Год назад я делала протезирование зубов. Мне поставили временные коронки на верхнюю челюсть. Месяц назад у меня стала болеть челюсть, а вместе с ней и ухо. Мне назначили обезболивающие препараты, а медицинское обследование показало, что при протезировании изменился прикус и челюсть болит из-за этого.

Врач, который делал протезирование, отказался исправлять проблему, сославшись на отсутствие в клинике специализированного оборудования. Главный врач заявил, что срок гарантии на протезирование временных коронок истек. При этом в договоре с клиникой нет упоминаний гарантийного срока.

Мне пришлось обратиться в другую клинику. Там мне предлагают установить новые коронки с исправлением прикуса. Однако у меня нет денег на это.

На что я могу рассчитывать в данной ситуации?

Наталья С.

Ваши лучшие помощники в этой ситуации — Роспотребнадзор и суд. Через суд можно получить денежную компенсацию. Роспотребнадзор может поддержать вас в суде — дать заключение по делу или даже подать иск в защиту ваших прав самостоятельно.

Еще можно пожаловаться на клинику в региональное управление Росздравнадзора: ведомство может проверить клинику и оштрафовать ее, если выявит нарушения — например, если клиника применяет незарегистрированные медикаменты или хранит лекарства с истекшим сроком годности.

До суда

Для начала попробуйте уладить конфликт с клиникой в досудебном порядке. Поговорите с главным врачом, если не поможет — направьте официальную претензию ценным письмом с описью. Обозначьте свои претензии, предъявите доказательства и сообщите, что обратитесь в суд, если клиника откажется выплатить вам компенсацию добровольно.

Напомните главврачу, что если компенсацию с клиники взыщут по суду, то дополнительно придется заплатить штраф — 50% от суммы компенсации, которую назначит суд.

Иногда такого предупреждения достаточно, чтобы получить компенсацию: клинике дороже судиться и выплачивать штрафы. Но не всегда. Если добровольно с клиникой договориться не получится, составьте иск и обратитесь в суд.

Составьте иск

У вас есть как минимум три серьезных аргумента для искового заявления.

Если клиника своими услугами причинила вред пациенту, она обязана возместить его в полном объеме — ст. 14 ЗЗПП. Будьте готовы к тому, что суд назначит медицинскую экспертизу: нужно понять, действительно ли услуги были оказаны некачественно.

Если пациент обнаружит, что услугу оказали некачественно, он может потребовать возмещения расходов на устранение этих недостатков третьими лицами, другой клиникой в вашем случае, — п. 1 ст. 29 ЗЗПП. Клиника также обязана возместить ваши расходы на лекарства, например обезболивающие, — п. 1 ст. 1085 ГК РФ. Сохраняйте чеки о покупке.

Гарантийный срок на протезирование не мог истечь, главный врач говорит неправду. Если в договоре на оказание медицинских услуг не был указан гарантийный срок (как в вашей ситуации), обратиться в клинику с претензиями вы можете в течение двух лет с проведения процедуры. Именно такой срок установлен законом по умолчанию — п. 2 ст. 724, ст. 783 ГК РФ.

Суд может обязать клинику оплатить вам новое протезирование для исправления прикуса заранее, так как эта операция потребовалась для исправления первой, некачественной установки коронок.

Как составить исковое заявление, мы подробно писали в статье «Российский суд: пишем иск».

Иск можно предъявить в суд по своему месту жительства или в суд по месту нахождения клиники. Можно выбрать, что вам удобнее. Вы потребитель, поэтому пошлину за подачу иска вам платить не надо.

Что нужно доказать в суде

Чтобы выиграть суд, вам необходимо доказать несколько ключевых фактов:

  1. Клиника оказала некачественные стоматологические услуги — из-за этого вашему здоровью был причинен вред.
  2. Во всем этом виновна именно первая клиника.
  3. Из-за причиненного вреда вы понесли расходы — необходимо будет их доказать: предоставить чеки за лекарства, обследования, приемы у других врачей.

Если вам удастся все это доказать, скорее всего, суд примет решение в вашу пользу и обяжет клинику выплатить вам компенсацию.

Что решили суды по аналогичным искам

Судя по аналогичным судебным процессам, пострадавшему пациенту вполне реально взыскать с клиники компенсацию: и полную стоимость исправления ошибок, и штраф 50% от этой суммы, и неустойку, и оплату услуг юриста.

Вот три судебных решения по подобным делам.

После протезирования у мужчины сильно болела челюсть и изменился прикус. В клинике говорили, что это нормально. С клиники взыскали 177 905 рублей (стоимость некачественных услуг, моральный вред, штраф и расходы на юриста) — апелляционное определение Мосгорсуда от 24.01.2018 по делу № 33-3138/2018.

Другая московская клиника выплатила 455 936 рублей за некачественное протезирование нижней челюсти. В эту сумму вошел возврат полной стоимости оказанных услуг, неустойка, компенсация морального вреда, штраф, судебные расходы и оплата судебных экспертиз — апелляционное определение Мосгорсуда от 28.11.2017 по делу № 33-48582/2017.

В Воронеже областной суд присудил пациенту стоматологической клиники 278 790 рублей компенсации за некачественно установленный имплант — апелляционное определение Воронежского областного суда от 23.01.2018 по делу № 33-288/2018.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.