Езжу на обычном самокате уже два года, присматриваюсь к электрическому. Хороший электросамокат развивает скорость до 60 км/ч, а велосипед или мопед — максимум до 30 км/ч.

К каким участникам дорожного движения приравниваются люди на электросамокатах: пешеходам, велосипедистам или водителям мопедов? Какие правила дорожного движения касаются электросамокатов? Нужен ли шлем, как на мопеде или мотоцикле? Можно ли ездить по проезжей части, а не по тротуару?

Елена

Электросамокат — это пример того, как законы не всегда успевают за техническим прогрессом. Раньше самокаты выглядели так, что даже правила дорожного движения скромно относили самокатчиков к пешеходам. А потом ситуация изменилась.

Современные самокаты ездят быстрее, чем старый Москвич. Но если для Москвича нужны права, то для электросамоката нет. Прогресс опередил законодательство.

Но это не значит, что водителям самокатов можно делать все что угодно. Это зависит от мощности двигателя самоката и его максимальной скорости.

С точки зрения ПДД водитель самоката — пешеход

Водитель самоката по ПДД приравнен к пешеходам. Так же как люди на роликовых коньках и те, кто пользуется санками, тележками, детскими или инвалидными колясками.

Водительское удостоверение для управления самокатом не требуется, шлем тоже не нужен: пешеходы их не носят.

Отсюда вытекают обязанности водителя самоката:

  1. Перемещаться по тротуарам, пешеходным и велодорожкам.
  2. Если тротуаров или дорожек нет, двигаться по обочинам дорог или по краю проезжей части. Делать это необходимо навстречу потоку движения.
  3. В темное время суток иметь на одежде светоотражающие элементы.

Для самокатов, которые приводятся в движение исключительно человеческой ногой, такие требования выглядят вполне обоснованными.

Но закон за прогрессом не всегда успевает. К самокату приделали электромотор, и его скоростные характеристики изменились. А требования ПДД остались прежними.

Так выглядит современный электрический самокат. У этой модели мощность двигателя — 3,5 кВт, емкость аккумулятора — 8 ампер-часов, максимальная нагрузка — до 120 кг, а скорость — до 30 км/ч. Стоит он около 20 000 <span class=ruble>Р</span>
Так выглядит современный электрический самокат. У этой модели мощность двигателя — 3,5 кВт, емкость аккумулятора — 8 ампер-часов, максимальная нагрузка — до 120 кг, а скорость — до 30 км/ч. Стоит он около 20 000 Р

Все зависит от мощности двигателя и максимальной скорости электросамоката

Пешеходом водитель электросамоката считаться может. Но только если мощность его самоката меньше 4 кВт, а максимальная скорость не выше 50 км/ч. Смотреть технические характеристики будут по паспорту или инструкции по эксплуатации конкретно вашего самоката.

Теоретически любое транспортное средство под горку можно разогнать и до 100 км/ч. Но в данном случае учтут только технические характеристики, которые указал производитель.

Если мощность самоката по паспорту выше 4 кВт, а скорость больше 50 км/ч, то для того, чтобы им управлять, возможно, потребуется водительское удостоверение категории М. В этом случае человек, который управляет самокатом, уже не пешеход. В чем разница между велосипедами, мотоциклами и мотороллерами, можно посмотреть в п. 1.2 правил дорожного движения.

Объясняем сложное простым языком
Разбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным

Что о самокатах говорит судебная практика

Суды тоже всегда смотрят на технические характеристики самоката, принимая решения, какие меры принять к его владельцу.

Пример из суда. Пьяный мужчина в Тамбове ехал на электросамокате. Сам он, правда, утверждал, что самокатом не управлял, а просто находился рядом с ним на тротуаре. Сотрудники ГИБДД осмотрели его самокат и обнаружили маркировку мощности двигателя — больше 4 кВт. Суд решил, что по техническим характеристикам это мопед, а значит, водитель не относится к пешеходам. То, что мужчина не управлял самокатом, не подтвердили свидетели. И суд лишил его права управления транспортными средствами. Обжаловать решение суда не получилось.

Отсутствие водительского удостоверения в таком случае тоже не спасло бы от ответственности. Если прав нет, за такие нарушения наказывают штрафом от 5000 до 15 000 Р. А если права есть, но водителя лишили их раньше, то штраф — 30 000 Р.

Другой пример — из суда города Ливны. Мужчина, как и в предыдущем случае, управлял электросамокатом в нетрезвом виде. Сотрудники ГИБДД отправили его на освидетельствование, которое это состояние подтвердило. Дело направили в суд. Однако в суде мужчина предъявил инструкцию по эксплуатации электросамоката. В ней было сказано, что мощность двигателя — всего 2 кВт. А это означает, что такой самокат транспортным средством не является, а мужчина — пешеход. Лишить пешехода права управлять транспортом, даже если он пьян, нельзя.

Суд постановил: этот электросамокат нельзя отнести к какому-либо транспортному средству. А значит, управление им в пьяном виде — это не нарушение. Поэтому водительского удостоверения человека не лишили.

Но его наказали по другой статье — за нарушение ПДД лицами, которые непосредственно участвуют в процессе дорожного движения, если они находятся в состоянии алкогольного опьянения. В результате мужчину оштрафовали на 1200 Р.

Правила безопасности тоже нужно соблюдать

Хотя водитель самоката считается пешеходом, соблюдать правила безопасности все равно нужно. Если владелец электросамоката их нарушит, его можно привлечь к ответственности на тех же основаниях, что и пешехода, — по статье 12.29 КоАП РФ.

Я рекомендую водителю электросамоката следующее:

  1. Не перевозить на электросамокате детей, пассажиров или крупногабаритные грузы. Электросамокат для этого не предназначен.
  2. Не пытаться разогнать самокат быстрее, чем это допускается инструкцией по эксплуатации. Под горку любой электросамокат разгоняется очень хорошо, а вот рассчитана ли его тормозная система на такую скорость, придется выяснять опытным путем.
  3. Не пользоваться мобильным телефоном во время движения. А еще я не советую надевать наушники, чтобы не пропустить гудок машины или другие звуки.
  4. Ездить по тротуару с такой скоростью, чтобы не мешать движению пешеходов.
  5. Шлем и защитная амуниция необязательны, но желательны. Если столкнуться с препятствием даже на скорости 20—30 км/ч, это может привести к серьезным травмам. В автомобиле водителя и пассажиров защищает прочный кузов, есть ремни и подушки безопасности. У самоката их нет. Даже массивная рама велосипеда лучше поглощает удары и нагрузки, чем низко расположенная платформа самоката.
  6. Не надевать для езды длинные и объемные вещи. Их элементы цепляются за столбики ограждений, кусты и ветки деревьев, и можно упасть или порвать одежду.

Что в итоге

Все зависит от мощности и максимальной скорости электросамоката.

Если мощность меньше 4 кВт, а скорость меньше 50 км/ч, надо ездить по тротуарам или велосипедным дорожкам, а на дорогу выезжать только в крайних случаях. Ни водительское удостоверение, ни шлем не требуются.

Если мощность больше 4 кВт, а скорость выше 50 км/ч, электросамокат могут посчитать мопедом. В этом случае нужны и права, и шлем. А за пьяное вождение такого самоката могут лишить прав.

Не выбрасывайте инструкцию к самокату. Хранить ее закон не обязывает, но если что-то случится, то будет проще общаться с сотрудниками ГИБДД.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.