Что вы узнаете

  1. Какие знаки можно встретить на упаковках косметических средств и что они означают.
  2. Какие есть сегменты брендов косметики.
  3. Как читать состав.
  4. Какие типы упаковок бывают.
  5. Чем опасны подделки и как их избежать.

Как читать упаковку косметического средства

Косметику стоит выбирать придирчиво. Покупая средство вслепую, легко наткнуться на неподходящий продукт, который вам не понравится или вызовет раздражение. Поэтому перед покупкой важно изучить упаковку средства и критически оценить обещания производителя.

Поначалу это будет занимать время, но после пары тренировок вы научитесь обращать внимание только на важные для себя параметры, и оценка упаковки станет занимать не больше пары минут.

Запоминайте и записывайте средства, которые вы пробовали, и свойства, которые вам понравились, например текстуру, эффект, ощущения на коже. И наоборот — какие не понравились: вызывают жжение, красноту и зуд с первого использования. Это поможет выбирать новую косметику в магазине.

Информацию о косметическом средстве обычно размещают на бутылке или тюбике. Если информация не умещается, ее указывают на внешней упаковке, коробке или конверте, прячут под наклейки либо размещают на вкладыше.

По госту на упаковке косметического средства обязательно указывают название продукта и бренда, состав, способ использования, срок годности открытого и закрытого продукта, информацию о производителе, объем средства. Эта информация должна быть на русском языке на упаковке любого средства, даже если его привезли из-за границы. При этом, если вы покупаете косметику в зарубежных магазинах, большая часть информации на ней будет на английском или на языке той страны, где вы ее покупаете, — это нормально.

Рассказываем, на что обращать внимание, как проверять упаковку и сроки годности, чтобы купить подходящее средство, которое не навредит.

На внешней стороне этикетки производитель указал бренд, название продукта, краткое описание и объем. Остальная информация обычно находится на обратной стороне
На внешней стороне этикетки производитель указал бренд, название продукта, краткое описание и объем. Остальная информация обычно находится на обратной стороне

На что обращать внимание
Название и тип средства

Обычно название включает информацию о типе средства — например, пенка для умывания, очищающее молочко, отшелушивающий лосьон или увлажняющая сыворотка.

Тип средства часто совпадает с текстурой, но здесь стоит быть внимательнее: к очищающим средствам это не относится. Например, кремы могут быть легкими и быстро впитывающимися или плотными и насыщенными. Перед покупкой такие продукты лучше протестировать — нанести небольшое количество средства на кожу и посмотреть, насколько вам подходит такая текстура: как быстро она впитывается, какие ощущения остаются после, насколько смягчается кожа, остается ли на ней жирная пленка.

Названия уходовой косметики

Тип средства Как могут называться Как подбираются
Очищающие средства Пенка, гель, молочко, крем, мыло, энзимная пудра, убтан По типу кожи
Водянистые средства Тоники, лосьоны, мисты, спреи, вода — например, цветочная (гидролат) или термальная, мицеллярная вода В качестве дополнительного ухода под потребности кожи
Более густые жидкие средства Сыворотки, эссенции, масла В качестве дополнительного ухода под потребности кожи
Кремообразные средства Кремы, крем-гели, флюиды, эмульсии, крем-праймеры, бальзамы, маски В качестве базового ухода по типу кожи
Очищающие средства
Как могут называться
Пенка, гель, молочко, крем, мыло, энзимная пудра, убтан
Как подбираются
По типу кожи
Водянистые средства
Как могут называться
Тоники, лосьоны, мисты, спреи, вода — например, цветочная (гидролат) или термальная, мицеллярная вода
Как подбираются
В качестве дополнительного ухода под потребности кожи
Более густые жидкие средства
Как могут называться
Сыворотки, эссенции, масла
Как подбираются
В качестве дополнительного ухода под потребности кожи
Кремообразные средства
Как могут называться
Кремы, крем-гели, флюиды, эмульсии, крем-праймеры, бальзамы, маски
Как подбираются
В качестве базового ухода по типу кожи

Текстуру лучше пробовать на руке, потому что в средстве, открытом в магазине, может быть много бактерий и загрязнений. Но не наносите его на сильно сухие части рук. Например, если на ладонях кожа грубая и сухая, нанесите на внутреннюю часть руки.

Если в магазине нет тестеров или пробников, попробуйте поискать отзывы и оценить, какая у крема текстура, по фотографиям, видео и описанию. Сложность с отзывами в том, что нельзя отследить, какие из них реальные, а какие написали на заказ, чтобы создать хорошее впечатление о продукте. Если вы выбираете косметику по отзывам, посмотрите те, где продукту ставят среднюю оценку. Так вы будете знать, что потенциально может не понравиться в продукте. А еще обращайте внимание на отзывы, которые написаны человеком с таким же типом кожи, как у вас.

Подытожим: как выбирать средства по названию и типу

Нанесите небольшое количество средства на кожу и оцените, насколько текстура подходит вам: как быстро она впитывается, какие ощущения остаются после. В магазине лучше пробовать средства на руке. Попросите у консультанта в магазине пробники домой, чтобы полноценно испытать средство на лице.

На что обращать внимание
Бренд

Косметические средства не проходят столько сертификаций, как лекарства. Для них не нужно доказывать, что средство действительно дает эффект, который указан на упаковке. Например, производитель может обещать уменьшение видимости морщин, а в креме не будет активных ингредиентов — или их будет так мало, что они не дадут результат.

Главное требование к косметике — безопасность. Эффективность мы можем определить лишь косвенно. Для этого можно проверить состав, информацию об исследованиях продукции на сайте производителя или в интернете, отзывы людей, которые уже попробовали средство.

Но не все мы можем проверить — например, качество сырья, особенно ингредиентов, которые получают из растений, а не создают в лаборатории.

На свойства растительного сырья влияет климат, чистота воздуха и состояние почвы, место выращивания. Сырье может быть как дорогим, так и дешевым. Синтетические ингредиенты, которые создают в лаборатории, отличаются меньше, но тоже могут иметь разные свойства в зависимости от сырья. Здесь приходится полагаться на добросовестность производителя и бренда.

Недобросовестный производитель может использовать дешевое сырье, но из-за больших трат на продвижение и узнаваемость продукта цена будет высокой. Поэтому дорогое средство — это не гарантия качества. Перед покупкой продукта оцените, насколько бренду можно доверять: есть ли у него сайт, информация о сырье, какая репутация у бренда в целом. Это снижает риск натолкнуться на некачественное средство.

На сайте производитель ссылается на собственные исследования продукции и указывает количество участников. Это не гарантия качества, и руководствоваться только этим при выборе косметики не стоит
На сайте производитель ссылается на собственные исследования продукции и указывает количество участников. Это не гарантия качества, и руководствоваться только этим при выборе косметики не стоит
А здесь производитель описывает на сайте качество растительных ингредиентов
А здесь производитель описывает на сайте качество растительных ингредиентов

По цене бренды делятся на такие сегменты: недорогой — масс-маркет, средний и дорогой — люкс.

Ценовые сегменты брендов косметики

Ценовой сегмент Цена Примеры брендов
Масс-маркет Бюджетный сегмент косметики. Как правило, средства в этом сегменте дешевле 1000 Р Garnier, Clean and Clear, Nivea, «Чистая линия», L’oréal, «Черный жемчуг»
Средний Как правило, средства в этом сегменте стоят в пределах 1000—3000 Р Kiehl’s, Clinique, Clarins, Lumene, Don’t Touch My Skin, аптечные бренды
Люкс Дорогой сегмент косметики. Как правило, средства в этом сегменте стоят дороже 3000 Р Chanel, Dior, Estee Lauder, Shiseido, Caudalie
Масс-маркет
Цена
Бюджетный сегмент косметики. Как правило, средства в этом сегменте дешевле 1000 Р
Примеры брендов
Garnier, Clean and Clear, Nivea, «Чистая линия», L’oréal, «Черный жемчуг»
Средний
Цена
Как правило, средства в этом сегменте стоят в пределах 1000—3000 Р
Примеры брендов
Kiehl’s, Clinique, Clarins, Lumene, Don’t Touch My Skin, аптечные бренды
Люкс
Цена
Дорогой сегмент косметики. Как правило, средства в этом сегменте стоят дороже 3000 Р
Примеры брендов
Chanel, Dior, Estee Lauder, Shiseido, Caudalie

Косметику масс-маркета реже создают для коррекции особенностей, например сокращения видимости морщин, уменьшения видимости черных точек и прыщиков. Но в этом сегменте можно найти средства базового ухода, которыми будет приятно пользоваться. Производители такой косметики обычно вкладываются в продвижение, узнаваемость продукции и красивую упаковку, чтобы завоевать внимание покупателей. Поэтому здесь нужно быть внимательнее.

Что такое линейка косметики

Линейкой называют набор базового и дополнительного ухода одного бренда, который закрывает все потребности определенного типа кожи. Такие есть у большинства крупных брендов.

Покупателям это удобно: берешь линейку одного бренда и забываешь о выборе средств. Так что, если вы не хотите тратить много времени на выбор косметики разных брендов или вам нравится конкретный бренд, это выход. Но если вам нравятся средства от разных производителей — не ограничивайте себя.

Условно бренды можно также разделить на несколько типов: аптечные, азиатские, независимые, органическая косметика, профессиональная космецевтика.

Бренды аптечной косметики продаются обычно в аптеках, но при этом они не относятся к лекарственным средствам, и для них действуют такие же правила, как и для производства обычной косметики. Преимущество брендов аптечного сегмента в том, что в их продукции реже используют растительные компоненты, а ингредиентов, которые могут раздражать кожу, мало или нет вовсе.

Средства аптечных марок чаще подходят людям с чувствительной кожей или нарушенным защитным барьером. А еще их часто рекомендуют дерматологи из-за простого состава, низкого риска неприятной реакции и широкого ассортимента под разные потребности кожи.

Азиатская косметика производится в Южной Корее, Китае и Японии. Среди брендов азиатской косметики можно чаще встретить осветляющие кожу продукты, которые уменьшают видимость гиперпигментации. Корейская косметика сделала популярным многоступенчатый уход за кожей — когда наносят 6—10 различных средств утром и вечером. Но когда информация о потребностях кожи стала доступнее, оказалось, что так много средств не нужно.

Независимые, или инди-бренды — небольшие производители косметики, которые не зависят от больших брендов вроде L’oréal или Unilever. Такие инди-бренды вкладывают деньги в развитие продукта, а не в рекламное продвижение. Скорее всего, вы не увидите их по телевизору или на страницах журналов.

Органическая косметика вошла в моду на волне популярности экологичного образа жизни. Бренды органической косметики используют в основном растительные ингредиенты, которые выращивают с минимальным вредом для планеты. При этом растительные ингредиенты, особенно отдушки, могут вызывать зуд, покраснение и жжение.

Профессиональная космецевтика. Космецевтика объединяет в себе два слова: «косметика» и «фармацевтика». Косметику таких брендов обычно используют в работе косметологи. Термин похож на медицинский, но космецевтика никак не регулируется законами и стандартами.

У независимых брендов и брендов профессиональной космецевтики вы чаще найдете средства с ретинолом, витамином С и другими активными ингредиентами, которые могут вызывать раздражение, если их использовать слишком много.

Бренды уходовой косметики

Тип бренда Что к нему относится Ценовой сегмент Примеры брендов
Аптечная косметика Крупные бренды, которые представлены чаще в аптеках Средний La Roche-Posay, Avene, Bioderma, CeraVe, Uriage
Азиатская косметика Как небольшие, так и крупные бренды, косметика которых производится в Южной Корее, Китае или Японии Разный Cosrx, Tony Moly, Dear Klairs, Wishtrend, Biore, Shiseido
Независимые бренды Небольшие бренды, которые не принадлежат крупным производителям косметики Разный Don’t Touch My Skin, Openface, Seveki, Meder, Medik8
Органическая косметика Бренды, которые используют в основном растительные ингредиенты и стараются не вредить окружающей среде Разный Levrana, Grown Alchemist, 22/11, Weleda, Dr Hauschka, Natura Siberica, Organic Kitchen
Профессиональная космецевтика Бренды, которые используют в работе косметологи Дорогой Ultraceuticals, Cosmedix, SkinCeutical, Dermatologica, ZO Skin, iS Clinical
Аптечная косметика
Что к нему относится
Крупные бренды, которые представлены чаще в аптеках
Ценовой сегмент
Средний
Примеры брендов
La Roche-Posay, Avene, Bioderma, CeraVe, Uriage
Азиатская косметика
Что к нему относится
Как небольшие, так и крупные бренды, косметика которых производится в Южной Корее, Китае или Японии
Ценовой сегмент
Разный
Примеры брендов
Cosrx, Tony Moly, Dear Klairs, Wishtrend, Biore, Shiseido
Независимые бренды
Что к нему относится
Небольшие бренды, которые не принадлежат крупным производителям косметики
Ценовой сегмент
Разный
Примеры брендов
Don’t Touch My Skin, Openface, Seveki, Meder, Medik8
Органическая косметика
Что к нему относится
Бренды, которые используют в основном растительные ингредиенты и стараются не вредить окружающей среде
Ценовой сегмент
Разный
Примеры брендов
Levrana, Grown Alchemist, 22/11, Weleda, Dr Hauschka, Natura Siberica, Organic Kitchen
Профессиональная космецевтика
Что к нему относится
Бренды, которые используют в работе косметологи
Ценовой сегмент
Дорогой
Примеры брендов
Ultraceuticals, Cosmedix, SkinCeutical, Dermatologica, ZO Skin, iS Clinical

Подытожим: как выбирать бренд

Перед покупкой средства проверьте информацию о бренде: есть ли у него сайт, информация о сырье, какая репутация у бренда в целом. Среди бюджетных и популярных средств масс-маркета можно найти подходящие базовые средства, а вот активные средства для коррекции особенностей кожи — сложно. Такие продукты легче найти у небольших независимых брендов и брендов профессиональной космецевтики.

На что обращать внимание
Состав

При разработке косметического средства химики-технологи решают, какие ингредиенты использовать, чтобы продукт выполнял обещания, не покрылся плесенью, не расслаивался на воду и масло, был приятным в использовании и не вызывал нежелательных кожных реакций.

Когда разработка продукта закончена, производитель обязан указать состав на упаковке средства. Ингредиенты с концентрацией больше 1% расположены в порядке убывания концентрации. Те, которых меньше 1%, могут быть в любом порядке на усмотрение производителя.

Позиция активного ингредиента в составе не очень важна. Многие из них будут действовать даже в небольшой концентрации. Искать средство с максимальным количеством разных активных ингредиентов тоже не стоит. Не все из них могут подружиться друг с другом. Поэтому выбирайте средства с более коротким составом: чем больше в составе ингредиентов, тем выше риск, что один из них вызовет аллергическую реакцию.

Как читать состав

В косметике используют множество химических соединений. Знать все их названия и особенности обычному покупателю не нужно. Достаточно понимать особенности некоторых типов ингредиентов и обращать на них внимание в составе.

Если вам интересно узнать, за что отвечает ингредиент в составе средства, можно воспользоваться сайтами, которые помогают расшифровать состав. Но не всем таким сайтам можно верить: многие из них отмечают консерванты, силиконы и другие распространенные ингредиенты как опасные для здоровья человека.Понять, к каким типам ингредиентов относится вещество, можно по базе INCIdecoder. Здесь можно найти разбор составов средств, информацию о каждом отдельном ингредиенте, а еще ссылки на исследования и научные работы, откуда взяли информацию. Сайт только на английском языке.

В прошлых уроках мы уже рассказали о некоторых косметических ингредиентах. В этом поговорим о тех, вокруг которых ведутся споры, — это консерванты, отдушки и силиконы.

Консерванты. Сдерживают рост бактерий и грибков в продукте. Без них косметическое средство вряд ли можно было бы использовать дольше недели. Для защиты от разных типов микроорганизмов используют разные консерванты. Поэтому в составах их обычно несколько. Количество консервантов зависит от срока годности: чем дольше предполагается хранить средство открытым, тем больше консервантов будет в составе.

Косметика «без консервантов» не означает, что через неделю в средстве заведется плесень. Скорее всего, производитель использует ингредиенты, которые официально не относятся к консервантам, но обладают антибактериальными и антигрибковыми свойствами. Такая уловка помогает привлечь покупателей, которые боятся некоторых консервантов, например парабенов.

Не обращайте внимание на надписи «без консервантов» или «не содержит парабены». Так производители хотят привлечь внимание, но это не означает, что такой продукт лучше других
Не обращайте внимание на надписи «без консервантов» или «не содержит парабены». Так производители хотят привлечь внимание, но это не означает, что такой продукт лучше других

Парабены начали обвинять в повышении риска рака молочной железы после исследования 2004 года, когда выяснили, что парабены есть в опухолевых тканях. При этом в других исследованиях не удалось подтвердить, что они вызывают рак или обладают гормоноподобным действием.

Европейский научный комитет по безопасности потребителей провел независимое расследование и установил, в каких концентрациях производители косметики могут использовать парабены. А с 2019 года на европейских упаковках запрещено писать, что продукт не содержит парабены, чтобы у покупателей не создавалось ложного впечатления, что они вредные.

Популярные консерванты в составе косметики

Консерванты Название на английском Название на русском
✅ Реже вызывают аллергию Parabens (methylparaben, ethylparaben, propylparaben), benzoic acid, caprylyl glycol, glycerin, phenoxyethanol, potassium sorbate, sodium benzoate, sorbic acid Парабены, бензойная кислота, каприлилгликоль, глицерин, феноксиэтанол, сорбат калия, бензоат натрия, сорбиновая кислота
❗️ Чаще вызывают аллергию Formaldehyde, 2-bromo-2-nitro-1,3-propanediol, diazolidinyl urea, DMDM hydantoin, imidazolidinyl urea, quaternium-15, sodium hydroxymethylglycinate, methylisothiazolinone (MI), methylchloroisothiazolinone (MCI), benzisothiazolinone, iodopropynyl butylcarbamate Формальдегид, 2-бром-2-нитро-1,3-пропандиол, диазолидинилмочевина, DMDM гидантоин, имидазолидинилмочевина, кватерний-15, гидроксиметилглицинат, метилизотиазолинон (MI), метилхлоризотиазолинон (MCI), бензизотиазолин, йодопропинил бутилкарбамат
✅ Реже вызывают аллергию
Название на английском
Parabens (methylparaben, ethylparaben, propylparaben), benzoic acid, caprylyl glycol, glycerin, phenoxyethanol, potassium sorbate, sodium benzoate, sorbic acid
Название на русском
Парабены, бензойная кислота, каприлилгликоль, глицерин, феноксиэтанол, сорбат калия, бензоат натрия, сорбиновая кислота
❗️ Чаще вызывают аллергию
Название на английском
Formaldehyde, 2-bromo-2-nitro-1,3-propanediol, diazolidinyl urea, DMDM hydantoin, imidazolidinyl urea, quaternium-15, sodium hydroxymethylglycinate, methylisothiazolinone (MI), methylchloroisothiazolinone (MCI), benzisothiazolinone, iodopropynyl butylcarbamate
Название на русском
Формальдегид, 2-бром-2-нитро-1,3-пропандиол, диазолидинилмочевина, DMDM гидантоин, имидазолидинилмочевина, кватерний-15, гидроксиметилглицинат, метилизотиазолинон (MI), метилхлоризотиазолинон (MCI), бензизотиазолин, йодопропинил бутилкарбамат

Отдушки. Придают средствам приятный запах или маскируют неприятный. В составе они обозначаются как parfume или fragrance. Обычно под этими словами скрывается список химических соединений, из которых состоит парфюмерная композиция средства. Всего таких соединений около 2,5 тысячи, и примерно у 30% людей они вызывают аллергию или неприятные ощущения.

Европейские производители обязаны указывать в составе наиболее распространенные аллергены. Всего их 26, включая linalool, geraniol, menthol, cananga odorata или ylang-ylang oil, cinnamyl alcohol, citral и другие. Полный список есть на сайте Европейского научного комитета.

При этом обозначение «без запаха» или «без отдушек» не всегда гарантирует отсутствие отдушек в составе. Пахучие растительные ингредиенты, например масло чайного дерева или лаванды, тоже содержат ароматические соединения, которые часто вызывают аллергию. Производитель может написать на упаковке «без отдушек», но в состав добавить растительные экстракты или масла, чтобы придать средству запах. Поэтому, если вы знаете, что у вас есть аллергия на средства с запахами, выбирайте продукты без эфирных масел и ароматических соединений в составе.

Проблема в том, что эфирные масла не отличить от обычных масел в составе. И те и другие называются маслом, или oil. Вот какие эфирные масла часто используют в косметике:

Силиконы. Это увлажняющие ингредиенты. Благодаря им кремы легко распределяются и имеют шелковистую текстуру. Силиконы используют в косметике для кожи и продуктах для волос: они придают гладкость и шелковистость.

Чаще всего встречаются силиконы dimethicone, stearyl dimethicone, trimethylsilylamodimethicone, cyclomethicone и другие. Названия силиконов обычно заканчиваются на -cone, -siloxane, или -conol.

С силиконами связано много мифов. Их обвиняют в том, что силиконы приводят к образованию прыщиков, выпадению волос и часто вызывают раздражение кожи.

Чтобы проверить безопасность силиконов, управления по контролю безопасности косметических ингредиентов в разных странах мира запустили исследования. Они доказали, что силиконы не раздражают кожу, а наоборот — поддерживают целостность защитного барьера и подходят даже чувствительной коже. Например, Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) внесла диметикон в список ингредиентов, которые защищают кожу.

Еще силиконы критикуют за то, что они не разлагаются и загрязняют окружающую среду, но и это не совсем так. Хотя микроорганизмы не могут расщепить силиконы, эти вещества разлагаются в почве, воде и воздухе под действием других химических соединений. Европейские и американские регуляторы считают, что силиконы из косметики не представляют опасности для окружающей среды.

Подытожим: как выбирать состав

Ингредиенты в составе расположены в порядке убывания концентрации. Выбирайте средства с более коротким составом. Не пугайтесь косметики, которая содержит парабены и другие консерванты, а также силиконы.

На что обращать внимание
Упаковка

Косметические средства продают в разных типах упаковок. От них зависит срок годности продукта и удобство использования.

По возможности выбирайте закрытые упаковки, в которые не проникает воздух или ваши пальцы. Каждый раз, когда мы берем крем из банки с широким горлышком пальцами, мы заносим микроорганизмы, которые там размножаются и могут нарушать работу продукта. Чтобы сдерживать рост микроорганизмов, в продуктах с такой упаковкой обычно больше консервантов.

Преимущество закрытой упаковки с помпой или в виде тюбика в том, что в нее бактерии попадают меньше. А в вакуумной упаковке с помпой нет воздуха, и бактерии там размножаются еще и медленнее. При этом с ней проще рассчитать дозировку: вы просто нажимаете один или два раза.

Такая упаковка не подходит для плотных и густых средств. Они не смогут из нее выдавливаться. Поэтому плотные средства чаще продают в тубах или банках с широким горлом. Если у вас банка — используйте лопаточку, чтобы взять необходимое количество крема, и мойте ее после каждого использования средства и перед ним. Так вы уменьшите риск роста бактерий. Лопатки иногда кладут в коробочки с кремом, но если их нет, можно купить отдельно или выделить под крем чистую ложку.

Некоторые ингредиенты в косметике нестабильны: их форма меняется от воздействия солнечных лучей или кислорода — например, витамины A и C. Чтобы они оставались эффективными, их должны продавать в закрытых непрозрачных упаковках.

Сыворотки и эссенции часто продают в бутылочках с пипеткой. При использовании таких средств важно не трогать пипетку руками и не прислонять ее к лицу — так меньше микроорганизмов попадет внутрь. Бутыли с пенообразователем используют для очищающих средств. Пена в них получается за счет упаковки — достаточно просто нажать и подставить руку.

Иногда упаковка создает иллюзию, что продукта в ней больше, чем есть на самом деле. Поэтому всегда обращайте внимание на объем или массу средства. Для жидких косметических средств указывают объем в миллилитрах. А если средство из США — в жидких унциях (fl oz). На сухих и твердых продуктах пишут массу в граммах или унциях (oz). Это могут быть твердые бальзамы для губ или энзимные пудры, которые вспениваются с водой.

Как перевести жидкие и обычные унции в миллилитры и граммы

Что переводим Как перевести Пример
Жидкие унции в миллилитры Умножаем на 30 20 fl oz × 30 = 600 мл
Унции в граммы Умножаем на 28 20 oz × 28 = 560 г
Жидкие унции в миллилитры
Как перевести
Умножаем на 30
Пример
20 fl oz × 30 = 600 мл
Унции в граммы
Как перевести
Умножаем на 28
Пример
20 oz × 28 = 560 г

Рядом с обозначением объема или массы на европейских средствах стоит знак «e». Он означает, что объем и масса указаны только для средства без упаковки. Иногда вместо этого знака пишут Net. Искать средства только с этими обозначениями не нужно: в России их ставят на усмотрение производителей и используют редко. По госту производитель обязан всегда указывать вес нетто, то есть количество продукта в таре.

Если вы сравниваете средства с разным объемом и не можете определиться, какой из них выгоднее, посчитайте стоимость за миллилитр продукта.

Например, вы выбираете между кремом 50 мл за 690 Р и кремом 120 мл за 1500 Р. Миллилитр первого будет стоить 13,8 Р, а второго — 12,5 Р. Получается, что второй выгоднее первого, а большого объема хватит надолго, и не придется тратить время на покупку средства несколько раз, но нужно следить за сроком годности продукта.

Это работает, когда вы уже пробовали продукт и знаете, что он вам подходит. Если не уверены, что средство подойдет, выгоднее взять небольшой объем на пробу: будет не так обидно, если средство вам не понравится.

А если вы часто путешествуете с ручной кладью, выгодно взять средства в объеме не больше 100 мл, чтобы возить с собой и не покупать новые после каждого перелета. Еще в таких случаях пригодятся пробники или миниатюры ваших средств. Их можно спросить у консультанта в магазине косметики. Еще бывают дорожные наборы с пустыми баночками, которые можно заполнить своими продуктами. Но учитывайте, что после этого нарушается чистота продукта и он может испортиться быстрее.

Подытожим: как выбирать упаковку

Выбирайте упаковки с помпой или тубой. В них попадает меньше микроорганизмов при использовании. Если вам нравится крем в упаковке с широким горлышком, используйте для нанесения чистую лопаточку или ложку. Если средство с пипеткой — не касайтесь ею поверхностей кожи.

На что обращать внимание
Дополнительные обозначения

На упаковке бывают и дополнительные обозначения, которые не всегда относятся к составу средства. Вот как в них разобраться.

Гипоаллергенно. Обычно под гипоаллергенностью понимают низкую вероятность появления аллергической реакции на продукт. Средства с такой пометкой предназначены для людей, которые часто сталкиваются с зудом, покраснением или другими кожными реакциями после использования косметики.

Но обозначение «гипоаллергенно» никак не регулируется ни в США, ни в России — в этих странах каждый производитель ставит его на свое усмотрение. В Европе называться гипоаллергенными могут только средства с минимальным риском аллергической реакции. Если вы знаете, что у вас есть аллергия на определенный ингредиент, не стоит опираться только на обозначение, особенно если средство произведено в России или США. Всегда проверяйте, нет ли аллергена в составе.

Некомедогенно. Комедогенность — способность вызывать образование комедонов. Это бугорки на коже, которые затем превращаются в прыщики. Комедоны — одна из разновидностей высыпаний при акне. Поэтому часто можно услышать, что некомедогенная косметика подходит людям, склонным к этому заболеванию или страдающим от него.

Изначально комедогенность средств оценивали по реакции кожи на ушах кроликов: она наиболее чувствительна к образованию комедонов. Когда комедогенность стали изучать на людях, стало ясно, что реакция на один и тот же ингредиент отличается не только у кроликов и людей, но и у разных людей между собой.

В исследованиях на комедогенность не учитывается количество наносимого ингредиента и наличие других соединений. Поэтому неизвестно, вызовет ли средство с комедогенным ингредиентом проблемы. Тем не менее Американское общество дерматологов рекомендует людям с акне выбирать средства с пометкой «некомедогенно», «не содержит масел» или «не забивает поры».

Не тестируется на животных. Существует несколько организаций, которые выдают сертификат о том, что косметика не тестируется на животных и не использует ингредиенты животного происхождения. Но получить его сложно, поэтому он есть не у каждого производителя, который заботится о братьях меньших.

Требования к тестированию косметических средств зависят от страны. В европейских странах исследования на животных запрещены, в США и России проводятся на усмотрение производителя, а в Китае обязательны.

Если вы хотите использовать только косметику, которая не тестировалась на животных и не содержит продукты животного происхождения, обратите внимание на сертификаты. Проверить косметику без сертификата можно на сайтах с информацией, которые отбирают веганские бренды. Например, Сruelty-Free Kitty или Ethical Elephant.

Органическая косметика. Обычно означает, что косметика содержит ингредиенты натурального происхождения и ее производство не вредит природе. Описание «органический» или «натуральный» также никак не регулируется законом ни в США, ни в Европе. Каждый производитель может использовать его по-своему.

При этом компания может получить сертификаты об использовании натуральных ингредиентов и заботе об окружающей среде. К таким сертификатам относятся Ecocert, Soil Association, Cosmebio, ICEA, BDIH.

Подытожим: какие дополнительные обозначения выбирать

Если у вас проблемная кожа, склонная к акне, выбирайте косметику с пометкой «некомедогенно», «не содержит масел» или «не забивает поры». Не обращайте внимания на пометку «гипоаллергенно».

Если у вас чувствительная кожа и есть аллергия на какой-либо компонент, проверяйте его наличие в составе и избегайте средств с отдушками. А если вы заботитесь о сохранении природы и животных, выбирайте косметику с соответствующими сертификатами.

На что обращать внимание
Срок годности

У косметических средств есть два срока годности. Один показывает, сколько можно хранить продукт закрытым, а другой — после открытия.

Первый производители обозначают по-разному. Кто-то печатает сразу дату окончания срока. В таком случае нужно успеть открыть и израсходовать продукт до этого момента. Кто-то ставит дату производства, а в описании продукта указывает, сколько месяцев или лет можно использовать средство после этой даты. В этом случае к дате на упаковке нужно прибавить срок хранения, чтобы узнать, когда продукт будет просроченным.

Срок хранения открытой косметики обозначается в виде баночки с числом — количеством месяцев. Она означает, как долго можно пользоваться косметикой после вскрытия упаковки. Этот срок зависит от разных факторов: самого продукта, упаковки, условий хранения и частоты использования. Чаще всего встречаются значки 6 и 12. Такие продукты можно хранить соответственно полгода или год после вскрытия.

Схема соотношения срока годности закрытого и открытого продукта
Схема соотношения срока годности закрытого и открытого продукта
Схема соотношения срока годности закрытого и открытого продукта
Схема соотношения срока годности закрытого и открытого продукта

Пользоваться косметикой после истечения одного из сроков хранения не стоит. Производитель не может гарантировать, что средство будет эффективным и безопасным. Анализ использованной декоративной косметики показал, что 79—90% вскрытых средств содержат патогенные микроорганизмы. Такая косметика может вызвать неприятные ощущения: зуд, красноту и жжение.

Косметика может испортиться и раньше срока из-за неправильного хранения. Например, высокая температура нарушает работу консервантов, которые защищают от роста бактерий и грибков. Рекомендуется держать косметику вдали от солнечных лучей. В прохладном месте или при комнатной температуре — зависит от средства. Обычно производитель пишет, как хранить продукт, на обратной стороне упаковки или на сайте.

Хранить косметику, которая не предназначена для умывания, в ванной комнате не стоит. Из-за высокой влажности быстрее растут патогенные бактерии и грибки. Если вам нравится пользоваться прохладной косметикой, ее можно держать в холодильнике. Обычно в холодильник убирают маски, гели и кремы для глаз с легкими текстурами. Но имейте в виду: средства с плотными текстурами могут загустеть при низкой температуре. Перед тем как поставить средство в холодильник, прочитайте условия хранения, которые рекомендует производитель.

Подытожим: какой срок годности выбирать

Проверяйте срок годности закрытой упаковки и срок хранения после вскрытия. Последний обозначается в виде баночки с крышкой и количеством месяцев. Вам нужно израсходовать продукт до окончания сроков годности и хранения.

Где покупать косметику

Рынок поддельных косметических средств России за год оценивают в 5,3 миллиарда рублей. Основной способ сбыта такой косметики — продажи офлайн, например на рынках или в небольших магазинах. На интернет-магазины и социальные сети приходится 31% всех незаконных продаж.

Главная проблема поддельных средств — отсутствие гарантии, что состав на упаковке соответствует содержимому и безопасен для покупателя. Полиция Великобритании в 2015 году проводила лабораторные анализы контрабандной косметики и обнаружила в ней следы мышиного помета, мышьяк, ртуть и свинец. Такие продукты с большей вероятностью приведут к зуду и красноте.

Проверенный способ избежать поддельной косметики — заказать ее на сайте производителя. Но не все онлайн-магазины доставляют заказы в Россию. Еще это неудобно, если хочется приобрести косметику разных брендов: приходится заказывать с разных сайтов, на каждом свои условия и цены на доставку. В таком случае на помощь приходят магазины косметики с большим разнообразием товаров. Иногда производители на своих официальных сайтах указывают официальных дистрибьюторов — магазины, в которых также доступна их продукция.

Информация о магазинах-партнерах встречается не у всех производителей. В таком случае лучше заказывать косметику в магазинах с хорошей репутацией, которые на слуху. Например, в «Золотом яблоке», «Асосе», «Сефоре», «Летуале», «Айхербе», Cult Beauty, Foam Store и Lookfantastic. Они сами отбирают бренды, которые будут представлены в магазине, и сотрудничают напрямую с производителями.

С большими маркетплейсами, такими как «Озон» или «Вайлдберриз», ситуация другая. Здесь размещаются и производители косметики, и дистрибьюторы, и перекупщики. Поэтому вероятность получить некачественный товар выше. Сначала обратите внимание на цену продукта: она не должна сильно отличаться от цены на официальном сайте производителя в любую сторону.

При получении товара, заказанного на маркетплейсе, внимательно осмотрите упаковку сразу в пункте выдачи. Проверьте подлинность по штрихкоду. Достаточно скачать мобильное приложение со сканером и навести в нем камеру на код. Если в описании есть ошибки, отсутствуют сроки годности или отличается информация по штрихкоду, это повод связаться с продавцом и потребовать возврат. Однако такой способ не спасет от перекупщиков. Даже если средство подлинное, есть риск, что оно хранилось в неправильных условиях и испортится раньше времени.

Единственный способ убедиться, что перед вами официальный дистрибьютор или производитель, а не перекупщик, — проверить европейский сертификат качества или декларацию соответствия. Их должны получать все косметические средства на территории России. Они должны быть указаны на упаковке или наклейке от производителя или поставщика в виде букв ЕАС. Запросите сертификат или декларацию у производителя или поставщика и проверьте номер на сайте Росаккредитации. Это единственный способ проверить подлинность, если вы покупаете косметику в сомнительном месте.

Итоги

  1. Изучать упаковку нужно, чтобы снизить вероятность покупки неподходящего средства.
  2. В составе ингредиенты расположены в порядке убывания. Чем ближе ингредиент к концу списка, тем его меньше.
  3. Если у вас часто бывает аллергия или неприятные ощущения после использования косметики, проверяйте в составе потенциальные аллергены, не доверяя надписи «гипоаллергенно». Чаще всего это отдушки и растительные компоненты, придающие запах, а также некоторые консерванты. Выбирайте косметику с более коротким составом.
  4. Иногда упаковка создает иллюзию большого объема. Всегда сравнивайте средства по объему или весу, указанному на упаковке.
  5. Если вам важно, чтобы производитель заботился о природе или животных, проверяйте наличие соответствующих сертификатов.
  6. Проверяйте срок годности продукта до покупки. Помните, что нужно успеть израсходовать продукт до этого срока.
  7. Покупайте косметику в надежных магазинах, чтобы избежать подделок. Если покупаете в сомнительном месте, запросите сертификат или декларацию соответствия.

Что дальше

В следующем уроке мы разберем, как на кожу влияет образ жизни и повседневные привычки, ведь внешний вид и здоровье кожи зависят не только от косметики.