Есть ли срок давности у долгов по коммунальным платежам?

46
Аватар автора

Елена

спросила в Сообществе

Хочу узнать, есть ли срок давности по коммунальной задолженности. После смерти мужа в 2016 году я с детьми вступила в наследство. По нашему лицевому счету числится долг 50 тысяч рублей. Последние 7 лет я ежемесячно вношу все платежи, точно знаю, что за это время долгов не было. Слышала, что срок исковой давности составляет 3 года.

Может ли управляющая компания угрожать судом и отключением коммунальных услуг?

Верно, общий срок исковой давности для долгов по жилищно-коммунальным услугам — 3 года. Расскажу подробнее о том, какие есть нюансы в подсчете сроков и как доказать, что вы ничего не должны.

Что такое срок исковой давности

Исковая давность — это срок, в который тот, чьи права нарушены, может обратиться в суд, чтобы защитить себя. Обычно это 3 года.

Эти 3 года отсчитываются не с момента нарушения права, а с момента, когда тот, чьи права нарушены, узнал о факте нарушения и о том, кто выступает надлежащим ответчиком для восстановления своих прав в суде.

Например, кто-то поцарапал вашу машину 4 года назад. О том, что ваше право нарушено, вы узнали сразу, когда увидели царапину, но кто именно поцарапал — не знали и не могли пойти в суд. Через 4 года вы узнали соседа-хулигана на потерянной видеозаписи. Значит, срок исковой давности о возмещении вреда имуществу будет считаться с того дня, как вы узнали, что поцарапал машину сосед.

Чаще всего про срок исковой давности вспоминают не с целью наказать соседа-хулигана, а сам сосед об этом напоминает, чтобы избежать ответственности. При подаче иска вам не надо заявлять о том, почему срок давности не истек, чтобы заранее не оправдываться перед судом. Но будьте готовы к тому, что ответчик о нем вспомнит. Суд примет иск к рассмотрению независимо от пропуска срока давности.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Как это работает в ЖКХ

В спорах о долгах за ЖКУ срок давности также составляет 3 года. Но есть особенности. В первую очередь они связаны с тем, что услуги ЖКХ — это не единоразовые платежи, а ежемесячные, поэтому для каждого платежа срок исковой давности считается отдельно.

Например, у вас есть задолженность 50 тысяч рублей за 3 года и 4 месяца. В каждом месяце ЖКУ стоят по-разному, для удобства просто возьмем среднюю сумму. Тогда получится: 50 000 ₽ / 40 месяцев = 1250 ₽ ваш долг за каждый месяц.

Ни для вас, ни для управляющей компании не секрет, кто будет должником, а значит, срок исковой давности для каждого платежа наступает сразу, как заканчивается срок добровольной оплаты квитанции. Если период начисления долга превышает 36 месяцев (3 года), долг за 37, 38, 39, 40-й и последующие месяцы взыскать в суде не получится. В моем примере потребовать могут только долг в размере 45 тысяч рублей.

Еще один нюанс в том, что сроки исковой давности обрываются, если должник признал долг. Этим управляющие компании и пользуются: раз вы ранее не оспаривали долги и платили, пусть и не все, значит, срок исковой давности не истек.

Как доказать, что долга нет

Попробуем разобрать ваш случай. Вы не написали, есть ли квитанции на руках и сколько точно месяцев прошло с момента вступления в наследство. Предположим, прошло 39 месяцев с января 2016 по март 2019 года включительно и всех квитанций у вас нет.

В этом случае проверить долги без квитанций и чеков на руках сложно. С точки зрения управляющей компании, вы приняли наследство, а значит, отвечаете по всем обязательствам наследодателя 

.

Если управляющая компания считает, что у вас есть долг, — ей ничего не мешает обратиться в суд. Не стоит применять сроки исковой давности, не зная, за какие периоды УК насчитала вам долг. Может так получиться, что муж не оплачивал часть счетов, а вы об этом не знали.

Разобраться точнее получится, когда управляющая компания представит в суд исковое заявление со всеми расчетами и долгами. Вот тут законодательство может быть не на вашей стороне: долги за ЖКУ до 500 тысяч рублей с вас взыщут в порядке выдачи судебного приказа. Судебный приказ — это решение суда, которое выносится за 5 дней и не требует вашего присутствия в суде.

После вынесения приказа суд отправит вам копию почтой. Отменить судебный приказ вы можете в течение 10 дней с момента получения копии. Если вас что-то не устраивает, достаточно подать в суд заявление об отмене приказа с формулировкой: «Не согласна с вынесенным судебным приказом». Суд отменяет его действие, и дело повторно рассматривается тем же судьей уже в обычном исковом производстве — с участием сторон и обменом мнениями.

Отменить приказ судьи можно в 10-дневный срок даже через год, если копию вы получите через год.

Конечно, лучше не доводить до судебного приказа. Если считаете, что долг липовый, в первую очередь надо найти все документы об оплате. Если вы или ваш муж делали платежи по безналу, запросите выписку с расчетного счета в банке за весь период. Если платили наличными в кассу, хорошо бы найти чеки за последние 3 года.

Если чеков нет, просите в своей УК выписку с лицевого счета за последние 3 года со всеми начислениями и поступлениями. Пишите заявление с требованием пояснить, откуда долги и за какой период. Написать можете письмом, но проще подать через систему ГИС ЖКХ: как минимум у вас будет доказательство в суде, что вы не игнорировали требования УК, пытались разобраться и у вас были обоснованные возражения.

Если вы смогли собрать все платежи за последние 3 года, требуйте от УК списания долгов, потому что их просто нет. Если они не пойдут навстречу, берите хорошего юриста и обращайтесь в суд.

Отключить вас от потребляемых услуг формально могут: достаточно 2 раза не оплатить любую услугу. Но Верховный суд указал, что отключение коммунальных услуг должно быть соразмерно нарушению: нельзя отключать тепло в квартире за долг в 300 рублей 

.

Если вам собираются отключить коммунальные услуги, должны обязательно несколько раз об этом предупредить. Внимательно следите за почтовыми отправлениями.

Что изменилось в 2022—2023 годах: пени и неустойки

Также правительство приняло изменения, по которым до 1 января 2024 года пени, неустойки и проценты за ЖКУ рассчитывают от ключевой ставки по выбору: на 27 февраля 2022 года (9,5% годовых) или на день фактической оплаты — выбирают ту, что будет меньше. И неважно, какая ставка была на день возникновения задолженности.

Теги: долги, ЖКХ
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Скажите пожалуйста-нет домофона в квартире,за дверь входную в подьезд -оплатили,Ежемесячно платим за потребление энергии на ее обслуживание,от ежемесячной оплаты домофона отказались уже 3-й год.Через 3 года нам могут списать долг за непредоставленные услуги?трубки в квартире никогда не было.

3
0

мне помогло!спасибо!виктор

2
0

Я вот личнл столкнулся с таким и служебный приказ отменили легко, когда я предоставил квитанции и о том что жку ни разу меня не уведомляла о несогласии с произведенными платежами

1
0

такое ощущение что статью калякала юристка практикант из жкх

1
0

Расскажу свое. Несколько месяцев назад приставы с меня удержали долг, который образовался пять лет назад.

Кто-то вспомнит про исковую давность и скажет, что платить можно только за то, что не старше трех лет. Я тоже так думал, но оказалось есть нюанс. Соль в том, что на истечение срока исковой давности надо указать в судебном процессе, а дело до него может так и не дойти, потому что задолженность взыскивается по судебному приказу.

Я долгое время жил в квартире один, а потом прописал знакомую. УК начисляла как за одного человека, а потом стала начислять за двоих. Но оказалось, что про тот период она не забыла и позже обратилась в суд, чтобы через судебный приказ получить плату, которую не начислили за проживающую еще в 2018 году знакомую.

Обычно я за все плачу вовремя, поэтому даже не подумал о том, что в квитанции может быть не вся сумма к оплате. Привычки проверять почтовый ящик и банк исполнительных производств - раньше не было, теперь есть. Я не отменил вовремя судебный приказ, и честно говоря, только в этом месяце заметил, что с меня списали деньги еще в начале года - 9 352 рубля.

Не считаю это справедливым, но будет уроком.

На мой взгляд, когда дело касается обычных людей и компаний, суд автоматически сам должен проверить: истек ли срок исковой давности или нет. А если это произошло, то отказать в иске. УК должна быть заинтересована в том, чтобы взыскивать задолженность вовремя, а так у меня создается ощущение, что она получает свои деньги исподтишка - приходит за судебным приказом, когда срок исковой давности уже вышел и знает, что гражданин может проворонить срок для его отмены, а приставы сделают свое дело и спишут деньги с карты.

Бесит, что заявить об истечении надо именно в судебном процессе, а для этого надо не пропустить судебный приказ, вовремя его отменить, дождаться, пока УК снова обратится в суд, затем прийти на судебное заседание и только там заявить о том, что три года истекли. Не понимаю, почему бы суду не взять эту роль на себя и не защитить интересы тех, с кого пытаются взыскать деньги через пять лет, десять лет и больший срок? Кажется, что всем было бы проще.

Может и надо было мне разобраться с этими деньгами.

1
0

Не забывайте о своих правах, изучайте законодательство РФ, ни за какие долги не могут вас отключить от жизнеобеспечивающих ресурсов! Это угроза жизни и здоровью, это оставление в опасности и т.д. и т.п! Почему юристы об этом не говорят?

1
0

Информация не совсем корректная, вернее подсчет срока исковой давности. Отменить приказ можно, но если в УК грамотный юрист, то с такой отменой приказа придется хоть и позднее, но больше заплатить. Не все так однозначно.

0

Нина, не Вы ли Тот самый Грамотный Юрист)?

3

aerus, я очень грамотный пользователь. Любите розовые сказки на ночь? Зачастую, люди не приемлют истину только потому, что она не вписывается в их заблуждения.

0

Нина, подробнее могли бы развить свою мысль?

1
0

После смерти тёщи мы приватизировали квартиру.однако потом узнал. Что на квартире долг в 300 т.р. возможно ли списать?

0

Vasiliy, откуда долг нарисовался? Ведь перед приватизацией, вам должны были дать справку об отсутствии долгов

0

Алла, бред несёте. Никаких справок не требуется. Приватизация проводится и с долгами.

0
0

Что делать долг 250 .000 но он не мой

0
0

Долг за ЖКХ с1.01.2016 по31.01.2021,последняя оплата жкх была 31.10.2018.Как правильно указать срок исковой давности

0

Марина, у вас срок давности на данный момент с 01.03.2019, остальное надо платить

0
0

я не платила с 1 января 2018 по 11 апреля 2021, долг только за кап ремонт и сжп, за какой срок заставят заплатить?

0

Ольга, если я не ошибаюсь, то за период с 11.04.2018 по 11.04.2021, это как раз три года.

0
0

Спасибо большое!

0
0

Всё четко и подробно

0
0

Добрый день. Подскажите пожалуйста, у нас крайне сложная ситуация в семье. Не вдаваясь в подробности, я не оплачивала коммунальные платежи много лет.. точно не скажу с какого года , но приблизительно с 2008-2009 г. Были моменты когда платила (правда с большими перерывами ,либо частично) а вот в какие периоды и года не помню совсем. Сейчас на меня подают в суд , с требованием выселения, я еще месяц назад после очень долгого перерыва оплатила за последнюю квитанцию ,но не полностью по квитанции а частично всего 2 тысячи рублей. Вопрос у меня такой, скажите, если я когда то давно и в последний раз в июне оплатила часть долга ,могу ли я рассчитывать на срок исковой давности? Или же мне откажут т.к. хоть крайне редко и частично я оплачивала коммунальные платежи, тем более оплатила последний раз в июне этого года. Что мне делать? Ситуация критическая.

0

Анжелика, лучше совсем не платить, тогда взыскать могут только за 3 года. Либо продавать квартиру с долгом.

0
0

Помогите пожалуйста я подала квартиру 5 лет назад, сей час выясняется ,что у меня остался долг за отопления не до платила 100 руб.,они на чистили пение 2500руб.и подали приставом удержать,я с этим не согласна, как быть?

0

Галина, из-за 2500 вообще нет смысл заморачиваться, время дороже

0

Adam, последнее прости ....
Я лучше переведу липовый "долг" в РКК в пользу переселенцев Донбасса, чем МЭС за непотреблённую услугу. Совесть надо иметь. Под рукой, а не Талмуд.
Что и делаю ....

1

Adam, 2500 конечно херня, но нас 100 млн. И с каждого по 1000 - имеем 100 млрд. (RUR). Пусть в 10 раз менее. Но, в итоге не хило. И понятно, откуда олигархи ....
Энергосбыт так и может делать. Доказать ничего невозможно. Включая экспертную оценку и детальные расчёты. И все квитанции за 3 года в наличии. По закону долга нет (официальный форс-мажор), а МЭС закон не писан. Чай монополист. Нет и всё, деньги давай.
Начальников уже 3-е сменилось ... Неполное служебное?
В суд? С юристом на "долг" в 7.000. За 50.000? Не смешите моё самолюбие. Так и живём в российской системе правосудия. Права человека защищены, а человек - нет ...

1
0

Здравствуйте,подскажите пожалуйста,если с 2012 года не платили ЖКХ,а сейчас начали потихоньку расплачиваться,а пристава прислали постановление о том,что назначен оценщик по ИП на сумму 88000,у меня на иждивении трое детей,двое несовершеннолетних и один инвалид 18летне подскажите что делать???на платного юриста денег нет,что делать???

0
0

Здравствуйте. Если за последние5 лет всё оплачено, но платила я нерегулярно. Могла, например, заплатить за 4 месяца, потом два месяца не платить, а потом заплатить за 3 месяца.. Но, последние 4 года плачу каждый месяц, но бывает, что оплата 12 или 15 числа, т.е. с опозданием... из-за этого может набраться долг в 20 тысяч? Грозят судом. Почему-то опоздавшая оплата уходит на покрытие долгов, которые были давно, очень давно... а за настоящий период - образуется долг. Это специально делается для того, чтобы я не смогла применить Сроки иск.давности?

0

Мария, Верховный суд РФ разъяснил, что платеж зачисляется за тот месяц, который указан в платежном документе. Если месяц не указан, то должник самостоятельно определяет, за какой период он вносит платеж, вписывая его при оплате (п. 32 постановления № 22). Например, оплачивая квитанцию в банке или с помощью онлайн-приложения, указывает в ней: «За март 2021 года». Поставщик услуг не вправе самолично засчитывать платеж за любой, например более давний период.

Если плательщик не указал месяц, за который вносит плату, то поступившие деньги засчитываются только за те месяцы, по которым не истек срок исковой давности (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, п. 3 ст. 199, п. 3 ст. 319.1 ГК РФ, определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17.09.2019 № 4-КГ19-40).

5
0

Добрый день. Узнали о долге за жкх в мае 2022 уже после вступления в наследство (июнь 2020), долг 8000₽ за апрель-июнь 2019, с какой даты срок исковой давности?

0

Узнали - пришла копия приказа мирового судьи

0
0

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста! Пришел судебный приказ на 90 тысяч, задолженность за коммунальные услуги. Позвонила в организацию Истца, сказали , что долги за период 2016-2019 годы, якобы всплыли старые долги и они ими решили заняться. Мы про них ничего не слышали ,квитанции приходят без долгов. Что делать???!!!

0
0

18.12.22, 21:45

Отредактировано

Добрый день.
Долг за капремонт с 01.09.2018 по 31.06.2021.
Дата подачи заявления на суд. приказ неизвестна.
15.01.2022 выдан суд. приказ.
27.02.2022 отменён суд. приказ.
28.10.2022 подан иск.
До какой даты считается период в 3 года, за который придется заплатить (до даты подачи иска или до даты отмены судебного приказа или другой даты)?

0
0

у меня сейчас суд о признании недействительными долгов по ЖКХ.Ответчики: жилищник и мфц г Москвы перед последним заседанием намекнули, чтобы я забрала свой иск...Иск я не забрала, а оплачиваю теперь каждую услугу из их бумажки, составленной со всеми возможными нарушениями по ПП РФ 354.

0
0

Разьясните, если у нас договор инвестирования, есть акт о выполнении, но не было права собственности и договора на обслуживание, помещением коммерческим никто не пользовался, управляющий требует за коммунальные

0
0

Мособлгаз обратилсся в мировой суд с суммой долга 15000 руб. Период был указан. Я оплатила и направила в мировой суд заяадление га отмену приказа ввиду погашенич задолженлсти. Теперь мособлгаз звонят мне и в трубке слышу только сумму,но уже в 32000 руб. Робот называет эту сумму и отключается. Я знаю,сто с 2018 года пожилые родители не платили коммунальные услуги и долг есть. Тогда почему мособлгаз ге предьявил сразу всю сумму в мировой суд? Заранее благодарю.

0
0

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста! Если в квартире (где были долги) проживали мама с дочерью, где дочь собственник,а мама только прописана. Дочь подарила квартиру маме ( с долгами). Могут ли комунальщики на дочь подать в суд, если она у же не собственник, как 4года и прописана по другому адресу.

0
0

Здравствуйте подскажите пожалуйста мы долгое время платили жкх частично и жилищник подали на нашу семью в суд на долг 400 т.р мы их оплатили спустя 2 месяца нам жилищник присылает долг на сумму 1200000 и говорит что это долг с 2016 года можем ли мы расчитывать на списание раз в 3 года за истечением искового долга или нет

0

Вера, ко всему этому долгов в мфц у нас за жкх нет но жилищник настаивает что долги имеются

0
0

Добрый день. Пришло постановление о возбуждении исполнительного производства. УК подала на меня в суд. 130000 долг насчитали. Написала заявление на отмену судебного приказа( жду ответ) Я являюсь собственницей 1/4 доли и прописана там, другие сособственники не прописаны. Долг пришёл только мне!! На ГИС ЖКХ этого адреса нет у них на обслуживании, сказали была перенумерация, берите выписку с росеестра. Взяла, по прежнему адрес д. 1 в выписке тот же, а на доме висит табличка 1 а. В управляющей сказали что на мое имя л/с есть и адрес 1 б. Там просто дом не пригоден для проживания, никаких коммуникаций нет. ( дом не признан аварийным, хотя 1917гожа постройки) На что управляющая мне сказала что 1100 в мес. за обслуживание дома. Подскажите куда обращаться?

0
0

Вопрос, выяснилось только месяц назад, что прибор учёта газа работал некорректно, несколько лет. И мы оплачивали смарт картой показания, которые не совпадали с показаниями механической части прибора. Конечно не подозревали об этом. Нам выставили счёт 243000 рублей. За 8.5 лет со дня запуска газоснабжения, Мособлгаз, ни разу не проводил проверку показаний прибора, когда произошла рассинхронизация неизвестно. Мы же оплачивали все годы техобслуживание котельной и были уверены в исправности оборудования, в т.ч. прибора учёта газа. По договору мы не обязаны были подавать ежемесячно показания, т.к. мы их передавали на смарт карте с обязательным внесение авансового платежа вперёд. Что и мы и делали. По данным на смарт карте никаких задолженностей никогда не было. Пока не выяснилось что электронная часть счётчика работала некорректно. Мособлгаз отказывается принять факт, что задолженность произошла по их вине. Что они халатно производили ТО и не проводили проверку показаний прибора учёта. Отказывается делать перерасчёт за 8.5 лет, в течении которых видимо и работал некорректно счетчик, наш встречный расчёт 79000 м3 /8.5 лет=9294м3 год. По исковой давности за 3 года, получается 27888 м3, из них мы оплатили по смарт карте 16000 м3, получается мы должны за 11888 м3 что при тарифе 6.88 р. за кум = 81788 рублей, а это не 243000 рублей.

0
0

Подскажите пожалуйста как применить срок исковой давности, если с/п вынесен октябре 2023, через 21 день его отменили, через месяц жкх подают уже исковое в тот же суд (мировой) к тому же судье. В иске указал период задолженности с октября 2020 по октябрь 2023года,но сумму указал с января 2020г(архивная распечатка квитанций). На первый месяц 2020 г сумма в квитанции 9800р. Плюс пени 70%. Договора с жкх не заключила. Я так понимаю, если истец указывает этот временной период в иске, то и долг должен быть с октября 2020г. Могу я ходатайствовать о пропуске срока исковой давности? Ведь истец сроки указывает-последние 3 года, а сумму с 2018года.

0
0

Добрый день
Незнаю ответят мне или нет но напишу свою ситуацию
Получили квартиру в другом городе , по возможности платила за ЖКХ , но потом начались проблемы менялись счета реквизиты сама система ЖКХ появились ук
В квартире никто не прописан , в 2014 г я подарила свою долю сыну квартира теперь на него 2/3 и на дочь 1/3
В ноябре прошлого года на сына ук подала в суд так как мы только на днях увидели что Сбер заблокировал карту
Никаких писем и оповещений не было ни по почте ни в гос услугах, информацию даже на сайте суда не можем найти
Подать апелляцию или отменить решение мы конечно не успели , по закону 10 дней
Кое как нашли человека он прислал нам квитанциии на 1.12.2023 там долг не маленький но это неизвестно за какой период
Если исковая давность 3 года
Как нам правильно написать в УК об этом и как нам действовать дальше ?
Есть ли закон для реструктуризации Долгов ЖКХ

Подскажите пожалуйста 🙏🏻
Сейчас и юриста хорошего по ЖКХ не найдешь

0
0

01.02, 18:56

Отредактировано

Скажите если жильцы дома ушли с управляющей компании на ТСЖ с 01.01.2018 (ТСЖ расчет ведет с нуля, долгов нет), по управляющей компании был долг, но по квитанциям он за 2017, управляющая компания подала в суд в 2022 (приказ от мая), приказ отменен в суде (я подавала заявление о несогласии). Но управляющая снова обращается в суд, что нужно сделать, чтобы списали долг и больше не обращались в суд

0
0

Нужна Ваша консултиация

0

Сообщество