Все денежно-материальные отношения закрепляйте на бумаге. Заказали шкаф по индивидуальным размерам в салоне — подписывайте договор, дали взаймы соседу — берите расписку, написали жалобу мобильному оператору — просите копию с отметкой принявшего сотрудника. Это не паранойя. Если вторая сторона не хочет ничего подписывать, возможно, соблюдать устные договоренности она тоже не планирует.
С договором всегда понятно, что должны вам и что должны вы. Но иногда там встречаются ошибки, которые защищают интересы одной стороны, а вторую ставят в невыгодное положение. Порой их допускают случайно, но бывает и так, что вас хотят обмануть.
Чтобы избежать обмана, договоры нужно читать. В этом уроке расскажем, на что обращать особое внимание и где искать подвох.
В уважающих себя компаниях менеджеры дают время на то, чтобы клиент прочитал все документы, а иногда и настаивают на этом. Но есть и другие компании, где менеджеры торопят и отвлекают внимание. Их аргументы чаще всего выглядят так: «Да у нас все так подписывают», «Тут ничего особенного, просто формальность». А потом оказывается, что вы должны компании в два раза больше, чем договаривались на словах.
Но виноват все равно не менеджер — это клиент не углядел в договоре невыгодные условия.
Часто люди подписывают договор не читая, потому что боятся выглядеть глупо или не хотят затруднять собеседника. Но лучше выглядеть глупо, чем быть обманутым, тем более что ничего глупого тут на самом деле нет.
Не стоит оправдываться, чтобы прочитать договор. Наоборот, будет странно, если вы этого не сделаете. Просто скажите менеджеру: «Мне нужно примерно 20 минут, чтобы прочитать договор. Где я могу присесть?»
Если другая сторона начнет торопить или будет мешать вам прочитать договор, просто скажите: «Юрист взял с меня слово, что я никогда не буду ничего подписывать, пока не прочитаю. Если сейчас неудобно, давайте я возьму договор с собой и изучу дома, а подпишем в следующий раз».
Бывают случаи, когда договор подменяют после прочтения. Если договор унесли под предлогом исправления опечатки — его нужно внимательно прочитать заново. Даже если вас уверяют, что поменяли только одну страницу, читайте договор целиком. Считайте, что это уже новый договор.
⚠️ Подписывайте только то, что прочитали
Чтобы договор имел смысл, в нем должны быть указаны стороны сделки, что они делают, для кого и в какой срок. Это называют существенными условиями. Если какого-то из этих условий нет, договор могут признать недействительным.
Вот как могут обмануть в существенных условиях.
Исполнитель договора. Проверяйте все стороны, с которыми подписываете договор. Если вы общались с компанией ООО «АБВ», а договор предлагает подписать ООО «МММ» — это повод насторожиться.
Заказчик. В реквизиты заказчика тоже может закрасться ошибка. Случайно или намеренно — неважно, выяснить это лучше до подписания. Если заказ сделал Иванков, а в договоре — Иванов, то для суда это два разных человека.
Предмет договора. Наиболее важное существенное условие. В договоре должно быть четко указано, что исполнитель обязуется сделать. Из-за неточных формулировок суд может признать договор недействительным.
Когда на словах обещают вернуть вклады из банка-банкрота, а в договоре — оказать юридическую консультацию, то вы платите именно за консультацию. Возвращать вклады по этому договору вам никто не обязан.
Срок исполнения. Если срок не указан или указан размыто, выполнять свои обещания компания может годами или не выполнять вообще.
Но не во всех договорах срок указывать обязательно. Однако если заключаете договор строительства или арендуете гараж, срок становится существенным условием. Если без срока договор теряет смысл — например, не указан период аренды, — такой договор могут признать недействительным.
В любом случае вы должны понимать, в какой срок вам окажут услугу из договора. Поэтому если срок в нем не прописан, уточните у менеджера, почему так произошло.
Цена. Стоимость товаров и услуг по договору — это существенное условие. Если в договоре не указать цену, его смысл теряется. Если услуги или товар передают безвозмездно, это нужно указать в договоре.
Иногда в типовых договорах не указывают стоимость, а ссылаются на приложение или прайс-лист продавца. Если этот документ не приложить к договору и не подписать, цена будет не определена и договор могут признать недействительным.
⚠️ Проверяйте существенные условия договора
Кроме ошибок в существенных условиях, в договоре могут быть и другие нестыковки.
Подписанты. Перед подписанием договора проверьте актуальные данные о компании в ЕГРЮЛ — государственном реестре юридических лиц. Если фирма окажется банкротом или уже ликвидирована, добиться выполнения условий в договоре или вернуть деньги будет сложно. Вместо онлайн-проверки можно попросить копии учредительных документов. В них указано имя руководителя, но про банкротство и ликвидацию там не будет ни слова.
Заранее уточните ИНН компании: по нему можно проверить ее название и имя генерального директора. В момент подписания проверьте, что ИНН компании в реквизитах совпадает с тем, который вы проверяли.
Подписывать договор можно с генеральным директором или с другим сотрудником компании при наличии у него доверенности. Если подписант в договоре не совпадает с данными директора в ЕГРЮЛ, просите доверенность на этого сотрудника на право подписи в договорах.
Где придется судиться. С защитой прав потребителей-физлиц все просто: вы можете выбрать самостоятельно, в какой суд обращаться, — и неважно, какой указан в договоре.
Если покупатель заключил договор как физлицо и недоволен качеством изготовленного шкафа или построенного дома, он может выбрать суд для подачи иска по своему усмотрению: по месту жительства, пребывания, заключения или исполнения договора. Неважно, какой суд указан в договоре.
Но во всех остальных случаях нужно проверять, в какой суд придется подавать исковое заявление, если потребуется. Если подписать договор, по которому урегулирование споров происходит в Мурманском областном суде, — понадобится ехать в Мурманск. Иногда подсудность указывается не конкретным регионом, а «по месту нахождения ответчика». В таком случае придется бегать за ответчиком, где бы он ни был.
⚠️ Проверяйте не только свои обязанности по договору, но и его суть
Иногда вместо договора действует оферта — это предложение конкретных условий сотрудничества. Если другая сторона их принимает, между сторонами автоматически заключается договор.
Самое интересное, что оферта может не существовать в виде документа вроде договора: само предложение на сайте или в рекламе уже может быть офертой.
Скажем, страховая компания на своем сайте предлагает купить страховку на случай заражения коронавирусом. На странице указана подробная информация: условия страхования, максимальная сумма страховой выплаты, условия выплаты, период действия и стоимость страховки. Все это существенные условия договора, поэтому такое предложение — публичная оферта, даже если какого-то специального документа, кроме сайта, нет. Если клиент решит купить страховку на предложенных условиях, страхователь обязан ее продать.
Иногда в нижней части сайта или рекламе можно встретить строчку «Не является публичной офертой». Так компании защищаются от возможных ошибок на сайте. Но если в рекламе или на сайте указаны все существенные условия сделки, эта фраза не отменит для ее автора обязанности продать товар по рекламируемой цене. Так говорят суды.
Но не любое предложение на сайте — оферта. Иногда это просто реклама. Реклама не содержит всех существенных сведений о продаваемом товаре и условий договора. Даже юрист не всегда определит, что опубликовано на сайте: обычная реклама или все-таки условий достаточно, чтобы считать это офертой. Поэтому все условия лучше еще раз проверить в договоре.
⚠️ Не полагайтесь только на информацию с сайта — проверяйте все условия сделки в договоре
«Мелким шрифтом» называют информацию, которая номинально присутствует, но клиенту специально не хотят ее показывать. Мелко написаны те условия, что не понравятся клиенту, и те, из-за которых сделка становится для него заведомо невыгодной. С жалобами на такие уловки можно обратиться в ФАС — Федеральную антимонопольную службу. Если продавца признают виновным, он заплатит штраф государству.
Но «мелкий шрифт» — это собирательный образ ряда ухищрений, а не только трудно читаемый текст в договоре. Мы собрали несколько приемов, с помощью которых продавцы скрывают такие невыгодные условия. Все это мы считаем «мелким шрифтом».
Сложные формулировки. Иногда невыгодные условия прячут не буквально, печатая крошечным шрифтом, а формулируя их сложным языком.
Сноски и примечания в договорах уже почти не используются, но на сайтах, билбордах и в других форматах рекламы все еще присутствуют звездочки — символы сноски — и тот самый мелкий шрифт.
Прежде чем согласиться на заманчивое «спецпредложение», прочитайте полные условия акции. Возможно, после прочтения предложение перестанет быть таким заманчивым.
Некоторые банки в своих кредитных предложениях тоже хитрят, указывая минимально возможную ставку. Рядом с такими ставками обычно указывают предлог «от» или пишут «минимальная ставка».
Уточните в банке условия, при которых эту минимальную ставку можно получить. Например, часто для минимальной ставки нужно дополнительно оформить страхование жизни. Если не страховать, ставку предложат выше. Калькулятор на сайте банка не всегда учитывает дополнительные расходы. Поэтому расчеты по условиям на сайте банка лучше проверять в кредитных калькуляторах на других сайтах.
Суммы только прописью. Бывает, что клиент знает условия договора только «в цифрах». Когда приносят договор, он не читает все подряд, а ищет числа. Например, в договоре займа — процентную ставку, сумму кредита, дату платежа.
Те суммы и числа, которые недобросовестные компании хотят сделать менее заметными, в договоре могут указать только прописью без цифр. Например, размер штрафа, комиссии или стоимость дополнительных услуг, которые по договору являются обязательными.
С кредитными договорами все проще: сумма кредита, процентная ставка и сумма переплаты есть в шапке. Для других договоров на крупные суммы — например, купли-продажи автомобиля — таких жестких требований законом не предусмотрено.
⚠️ Обращайте внимание на «мелкий шрифт» и подробные условия, а не только на то, что бросается в глаза
Подписание акта до получения товара или услуги. Некоторые договоры, например купли-продажи, подразумевают, что кроме него самого нужно подписать акт передачи товара или оказания услуг. Эти акты можно подписывать только после того, как получили все, что было указано в договоре.
Недобросовестные компании подсовывают акты еще до оказания услуг или передачи товара. Если качество товара или услуги вас не устроит, добиться справедливости будет сложнее: акт-то вы уже подписали.
Кабальные условия по штрафам и расторжению. Недобросовестные исполнители могут включить в договор штрафы, несоразмерные цене договора. Например, аренда гаража стоит 10 000 ₽ в месяц, а штраф за просроченный платеж — 100 000 ₽.
Другой вариант — расторжение договора без возврата аванса. Такой пункт недобросовестный исполнитель может включить в раздел об ответственности сторон. Например, оплата по договору разбита на части, а заказчик на день опоздал с переводом очередной суммы. Исполнитель может указать в договоре, что в таком случае отказывается от выполнения условий, а уже внесенные деньги не возвращает.
Подобные условия могут признать незаконными в суде. Перед заключением такого договора подумайте, готовы ли вы ходить по судам ради возврата денег или лучше выбрать другого исполнителя.
Изменение условий в дополнительном соглашении. Иногда в договоре указаны одни условия, а действуют другие — из дополнительного соглашения к договору. Например, при подписании договора кредитной карты банк может указать одну ставку, но для подключения беспроцентного периода необходимо подписать допсоглашение, в котором ставка неожиданно вырастает. Если вовремя не заметить и подписать, при выходе за пределы беспроцентного периода придется платить по повышенной ставке.
⚠️ И еще раз: читайте все, что подписываете
Запомните один простой принцип: непонятно — спрашивайте. Сложные формулировки лучше разбирать с человеком, которому доверяете, например с юристом.
Если друга-юриста рядом нет, а в договоре что-то непонятно, задайте вопрос менеджеру компании. Объяснять вам — его работа. А ваша работа — прочитать весь договор и сделать так, чтобы каждый непонятный пункт вам объяснили. Ваша подпись будет стоять в конце и именно на нее будут показывать в суде, если дело до него дойдет.
Если объяснения недостаточно или вы сомневаетесь в равнозначности формулировок, спросите, с кем можно обсудить внесение правок в договор. Если вам пойдут навстречу и поменяют текст договора — это хороший признак. А если что-то пойдет не так, всегда есть простой вариант — не подписывать.
⚠️ Если при чтении договора возникли вопросы — спрашивайте
Подытожим: мы собрали в таблицу самые важные вещи, на которые нужно обращать внимание, когда читаете договор.
Где искать | Что именно | Что должно быть в идеале | Что должно насторожить |
---|---|---|---|
На первой странице | Стороны договора | Наименования организаций, ИП или физических лиц, которые участвуют в договоре | Неполные наименования, сокращения, незаполненные прочерки |
В шапке кредитного договора | Основные условия кредита | Процентная ставка, полная стоимость кредита | Не указана ставка или переплата по кредиту |
В разделе про срок действия | Срок действия и условия расторжения | Указан четкий срок действия договора и минимальные санкции за расторжение для обеих сторон | Отсутствие четкого срока, крупные штрафы за расторжение в одностороннем порядке, несоизмеримые с ценой договора |
В разделе про предмет договора | Стоимость товаров или услуг | Цена указана числом и прописью, есть точный срок оплаты | Нет стоимости или не указан порядок расчетов |
Во всем договоре | Мелкий шрифт | Его не должно быть: необходимо, чтобы весь текст договора читался одинаково хорошо | Если есть мелкий шрифт, его нужно читать так же внимательно, как и весь договор. То же касается всех сносок и примечаний |
Во всем договоре | Ссылки на приложения | Чем меньше приложений, тем проще проверять договор. Каждое приложение, на которое ссылается договор, нужно прочитать и подписать | В договоре есть ссылка на приложение, которого нет в распечатанном виде и его нельзя подписать |
В конце договора | Условия расторжения | Указаны минимальные санкции за расторжение для обеих сторон | Штрафы за расторжение в одностороннем порядке, несоизмеримые с ценой договора |
На последней странице | Реквизиты сторон | Для компании или ИП: ИНН, полное наименование, контактные данные, банковские реквизиты Для физлица: полное имя, данные документа, удостоверяющего личность, контактные данные | Отсутствие контактных, банковских реквизитов или прочерки вместо них |
На первой странице | |
Что именно | Стороны договора |
Что должно быть в идеале | Наименования организаций, ИП или физических лиц, которые участвуют в договоре |
Что должно насторожить | Неполные наименования, сокращения, незаполненные прочерки |
В шапке кредитного договора | |
Что именно | Основные условия кредита |
Что должно быть в идеале | Процентная ставка, полная стоимость кредита |
Что должно насторожить | Не указана ставка или переплата по кредиту |
В разделе про срок действия | |
Что именно | Срок действия и условия расторжения |
Что должно быть в идеале | Указан четкий срок действия договора и минимальные санкции за расторжение для обеих сторон |
Что должно насторожить | Отсутствие четкого срока, крупные штрафы за расторжение в одностороннем порядке, несоизмеримые с ценой договора |
В разделе про предмет договора | |
Что именно | Стоимость товаров или услуг |
Что должно быть в идеале | Цена указана числом и прописью, есть точный срок оплаты |
Что должно насторожить | Нет стоимости или не указан порядок расчетов |
Во всем договоре | |
Что именно | Мелкий шрифт |
Что должно быть в идеале | Его не должно быть: необходимо, чтобы весь текст договора читался одинаково хорошо |
Что должно насторожить | Если есть мелкий шрифт, его нужно читать так же внимательно, как и весь договор. То же касается всех сносок и примечаний |
Во всем договоре | |
Что именно | Ссылки на приложения |
Что должно быть в идеале | Чем меньше приложений, тем проще проверять договор. Каждое приложение, на которое ссылается договор, нужно прочитать и подписать |
Что должно насторожить | В договоре есть ссылка на приложение, которого нет в распечатанном виде и его нельзя подписать |
В конце договора | |
Что именно | Условия расторжения |
Что должно быть в идеале | Указаны минимальные санкции за расторжение для обеих сторон |
Что должно насторожить | Штрафы за расторжение в одностороннем порядке, несоизмеримые с ценой договора |
На последней странице | |
Что именно | Реквизиты стороны |
Что должно быть в идеале | Для компании или ИП: ИНН, полное наименование, контактные данные, банковские реквизиты Для физлица: полное имя, данные документа, удостоверяющего личность, контактные данные |
Что должно насторожить | Отсутствие контактных, банковских реквизитов или прочерки вместо них |
В следующем уроке расскажем, как отвязаться от назойливого собеседника. Возможно, вы станете жертвой мошенника именно потому, что не смогли вовремя развернуться и уйти.
Обрести внутреннюю уверенность и дать отпор поможет «заевшая пластинка» — фраза, которую нужно повторять раз за разом.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik