Как я выбирала азбуку для дошкольника

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Ольга Фадеева

Страница автора

Совсем скоро начнется новый учебный год. Накануне 1 сентября я всегда захожу в "Молодую гвардию", чтобы посмотреть книжные новинки для детей, ведь я веду занятия по подготовке к школе с дошкольниками уже 20 лет.

Сейчас у родителей глаза разбегаются от множества пособий, карточек, азбук и букварей. Что же выбрать для малыша? Давайте поразмышляем над этим, проанализировав пособия на примере букв А и О.

Напомню, что метод обучения чтению и письму в нашем языке звуковой. Это означает, что ребенок должен услышать звук сначала изолированно ([а]), а потом учиться выделять его в звучащей речи. Далее услышанный звук обозначается новой буквой. Из букв потом ребенок сложит слоги и слова и научится читать, а слушая слово, переведет его звучание в символы-буквы, т.е. научится писать.

Единственное, но очень важное методическое требование для подбора слов при изучении гласных состоит в том, что изучаемые гласные должны стоять под ударением (в сильной позиции звука). Например, ребенок учится слышать [а] в начале слова (аист, арфа, айсберг, астры, арка), в середине (мак, шар, флаг) или конце (стена, луга, лиса). Для анализа звука [о] подойдут слова остров, овощи, озеро, овцы, осы, обувь, осень и т.д. Во всех этих примерах нужные гласные стоят под ударением. Сравните, как отличается звучание первых звуков в прах слов: астры и окунь, аист и ослик.

Теперь посмотрим, что предлагают нам издательства. К сожалению, из книги в книгу кочуют слова, в которых произношение и написание расходятся. Авторы новых пособий или не знают о единственном методическом требовании, либо его игнорируют. Любимыми словами и рисунками для буквы А будут арбуз, акула, ананас и апельсин, для О — очки, огурец и обезьяна. Мы, взрослые, знаем, какая буква должна писаться первой в этих словах, сверив их написание когда-то по словарю, но у ребенка нет нашего опыта чтения и он должен ориентироваться только на звучание слова. А ведь согласитесь, что первый безударный гласный в словах АНАНАС и ОГУРЕЦ звучат очень похоже.

Я посмотрела в магазине около 20 азбук, букварей и пособий по чтению, выпущенных издательствами "Альпако", "Kidskey", "Литера-детям", "Малыш", "Махаон", "Стрекоза", "Эксмодетям" и не нашла ни одной книги, полностью соответствующей методическим требованиям.

Конечно, авторам азбук в стихах приходится непросто, ведь даже наши поэты-классики (Б. Заходер "Мохнатая азбука", Г. Сапгир "Журавлиная книга", И. Токмакова "Букваринск", Е. Благинина "Букварик", С. Михалков "Лесная академия") использовали в своих книгах, знакомящих детей с буквами, слова типа олень, оркестр, обезьяна или акробат, аттракцион или акула.

Но ведь изданы азбуки, в которых предлагают только буквы и рисунки, но даже в таких книгах мы в лучшем случае встретим сочетание правильно и неверно подобранных слов. А есть и такие пособия, в которых вовсе нет слов с нужной гласной под ударением!

Удачнее всего слова с А и О были подобраны с "Букваре" Н.А. Ткаченко, но так повезло в книге не всем гласным.

Увы, подобную картину я наблюдаю из года в год, а яркие надписи о соответствии "ФГО ДО" не спасают ситуацию.

Могу лишь предположить, что книги для дошкольников составляют не специалисты по начальной школе, владеющие методикой обучения чтению и письму, а работники дошкольного образования. Издательствам следовало бы обращаться к практикующим учителям хотя бы для рецензии будущих книг. Пока же красочно изданные книги для дошкольников хорошо реализуют принцип наглядности, но, увы, часто нарушают ведущий принцип научности, допуская очевидные неточности.

Заложниками этой ситуации остаются наши дети и их родители, вынужденные оплачивать довольно дорогие книги с неточностями.

Теперь вы сами можете выбрать для своего ребенка, к примеру, правильный плакат с буквами из трех, представленных в магазине. Интересно, что все три плаката выпущены издательством "Сфера", но лишь один из них выполнен верно. Жаль, что это не вариант азбуки для малышей, а ведь наши классики призывали авторов писать для детей так же, как и для взрослых, но только лучше.

Остается надеяться, что наши авторы и издательства услышат этот призыв.

  • Uno_kliene_problemБукварь Жуковой самый адекватный на мой взгляд.0
  • Ольга ФадееваUno_kliene_problem, есть хорошее пособие для развития фонематического слуха у дошкольников - Р. Н. бунеева, Е. В. Бунеев, Т. Р. Кислова "По дороге к Азбуке" ч 3 и ч 4, но эти книги знакомят с буквами и слогами, но не предлагают слов для чтения0