Год назад я купила подержанный автомобиль на аукционе в Японии. Пригнала машину в свой город и продала по объявлению. Покупатель не стал делать проверку автомобиля перед покупкой, решил сэкономить. В договоре прописали, что с техническим состоянием ознакомлен, претензий не имеет.

Спустя более чем 8 месяцев он связался со мной и заявил, что машина была подтоплена. Требует деньги на ремонт. Должна ли я платить, если сама не знала об этом? Можно ли получить компенсацию с японцев, если они заявляли, что машина исправна?

Анонимно

Не торопитесь платить деньги. Люди часто покупают на вторичном рынке жилье, машины или бытовую технику, а потом рассказывают продавцу о том, что все сломалось и нужен ремонт. Высока вероятность того, что вы стали жертвой мелкого бытового вымогательства.

Иногда так же поступают продавцы: мы уже рассказывали об этом в статье про покупку квартиры, где продавец передумал и требовал доплаты. Или случается так, что человек через полгода после ДТП с вашим участием внезапно заявляет, что вы должны ему денег за дорогой ремонт машины. Ему уже неважно, что страховая или вы сами компенсировали ущерб.

Разберемся по порядку, как в вашей ситуации не стать жертвой.

Что делать с японским продавцом

Не торопитесь выдвигать претензии японцам. Их автомобильные аукционы сильно отличаются от нашего вторичного рынка автотранспорта. В России достаточно выставить машину на продажу на рынке или на специализированном сайте и найти покупателя. Ответственность за сделку несут оба — но только в тех пределах, которые пропишут в договоре купли-продажи.

В Японии на автоаукционах кроме продавца и покупателя есть еще и эксперт. Его задача — подготовить аукционный лист, в котором будут перечислены все неисправности и дефекты автомобиля, описано его состояние и указано количество владельцев.

Вот так выглядит аукционный лист на японском автомобильном аукционе. Фото: Виталий Морозов
Вот так выглядит аукционный лист на японском автомобильном аукционе. Фото: Виталий Морозов

Даже если вы купите машину без выезда в Японию — аукционный лист с расшифровкой всех дефектов обычно выкладывают на сайте.

Справа перечислены коды неисправностей. У машины мелкие царапины на кузове, а вот о наличии ржавчины сведений нет. Фото: «Джей-пи-аук»
Справа перечислены коды неисправностей. У машины мелкие царапины на кузове, а вот о наличии ржавчины сведений нет. Фото: «Джей-пи-аук»

Обратите внимание на квадрат в правом верхнем углу. Цифра в нем — это оценка состояния автомобиля. Если машина долго находилась в воде, в квадрате будет стоять цифра 1. Единица означает, что автомобиль был модифицирован, испорчен, поврежден или затоплен.

Эксперту нет смысла скрывать такую информацию: от этого зависит его репутация. Если такой оценки в аукционном листе нет, значит, вас никто не вводил в заблуждение и вы покупателя не обманывали.

Что говорит закон

Любой договор — это соглашение двух сторон, в котором можно прописать любые условия. Главное, чтобы они устраивали обе стороны. Документ, который регулирует ваши отношения с покупателем, это договор купли-продажи.

Можно было написать в договоре детали аукционного листа и согласовать условия дополнительной компенсации, если в автомобиле обнаружатся неполадки. Но претензий к техническому состоянию у покупателя не было, а вы выполнили условия договора: передали машину и получили взамен деньги.

Вы больше не несете никаких обязательств перед покупателем.

Покупатель может требовать расторжения договора купли-продажи, когда покупает машину у производителя, в автосалоне или у торгующей организации. В этом случае его права охраняются законом о защите прав потребителей. Но даже тогда просто так потребовать расторжения договора нельзя: нужно доказать, что в машине имелись существенные недостатки.

Требовать компенсации может даже не тот, кто купил машину в автосалоне, а второй, третий или любой из последующих владельцев. Например, Верховный суд признал законными требования третьего хозяина автомобиля, который требовал у автосалона заменить автомобиль на аналогичный.

Но когда одно частное лицо продает машину другому частному лицу — на такую покупку закон о защите прав потребителей не распространяется.

Как бывает в жизни

Чтобы получить компенсацию именно от вас, покупателю придется доказать, что вы знали о недостатке и умышленно скрыли информацию о нем. Это будет сложно, учитывая, что он сам за 8 месяцев никаких недостатков не заметил.

У него точно не получится доказать, что вы скрывались все эти 8 месяцев: все ваши данные есть в договоре купли-продажи. Ему придется за свой счет провести экспертизу и определить стоимость ремонта. А еще потребуется доказать, что машина утонула до того, как он ее купил, а не после вашей с ним сделки. Сделать это тоже будет непросто.

У меня было несколько японских автомобилей. В некоторых из них при ремонте подвески находили сухие водоросли, но эти машины никогда не тонули. Водоросли попадали туда при перевозке на палубе судна из Японии либо остались от поездок по побережью.

У российских автомобилей тоже можно найти многое и под капотом, и в системе вентиляции. Например, листья, траву и насекомых. Но это не означает, что машина сталкивалась с деревом и догоняла пчелиный рой. Даже небольшие ветки могут попасть туда просто с дороги.

У автомобилей-утопленников есть хорошо заметные симптомы. Это характерный затхлый запах в салоне, который может держаться годами и не выветриваться, постоянные проблемы с электропроводкой и короткие замыкания. Не замечать этого на протяжении 8 месяцев просто невозможно.

Что сказать покупателю

Я рекомендую вам не спешить что-то выплачивать и предложить недовольному покупателю решить вопрос по закону. Пусть составит в ваш адрес письменную претензию, в которой расскажет все свои требования. А вы их рассмотрите и оцените их обоснованность.

Если покупателю будет сложно написать подробную претензию — это обыкновенное вымогательство. Такие люди очень любят жаловаться на несправедливость, а действовать по закону не хотят. Привлечь вымогателей к ответственности, даже если они неправы, невозможно. Угрожать они не будут, только взывать к вашей совести.

Велика вероятность, что после вашего предложения внезапного старого покупателя вы больше не увидите.

Если у вас есть сложные вопросы о законах, личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.