Позвонили в ресторан, чтобы забронировать столик. Девушка по телефону сообщила, что у них есть правило: заказ должен быть не меньше 1000 Р на человека.

Хотя мы и рассчитывали потратить не меньше, выглядит это условие неправомерно. К тому же в меню есть блюда, которые стоят гораздо дешевле 1000 Р. Съедать лишнюю порцию, чтобы уложиться в установленный рестораном лимит, совсем не хочется. В меню этого правила я не нашла.

Подскажите, имеет ли ресторан право устанавливать минимальную сумму заказа? Что можно сделать, столкнувшись с такой ситуацией?

Ирина

Скажу сразу: такое правило незаконно. Посетители имеют право заказывать блюда на любую сумму. Разберемся, что делать в такой ситуации и на какие законы ссылаться.

Что говорит закон

Когда вы приходите в ресторан и делаете заказ, вы заключаете с ним договор. По этому договору ресторан должен предоставить вам еду, которую вы заказали, а вы обязаны ее оплатить. При этом ресторан вправе устанавливать правила для посетителей, если они не противоречат закону. Например, могут попросить снять верхнюю одежду или не разрешить принести еду с собой.

Но ресторан не может требовать у вас что-то заказать. Меню — это публичная оферта. Это значит, что ресторан обязан продать любое блюдо из меню, какая бы цена у него ни была. А еще вам не вправе навязывать покупку того или иного блюда.

Если вы хотите только воду за 50 Р, вам обязаны ее продать и не могут требовать купить что-то еще. Это незаконно.

Объясняем сложное простым языком
Разбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Дважды в неделю присылаем письма с самым важным

Попытайтесь договориться

Если официант просит сделать заказ на определенную сумму, попросите позвать администратора заведения. Выясните, на каком основании вам предъявляют такое требование. Уточните, не прописано ли где-то это правило. Если оно вдруг указано в меню, это вам только на руку. Будет проще доказать свою правоту в суде и привлечь владельцев ресторана к ответственности.

Сошлитесь на п. 2 ст. 16 закона о защите прав потребителей и скажите, что планируете подать жалобу в Роспотребнадзор. Возможно, это убедит сотрудников ресторана.

Зафиксируйте нарушение и обратитесь с жалобой

Если переговоры не помогли, попросите книгу отзывов и предложений и напишите в ней о случившемся. Если книги нет или ее отказываются предоставить, ресторан тоже можно привлечь к ответственности.

Потом подайте жалобу в Роспотребнадзор, прокуратуру и другие органы. Например, в столице можно обратиться в департамент торговли и услуг на сайте мэра Москвы.

В жалобе опишите, когда и в каком заведении вас отказались обслуживать. Приложите доказательства, например аудио- или видеозапись. Еще можно указать, кто был очевидцем произошедшего. Если вам не принесли книгу отзывов или как-то еще нарушили ваши права, тоже напишите об этом. Жалобу нужно правильно оформить и не забыть указать юридическое наименование и адрес ресторана. Как правильно написать в Роспотребнадзор, мы уже рассказывали.

Сотрудники Роспотребнадзора могут провести внеплановую проверку ресторана и оштрафовать его. Например, кафе в городе Новошахтинске оштрафовали на 10 000 Р за то, что в меню было условие о минимальной сумме заказа 500 Р с посетителя. Представители кафе пытались обжаловать решение в суде, однако им это не удалось.

Обратитесь в суд

Возможно, у вас получится привлечь ресторан к ответственности, и его оштрафуют. Но не факт, что они перестанут требовать у посетителей заказывать блюда на минимальную сумму. А еще Роспотребнадзор не взыщет с ресторана компенсацию морального вреда — это может сделать только суд.

Если вы решите идти до конца, напишите в адрес ресторана претензию и потребуйте:

  1. Заключить с вами публичный договор об оказании услуг общественного питания и не уклоняться от этого договора без законных оснований. По сути, это значит, что ресторан будет обязан продавать любое блюдо и не требовать у посетителей заказов на минимальную сумму.
  2. Компенсацию морального вреда. Просите больше, потому что суд всегда существенно снижает эту сумму. Обычно по таким делам взыскивают не больше 5000 Р даже при заявленных 50 000 Р.

Если ресторан не выплатит вам компенсацию добровольно, подавайте иск. Добавьте в список требований штраф 50% от суммы, которую взыщет суд. А еще попросите взыскать судебные расходы: на юридические услуги, доверенность на представителя и т. д.

Если не хотите сами идти в суд, обратитесь в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей. Они выяснят, нарушает ли ресторан права потребителей. Если да, они будут вправе выступать в суде от вашего лица. Правда, в этом случае половина штрафа достанется общественной организации.

Например, в Саратове мужчину не пустили в бар без объяснения причин. С помощью общественной организации по защите прав потребителей он обратился в суд. Суд иск удовлетворил и взыскал с кафе-бара компенсацию морального вреда в размере 5000 Р и штраф 1250 Р. Еще 1250 Р штрафа суд взыскал в пользу общественной организации.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.