Продавец не доставил мне купленный шкаф, а потом поднял его цену. Это законно?

12

Обращаюсь к вам за помощью по вопросу защиты прав потребителей. Сложилась такая ситуация.

19 декабря 2019 года мы с продавцом заключили договор купли-продажи комплекта мебели. По договору мебель должны были привезти в течение 10 рабочих дней.

15 января 2020 года мне доставили только часть заказанной мебели. Остальное — книжный шкаф — продавец пообещал привезти позже. Я согласилась подождать.

24 марта продавец в письме сообщил, что не может выполнить договор из-за форс-мажора — распространения коронавирусной инфекции. Продавец пытался убедить меня написать заявление — согласиться с тем, что договор невозможно выполнить в силу обстоятельств непреодолимой силы, и в связи с этим попросить вернуть предоплату за книжный шкаф. Я отказалась писать такое заявление и не стала разрывать договор.

13 апреля продавец перевел на мой счет предоплату за недоставленную часть мебели без моего ведома и согласия. Реквизиты счета у продавца были, так как я вносила предоплату безналичным способом.

15 мая я направила продавцу претензию с требованием выплатить неустойку за нарушение сроков исполнения договора. В ответ на претензию продавец написал, что неустойку выплачивать не будет, так как уже вернул предоплату.

Также продавец сообщил, что доставит книжный шкаф, но его стоимость будет выше. Срок доставки он не установил.

Договор продавец не выполнил, грубо нарушил срок его исполнения. Я от договора не отказывалась, с изменением стоимости книжного шкафа не согласна.

Как я могу защитить свои права потребителя в данной ситуации? Положена ли мне компенсация за нарушенный срок исполнения договора, учитывая то, что продавец самовольно вернул мне предоплату за недоставленную часть заказа? Вправе ли продавец в одностороннем порядке менять стоимость книжного шкафа?

Инесса

Инесса, возвращать предоплату и менять стоимость книжного шкафа без согласования с вами продавец был не вправе. Поэтому вы можете требовать взыскания в вашу пользу неустойки, штрафа по закону «О защите прав потребителей» и компенсации морального вреда.

Можно еще побороться за то, чтобы вам привезли шкаф, но мне кажется, что это долгий путь. К тому же продавец из вредности может, например, поцарапать его. Так что в вашем случае лучше идти в суд за денежной компенсацией, тем более что при таких исковых требованиях не нужно платить госпошлину, а претензию вы уже направляли, и это ни к чему не привело.

Почему продавец неправ

По закону нельзя в одностороннем порядке отказаться от договора. То есть продавец не мог сам решить не привозить вам шкаф по ранее согласованной цене.

Вы договорились, что продавец привезет мебель в течение 10 рабочих дней после 19 декабря 2019 года, то есть до 10 января 2020 года, если считать по стандартному рабочему графику. Получается, что продавец опоздал с доставкой комплекта мебели на 5 дней — с 10 по 15 января, а доставку книжного шкафа просрочил на 94 дня — с 10 января по 13 апреля.

Продавец отвечает за то, что во время просрочки появились новые обстоятельства, из-за которых он не может исполнить свои обязательства. Если продавец ссылается на форс-мажор, то он обязан доказать, что тот наступил и стал причиной задержки доставки.

Верховный суд РФ рассмотрел отдельные вопросы, связанные с мерами по борьбе с распространением коронавируса. В вопросе 7 Верховный суд пояснил, что каждый случай признания ограничительных мер форс-мажором должен рассматриваться индивидуально. То есть продавец должен доказать, что не мог доставить шкаф именно из-за мер по борьбе с распространением коронавируса, хотя действовал разумно и добросовестно.

Очевидно, что до начала ограничительных мер в связи с коронавирусом продавец и так затянул поставку книжного шкафа почти на три месяца. То есть в вашем случае продавец действовал недобросовестно в течение целого квартала до распространения коронавируса в России. Поэтому вряд ли он может утверждать, что не привез шкаф из-за пандемии. Также форс-мажором не является, например, то, что из-за коронавируса шкафы исчезли из продажи у производителя.

Ищем выходы из сложных ситуаций
И помогаем читателям не потерять деньги. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить свежие статьи

Как обратиться в суд

Раз вы уже писали претензию и это не помогло, пришло время идти в суд. Это не страшно, ведь у вас на руках есть все доказательства вашей правоты: договор, письмо о форс-мажоре и ответ на претензию недобросовестного продавца. Госпошлину платить не нужно.

Суд можете выбрать любой, удобный вам: по указанному в договоре адресу регистрации продавца, месту вашей прописки или проживания.

Если будете требовать с продавца меньше 100 000 ₽, иск будет рассматривать мировой судья. По закону дело должно быть рассмотрено в течение одного месяца, но может быть немного дольше.

Еще через месяц у вас на руках будет исполнительный лист, который вы предъявите в банк продавца и почти сразу получите свои деньги.

Какую компенсацию просить в суде

Если продавец в оговоренный срок не привез заранее оплаченный товар, потребитель вправе выбрать: хочет он получить доставку в другой день или вернуть деньги. Продавец же должен согласиться с выбором потребителя.

То есть отчасти продавец поступил правильно, вернув вам деньги за шкаф. Но он должен был обсудить с вами варианты, например доставку другого шкафа или очередной перенос сроков. Пример письма, которое продавец должен был вам направить, мы приводили в статье про форс-мажор.

За несвоевременную доставку мебели продавец должен выплатить вам неустойку в размере половины процента от суммы предоплаты товара за каждый день просрочки, но не больше всей суммы предоплаты.

Расчет будет такой.

  • Предположим, вы внесли 14 000 ₽ предоплаты за книжный шкаф, а за остальную мебель — 36 000 ₽.
  • Неустойка за каждый день просрочки доставки прочей мебели составит: 36 000 ₽ × 0,5 % = 180 ₽.
  • Таких дней было 5, то есть за просрочку доставки всей мебели, кроме книжного шкафа, вы вправе требовать: 5 дней × 180 ₽ = 900 ₽.
  • Неустойка за каждый день просрочки доставки книжного шкафа составит: 14 000 ₽ × 0,5 % = 70 ₽.
  • За 94 дня просрочки доставки книжного шкафа вы вправе требовать: 70 ₽ × 94 ₽ = 6580 ₽.
  • Общий размер неустойки составит: 900 ₽ + 6580 ₽ = 7480 ₽.

Неустойку вы уже требовали, но продавец вам отказал. Поэтому вы вправе просить выплатить вам штраф за отказ добровольно исполнить требования потребителя в десятидневный срок. Этот штраф взыскивает суд в размере 50% от присужденной потребителю суммы.

Окончательную сумму штрафа рассчитает судья после того, как решит, сколько необходимо взыскать с продавца. Но в вашем случае это может быть:

  • 7480 ₽ / 2 = 3740 ₽

Конечно, вам нужно подставить свои цифры в расчет.

Вы также вправе требовать компенсации морального вреда из-за долгого ожидания. Сумма может быть любая, хотя суды обычно взыскивают в пользу потребителей от 500 до 5000 ₽. Чем живописнее вы опишете свои переживания, тем большую компенсацию получите.

  • Например, моим друзьям не привезли вовремя керамогранит за 30 000 ₽. Они просили компенсацию морального вреда 25 000 ₽: у ребят встал ремонт, они не могли переехать в новую квартиру и продать старую, чтобы погасить ипотеку и не переплачивать. Сложная ситуация, но столько денег суд никогда не присудил бы. В итоге компенсация морального вреда за пару месяцев ожидания составила 3000 ₽. Еще около 30 000 ₽ сверху ребята забрали в качестве неустойки, штрафа и судебных расходов.

Для обращения в суд можете вдохновиться образцом искового заявления.

Если вы все-таки хотите шкаф

В вашем случае продавец не может ссылаться на невозможность исполнить договор и требовать прекратить его действие, ведь он уже предлагает вам купить тот же шкаф, но по более высокой цене. Значит, шкаф, о котором вы договорились, у продавца есть.

Вы не расторгали договор, а значит, продавец все еще обязан передать вам книжный шкаф по согласованной цене. Продавец нарушил ваше право получить заранее оплаченный шкаф. Цена на него выросла в то время, когда при добросовестном поведении продавца шкаф уже стоял бы у вас дома.

Поэтому вам самой выбирать, что требовать в суде: только выплатить компенсацию морального вреда, неустойку и штраф или одновременно с этим доставить шкаф по цене из договора. Хотя, возможно, по встречному требованию продавца суд обяжет вас выплатить разницу между первоначальной ценой шкафа и взысканными в вашу пользу денежными средствами.

Остается вопрос о практическом исполнении: когда продавец привезет ваш шкаф? Я бы все-таки требовала деньги и заказала шкаф в другом месте.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Valeryi, они на 3 месяца (!) до начала карантина задержали. И сейчас гонят очевидную лажу про ковидный форс-мажор. Поэтому в данном случае надо наказывать по-максимуму, просто из принципа.

20

Valeryi, в данной ситуации не вижу оснований идти на уступки магазину. Деньги он получил еще до начала эпидемии. В декабре 2019 года никакого коронавируса еще никто не планировал и никто не учитывал его как обстоятельство непреодолимой силы. Деньгами продавец пользовался, вернул их только через 4 месяца.

12

Дмитрий, я и говорю: можно пойти, но ну его нахер этот магазин.

1
0

Что-то мне вспомнилось, как в декабре 2014 года я мужу телефон в подарок на ДР покупала. Искала, заказывала, согласовывала доставку. На следующий день курьер не приезжал, заказ отменялся, а цена на сайте возрастала. Я обижалась, искала другой магазин, но сценарий повторялся вновь. Больше недели покупала, но купила. И, конечно, дороже, чем планировала.

7

Михаил, А где написано, что шкаф из Китая?

1

Ivan, а где на писано обратное? Это всего лишь предположение, раз написано, что коронавирус повлиял на доставку.

Или действительно шкаф из за границы
или продавец врет)

0

Комментарий удален пользователем

Валентина, шкаф есть, но его предлагают купить дороже.

0

Валентина, вы как вчера родились. Почти всю мебель продают когда ее еще нет.

0

Valeryi, что незаконно, если прямо не установлено в договоре.

0

Сообщество