 459 3417 341
2012 673 3343 388
2013 1138 2470 447
2014 2077 1628 443
2015 3224 1125 447
2016 4585 801 469
2017 6134 707 461
2018 7922 622 486
2019 9995 648 529
2008
Подписки на программы
42
Продажа лицензий
3355
Сервис и поддержка
183
2009
Подписки на программы
75
Продажа лицензий
2685
Сервис и поддержка
187
2010
Подписки на программы
387
Продажа лицензий
3159
Сервис и поддержка
254
2011
Подписки на программы
459
Продажа лицензий
3417
Сервис и поддержка
341
2012
Подписки на программы
673
Продажа лицензий
3343
Сервис и поддержка
388
2013
Подписки на программы
1138
Продажа лицензий
2470
Сервис и поддержка
447
2014
Подписки на программы
2077
Продажа лицензий
1628
Сервис и поддержка
443
2015
Подписки на программы
3224
Продажа лицензий
1125
Сервис и поддержка
447
2016
Подписки на программы
4585
Продажа лицензий
801
Сервис и поддержка
469
2017
Подписки на программы
6134
Продажа лицензий
707
Сервис и поддержка
461
2018
Подписки на программы
7922
Продажа лицензий
622
Сервис и поддержка
486
2019
Подписки на программы
9995
Продажа лицензий
648
Сервис и поддержка
529

Иногда, чтобы узнать подробности, нужно выйти за рамки финансовых отчетов и заглянуть в презентации, интервью генерального директора или другие материалы, связанные с компанией.

Например, Новороссийский комбинат хлебопродуктов перерабатывает, хранит и отгружает зерно. В финансовых отчетах нигде не указано, что деньги за перевалку зерна компания получает в долларах. Эту информацию можно найти только в презентации. Такое знание меняет отношение к компании: в случае сильного роста доллара увеличатся доходы бизнеса, а вместе с ними и потенциальные дивиденды.

Презентация НКХП в ноябре 2015 года, стр. 20
Презентация НКХП в ноябре 2015 года, стр. 20

Еще инвестору стоит знать о влиянии концентрации клиентов на бизнес компании. Часто компании внутри отчетов или во время созвонов с аналитиками раскрывают, насколько сильно выручка зависит от конкретных клиентов или отраслей. Неплохим показателем считается, если ни один из клиентов не приносит более 10% выручки, — компании про это пишут.

Но бывают исключения. Например, выручка разработчика виртуальных машин VMware в 2019 году на 22% зависела от двух клиентов. С одной стороны, меньше затраты на привлечение клиентов. С другой стороны, если у клиентов есть возможность перейти на другой продукт, то они могут манипулировать компанией и выпрашивать скидки — выручка упадет.

Отчет VMware говорит, что 12% выручки приходится на одного клиента, 10% — на другого. Такую информацию компания не запихнет в красивую презентацию по итогам квартала — ее придется искать в длинных годовых отчетах. Источник: финансовый отчет VMware за 2020 финансовый год, стр. 10
Отчет VMware говорит, что 12% выручки приходится на одного клиента, 10% — на другого. Такую информацию компания не запихнет в красивую презентацию по итогам квартала — ее придется искать в длинных годовых отчетах. Источник: финансовый отчет VMware за 2020 финансовый год, стр. 10

Что еще может повлиять на рост и падение выручки

Рассмотрим еще четыре причины.

Запуск нового проекта. Компании, которые что-то добывают, зависят от производственных мощностей. Запуск нового завода, цеха или месторождения увеличивает производство — при сохранении цен выручка вырастет. Но такие события происходят не каждый день.

Задача инвестора — изучить подробности нового проекта и подсчитать, насколько значимым будет прирост производства или добычи от его запуска.

Новостная лента с пресс-релизами российского производителя золота «Полюс». В феврале 2015 года компания обновила данные о разработке нового месторождения
Новостная лента с пресс-релизами российского производителя золота «Полюс». В феврале 2015 года компания обновила данные о разработке нового месторождения
Новостная лента с пресс-релизами российского производителя золота «Полюс». В феврале 2015 года компания обновила данные о разработке нового месторождения
Новостная лента с пресс-релизами российского производителя золота «Полюс». В феврале 2015 года компания обновила данные о разработке нового месторождения

Для примера разберем «Полюс» — это российский производитель золота. В 2016 году возобновилось строительство на месторождении «Наталка», а в четвертом квартале 2017 года там опять начали добывать золото. Примерно через год месторождение вышло на производственную мощность, а в 2019 году прибавило 16% к производству.

Запуск проекта в производственных компаниях — удачное время для приобретения акций, если у компании нет других проблем: риски, связанные со строительством, уже пропали, осталось дождаться отладки проекта и его выхода на полную мощность.

Производство золота «Полюсом», в млн унций

1 кв. 2017 1,84
2 кв. 1,89
3 кв. 1,91
4 кв. 1,96 ← Запуск нового месторождения «Наталка»
1 кв. 2018 1,99
2 кв. 2,00
3 кв. 2,08
4 кв. 2,15
1 кв. 2019 2,18 ← Выход месторождения на проектную мощность
2 кв. 2,29
3 кв. 2,37
4 кв. 2,39
1 кв. 2017
1,84
2 кв.
1,89
3 кв.
1,91
4 кв.
1,96 ← Запуск нового месторождения «Наталка»
1 кв. 2018
1,99
2 кв.
2,00
3 кв.
2,08
4 кв.
2,15
1 кв. 2019
2,18 ← Выход месторождения на проектную мощность
2 кв.
2,29
3 кв.
2,37
4 кв.
2,39

Ремонт из-за поломки вызовет снижение производства и потенциально приведет к падению выручки. Обычно о крупных авариях узнают из новостей.

С другой стороны, бывает модернизация — это временное неудобство, чтобы потом производить чуть больше на том же предприятии. О планах по модернизации обычно узнают из пресс-релизов компании.

Инвестору стоит заранее изучить, от каких проектов или заводов зависит работа компаний. Например, если у «Полюса» произойдет серьезная авария на месторождении «Олимпиада», которое в 2019 году давало 42% всего золота, то компенсировать такую потерю будет невозможно. И тогда акции стремительно упадут. Подробности о результатах производства ищите на сайте компании.

Источник: производственный отчет «Полюса», стр. 5
Источник: производственный отчет «Полюса», стр. 5

Подобные истории уже случались с другими компаниями: в начале 2010 года произошла авария на угольной шахте «Распадская» — производство по сравнению с 2009 годом упало на треть. Вернуться на прежний уровень удалось лишь в 2014 году.

Схожая ситуация у «Алросы», которая добывает алмазы. В 2017 году произошел обвал — рудник «Мир» затопило. С одной стороны, добыча на руднике составляла только 7% от общей. С другой — рудник законсервировали на несколько лет, подготовительные работы начали только в 2020 году.

Проблема в том, что в мире не так много крупных алмазных рудников. А открытия новых могут происходить с интервалом в 10—15 лет. Компании будет непросто нарастить добычу алмазов.

Запуск нового продукта или сервиса. В 2006 году Amazon запустила проект Amazon Web Services (AWS), который давал людям и компаниям доступ к серверам, где можно было создавать цифровые сервисы и проводить вычисления.

Впервые компания опубликовала финансовые показатели AWS по итогам 2013 года. Тогда выручка составила 3,1 млрд долларов. К 2019 году выручка продукта выросла в 11 раз — до 35 млрд долларов, она составила 12,5% от общей выручки Amazon.

Приобретение другой компании. Компания может приобрести другую, если видит в этом экономический смысл. В 2006 году Google купила Youtube за 1,65 млрд долларов и приобрела дополнительную площадку для продажи рекламы. На 2019 год Youtube приносил 15% всей выручки компании — 24,3 млрд долларов.

Расширение. Компания может нарастить продажи через выход в новые страны.

Spotify — сервис, позволяющий слушать музыку и подкасты. 15 июля 2020 года он заработал в России. До этого сервис не принимал карты российских банков, россияне могли им пользоваться только с помощью различных хитростей.

Spotify наконец-то дал россиянам возможность пользоваться сервисом легально — и позднее компания признала, что этот запуск был самым успешным для нее выходом на новый рынок.

Может показаться, что у цифровых сервисов нет проблем с масштабированием продукта. Но это не так: компании нужно регистрировать юридическое лицо в стране, чтобы принимать платежи, либо брать на себя головную боль с валютными контролями стран. Еще продукт необходимо перевести на местный язык, чтобы большая часть смогла воспользоваться сервисом. Сложно смотреть сериалы и фильмы Netflix, когда 言語がわからない. Некоторые корпоративные продукты могут потребовать технической поддержки, которая способна разговаривать на местном языке, а не на индийском.

Выход на другие рынки помогает не зависеть от валюты и внутреннего спроса одной страны. Например, компания «Черкизово» начала поставлять мясную продукцию в Китай на фоне нехватки свинины из-за чумы. Компания выиграла от роста цен и получения выручки в валюте.

О чем инвестору говорит себестоимость

Следующая статья отчета о прибылях и убытках, которая нас интересует, — себестоимость, или Cost of goods sold, или Cost of revenue. Это расходы компании на производство товара — сырье, зарплату сотрудникам, которые участвовали в производстве, транспортировку. Для ИТ это расходы на предоставление услуги — например оплату хостинга, дата-центров. Иногда компании не указывают себестоимость отдельной строкой, но в этом нет ничего страшного.

К сожалению, в самих финансовых отчетах найти ценные подробности по себестоимости трудно. Интересные сведения придется искать в презентациях и годовых отчетах.

Компаниям не так просто удерживать и снижать себестоимость производства. Один из способов — развивать собственное производство, а не закупать сырье или услуги с наценкой у других компаний. Такой подход называют вертикальной интеграцией.

Например, компания производит сталь. Для этого нужна железная руда, уголь и электричество. Если компания не обеспечена сырьем, то она зависит от внешних продавцов, рыночных цен и расходов на доставку сырья до производства.

Если компания купит месторождение железной руды или угля, то избежит наценки продавца и снизит транспортные расходы.

Например, «Северсталь» на 2019 год была обеспечена железной рудой на 130% — и излишки продавала другим компаниям. При этом электричеством и коксующимся углем «Северсталь» была обеспечена лишь на 80%. Недостающее закупает у других компаний. Обеспечивать себя полностью сырьем не всегда выгодно, а иногда попросту нет возможности.

Другой пример — Netflix. Раньше компания покупала лицензии на показ фильмов и сериалов, а с 2011 года стала производить собственный контент и постепенно наращивать расходы на него. Netflix собирает данные о предпочтениях пользователей, что позволяет создать более актуальный продукт, так как компания контролирует процесс создания контента.

Такой подход не всегда ведет к успеху. Например, разработчик приложения для поиска и вызова такси Uber потратил около 2,5 млрд долларов на разработку беспилотного автомобиля. В будущем это помогло бы сократить расходы на водителей такси и оставлять больше денег внутри компании. Но команда не смогла разработать технологию, и подразделение продали другой компании.

Компании публикуют планы по росту доходов и снижению расходов в инвестиционных программах на своих сайтах. Там рассказывают о расширении или модернизации бизнеса, описывают, за счет чего будет получен результат и какой потенциальный эффект принесет программа.

Инвестиционная программа Новолипецкого металлургического комбината, стр. 24. Компания планирует модернизировать производственный процесс, построить электростанцию и снизить потребление премиальных марок угля
Инвестиционная программа Новолипецкого металлургического комбината, стр. 24. Компания планирует модернизировать производственный процесс, построить электростанцию и снизить потребление премиальных марок угля

В отчетности из выручки вычитают себестоимость — и получают валовую прибыль. Чем больше ее остается, тем лучше для компании. Это значит, что у товаров или услуг компании высокая ценность для покупателей.


Что такое операционные расходы и прибыль

Затраты компании, которые не связаны с производством и продажей товаров или услуг, записывают в операционные расходы, Operating expenses. Предполагается, что эти расходы помогают компании больше зарабатывать или меньше тратить в тот период, за который составлена отчетность.

Операционная прибыль, Operating income, — то, что осталось от выручки после вычета себестоимости и операционных расходов, то есть доход компании от ее основной деятельности.

Вот три ключевые статьи операционных расходов.

Административно-хозяйственные расходы, General and admin expenses, — это расходы на ведение бизнеса: оплата работы административных сотрудников, услуг банка, платежи за аренду офиса, коммунальные услуги и так далее.

Коммерческие расходы, Selling and marketing expenses, — это расходы компании на привлечение покупателей или повышение узнаваемости бренда. В этой статье расходов Netflix учитывает обычные расходы на рекламу и зарплату маркетологам. Amazon дополнительно учитывает комиссионные продажникам Amazon Web Services, а также расходы на привилегии по программе Amazon Prime.

Сам по себе рост коммерческих расходов не плох, если помогает компании увеличивать выручку. Компания может нанимать больше сотрудников, чтобы нарастить продажи товара, или инвестировать в узнаваемость нового продукта.

Часто бывает, что предыдущие две статьи объединяют в одну — коммерческие, общехозяйственные и административные расходы, Sales, general and administrative expense (SG&A).

Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), Research and development (R&D) expenses, — это инвестиции компании в разработку новых продуктов или технологий. В предыдущем уроке мы уже рассказывали, что не все расходы на разработку продуктов и технологий становятся активами компании. Руководство не может заранее знать, какие расходы в будущем принесут прибыль, а какие так и останутся расходами, поэтому их не учитывают как актив, пока проект не начнет приносить деньги.

Что еще грустнее — инвестор так и не узнает, какая часть расходов принесла пользу, а какая нет. Однако, даже несмотря на такие ограничения, эта статья расходов нам понадобится, когда мы будем учитывать ее как актив компании при оценке акций — в пятом уроке.

При этом компании из технологической и фармацевтической отраслей не могут прекратить инвестировать в НИОКР: им нужно предлагать клиентам актуальные товары.

Что такое неденежные доходы и расходы

Отчет о прибылях и убытках сильно зависит от бухгалтерских стандартов. Иногда компания показывает доход или убыток, но на деле бизнес ничего не потерял и не приобрел. Такой доход или расход называется неденежным.

Часто компании публикуют показатель «скорректированная чистая прибыль», где эти неденежные доходы или расходы не учитываются. Об этом важно знать, потому что некоторые российские компании, например «Газпром», используют этот показатель при расчете дивидендов. Чтобы разобраться, когда расчет скорректированной чистой прибыли уместен, а когда нет, необходимо знать о таких статьях. Мы расскажем о самых популярных.

Выплаты по акциям, Stock-based compensation, — это расходы компании на вознаграждение топ-менеджменту и сотрудникам в виде опциона, то есть права на акции компании, если сотрудник выполнит требования. Такие расходы учитываются в себестоимости и операционных расходах.

Проблема в том, что по факту компания не несет расходов на компенсацию, так как при выплате используются ранее выкупленные или выпущенные специально для этого акции. В результате у части технологических компаний снижается операционная прибыль. Разберем самый яркий недавний пример.

В апреле 2019 года Pinterest вышла на биржу. У компании исполнилось большое количество опционов на акции для руководства и сотрудников — пришлось записать в расходы 1,377 млрд долларов на компенсацию с помощью акций за 2019 год.

Операционная прибыль Pinterest за 2019 год, в тысячах долларов, с учетом и без учета расходов на выплаты по акциям

До корректировки После
Выручка 1 142 761 1 142 761
Себестоимость 358 903 327 145
Операционные расходы 2 172 724 826 701
Операционная прибыль −1 388 866 −11 085
Выручка
До корректировки
1 142 761
После
1 142 761
Себестоимость
До корректировки
358 903
После
327 145
Операционные расходы
До корректировки
2 172 724
После
826 701
Операционная прибыль
До корректировки
−1 388 866
После
−11 085

Чаще всего американские компании, чтобы выплатить вознаграждение, выпускают новые акции. Из-за этого доля в компании у текущих владельцев акций уменьшается. Это не так плохо, если выручка и операционный денежный поток быстро растут и компенсируют увеличение числа акций.

Амортизация, Depreciation and amortization, — это бумажные расходы компании, которые отражают постепенное устаревание долгосрочных активов.

В прошлом уроке мы разбирали балансовый отчет, он же отчет о финансовом положении. Там записаны активы компании. Бухгалтеры определяют срок полезного действия основного средства или нематериального актива и постепенно уменьшают его стоимость.

С одной стороны, компания в реальности не несет никаких расходов на амортизацию: они есть только на бумаге. С другой — через какое-то время на замену старого актива придется купить новый.

Например, компания купила грузовик за 2 млн рублей. Срок полезного действия — 10 лет. Это значит, что компания будет ежегодно отражать 200 тысяч рублей как расход в отчете о прибылях и убытках и на 200 тысяч уменьшать стоимость грузовика в балансовом отчете.

Убыток от обесценения, Loss from impairment. Допустим, бухгалтеры оценили какой-то актив компании — и его потенциальная стоимость по оценке оказалась ниже, чем указано в балансовом отчете. В этом случае возникает убыток от обесценения: нужно занести разницу между новой и старой оценками в расходы.

Часто компании в этой статье списывают гудвилл, который мы рассматривали в предыдущем уроке: превышение суммы, уплаченной за приобретение другой компании, над ее балансовой стоимостью. Списанием руководство как бы признает, что переоценило покупку и не может получать достойную прибыль. Но по факту никаких убытков компания не понесла, просто актив, по мнению бухгалтеров, стал стоить меньше.

Иногда есть исключения — когда убытки действительно реальные. Например, МТС пришлось признать 3,204 млрд рублей как убыток от обесценения, потому что власти Туркменистана запретили компании предоставлять услуги связи в стране.

Финансовый отчет МТС за 2017 год. Компания списала 3,204 млрд рублей из-за приостановки лицензии в Туркменистане и 0,571 млрд рублей из-за убытков чешской дочерней компании
Финансовый отчет МТС за 2017 год. Компания списала 3,204 млрд рублей из-за приостановки лицензии в Туркменистане и 0,571 млрд рублей из-за убытков чешской дочерней компании

Если вы хотите самостоятельно рассчитать чистую прибыль без учета неденежных доходов и расходов, то нужно взять неденежные статьи и прибавить к чистой прибыли.

Ваши расчеты могут отличаться от расчетов компании, потому что не все данные раскрываются подробно и расчет фирмы может быть более детализирован. Поэтому в первое время лучше пользоваться расчетами компании.

Финансовые данные компании

Выплаты по акциям −33
Убыток от обесценения −40
Чистая прибыль 9 млн долларов
Выплаты по акциям
−33
Убыток от обесценения
−40
Чистая прибыль
9 млн долларов

Расчет скорректированной чистой прибыли

Чистая прибыль 9
Выплаты по акциям 33
Убыток от обесценения 40
Скорректированная чистая прибыль 82 млн долларов
Чистая прибыль
9
Выплаты по акциям
33
Убыток от обесценения
40
Скорректированная чистая прибыль
82 млн долларов

Как учитывать разовые доходы или расходы

Иногда компания получает доходы или расходы, которые сильно завышают или занижают прибыль. При этом такое событие происходит раз в несколько лет и зависит не от бизнес-процессов, а от корпоративных и прочих событий — как в случае с «Центральным телеграфом».

Единоразовые крупные доходы и расходы нужно убирать из расчета чистой прибыли, чтобы посмотреть, сколько компания смогла заработать за год именно на своем бизнесе. При этом нужно помнить, что сами доходы или расходы никуда не исчезли.

К таким событиям относятся результаты судебных дел, штрафы, расходы на реструктуризацию бизнеса, продажа дочерних компаний или подразделений и прочие разовые доходы и расходы.

На первых этапах лучше всего ориентироваться на показатели, указанные в пресс-релизах компании. Обычно разовые и неденежные доходы и расходы убираются из результатов и публикуются под показателем скорректированной чистой прибыли, Adjusted net income.

Но если компания систематически получает доходы или расходы по ранее перечисленным разовым доходам и расходам, то не стоит исключать их из чистой прибыли.

Компания самостоятельно рассчитывает показатель чистой прибыли — без учета единоразовых крупных доходов и расходов, прежде всего доходов от продажи доли в дочерней компании, а также неденежных доходов и расходов в виде курсовых разниц. В итоге прибыль за 9 месяцев 2020 года выросла с 24,056 до 110,487 млрд рублей, а за 9 месяцев 2019 года упала с 820,93 до 178,565 млрд рублей. При анализе инвестору стоит сравнивать 110,487 со 178,565 млрд рублей. Источник: пресс-релиз российской газовой компании «Новатэк» с финансовыми результатами за 9 месяцев 2020 года
Компания самостоятельно рассчитывает показатель чистой прибыли — без учета единоразовых крупных доходов и расходов, прежде всего доходов от продажи доли в дочерней компании, а также неденежных доходов и расходов в виде курсовых разниц. В итоге прибыль за 9 месяцев 2020 года выросла с 24,056 до 110,487 млрд рублей, а за 9 месяцев 2019 года упала с 820,93 до 178,565 млрд рублей. При анализе инвестору стоит сравнивать 110,487 со 178,565 млрд рублей. Источник: пресс-релиз российской газовой компании «Новатэк» с финансовыми результатами за 9 месяцев 2020 года
Компания убрала из чистой прибыли крупный и реальный разовый убыток от суда с «Роснефтью», а также различные неденежные доходы и расходы, чтобы инвесторы могли увидеть чистую прибыль без влияния единоразовых доходов и расходов. Источник: пресс-релиз АФК «Система», которая владеет акциями МТС и «Озона», с финансовыми результатами за 2017 год, стр. 19—20
Компания убрала из чистой прибыли крупный и реальный разовый убыток от суда с «Роснефтью», а также различные неденежные доходы и расходы, чтобы инвесторы могли увидеть чистую прибыль без влияния единоразовых доходов и расходов. Источник: пресс-релиз АФК «Система», которая владеет акциями МТС и «Озона», с финансовыми результатами за 2017 год, стр. 19—20
Холдинг Alphabet владеет Google и Youtube и три года подряд получает от Европейской комиссии штрафы за нарушения антимонопольного законодательства. Это не разовая статья, а уже систематическая. Источник: Годовой отчет Alphabet за 2019 год, стр. 50
Холдинг Alphabet владеет Google и Youtube и три года подряд получает от Европейской комиссии штрафы за нарушения антимонопольного законодательства. Это не разовая статья, а уже систематическая. Источник: Годовой отчет Alphabet за 2019 год, стр. 50

Как считать чистую прибыль

Чистая прибыль, или Net income, или Earnings, — показывает, что осталось от доходов компании после всех расходов на ведение бизнеса, проценты и налоги.

Часть чистой прибыли компании могут распределить между инвесторами — выплатить дивиденды. Но нужно учитывать, что компании не могут направлять на дивиденды всю полученную прибыль. Ведь нужно модернизировать активы, расширять бизнес и защищаться от конкурентов — на это тоже уходит чистая прибыль.

В некоторых случаях выплачивать дивиденды невыгодно вовсе. Большинство технологических компаний предпочитают инвестировать в рост бизнеса и покупку других компаний, пока отрасли, связанные с технологиями, ежегодно растут на десятки процентов. Тогда инвестор получит свою прибыль не за счет дивидендов, а за счет роста стоимости акций, если бизнес будет развиваться.

Неконтролирующая доля, Non-controlling interest. В предыдущем уроке мы говорили, что у компании могут быть доли в других предприятиях. Если по бухгалтерским стандартам у компании есть контроль над таким предприятием, то его называют дочерним — и его показатели присоединяются к финансовым показателям компании на 100%.

Иногда бывает так, что у компании нет 100% акций в дочернем предприятии — то есть часть акций принадлежит другим акционерам. Но при этом в отчетности компании финансовые показатели «дочки» учтены на 100%. Это противоречие решает неконтролирующая доля участия.

Например, компании А принадлежит 60% акций компании Б, а остальными 40% владеют другие акционеры.

Чистая прибыль компании А составила 20 млрд рублей, компании Б — 10 млрд рублей. В МСФО компания А отразит 30 млрд рублей чистой прибыли и укажет, что из них 4 млрд рублей — неконтролирующая доля участия других инвесторов в компании Б: 10 млрд × 40% = 4 млрд рублей.

В теории владельцам акций компании нужно смотреть на чистую прибыль, относящуюся к акционерам компании, без учета неконтролирующей доли. На практике российские компании используют для расчета дивидендов показатель чистой прибыли с учетом неконтролирующей доли — то есть той части прибыли, что принадлежит другим акционерам. Так делает, например, «Роснефть».

Первая строка — чистая прибыль компании, вторая — поправка на неконтролирующие доли, третья — чистая прибыль, приходящаяся на акционеров AT&T.; Источник: финансовая отчетность AT&T;, стр. 62
Первая строка — чистая прибыль компании, вторая — поправка на неконтролирующие доли, третья — чистая прибыль, приходящаяся на акционеров AT&T. Источник: финансовая отчетность AT&T, стр. 62
Первая строка — чистая прибыль компании, вторая — поправка на неконтролирующие доли, третья — чистая прибыль, приходящаяся на акционеров AT&T.; Источник: финансовая отчетность AT&T;, стр. 62
Первая строка — чистая прибыль компании, вторая — поправка на неконтролирующие доли, третья — чистая прибыль, приходящаяся на акционеров AT&T. Источник: финансовая отчетность AT&T, стр. 62

Базовая и разводненная прибыль на акцию. Отчет о прибылях и убытках заканчивается расчетом чистой прибыли на одну акцию.

Иногда компании берут кредиты или выпускают облигации, которые владельцы долга могут конвертировать в акции. У компании может быть опционная программа, которая позволяет получить акции компании сотрудникам — и бухгалтеры оценивают вероятность исполнения опционов.

Такие факторы приводят к потенциальному будущему росту количества акций, из-за чего снижается чистая прибыль в пересчете на одну акцию. Поэтому придумали указывать базовую и разводненную чистую прибыль на одну акцию.

Базовая — чистая прибыль, деленная на средневзвешенное количество акций, находящихся в обращении на бирже. Средневзвешенное — это значит, что взяли среднее значение за последние 12 месяцев.

Для вычисления разводненной чистую прибыль делят на средневзвешенное количество акций с учетом потенциального разводнения от конвертации долга в акции, от опционов и других вероятных событий, которые приведут к росту числа акций.

Разводненная чистая прибыль на одну акцию больше актуальна для американских компаний, которые используют опционы для менеджмента сотрудников, а также конвертируемые долги. Подобные инструменты редко встречаются у российских компаний.

Источник: Финансовая отчетность «Роснефти», стр. 11
Источник: Финансовая отчетность «Роснефти», стр. 11
Источник: Финансовая отчетность Apple, стр. 29
Источник: Финансовая отчетность Apple, стр. 29

Запомнить

  1. Без выручки компания не сможет получить прибыль, а падение выручки сложно компенсировать снижением расходов. Ключевой вопрос долгосрочного инвестора — как компания может увеличить выручку.
  2. Способов увеличить выручку не так много: запустить новое производство, купить конкурента, повысить цены на продукцию, выйти на международный рынок или разработать новый продукт.
  3. Существуют неденежные доходы и расходы, которые искажают чистую прибыль. Это, например, выплаты по акциям, амортизация и различные обесценения. В этих расходах есть свой смысл, но компания не тратит на них реальные деньги.
  4. Иногда компания продает какое-то крупное подразделение или получает убыток от судебного иска, который сильно искажает чистую прибыль. Чтобы в будущем нам можно было оценить компанию, такие единоразовые доходы и расходы мы будем исключать.
  5. Некоторые компании показывают огромную чистую прибыль, но акционерам принадлежит только часть: остальное — прибыль «дочек», в которых у компании есть доля.