Что вы узнаете

  1. Какие основные типы графиков бывают и в каких ситуациях их уместно использовать.
  2. Как правильно строить эти графики в «Гугл-таблицах».

Зачем вообще строить графики

Таблицы — это идеальный инструмент, чтобы найти какое-то конкретное значение. Например, тут мы без всяких графиков понимаем, что третьего января потратили на еду 700 Р:

Но когда чисел становится слишком много и нужно сравнивать их между собой, помогает визуализация. В этом уроке мы разберем несколько типов графиков, которые покроют большую часть ваших задач, и научимся строить их в «Гугл-таблицах».

Для чего нужны столбиковые диаграммы и как их строить

Столбики — это лучший вид графиков, если нужно сравнить множество чисел. Столбиковую диаграмму еще называют барчартом, а в «Гугл-таблицах» она называется столбчатой диаграммой, если столбики расположены вертикально, или линейчатой, если горизонтально.

Вернемся к примеру со списком трат из предыдущего урока. Допустим, вы хотите сравнить, сколько денег на что вы тратите, — барчарт отлично подходит для этой цели. Открывайте рабочую тетрадь — сейчас научимся делать такой график:

Для начала нужно выделить данные, которые мы будем использовать в визуализации. Мы построим график за все время ведения статистики, поэтому столбец с датами нам не нужен. Но нужны столбцы «Категория» и «Сумма». Далее идем в меню «Вставка» → «Диаграмма». Справа откроется редактор диаграмм, где мы и будем работать:

Настраиваем тип графика. Для начала изменим тип графика. Мы будем строить столбиковую диаграмму, но выше уже говорили, что их в «Гугл-таблицах» два вида: столбчатая с вертикальным расположением столбцов и линейчатая с горизонтальным. Если названия категорий длинные, лучше выбирать линейчатую диаграмму: так не нужно поворачивать голову, чтобы прочитать текст.

Столбчатая диаграмма: подписи повернуты на 90 градусов, читать их сложно
Столбчатая диаграмма: подписи повернуты на 90 градусов, читать их сложно
Линейчатая диаграмма: подписи расположены естественно
Линейчатая диаграмма: подписи расположены естественно

Тип диаграммы можно выбрать в первом выпадающем меню редактора — «Тип диаграммы». Найдите группу «Линейчатые» и кликните по первой иконке:

Комбинируем значения. По умолчанию «Гугл-таблицы» построят столбики для каждой строки в таблице. Это не то, что нам нужно, если мы хотим узнать сумму всех трат в категории. Чтобы просуммировать значения в одинаковых категориях за все дни, находим пункт редактора «Ось Y» и выбираем «Объединить»:

Под кнопкой «Объединить» появится меню, где можно выбрать принцип объединения. По умолчанию стоит «Сумма», то есть таблица суммирует все значения в одинаковых категориях. Но еще можно выбрать подсчет среднего, максимального или минимального значения и несколько других вариантов.

В результате таблица автоматически сложит все данные в одинаковых категориях и получится вот такой общий график:

По этому графику уже можно сравнить траты в категориях, но он пока не идеален. Сейчас на глаз сложно понять, траты в какой категории были больше, — «Рестораны» или «Здоровье, красота». Внести ясность поможет сортировка — сделаем, чтобы столбики располагались от большего к меньшему. Получится вот так:

Делаем сортировку. Чтобы отсортировать столбики на графике, нам нужно отсортировать данные в самой таблице, по которой этот график строится. То есть в нашей таблице сначала должны идти все траты в категории «Подарки»: она самая большая. Потом все траты на алкоголь, еду и так далее.

Чтобы отсортировать данные таким образом, нужно добавить к таблице еще один столбец, в котором будет считаться сумма трат в каждой категории. Создадим колонку «Сумма в категории»:

Логически все будет работать так: формулу расположим в столбце D, она будет смотреть, какая категория располагается на той же строке в столбце B. А затем просуммирует данные по этой категории во всей таблице — в итоге на каждой строке нашей таблицы появится дополнительный столбец с суммой трат по всей категории. А затем путем стандартной сортировки через фильтр, о которой говорили в прошлом уроке, мы расположим эти суммы от большей к меньшей.

Чтобы написать нужную формулу, воспользуемся знаниями с прошлого урока. Сначала с помощью функции FILTER() выведем список всех трат в категории. В ячейке D2 напишем формулу, чтобы вывести все траты в категории «Транспорт»:

=FILTER(C:C;B:B=B2)

Что есть что:

C:C — диапазон, который мы будем выводить в столбце D.

B:B=B2 — наше условие: значение в столбце B должно совпадать со значением в ячейке B2. Таким образом мы выведем список трат, в которых категория совпадает с категорией в B2.

Функция FILTER собрала из столбца C только те строки, в которых значение столбца B соответствует значению, написанному в ячейке B2. Иначе говоря, мы собираем все строки, где категория — это «Транспорт». После этого начиная с ячейки D2 у нас выводится список всех трат в категории из ячейки B2 «Транспорт». Таблица будет выглядеть так:

Нам же нужен не список трат, а их сумма по каждой категории, поэтому просто обернем нашу формулу FILTER() в формулу SUM() — мы делали такое в прошлом уроке. В итоге в ячейке D2 формула будет такой:

=SUM(FILTER(C:C;B:B=B2))

Затем нам остается только протянуть эту формулу на все ячейки в столбце D — у нас заполнятся все суммы по категориям.

Теперь рядом с каждой строкой таблицы у нас есть сумма, сколько всего мы потратили в этой категории. Снова воспользуемся знаниями из прошлого урока и создадим фильтр, в котором отсортируем значения от большего к меньшему. Столбики на графике тоже отсортируются по убыванию:

Подписываем значения. Можно сделать этот график еще чуть лучше, если подписать значения рядом со столбиками: так будет легче сопоставлять цифры с подписями. Если столбиков будет слишком много, подписать каждый вряд ли получится, но это не наш случай.

Дважды кликнем на графике, чтобы вернуться к редактору диаграмм. Во вкладке «Дополнительные» раскрываем меню «Серии», листаем в конец и ставим галочку на пункте «Ярлыки данных»:

График можно улучшать и дальше. Например, удалить подпись «Категории» в левой части диаграммы и сделать более осмысленный заголовок. Заголовок можно поменять, если дважды кликнуть на него, а удалить подпись, если кликнуть на нее и нажать клавишу Delete:

График готов. Его можно как угодно перемещать по странице и менять его размер:

Если на каком-то этапе у вас что-то пошло не так, сверьтесь с решебником — там график уже построен.

Зачем нужны круговые диаграммы и как их строить

Столбиковые диаграммы лучше всего подходят, если нужно сравнить несколько чисел. Но предположим, вам нужно знать, какую долю от всех ваших трат составили траты на подарки. В этом случае пригодится круговая диаграмма, или пайчарт (от английского pie — «пирог»):

На пайчарте трудно сравнить между собой траты в разных категориях, потому что сектора сравнивать сложнее, чем столбики. Зато сразу видно, что подарки составляют треть от всего «пирога». А вместе с едой и алкоголем переваливают за половину.

Пайчарт есть смысл строить тогда, когда сумма всех его секторов образует какое-то осмысленное целое. Вы должны сложить все кусочки и получить 100%.

Сейчас научимся строить такие графики. Отодвиньте свой первый график и, как в прошлый раз, выделите столбцы «Категория» и «Сумма». Вставьте новый график через меню «Вставка» → «Диаграмма». В редакторе справа нам нужно поменять тип графика на круговую диаграмму:

Получится страшная пестрая картинка, зато наглядно видно, что пайчарт становится бесполезным, когда в нем слишком много долей. Сравнить что-то на таком графике невозможно:

В нашем случае график опять построился для каждой строки, а не для категории в целом. В графе «Ярлык» редактора диаграмм ставим галочку на пункте «Объединить», чтобы каждый сектор соответствовал сумме трат в категории:

Мы уже отсортировали строки таблицы по сумме трат в категориях, когда строили столбики, поэтому сейчас наш пайчарт выглядит хорошо — от сектора к сектору размер уменьшается. Но важно помнить, что сортировка — это важная штука, которая помогает нам ориентироваться на графике. Сравните:

Сектора отсортированы по значению — легко определить, траты в каких категориях больше
Сектора отсортированы по значению — легко определить, траты в каких категориях больше
Сектора расположены хаотично — некоторые категории невозможно сравнить, если не смотреть на цифры
Сектора расположены хаотично — некоторые категории невозможно сравнить, если не смотреть на цифры

Дальше можно сделать осмысленный заголовок диаграммы и перейти к последнему виду графика.

Сверьтесь с решебником, если что-то пошло не так.

Зачем нужны линейные графики и как их строить

Линейный график показывает, как меняется какая-то величина во времени.

Мы можем использовать его во всех случаях, когда у нас есть колонка с датами, но лучше всего он смотрится тогда, когда значения меняются не слишком резко. Если построить линейный график для ежедневных трат в таблице, получится не очень понятно. Видно, что в какие-то дни мы тратили намного больше, чем в другие, но пользы от этого мало:

Удобнее использовать график, когда мы хотим сравнить динамику на более существенном отрезке или сразу несколько показателей.

Например, вы ведете таблицу трат, посмотрели и поняли, что слишком много тратите на алкоголь и мало на здоровье и красоту. И вы ставите себе задачу начать тратить меньше на алкоголь и больше на здоровье.

В прошлом уроке мы составляли сводные таблицы по месяцам. Представим, что у вас уже есть такая таблица за последние шесть месяцев:

С помощью этих данных мы можем построить линейный график, чтобы проанализировать, как менялись ваши траты от месяца к месяцу:

Например, на этом графике видно, что траты на алкоголь удалось хорошо снизить и начиная с ноября на здоровье и красоту получается тратить больше, чем на алкоголь.

Чтобы сделать такой график, откройте в рабочей тетради вкладку «Линейный график». Выделите все колонки и перейдите в меню «Вставка» → «Диаграмма», выберите тип графика — первый в разделе «Графики»:

На одном графике есть смысл размещать только те значения, которые хочется сравнить. Если у вас много категорий, которые сильно различаются по тратам, есть смысл группировать их по смыслу или строить на отдельных графиках.

Если что-то пошло не так, сверьтесь с решебником.

Что вы узнали

  1. Если вы хотите сравнить числа между собой, лучше всего использовать столбиковую диаграмму.
  2. Часть от целого показывает круговая диаграмма. Она плохо работает, если нужно сравнивать значения, если значения очень похожи или их слишком много.
  3. В столбиковой и круговой диаграмме важна сортировка: она добавляет данным ясности.
  4. Плавное изменение величины во времени можно изобразить при помощи линейной диаграммы.