Что вы узнаете
- Какие основные типы графиков бывают и в каких ситуациях их уместно использовать.
- Как правильно строить столбиковые и круговые диаграммы и линейные графики в «Гугл-таблицах».
- Сложные данные: как сравнить несколько категорий сразу.
Зачем вообще строить графики
Таблицы — это идеальный инструмент, чтобы найти какое-то конкретное значение. Например, тут мы без всяких графиков понимаем, что третьего января потратили на еду 700 Р:
Но когда чисел становится слишком много и нужно сравнивать их между собой, помогает визуализация. В этом уроке мы разберем несколько типов графиков, которые покроют большую часть ваших задач, и научимся строить их в «Гугл-таблицах».
Для чего нужны столбиковые диаграммы и как их строить
Столбики — это лучший вид графиков, если нужно сравнить множество чисел. Столбиковую диаграмму еще называют барчартом, а в «Гугл-таблицах» она называется столбчатой диаграммой, если столбики расположены вертикально, или линейчатой, если горизонтально.
Вернемся к примеру со списком трат из предыдущего урока. Допустим, вы хотите сравнить, сколько денег на что тратите. Барчарт отлично подходит для этой цели. Открывайте рабочую тетрадь — сейчас научимся делать такой график:
Для начала нужно выделить данные, которые мы будем использовать в визуализации. Мы построим график за все время ведения статистики, поэтому столбец с датами нам не нужен. Но нужны столбцы «Категория» и «Сумма». Далее идем в меню «Вставка» → «Диаграмма». Справа откроется редактор диаграмм, где мы и будем работать:

Настраиваем тип графика. Для начала изменим тип графика. Мы будем строить столбиковую диаграмму, но выше уже говорили, что их в «Гугл-таблицах» два вида: столбчатая, с вертикальным расположением столбцов, и линейчатая, с горизонтальным. Если названия категорий длинные, лучше выбирать линейчатую диаграмму: так не нужно поворачивать голову, чтобы прочитать текст.
Тип диаграммы можно выбрать в первом выпадающем меню редактора — «Тип диаграммы». Найдите группу «Линейчатые» и кликните по первой иконке:

Комбинируем значения. По умолчанию «Гугл-таблицы» построят столбики для каждой строки в таблице. Это не то, что нам нужно, если мы хотим узнать сумму всех трат в категории. Чтобы просуммировать значения в одинаковых категориях за все дни, находим пункт редактора «Ось Y» и выбираем «Объединить»:
Под кнопкой «Объединить» появится меню, где можно выбрать принцип объединения. По умолчанию стоит «Сумма», то есть таблица суммирует все значения в одинаковых категориях. Но еще можно выбрать подсчет среднего, максимального или минимального значения и несколько других вариантов.
В результате таблица автоматически сложит все данные в одинаковых категориях и получится вот такой общий график:
По этому графику уже можно сравнить траты в категориях, но он пока не идеален. Сейчас на глаз сложно понять, траты в какой категории были больше: «Рестораны» или «Здоровье, красота, гигиена». Внести ясность поможет сортировка — сделаем, чтобы столбики располагались от большего к меньшему. Получится вот так:
Делаем сортировку. Чтобы упорядочить столбики на графике, нам нужно отсортировать данные в самой таблице, по которой этот график строится. То есть в нашей таблице сначала должны идти все траты в категории «Подарки»: она самая большая. Потом все траты на алкоголь, еду и так далее.
Чтобы отсортировать данные таким образом, нужно добавить к таблице еще один столбец — в нем будет считаться сумма трат в каждой категории. Если построенный график загораживает таблицу, просто перетащите его немного в сторону. Создадим колонку «Сумма в категории»:
Логически все будет работать так: формулу расположим в столбце D. Она будет смотреть, какая категория располагается на той же строке в столбце B, а затем просуммирует данные по этой категории во всей таблице — в итоге на каждой строке нашей таблицы появится дополнительная ячейка с суммой трат по всей категории. После чего путем стандартной сортировки через фильтр, о которой мы говорили в прошлом уроке, расположим эти суммы от большей к меньшей.
Чтобы написать нужную формулу, воспользуемся знаниями из прошлого урока. Сначала с помощью функции FILTER() выведем список всех трат в категории. В ячейке D2 напишем формулу, чтобы вывести все траты в категории «Транспорт»:
=FILTER(C:C;B:B=B2)
Что есть что:
- C:C — диапазон, данные из которого мы будем выводить в столбце D;
- B:B=B2 — наше условие: значение в столбце B должно совпадать со значением в ячейке B2. Таким образом мы выведем список трат, в которых категория совпадает с категорией в B2.
Функция FILTER() собрала из столбца C только строки, где значение столбца B соответствует тому, что указано в ячейке B2. Иначе говоря, мы собираем все строки, где категория — это «Транспорт». После этого в ячейке D2 и далее у нас выводится список всех трат по категории из ячейки B2 — «Транспорт». Таблица будет выглядеть так:
Нам же нужен не список трат, а их сумма по каждой категории, поэтому просто обернем нашу функцию FILTER() в функцию SUM() — мы делали такое в прошлом уроке. В итоге в ячейке D2 формула будет выглядеть как =SUM(FILTER(C:C;B:B=B2)):
Затем нам остается только протянуть эту формулу на все ячейки в столбце D — у нас заполнятся все суммы по категориям.
Теперь рядом с каждой строкой таблицы у нас есть сумма — сколько всего мы потратили в этой категории. Снова воспользуемся знаниями из прошлого урока и создадим фильтр, в котором отсортируем значения от большего к меньшему. Столбики на графике тоже отсортируются по убыванию:

Подписываем значения. Можно сделать этот график еще чуть лучше, если подписать значения рядом со столбиками: так будет легче сопоставлять числа с подписями. Если столбиков будет слишком много, подписать каждый вряд ли получится, но это не наш случай.
Дважды кликнем на графике, чтобы вернуться к редактору диаграмм. Во вкладке «Дополнительные» раскрываем меню «Серии», листаем в конец и ставим галочку на пункте «Ярлыки данных»:

График можно улучшать и дальше. Например, удалить подпись «Категории» в левой части диаграммы и дать более осмысленный заголовок. Заголовок можно поменять, если дважды кликнуть на него, а чтобы удалить подпись, надо кликнуть на нее и нажать клавишу Delete:

График готов. Можно как угодно перемещать его по странице и менять размер:

Если на каком-то этапе у вас что-то пошло не так, сверьтесь с решебником — там график уже построен.
Зачем нужны круговые диаграммы и как их строить
Столбиковые диаграммы лучше всего подходят, если нужно сравнить несколько чисел. Но предположим, что вам нужно знать, какую долю от всех ваших расходов составили траты на подарки. В этом случае пригодится круговая диаграмма, или пайчарт — от английского pie, пирог:
На пайчарте трудно сравнить между собой траты в разных категориях, потому что сектора сравнивать сложнее, чем столбики. Зато сразу видно, что подарки составляют треть от всего «пирога». А вместе с едой и алкоголем переваливают за половину.
Пайчарт есть смысл строить тогда, когда сумма всех его секторов образует какое-то осмысленное целое. Вы должны сложить все кусочки и получить 100%.
Сейчас научимся строить такие графики. Отодвиньте свой первый график на вкладке «Траты» и, как в прошлый раз, выделите столбцы «Категория» и «Сумма». Вставьте новый график через меню «Вставка» → «Диаграмма». В редакторе справа нам нужно поменять тип графика на круговую диаграмму:

Получится страшная пестрая картинка, зато сразу видно, что пайчарт становится бесполезным, когда в нем слишком много долей. Сравнить что-то на таком графике невозможно:
В нашем случае график опять построился для каждой строки, а не для категории в целом. В графе «Ярлык» редактора диаграмм ставим галочку на пункте «Объединить», чтобы каждый сектор соответствовал сумме трат в категории:

Мы уже отсортировали строки таблицы по сумме трат в категориях, когда строили столбики, поэтому сейчас наш пайчарт выглядит хорошо — от сектора к сектору размер уменьшается. Нужно помнить, что сортировка — это важная штука, которая помогает нам ориентироваться на графике.
Дальше можно дать диаграмме осмысленный заголовок и перейти к последнему виду графиков.
Сверьтесь с решебником, если что-то пошло не так.
Зачем нужны линейные графики и как их строить
Линейный график показывает, как меняется какая-то величина во времени.
Мы можем использовать его во всех случаях, когда у нас есть колонка с датами, но лучше всего он смотрится тогда, когда значения меняются не слишком резко. Если построить линейный график для ежедневных трат в таблице, получится не очень понятно. Видно, что в какие-то дни мы тратили намного больше, чем в другие, но пользы от этого мало:
Удобнее использовать график, когда мы хотим сравнить динамику на более существенном отрезке или сразу несколько показателей. Это можно применить для сводных таблиц, которые мы учились создавать в прошлом уроке.
Например, вы ведете таблицу трат. Посмотрели на нее и поняли, что слишком много тратите на алкоголь и мало — на здоровье и красоту. И вы ставите себе задачу: начать меньше тратить на алкоголь и больше — на здоровье.
Представим, что у вас уже есть такая таблица за последние шесть месяцев:
С помощью этих данных мы можем построить линейный график, чтобы проанализировать, как менялись ваши траты от месяца к месяцу:
Например, на этом графике видно, что траты на алкоголь удалось заметно снизить, а начиная с ноября на здоровье и красоту получается тратить больше, чем на алкоголь.
Чтобы построить такой график, откройте в рабочей тетради вкладку «Линейный график». Выделите все колонки, перейдите в меню «Вставка» → «Диаграмма» и выберите тип графика — первый в разделе «Графики»:

На одном графике есть смысл размещать только те значения, что хочется сравнить. Если у вас много категорий, которые сильно различаются по тратам, лучше группировать их по смыслу или отображать на отдельных графиках.
Если что-то пошло не так, сверьтесь с решебником.
Как еще сравнить несколько категорий сразу
В предыдущем примере мы уже столкнулись с несколькими категориями: вместо одного простого линейного графика по всем тратам мы использовали два, поделив расходы на «Алкоголь» и «Здоровье и красоту». Этот случай интуитивно понятен: мы привыкли к большому количеству линий и часто встречаем такие графики в новостях.
Но в случае со столбчатой диаграммой все может быть не так очевидно. Есть как минимум четыре способа построить столбики с такими данными. Каждый из этих графиков может быть хорош, но применим в определенной ситуации.
Вот первый случай. Он уместен, если нам важно понять, каких трат было больше именно в этом месяце — на алкоголь или на здоровье:
Во втором случае нам удобнее сравнивать траты внутри одной категории. Например, так легче всего понять, что в апреле траты на алкоголь были меньше, чем в марте:
В третьем варианте удобнее всего сравнивать суммарные траты на алкоголь и здоровье, но разница между двумя категориями не так очевидна. Траты на алкоголь тоже неудобно сравнивать между собой:
В четвертом случае мы сравниваем между собой соотношение трат на алкоголь и здоровье. Точные значения нам неизвестны — может быть так, что траты на алкоголь растут, но траты на здоровье растут еще больше, поэтому доля алкоголя в структуре трат уменьшается:
Вот главный принцип, которым нужно руководствоваться при выборе типа визуализации: чем ближе друг к другу расположены элементы, тем проще их соотносить между собой. Соответственно, чем ближе столбики, тем проще их сравнивать. Этим же принципом мы пользовались, когда в первом графике урока подписали значение каждого столбика: так нам проще воспринимать визуализацию и число как одно целое.
Если вы разобрались, как строить линейный график из предыдущего примера, то построить разные виды столбиков с группировкой будет совсем просто.
Можно выделить данные с вкладки «Линейный график» рабочей тетради, нажать «Вставка» → «Диаграмма» и попробовать разные виды графиков. «Столбчатая диаграмма», «Столбчатая диаграмма с накоплением» и «Нормированная столбчатая диаграмма» — это первый, третий и четвертый виды графиков списка выше. Чтобы построить визуализацию второго вида, выберите график «Столбчатая диаграмма», а затем в настройках снимите галочку с пункта «Строки/столбцы»:

Получившаяся диаграмма не слишком хороша в плане дизайна:
Принцип близости работает против нас: легенда, то есть список условных обозначений, расположена слишком далеко от столбиков, поэтому соотносить цвета с месяцами довольно трудно. К сожалению, в «Гугл-таблицах» нет простого способа сделать этот график идеальным: программа создавалась не для профессиональной работы с графиками, поэтому возможности их редактирования тут ограниченны. Для личного пользования подойдет и такой вариант, но для публикаций и выступлений, возможно, стоит отдать такой график дизайнеру. Или построить две диаграммы: так, по крайней мере, можно будет подписать каждый столбик.
Давайте проверим, как вы усвоили материал урока. В рабочей тетради, на вкладке «Финальное задание», даны шаблоны трат семьи — например ваши и вашего партнера. Ваша задача — разобраться, в каких категориях больше всего тратит каждый из вас, и построить подходящий график. Для этого нужно понять, какой вид графика подходит для решения задачи, и правильным образом подготовить данные. Когда все сделаете — сверьтесь с решебником.
Запомним
- Столбиковая диаграмма (барчарт) лучше всего подходит для визуализации данных, если нужно сравнить множество чисел.
- Есть разные виды столбиковых диаграмм для визуализации сложных данных разных категорий: с накоплением, нормированная, без выделения строк и столбцов. Эти виды уместны в разных ситуациях.
- Круговая диаграмма (пайчарт) нужна, чтобы увидеть, как доли соотносятся между собой.
- Чтобы графики были наглядными, данные в таблице нужно сначала отфильтровать. Этому мы научились в прошлом уроке.
- При помощи линейной диаграммы можно увидеть, как меняется величина со временем.
Инструменты, которые вы освоили
Выделение ячеек → «Вставка» → «Диаграмма» → «Тип диаграммы».