Что вы узнаете

  1. Как понять, что район на отшибе и там плохая инфраструктура.
  2. Как определить хорошую транспортную доступность.
  3. Как оценить экологическую обстановку и уровень шума.
  4. Где узнать про криминальную обстановку.

С чего начать выбор района

Мы не знаем, где вы ищете квартиру: в родном городе, в другом регионе или столице. Вот как рекомендуют выбирать район опытные покупатели.

Отметить на карте места в городе, которые будете часто посещать. И посмотреть, из каких районов туда удобно добираться. Если вы переезжаете в другой город и у вас нет таких точек, этот пункт можно пропустить.

Посмотреть объявления на сайтах по продаже недвижимости и отсечь районы, в которых квартиры не подходят по цене.

Составить список важных объектов. Если у вас есть дети, в районе должны быть детские сады, школы и поликлиника, а если собираетесь ездить на машине, то дороги без пробок и свободные парковки. Если планируете купить дачу, то из района должно быть удобно выехать за город. И в любом случае важны экология и криминальная обстановка района.

Приехать в районы, которые вас устраивают. Погулять там и выбрать тот, к которому ляжет душа.

Даже за скромные деньги можно купить жилье в удобном и экологичном районе с хорошей инфраструктурой. А можно приобрести дорогую квартиру, но оказаться в каменном мешке, дышать выбросами и каждый день ездить на работу по пробкам. Рассказываем, на что обращать внимание, когда выбираете район.

Удаленность от больших населенных пунктов и инфраструктура

Не все районы находятся в развитой части города или поселка. Некоторые относятся к населенному пункту только формально, а по факту расположены на отшибе — в нескольких километрах от цивилизации. Особенно это касается проектов комплексного освоения территорий, когда новый микрорайон строится в поле, в лесу или на территории бывших промзон.

В таких районах обычно красивая природа и чистый воздух, но рядом может долго не быть инфраструктуры: школы, детского сада, поликлиники, аптеки и супермаркета‎. Чтобы купить продукты, до них придется ездить. Без машины это неудобно: понадобится брать такси или добираться с пакетами на общественном транспорте. А в первые годы он либо совсем не ходит в такие районы, либо это единственная маршрутка раз в полчаса.

Например, к таким микрорайонам относится ЖК «Нахабино-сквер» в Красногорском районе Подмосковья, в 16 км от Москвы. Несмотря на название, он относится не к большому поселку Нахабино, а к маленькой деревне Исаково в 2 км от него. ЖК сдан больше пяти лет назад, но маршрутки из Нахабина появились там только два года назад. Детского сада, школы, поликлиники нет до сих пор. А продукты продают в единственном частном магазине.

Это строящийся ЖК «Остров» в московской Мневниковской пойме. Район окружен рекой и лесом, еще недавно там была деревня с деревянными домами. А из инфраструктуры есть только станция метро. Источник: «Циан»
Это строящийся ЖК «Остров» в московской Мневниковской пойме. Район окружен рекой и лесом, еще недавно там была деревня с деревянными домами. А из инфраструктуры есть только станция метро. Источник: «Циан»

В названиях таких жилищных комплексов часто фигурируют слова «лес», «роща», «зеленый», иногда «остров» и «парк».

Например, на юго-востоке Подмосковья строят ЖК «Лесной»‎. На сайте застройщика сказано, что он находится в городе Егорьевске, но по факту он относится к деревне Холмы в 2 км от города. В этой деревне живут чуть больше 200 человек, а из инфраструктуры в ней только два продуктовых магазина.

А в подмосковных Химках есть два жилых комплекса с говорящими названиями «Лесной уголок»‎ и «Дубрава»‎. Оба находятся на северной окраине города. Там есть два супермаркета и один детский сад. Но из некоторых домов до них не меньше 20 минут пешком, а если пойдете туда с детьми, такая дорога может растянуться до получаса. А чтобы попасть в основную часть города, придется сделать крюк и пересечь реку Химку.

В общем, прежде чем ехать смотреть квартиру, изучите карту. Если у вас нет машины, а до ближайшего обжитого района несколько километров, лучше сразу рассмотреть другие варианты.

Это деревня Холмы под Егорьевском. Новый микрорайон строится на ее окраине. Чтобы добраться из него к ближайшим магазинам, придется обогнуть озеро
Это деревня Холмы под Егорьевском. Новый микрорайон строится на ее окраине. Чтобы добраться из него к ближайшим магазинам, придется обогнуть озеро
А это жилой комплекс «Дубрава»‎ в подмосковных Химках. Чуть южнее — «Лесной уголок»‎. Скорее всего, там очень зелено, потому что вокруг река и лес. Но рядом не видно ни школы, ни поликлиники
А это жилой комплекс «Дубрава»‎ в подмосковных Химках. Чуть южнее — «Лесной уголок»‎. Скорее всего, там очень зелено, потому что вокруг река и лес. Но рядом не видно ни школы, ни поликлиники

Если застройщик планирует построить в микрорайоне не только дома, но и детские сады, школы и поликлиники, тогда этот район можно рассматривать для жизни. Но все это появится там не сразу, возможно, через несколько лет.

Узнать об этом можно у застройщика. Обычно дома и другие объекты строят не одновременно, а по очереди. Быстрее всего застройщик сдаст дома первой очереди, а остальные объекты — позже. Если вы покупаете квартиру в доме первой или второй очереди, а детский сад и поликлиника планируются только в четвертой, то в первые годы их не будет.

Жить в таком микрорайоне с маленькими детьми или пожилыми родственниками будет тяжело. Для детей придется нанимать няню, а это дорого. Или возить их в детский сад далеко от дома. А пожилым людям придется долго ждать врача на дом: он не сможет быстро добраться к ним из ближайшей поликлиники.

Застройщики всегда указывают на сайтах инфраструктурные объекты, которые построят вместе с жилыми домами. Это ЖК «Южная Битца» в Москве. Он тоже в окружении леса, но здесь планируется сразу пять детских садов, школа и собственная поликлиника. Только, скорее всего, их построят не сразу. Источник: «ДСК-1-ру»
Застройщики всегда указывают на сайтах инфраструктурные объекты, которые построят вместе с жилыми домами. Это ЖК «Южная Битца» в Москве. Он тоже в окружении леса, но здесь планируется сразу пять детских садов, школа и собственная поликлиника. Только, скорее всего, их построят не сразу. Источник: «ДСК-1-ру»

Про инфраструктуру, которая есть в ЖК прямо сейчас, можно узнать на портале «Нашдом-рф». Найдите через поиск нужного застройщика или ЖК и откройте вкладку «Инфраструктура». На карте будет указано, как далеко расположены поликлиники, супермаркеты, образовательные и спортивные учреждения.

Этот ЖК строится в районе с развитой инфраструктурой: в шаговой доступности магазины, развлечения и медицинские учреждения
Этот ЖК строится в районе с развитой инфраструктурой: в шаговой доступности магазины, развлечения и медицинские учреждения

Транспортная доступность

В район должно быть удобно добираться. Если у вас есть машина, желательно, чтобы маршрут был без пробок. А если вы собираетесь ездить на общественном транспорте, рядом необходимы автобусные остановки, станция метро или электричек. И чтобы транспорт туда ходил регулярно. Даже если вы работаете из дома, это важно: мало ли куда вам понадобится ехать по делам.

Продавцы квартир часто пишут в объявлениях общие фразы вроде «1 км до метро» или «30 минут на электричке до центра города». Но любые расстояния и время на дорогу нужно перепроверять по карте. А еще смотреть расписание электричек: вдруг они ходят редко.

Проверяйте все расстояния. Иногда расстояние из объявлений — это расстояние по прямой. А по факту придется делать огромный крюк, чтобы дойти или доехать до нужной точки.

Например, подмосковная деревня Путилково находится прямо за Мкадом. От нее до ближайшего метро «Планерная»‎ 2,73 км, и кажется, что на машине туда можно добраться за пять минут. А при желании прогуляться пешком или доехать на самокате.

Но по факту прямая дорога проходит через лес — машина там не проедет, а пройти пешком можно только в сухую погоду. К тому же дорогу к метро преграждает Мкад. Нужно или перебегать его в неположенном месте, или добираться до моста. Но тогда дорога удлинится до 6,2 км.

Это подмосковное Путилково. От центра деревни до метро всего 2,73 км. Кажется, что это расстояние можно быстро проехать, скажем, на велосипеде
Это подмосковное Путилково. От центра деревни до метро всего 2,73 км. Кажется, что это расстояние можно быстро проехать, скажем, на велосипеде
Но если построить маршрут, то видно, что по факту он займет больше часа
Но если построить маршрут, то видно, что по факту он займет больше часа
На машине по прямой тоже не проехать: придется делать крюк длиной от 6,2 км
На машине по прямой тоже не проехать: придется делать крюк длиной от 6,2 км

Проверяйте время в пути. Бывает, что вместо расстояния указано время, за которое можно добраться до метро или станции электричек. Но часто оно меньше реального. Или вместо времени пешком указано время на транспорте.

Чтобы точно оценить время в пути, сами постройте маршрут на карте. Например, как дойти пешком от метро до вашего будущего дома. Или как добраться туда на машине с работы. Так вы точно узнаете, сколько времени придется тратить на дорогу.

Автор этого объявления указал, что от его дома 10 минут пешком до ж/д станции «Лось»
Автор этого объявления указал, что от его дома 10 минут пешком до ж/д станции «Лось»
Но «Гугл-карты»‎ показывают, что туда можно дойти минимум за 16 минут, и то через парковую зону. А в темное время суток это небезопасно
Но «Гугл-карты»‎ показывают, что туда можно дойти минимум за 16 минут, и то через парковую зону. А в темное время суток это небезопасно

Проверяйте расписание транспорта. Еще продавцы никогда не указывают, сколько минут нужно ждать маршрутку или автобус до ближайшего метро или крупного города и сколько стоит проезд. Если транспорт ходит туда редко, вам придется подстраиваться под его расписание. К тому же такие маршрутки и автобусы всегда переполнены: желающих попасть в них слишком много.

В том же Путилкове маршрутка до метро ходит раз в полчаса, и на нее постоянные очереди. А проезд стоит 50 Р. Вам придется тратить по 100 Р в день на дорогу до метро и обратно. В месяц это минимум 2000 Р, а в год — 24 000 Р.

А в подмосковных Люберцах есть микрорайон Красная Горка. От него до ближайшего метро «Некрасовка»‎ около 2 км, но маршрутки нужно ждать до 20 минут. Это неудобно, если вы торопитесь. К тому же проезд в одну сторону стоит 55 Р, и в месяц на маршрутку уходит 2200 Р.

Когда выстраиваете маршрут к району, учитывайте не только время в пути, но и время, пока будете ждать транспорт.

Это Красная Горка в Люберцах. До ближайшего метро 6 минут на маршрутке. Но если прибавить время ожидания транспорта, то дорога может занять до 36 минут
Это Красная Горка в Люберцах. До ближайшего метро 6 минут на маршрутке. Но если прибавить время ожидания транспорта, то дорога может занять до 36 минут

Иногда в район удобнее всего ездить на электричках. Поэтому авторы объявлений часто указывают, сколько ехать до ближайшего вокзала. Но на некоторых подмосковных станциях электрички останавливаются редко. Приходится выходить на работу намного раньше, чем нужно, а в конце дня торопиться, чтобы не попасть в долгий перерыв.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, смотрите карту и проверяйте расписание электричек до нужной станции. Это удобно делать на «Туту-ру» и в «Яндекс-расписаниях».

Это село Алабушево в Подмосковье. Из любой его точки можно дойти до ж/д станции максимум за 15 минут пешком
Это село Алабушево в Подмосковье. Из любой его точки можно дойти до ж/д станции максимум за 15 минут пешком
Но в расписании видно, что после восьми утра электрички до Москвы ходят редко, поэтому уехать утром на работу — это проблема. Источник: «Туту-ру»
Но в расписании видно, что после восьми утра электрички до Москвы ходят редко, поэтому уехать утром на работу — это проблема. Источник: «Туту-ру»

Будьте осторожнее с трансфером. Застройщики часто пускают бесплатные трансферы от ближайшего метро или автобусной остановки к строящемуся комплексу. Риелторы и продавцы вторичек тоже иногда предлагают встретить и подвезти. Иногда это делают для вашего удобства, но часто так скрывают плохую транспортную доступность.

Чтобы оценить транспортную доступность, достаточно найти район на карте и посмотреть, далеко ли станция электричек и автобусные остановки. А еще построить маршрут от будущего дома до работы или до ближайшего метро. Если ничего не вызвало подозрений, то попробуйте добраться до района своим ходом.

В 2019 году этот петербургский застройщик запустил бесплатный трансфер, чтобы клиенты «оценили отличную транспортную доступность»‎. Но это была хитрость
В 2019 году этот петербургский застройщик запустил бесплатный трансфер, чтобы клиенты «оценили отличную транспортную доступность»‎. Но это была хитрость
На «Яндекс-картах»‎ видно, что район находится на отшибе, а все остановки на окраине. Вглубь, к дальним домам, общественный транспорт не ходит
На «Яндекс-картах»‎ видно, что район находится на отшибе, а все остановки на окраине. Вглубь, к дальним домам, общественный транспорт не ходит

Оценивайте пробки. Застройщики и продавцы вторичек часто приглашают посмотреть квартиру в выходные или в будни днем. В это время не бывает пробок. Но если вы собираетесь ездить на машине, заранее посмотрите пробки в районе в часы пик. На «Яндекс-картах»‎ и «Гугл-картах»‎ можно запросить статистику по пробкам за любое время суток. Возможно, дорога до метро или на работу будет всего 5 км, но из-за пробок может отнимать по полтора часа.

Иногда вопрос с пробками жизненно важен: если в часы пик вы вызовете скорую или пожарную бригаду, по пробкам они будут ехать в район очень долго.

Маршрут от подмосковного Красногорска до метро «Волоколамская»‎ — 6,3 км. Но утром в будни дорога займет до 28 минут
Маршрут от подмосковного Красногорска до метро «Волоколамская»‎ — 6,3 км. Но утром в будни дорога займет до 28 минут
А дорога обратно вечером — до 45 минут
А дорога обратно вечером — до 45 минут

Плотность застройки и плотность населения

Новые районы часто застраивают высотками, которые стоят близко друг к другу. Их еще называют каменными мешками или человейниками. В них из окон видны только окна других домов, а дворы напоминают широкие каменные колодцы, где зелень еще не успела разрастись. К тому же такие дома отбрасывают друг на друга тень, и солнечный свет редко проникает в квартиры на нижних этажах.

Главное — такие районы перенаселены. В поликлиники, школы и детские сады бывает трудно попасть, а мест в общественном транспорте всегда не хватает.

Это микрорайон Красная Горка в Люберцах, который мы уже упоминали. Из окон видны только чужие окна, одни дома всегда в тени других, а зелени мало даже летом
Это микрорайон Красная Горка в Люберцах, который мы уже упоминали. Из окон видны только чужие окна, одни дома всегда в тени других, а зелени мало даже летом
А это микрорайон Девяткино в Санкт-Петербурге. Здесь та же история. Источник: «Новострой-спб»
А это микрорайон Девяткино в Санкт-Петербурге. Здесь та же история. Источник: «Новострой-спб»

Как получаются перенаселенные районы. У каждого региона есть градостроительные нормы. Там прописано, сколько жилой площади можно строить на одном гектаре земли и сколько людей могут на нем жить. Но застройщики стараются придерживаться верхних границ норм, чтобы выжать из земли больше денег. Поэтому строят максимально высокие дома и на предельно близком расстоянии друг к другу.

Предположим, вы хотите купить квартиру в подмосковном городе с населением от 100 тысяч человек. И рассматриваете 17-этажные дома. В градостроительных нормах Московской области сказано: на 1 га можно построить до 7550 м² жилья.

Допустимая плотность населения в районе с такой этажностью — максимум 270 человек на 1 га. Но если отвести на каждого человека хотя бы по 18 м², то на 1 га заселятся 419 человек — в полтора раза больше нормы. И никто это не проконтролирует.

Чтобы не купить квартиру в человейнике‎, посмотрите панорамы улиц на «Гугл-картах»‎ или «Яндекс-картах»‎. А если дома еще строятся, найдите на сайте застройщика компьютерный макет района или генплан застройки. Первый делают не все застройщики, а второй есть у каждого — обычно он находится в разделе «Документы». Если вы не нашли его на сайте, попросите прислать генплан застройки по электронной почте или показать ‎в офисе.

Если на панораме, в макете или плане высокие дома, которые стоят довольно близко, то вы рискуете оказаться в перенаселенном районе. В нем можно комфортно жить, только если вместе с домами застройщик построит сразу несколько детских садов, школы и поликлинику. Поэтому внимательно изучайте план застройки и очередность строительства, когда выбираете квартиру.

Это район Новокуркино в Химках. Необязательно туда ехать, чтобы понять, что район перенаселен
Это район Новокуркино в Химках. Необязательно туда ехать, чтобы понять, что район перенаселен
Так выглядел генплан застройки микрорайона Немчиновка в Подмосковье. Дома стоят близко, а этажность 7—15 этажей. Источник: сайт «494 УНР-инвест»
Так выглядел генплан застройки микрорайона Немчиновка в Подмосковье. Дома стоят близко, а этажность 7—15 этажей. Источник: сайт «494 УНР-инвест»
А так он выглядит сейчас. Как минимум два двора напоминают колодцы. Источник: «Одинцово-инфо»
А так он выглядит сейчас. Как минимум два двора напоминают колодцы. Источник: «Одинцово-инфо»

Как понять, что район перенаселен. Чтобы посчитать, насколько сильно будет перенаселен строящийся район, нужно сравнить данные из генплана застройки с градостроительными нормами. В генплане будет указана общая площадь квартир и площадь участка, на котором строят новые дома.

Вам нужно разделить площадь участка на общую площадь квартир, тогда получите плотность застройки. А потом разделить этот показатель на 18 м² — обычно такая площадь приходится на одного жителя. Так вы получите количество людей, которые будут жить на 1 га.

Предположим, вы присмотрели квартиру в подмосковном микрорайоне Немчиновка, который мы уже упоминали. Его застраивали в 2015 году. В генплане застройки сказано, что общая площадь квартир — 122 970 м². Если считать, что на каждые 18 м² заселится по одному человеку, получим количество жильцов — 6831. Площадь участка застройки — 13 га, то есть плотность населения в микрорайоне — 525 человек на 1 га.

Градостроительные нормы есть в Электронном фонде правовых и нормативно-технических документов. Там нужно ввести в поиск запрос «градостроительные нормы» и название города. А затем в поиске по документу — «Расчетные показатели интенсивности использования жилых территорий в населенных пунктах». Появится таблица с плотностью населения и застройки. В Подмосковье максимально допустимая плотность — 263 человека на 1 га. То есть в Немчиновке нормы превышены вдвое.

Отзывы о районе подтверждают, что там действительно много людей и не хватает мест на парковках и в детских садах.

Это отзыв о Немчиновке. Здесь проблемы с парковкой, потому что народу слишком много. А детский сад застройщик так и не построил, хотя обещал. Источник: «Новострой-м-ру»
Это отзыв о Немчиновке. Здесь проблемы с парковкой, потому что народу слишком много. А детский сад застройщик так и не построил, хотя обещал. Источник: «Новострой-м-ру»

Как будут застраивать ваш район

Бывает, что вы купили квартиру на вторичном рынке в тихом малоэтажном районе. А через несколько лет дома вокруг сносят и строят на их месте высотки. В вашей квартире теперь мало света, а над домом возвышаются 25-этажные гиганты.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, перед покупкой квартиры нужно посмотреть генеральный план развития города на ближайшие годы. Его можно найти на городском сайте в разделе «Перспективы развития» или «Документы». Генпланы Южно-Сахалинска, Егорьевска, Уфы, Воронежа и других крупных городов есть на сайте Института генплана Москвы.

В генеральном плане штриховкой указывают будущую застройку. Оранжевым цветом — места будущей застройки 4-этажными домами, бледно-красным — домами от 5 до 8 этажей, а ярко-красным — домами от 9 этажей и выше. Розовым обозначены зоны, где будет общественно-деловая застройка, например новые ТЦ или бизнес-центры.

А иногда речь не о коммерческой застройке, а о реновации — когда в районе строят новые дома за счет государства. Например, сейчас реновация проходит в Москве. О том, какие дома и районы она затронет, можно узнать на карте «Ренобзора».

На сайте Института генплана Москвы есть генплан развития Воронежа до 2041 года. На любой такой карте обращайте внимание на заштрихованные области. Там, где есть штриховка, будут строиться новые дома или деловые комплексы. Светло-красным обозначены зоны, где будет высотная застройка, а розовым — бизнес-центры, которые тоже бывают высокими. Если навести на них курсор, они станут ярко-красными и малиновыми соответственно. Если вы не любите многоэтажки, выбирайте кварталы светло-оранжевого и желтого цвета
На сайте Института генплана Москвы есть генплан развития Воронежа до 2041 года. На любой такой карте обращайте внимание на заштрихованные области. Там, где есть штриховка, будут строиться новые дома или деловые комплексы. Светло-красным обозначены зоны, где будет высотная застройка, а розовым — бизнес-центры, которые тоже бывают высокими. Если навести на них курсор, они станут ярко-красными и малиновыми соответственно. Если вы не любите многоэтажки, выбирайте кварталы светло-оранжевого и желтого цвета
В московском Северном Измайлове снесут очень много домов. Даже если ваш останется на месте, вокруг могут вырасти высотки, и район станет перенаселенным. Источник: «Ренобзор»
В московском Северном Измайлове снесут очень много домов. Даже если ваш останется на месте, вокруг могут вырасти высотки, и район станет перенаселенным. Источник: «Ренобзор»

Уровень шума

Для жилых помещений есть нормы шума. Днем его уровень не должен превышать 40 дБА, а ночью — 30 дБА. Для сравнения, на расстоянии 1 м от источника не различим только шум до 28 дБА. А шум от 35—39 дБА уже мешает отдыхать.

Вот почему нежелательно выбирать район рядом с аэропортом, железной дорогой или оживленным шоссе. Там уровень шума бывает выше 40 дБА. Например, в редакции Т⁠—⁠Ж есть сотрудница, купившая квартиру в подмосковной Сходне. В 4 км от ее дома находится аэропорт Шереметьево, в 250 м — шумное Новосходненское шоссе, а в 200 м — железная дорога, по которой каждые 10 минут ходят электрички и шумные «Сапсаны». Когда окна закрыты, она слышит грохот самолетов, которые снижаются или набирают высоту. А если окна открыть, то слышно, как в вагонах объявляют станцию.

По санпину расстояние от аэропорта до жилых домов зависит от того, насколько сильно рассеиваются загрязнения воздуха, какой шум и вибрацию создает аэропорт. Но конкретных цифр нет, поэтому застройщики строят дома максимально близко.

Опыт сотрудницы Т⁠—⁠Ж показал: самолетов не слышно, если расстояние до аэропорта не меньше 15 км. Она убедилась в этом, когда переехала в Зеленоград — в 11 км от Сходни.

О ж/д станциях в санпине тоже ничего не сказано, но мы советуем рассматривать районы минимум в 1,5 км от железных дорог.

Расстояние до аэропорта и железной дороги легко измерить с помощью инструмента «линейка» на «Яндекс-картах». Здесь видно, что в 4 км от Сходни находится международный аэропорт Шереметьево
Расстояние до аэропорта и железной дороги легко измерить с помощью инструмента «линейка» на «Яндекс-картах». Здесь видно, что в 4 км от Сходни находится международный аэропорт Шереметьево
А здесь — что от дома до железной дороги меньше 200 м
А здесь — что от дома до железной дороги меньше 200 м

Экологическая обстановка

Экология тоже зависит от того, насколько близко находятся промышленные предприятия и мусоросжигательные заводы от района. Любая промзона на карте недалеко от района должна насторожить.

Минимальное расстояние от опасных объектов прописано в Санпине 2.2.1/2.1.1.1200-03. Но даже для самых опасных объектов — максимум 1 км. Исключения — предприятия по добыче природного газа. Для них — до 8 км, если при добыче выделяется много сероводорода. Но при выборе района не стоит ориентироваться на минимум из санпина, ведь иногда ветра разносят выбросы гораздо дальше, чем там прописано.

Например, в городе Братске Иркутской области есть Хлорный завод и Лесопромышленный комбинат. По санпину первый должен быть на расстоянии минимум 1 км от жилых районов, а второй — хотя бы в 500 м. Но один из редакторов Т⁠—⁠Ж вырос в центральной части этого города — на расстоянии 3,66 км. И часто чувствовал запах древесины.

Даже в центральном районе Братска чувствуются выбросы, хотя по санпину он находится далеко от предприятий
Даже в центральном районе Братска чувствуются выбросы, хотя по санпину он находится далеко от предприятий

Список опасных объектов тоже есть в санпине. Вот основные:

  1. Мусоросжигательные заводы и комплексы сортировки мусора без полигона захоронения.
  2. Полигоны твердых коммунальных отходов — ТКО.
  3. Пруды-отстойники канализационных сооружений — до 5 км.
  4. Птицефабрики, фермы крупного рогатого скота, свинофермы — до 5 км, особенно при открытом способе хранения и сушки навоза.
  5. Военные полигоны, аэродромы — не менее 15 км от края взлетно-посадочных полос в их продолжении.
  6. Производственные предприятия: заводы, фабрики.

Проще всего измерить это расстояние инструментом «линейка» на карте. Не советуем рассматривать районы, которые находятся от вышеперечисленных объектов меньше, чем в 10—15 км. А если предприятие находится ближе, нужно погуглить экологические карты города и отзывы о районе. На картах будут обозначены благоприятные и неблагоприятные районы. Если жители в отзывах жалуются на дым и неприятный запах, тогда не стоит покупать там квартиру.

Мусоросжигательный завод находится в 3 км от некоторых районов подмосковных Люберец
Мусоросжигательный завод находится в 3 км от некоторых районов подмосковных Люберец
А это отзыв о микрорайоне Красная Горка в подмосковных Люберцах. Возможно, неприятный запах идет именно от завода
А это отзыв о микрорайоне Красная Горка в подмосковных Люберцах. Возможно, неприятный запах идет именно от завода
Это экологическая карта Москвы. Ветра доносят меньше всего выбросов на запад столицы, а самые неблагоприятные районы на юго-востоке. При этом создатели карты подчеркивают, что из-за большого количества дорог город в принципе очень загазован. Источник: «Погодаднем-ру»
Это экологическая карта Москвы. Ветра доносят меньше всего выбросов на запад столицы, а самые неблагоприятные районы на юго-востоке. При этом создатели карты подчеркивают, что из-за большого количества дорог город в принципе очень загазован. Источник: «Погодаднем-ру»
А это экологическая карта Новосибирска. Красным отмечены самые неблагоприятные районы. Источник: «Нск-новосибдом-ру»‎
А это экологическая карта Новосибирска. Красным отмечены самые неблагоприятные районы. Источник: «Нск-новосибдом-ру»‎

Криминальная обстановка

Самые криминальные районы — там, где много туристов. Например, в центре Москвы процветает воровство. Не очень благополучные — некоторые окраины городов и отдельные микрорайоны внутри города. Например, в 2020 году самыми опасными районами Петербурга оказались Калининский и Невский. Но местные жители знают, что там действительно неспокойно только возле станций метро.

Еще бывает опасно в районах, где много коммунальных квартир. Их жители не могут позволить себе жилье лучше, часто не могут договориться между собой и совершают преступления. Вас никто не заставляет делить с ними квартиру, но и по улицам, где живет такой контингент, ходить не совсем безопасно.

В каждом регионе есть сайт УМВД. Там публикуют статистику по преступлениям за каждый месяц или год. Ее можно найти в разделе «Деятельность» и подразделе «Статистика». Но если регион небольшой, скорее всего, там не будет информации по конкретным городам и тем более районам. Придется опираться на отзывы или гуглить местные новости.

Статистика поможет, если вы выбираете город в Подмосковье или район в Москве. Например, на сайте УМВД по Московской области статистика по преступности в городских округах публикуется каждый месяц. С января по апрель 2021 года самыми криминальными были округа Балашихи, Чехова и Власихи. А меньше всего преступлений совершилось в Волоколамске, Егорьевске и Рузе.

Это статистика по количеству преступлений в разных округах Подмосковья с января по апрель 2021 года. Источник: ГУ МВД по Московской области
Это статистика по количеству преступлений в разных округах Подмосковья с января по апрель 2021 года. Источник: ГУ МВД по Московской области
А это карта криминальных районов Москвы. Чем светлее район на карте, тем меньше в нем преступлений. Серым обозначены районы, по которым пока нет статистики
А это карта криминальных районов Москвы. Чем светлее район на карте, тем меньше в нем преступлений. Серым обозначены районы, по которым пока нет статистики

Итоги

  1. Выбирая район, внимательно изучите его на карте. Там должны быть супермаркеты, детские сады, школы, аптеки и поликлиника.
  2. Предлагая подвезти до квартиры, некоторые продавцы скрывают плохую транспортную доступность. Лучше съездить туда самим хотя бы один раз. И не доверяйте информации из объявлений, а выстраивайте маршруты к району на «Гугл-картах» или «Яндекс-картах».
  3. Проверяйте, как часто в район ходят маршрутки и автобусы. Иногда их нужно ждать до получаса. А если туда ходят электрички, проверяйте расписание на «Туту-ру» и следите, чтобы утром и вечером между поездами не было больших интервалов.
  4. Изучите панорамы улиц района. Если он состоит из одних высоток, то вы попадете в человейник. А из-за перенаселения в районе будет сложно припарковаться и получить место для ребенка в детском саду.
  5. Посмотрите генплан развития города на ближайшие годы. Возможно, ваш район скоро будут застраивать высотными домами или бизнес-центрами.
  6. Выбирайте район подальше от ж/д станций, аэропортов и промышленных предприятий. Точное расстояние можно измерить инструментом «линейка»‎ на карте.
  7. Поищите в интернете статистику по преступности района.

Что дальше

Поселиться в хорошем районе — большая удача. Но неудачный дом может регулярно портить настроение и жизнь. В следующем уроке расскажем, какие бывают дома и как выбрать подходящий.