Подскажите, как разобраться со страховыми и пенсионными отчислениями?

У меня ИП с июня 2016 года, и я немного просрочил оплату в ПФР, примерно на полмесяца. Моя выплата попала на передачу обязанностей ПФР в налоговую, и поэтому сейчас путаница. Я оплатил взносы через личный кабинет в Тинькофф-бизнесе, где и был сформирован счет на оплату.

В личном кабинете налоговой сумма отчислений висит как переплата. И вот теперь не знаю, сделал я страховые и пенсионные отчисления или нет. И если сделал, то где начисленные пени?

Александр Б.

Александр, страховые и пенсионные отчисления вы, скорее всего, сделали.

С 2017 года ПФР перестал принимать платежи по фиксированным взносам — теперь их платят в ФНС, а уже ФНС перенаправляет эти деньги в фонды. Так как вы платили взносы в 2017 году, то платежи, отправленные через личный кабинет, попали в ФНС — отсюда переплата.

С 2017 года фиксированные взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование платят в ФНС.

Чтобы узнать наверняка, нужно посмотреть, какой код бюджетной классификации (КБК) вы поставили в платежках. Если вы выбрали КБК, установленный для взносов ИП за 2017 год, то в личном кабинете вы и видите сумму отчислений как переплату.

Проверьте КБК

Для взносов ИП за 2017 год установлены новые КБК:

Если в 2017 году вы платите страховые взносы за 2016 год и раньше, то нужно указать старые КБК:

Закажите справку по страховым взносам

Чтобы оперативнее свериться с налоговой, может понадобиться справка из пенсионного фонда о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам за 2016 год.

Налоговая пишет, что теперь все справки о взносах нужно запрашивать у нее. При этом в мае 2017 года я заказывала такую справку о взаиморасчетах именно в пенсионном фонде. Так мне посоветовала сделать инспектор ФНС на моем участке: сказала, что не все данные еще есть в ФНС.

Заказать справку можно лично в своем отделении ПФР по месту жительства, через оператора электронного документооборота или через личный кабинет страхователя на сайте пенсионного фонда: es.pfrf.ru.

Заявление составляется в свободной форме, например: «Прошу выдать справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 31.12.2016».

Если относите заявление лично, печатайте два экземпляра. Один с отметкой инспектора останется у вас. Срок формирования справки в бумажном виде — 5 рабочих дней. Справки выдают по состоянию на 31 декабря 2016 года.

В справке со знаком плюс будет отражена ваша задолженность пенсионному фонду, а со знаком минус — переплата по страховым взносам, пеням, штрафам.

Уточните в ФНС, был ли платеж

Если вы указали неверные коды бюджетной классификации, подайте заявление на уточнение платежа по месту своего учета в ФНС.

Законодательно форма такого заявления не утверждена, но некоторые формальности стоит соблюсти. Сошлитесь на платежки, в которых допущены ошибки. Укажите дату, номер платежного поручения, наименование взноса, сумму платежа и правильный КБК.

К заявлению приложите копии платежных поручений с отметкой банка. Если в ПФР вам уже выдали справку, прикладывайте и ее.

Инспекция должна дать ответ в течение 10 рабочих дней. Обычно процесс ускоряется, если позвонить и напомнить о себе.

Налоговая может предложить провести совместную сверку уплаченных страховых взносов. Справка из ПФР за 2016 год поможет ускорить совместную сверку, поэтому на прием к инспектору лучше идти с этой справкой.

Подведем итоги

Если вы видите, что при уплате страховых взносов в платежном поручении есть ошибка в КБК, вам надо сделать две вещи:

  1. Заказать в пенсионном фонде или ФНС справку о состоянии расчетов по страховым взносам на 31.12.2016 для контроля состояния расчетов.
  2. Направить в налоговую заявление на уточнение платежа. Приложите к нему платежные поручения с отметкой банка.

Если у вас есть вопрос о страховых взносах или налоговых отчислениях, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.