Как заставить авиакомпанию заплатить за задержку багажа?

3

Мы с семьей съездили в Вену на три дня. Все это время провели без багажа из-за ошибки авиакомпании. В чемодане были подгузники, питание для ребенка и наши теплые вещи. Пришлось купить необходимое в Вене.

По возвращении мы собрали все чеки и написали претензию в авиакомпанию. Сначала они перекладывали вину на аэропорт. Потом признали вину, но сказали, что готовы компенсировать только штраф за просрочку доставки багажа. Стоимость вещей они оплачивать не хотят и поясняют это так: «Вы сохраняете право пользования на вновь приобретенные вещи, значит, у вас нет убытков».

Я нашел решения судов в пользу пассажиров. В них авиакомпанию обязывали возместить расходы на вещи, если пассажиры могли подтвердить их чеками. Но я не смог найти, считает ли суд эти расходы убытками, которые должны быть возмещены, и какие для этого есть основания. Помогите разобраться.

Александр

Суды решают вопросы о возмещении убытков при задержке багажа по-разному: иногда в пользу пассажиров, иногда — авиакомпаний. Все зависит от обстоятельств каждого дела. Разберемся, что влияет на решения судов.

Аватар автора

Анна Чеботарева

юрист

Страница автора

Что такое убытки

Убытки состоят из двух частей:

  1. Реальный ущерб — расходы, которые человек понес, чтобы восстановить нарушенное право.
  2. Упущенная выгода — доходы, которые он бы получил, если бы его права не нарушили.

Главное, что нужно доказать, — наличие прямой связи между нарушением договора и появлением убытков.

Физлицо может требовать полного возмещения убытков, если закон или договор не ограничивают их сумму. Авиаперевозки — одна из сфер, где ответственность исполнителя ограничена. Это касается и задержек багажа.

Ограничение ответственности

Когда вы летите на самолете, в большинстве случаев вы заключаете с авиакомпанией договор воздушной перевозки. По его условиям авиакомпания должна перевезти вас и ваш багаж из точки А в точку Б за плату в определенный срок. Если вас или багаж привезли не вовремя, договор исполнен ненадлежащим образом. Значит, авиакомпания должна понести ответственность.

Ответственность авиакомпании за задержку багажа во время международного перелета регулирует Монреальская конвенция. Если пассажир не объявил ценность багажа при регистрации, его ответственность ограничивается 1000 СПЗ, или специальными правами заимствования. Так называют искусственное платежное средство и резервную валюту Международного валютного фонда. В авиаперевозках СПЗ используют для единообразия ответственности независимо от валюты. Максимально возможная сумма ответственности по конвенции — 1000 СПЗ, или 97 347 ₽, по данным на 4 июля 2020 года.

Убытки, которые пассажир понес из-за задержки багажа, все равно придется доказывать авиакомпании или суду. Например, Подольский городской суд Московской области отметил, что пассажиры неправы, когда требуют взыскать с авиакомпании максимально возможный ущерб по конвенции. Любой ущерб нужно доказывать. Если доказательства посчитают достаточными, суд взыщет необходимую сумму, но не больше предельной.

Узнайте, как путешествовать безопасно
Подпишитесь на Чемодан — бесплатную рассылку о путешествиях. Присылаем полезные статьи каждую неделю

Штраф за просрочку доставки багажа

Если багаж привезли с опозданием, воздушный кодекс обязывает авиакомпанию уплатить штраф — 25% российского МРОТ за каждый час просрочки, но не больше половины стоимости билета. Проблема в том, что для расчета штрафов в авиаперевозках есть специальная сумма МРОТ — всего 100 ₽. За 24 часа просрочки багажа вам может полагаться только 600 ₽.

В суде авиакомпания может доказать, что багаж привезли с опозданием из-за непреодолимых обстоятельств. Например, сломался самолет, и поломка угрожала жизни пассажиров. Если причина задержки не зависит от авиакомпании, суд может признать, что штраф платить не нужно. Но из-за небольших сумм штрафа и репутационных рисков авиакомпании крайне редко оспаривают решения не в свою пользу в таких делах.

Если изучить дела о просрочках доставки багажа, можно выделить две позиции судов. В большинстве решений сказано: кроме штрафа можно взыскать с перевозчика реальный ущерб. Суды ссылаются на воздушный кодекс: если перевозчик уплатил штраф, он не освобождается от возмещения убытков.

Вторая позиция судов противоположна: штраф — это предел ответственности перевозчика. Он компенсирует все расходы пассажира — кроме штрафа, убытки взыскивать нельзя.

Эта позиция встречается редко. Но иногда суды считают, что штраф за просрочку доставки багажа из воздушного кодекса — это максимальный размер ответственности перевозчика. Например, так решил Советский районный суд Тулы.

Суд анализировал все те же нормы кодексов, но пришел к противоположному мнению: взыскать убытки с перевозчика невозможно, потому что штраф — это максимум ответственности.

Вывод. Если ваш багаж задержали, в большинстве случаев вы можете требовать от авиакомпании одновременно возместить убытки и уплатить штраф. Ответственность авиакомпании ограничена примерно 95 000 ₽. Штраф — небольшая сумма, но вам ее точно выплатят.

Компенсации от авиакомпаний

Прежде чем идти в суд и писать претензию, внимательно изучите правила перевозок самой авиакомпании на ее сайте. Возможно, она гарантирует возмещение расходов на предметы первой необходимости. Приведу несколько примеров.

Easyjet готова платить по 25 GBP⁣ (2232 ₽) в течение трех дней, если вы прождете багаж дольше суток.

Lufthansa возмещает до 50% стоимости верхней одежды, обуви и других предметов долгосрочного использования и 100% стоимости белья и косметики.

Asiana Airlines гарантирует, что выплатит стоимость предметов первой необходимости один раз по требованию клиента. Гарантия не действует, если человек не получил багаж из-за другого пассажира, который забрал чужой чемодан по ошибке.

Etihad предлагает подать претензию о возмещении расходов на предметы первой необходимости, но выплату не гарантирует.

Как доказать убытки

Если вы собираетесь доказывать, что из-за задержки багажа купили вещи и понесли убытки, важно подобрать правильные аргументы. В судах пассажиры часто неудачно озвучивают свою позицию. Суды не признают прямую причинно-следственную связь между задержкой багажа и расходами пассажиров и не компенсируют их траты.

Я изучила объяснения судов, которые отказали пассажирам в выплатах. Вот три популярных мотива для отказа.

Пассажиры не смогли доказать, что им были необходимы купленные вещи. Например, одним путешественникам с задержкой доставили багаж в США. Чтобы забрать его, туристам пришлось лететь в два разных города: Нью-Йорк и Форд-Лодердейл. В Форд-Лодердейле пассажиры сняли номер люкс с двумя спальнями, чтобы переночевать в ожидании багажа. Еще они купили одежду, предметы личной гигиены и другие вещи.

Суду было непонятно, почему доставки багажа нужно было дожидаться именно в люксе. Еще он не смог установить, что купленные вещи туристам действительно были необходимы. К сожалению, в решении не перечислен список вещей.

Центральный районный суд Тюмени тоже усомнился в необходимости покупки некоторых вещей другими туристами. Пассажиры, которым не успели привезти багаж, купили зубную пасту, щетки и мыло. При этом они жили в четырехзвездочном отеле, где пасту, щетки и мыло выдают. Еще они купили лыжи, хотя в задержанном багаже их не было, и лыжный шлем. Суд посчитал, что его можно было взять напрокат гораздо дешевле.

Пассажиры не смогли доказать, что они купили вещи именно из-за задержки багажа. Четвертый кассационный суд не увидел связи между отсутствием чемодана и покупкой вещей для отдыха на море в Анталии. Суд указал, что пассажирка могла купить товары, даже если бы багаж доставили вовремя.

Пассажир может продолжать пользоваться вещами, которые он купил из-за задержки багажа. Если возместить убытки, путешественник неосновательно обогатится.

Центральный районный суд Тюмени отметил: в пользовании пассажиров остались футболки, шорты, трико, бюстгальтер, майка, кардиган, блузка, джинсы. Они могут их носить, значит, убытков нет.

Другой случай произошел в Башкортостане. Мужчина прилетел на деловые переговоры, а багаж ему вовремя не доставили. В чемодане лежали духи, обувь, печать компании, зубная щетка и бритва. Все это, кроме печати, истцу пришлось купить, чтобы не ударить в грязь лицом на переговорах. Заодно он приобрел деловой костюм.

Суд первой инстанции посчитал убытками расходы на все, кроме костюма, которого не было в чемодане. А верховный суд республики критически оценил покупку дорогих итальянских ботинок и духов. Он решил, что путешественник купил их по своему желанию, а не из-за острой необходимости. В итоге истцу вернули деньги только за зубную щетку и бритву.

Подобных решений в судебной практике достаточно. Но бывают и исключения. Например, Московский городской суд посчитал: когда пассажиры купили вещи на 600 €⁣ (48 390 ₽) из-за задержки багажа, они понесли убытки. Чемодан им в итоге вернули, но суд все равно решил, что вещи путешественникам действительно были необходимы во время недельного путешествия на яхте. К сожалению, список покупок в решении не указан.

Ленинский районный суд Кирова присудил пассажиру компенсацию в размере 11 200 ₽ за не доставленный вовремя багаж. Турист купил самое необходимое: пляжные тапочки, полотенце, зубную пасту и щетку, пляжные шорты, крем для бритья и бритву, солнцезащитный крем, очки, футболку, шампунь и гель для душа, две пары носков, зарядное устройство для телефона.

Нижегородский районный суд тоже взыскал расходы в пользу туристов, чей багаж вовремя не привезли в Ирландию. Путешественникам пришлось купить куртки, джинсы, свитера, нижнее белье, косметику и даже постельное белье. Им компенсировали расходы на все товары.

Из этих решений можно сделать только один вывод: в делах о возмещении убытков за задержку багажа многое зависит от оценки судьи. Ищите логические связи между задержкой багажа и вашей покупкой.

Что в итоге

На сайте авиакомпании пишут, возмещают ли они расходы на предметы первой необходимости при задержке багажа.

Даже если вы собираетесь купить только необходимые вещи взамен тех, что остались в чемодане, подумайте, какие из них вам действительно необходимы. Чаще всего суды компенсируют расходы на нижнее белье, детское питание и подгузники, лекарства, которые турист принимает регулярно. Стоимость зубной пасты, щетки и мыла могут компенсировать, только если путешественник не живет в отеле, где все это включено в стоимость.

Получить компенсацию за эти вещи проще, чем за десяток футболок и платьев. Даже если они и правда остались в багаже, суд может посчитать, что возмещение расходов на новые вещи приводит к неосновательному обогащению туриста. Хотя некоторым путешественникам удается доказать обоснованность расходов. Тут как повезет.

Не забывайте требовать штраф. Право на него у вас есть почти всегда.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество