«Нужно пахать почти каждый день»: отзывы об МГТУ имени Баумана от студ­ентов и выпускников

Воспоминания читателей
15
«Нужно пахать почти каждый день»: отзывы об МГТУ имени Баумана от студ­ентов и выпускников
Аватар автора

Лада Кошман

собрала отзывы

Страница автора

Конкурс в Бауманку традиционно один из самых высоких среди технических вузов.

Читатели Т⁠—⁠Ж — студенты и выпускники университета — рассказали, как они оценивают процесс поступления, качество образования, общежития и возможности вуза, а мы составили подборку из их отзывов.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка

Поступление

Аватар автора

Сергей Никитин

прошел на бюджет

Страница автора

Сдал ЕГЭ по русскому на 92 балла, по физике — на 92, а вот по математике 71 балл был трагедией. Кроме этих предметов на всякий случай сдавал обществознание и английский: в школе были хорошие учителя, поэтому подготовки почти не требовалось. Получил 85 и 80 баллов. Индивидуальные достижения в мой год особо не учитывались.

Были попытки участия в олимпиадах, но безуспешные. В итоге со своими результатами поступил на очный бюджет, в специалитет. Стипендию получал, на старших курсах выплачивали повышенную за успеваемость, плюс научился выбивать всякие социальные надбавки.

Аватар автора

Дмитрий Медведев

пришел в вуз после техникума

Страница автора

В Бауманку я поступил по ЕГЭ, который сдавал в два подхода: в первый год русский и профильную математику, а во второй — физику. Я посчитал, что лучше сдам ЕГЭ и в случае плохих баллов пройду вступительные. К тому же мне добавили десять баллов за красный диплом.

Аватар автора

Анна Ложкина

выиграла олимпиаду

Страница автора

Я поступила по результатам олимпиады. Как мне до сих пор кажется, это было просто случайностью.

В десятом классе мы с учителем по физике написали работу о применении второго закона термодинамики для проверки гипотезы о расширении Вселенной. В апреле десятого класса парни из нашей школы поехали поступать в Бауманку, меня взяли на экскурсию. Организовывала все это учительница математики.

В поезде на обратном пути мне сказали, что я следующая. И весь одиннадцатый класс я училась программированию, ходила на физику с техническим классом, писала научную работу по моделированию гравитационного маневра с научруком из СГАУ  и продолжала учиться в художке.

В апреле выпускного года мы съездили на конференцию в Бауманку. Я защитила работу, написала олимпиады по физике и математике, набрала призерские баллы. В День космонавтики нам вручили сертификаты с предложением о зачислении. ЕГЭ писала левой ногой, поэтому набрала всего 83 балла по русскому и 75 по математике. Но медаль не обломалась, лежит теперь в серванте у родителей. Подавалась на кафедру баллистики и аэродинамики.

Лейбл заголовка

Факультет энергомашиностроения

Аватар автора

Кукушкины байки

про специальность «газотурбинные установки»

Страница автора

Когда я говорю, что окончила Бауманку с красным дипломом, это сразу резко повышает градус доверия ко мне как к специалисту. А если назвать специальность — это или трепет, или «да ты своя, как там [фамилия препода]?».

Так как наши знания по большей части фундаментальные, с устареванием проблем нет. Да, сейчас активно развиваются численное моделирование и другие трудозатратные инновационные подходы. Но если ты можешь за часик посчитать по зависимостям, как будет, например, прогреваться нечто и от чего зависит скорость, — ты на коне. А потом уже компьютерные расчеты уточнят твое решение.

Да, лекторы — степенные старцы, которые могли заснуть на лекции, было не всегда захватывающе. Корпуса старенькие, парты покрыты толстенным слоем краски, на котором выдавлена студенческая мудрость веков. Но я очень довольна своим обучением.

Первые курсы университета отличались от школы тем, что нужно было далеко ехать и дольше учиться. Но ничего мегасложного не заметила. Я всегда находила какой-то фан: задачки решать интересно, а экзамен — это беседа двух умных людей.

Хотя первый экзамен казался очень страшным, но это была информатика, где я сидела впереди и часто подсказывала лектору, где он косячил в формулах. Для этого не требовалось особого ума — просто смотри лекцию и отмечай, когда показатель степени съезжает в множитель или плюс деградирует в минус. Соответственно, моя оценка была предопределена. Поэтому к сессиям я выходила без хвостов, но помогала своим товарищам за шоколадки.

С третьего года пошли курсовые — это работы, которые надо чертить, рассчитывать. И вот там моя система дала сбой. Если домашки я по-прежнему делала сразу, то с курсовыми так не получалось: частенько они дочерчивались в ночь перед боем. Причем первые два раза я выполняла их вручную на доске с рейсшиной и карандашами разной твердости. Но после того как один препод на моем чертеже перед защитой нарисовал красной ручкой исправления, я «переехала» в AutoCAD.

На пятом курсе попросила подработку на кафедре, поскольку учеба уже улеглась и стало больше свободного времени. Один из молодых преподов порекомендовал меня в фирму в техническую поддержку менеджеров — рассказывать что-то вроде «почему самолет летит, а крыльями не машет». Работа была несложной, непыльной, не слишком доходной, но расширила мои горизонты восприятия, я посмотрела на жизнь с другой стороны.

После Бауманки работать я пошла по инженерно-научной стезе — расчет сверхзвуковых сопел, течение жидкости и газа, теплообмен. Поэтому вузовские дисциплины мне очень пригодились. Также понадобилось умение делать считалочки в «Экселе», которые раньше помогали моим одногруппникам с их курсовыми, а теперь нужны были для решения типовых задач. Из математики максимум — это уравнения прямой и параболы. Дифференциальные уравнения в инженерии сводятся к пошаговому решению линейных — вообще ничего сложного.

И пригодился общий подход к учебе и умение добывать знания. Молодые аспиранты ругали наших пожилых преподов за закостенелость, но другого варианта нет. Очень помогает умение решать сложные задачи простыми путями. Да, в жизни мне вряд ли пригодится рисовать пересечение конуса с пирамидой, но вот недавно мы считали объем мультиварки по ее геометрическим параметрам. Пригодилось же.

Аватар автора

Сергей Никитин

учился на инженера-конструктора

Страница автора

МГТУ имени Баумана ежегодно занимает высокие места в рейтингах российских вузов. На старших курсах давали актуальные знания, семинары часто читали инженеры с предприятий. На младших курсах, конечно, фундаментальные вещи штудируются по древним учебникам, по-другому не бывает.

От себя скажу, что учеба на моем направлении достаточно сурова. Приходилось прям ботать, причем с годами проще особо не становилось, до самого шестого курса. С дипломом тоже было потно. Но так нельзя сказать про все факультеты Бауманки. Были откровенно расслабленные направления, также все сильно зависит от отношения к учебе.

Первые два-три года, конечно, есть некоторая растерянность. Ты много учишь по фундаментальным и инженерным дисциплинам, не очень понимая при этом, зачем оно тебе нужно. К сожалению, в вузе мало внимания уделяют целеполаганию студентов, хотя это очень важно. Перейдя на предметы своего направления на старших курсах, начинаешь осознавать потихоньку, зачем все это было. И учитывая, что я в дальнейшем пошел работать по специальности, мне многое пригодилось в профессии.

Лейбл заголовка

Аэрокосмический факультет

Аватар автора

Анна Ложкина

страдала во время учебы на космического инженера

Страница автора

Я училась на бюджете. Это было чертовым адом. Я еле осилила первый семестр и закрыла его всего с одной тройкой. Считала глобальным успехом, что вообще осталась жива. Соседка сказала: «Первый блин комом».

Второй семестр я не помню, но сессию закрыла вовремя и сразу уехала домой с твердым намерением перевестись. Но дома пообщалась со сверстниками, они рассказывали, как покупали экзамены, и мне стало противно. Начался второй курс. Я завалила два экзамена. Теоретическую механику даже сдавала на комиссии, но сдала. Четвертый семестр не помню.

С третьего курса пошла работать, так что этот год тоже не помню. Кроме случая, как после двенадцатичасовой смены уснула в общаге, сидя на кровати в пальто. Соседка сняла мне сапоги, а я даже не почувствовала.

Но все выжили, я доучилась без академов. На шестом курсе наконец получила стипендию.

Лейбл заголовка

Филиал в Калуге

Аватар автора

Дмитрий Медведев

учится на программиста

Страница автора

В Бауманке непросто, даже в калужской. Чтобы без проблем сдать все работы к концу семестра, нужно пахать почти каждый день. Учеба отнимает очень много времени и сил, и поэтому главный скилл — это тайм-менеджмент.

Сессии — особое время. Часто между экзаменами бывает два-три дня на подготовку и приходится учить много вопросов. Но в вузе балльная система оценивания, поэтому, если хорошо работать в семестре, сдать экзамен на четверку обычно не так сложно.

Больше всего мне пригождается программирование на основе классов и шаблонов, на котором мы изучали С#, базы данных. Очень помогает английский, который я подтянул с нуля до среднего уровня, поскольку вся нормальная документация и все хорошие форумы — на английском.

Очень не хватило курса объектно-ориентированного программирования, на котором нас не учили главному. Благо это проходилось на программировании на основе классов и шаблонов. Также мне было недостаточно матанализа, который преподавали непонятно.

Лейбл заголовка

Дополнительные возможности

Аватар автора

Сергей Никитин

активист

Страница автора

Я брал от вуза все, что мог: участвовал в мероприятиях, ездил на море по бесплатной путевке, на базу в Кавказских горах. В один год организовал практику на интересном мне предприятии, участвовал в кейс-чемпионате и так далее. Не хватало стажировок за рубежом, но это специфика моего направления.

Аватар автора

Кукушкины байки

вспоминает одногруппников

Страница автора

Знаю, что даже на нашей не самой популярной кафедре были ребята, которые ездили по обмену во Францию и еще куда-то. Другие студенты участвовали в соревнованиях. С нами учился специалист «Газпрома», то есть социальная жизнь точно была.

Аватар автора

Дмитрий Медведев

делится информацией

Страница автора

В вузе есть спортивные команды, которые ездят на соревнования, студактивы  . Также много студентов занимаются научной деятельностью.

В плане практики вуз старается помогать, но не все зависит от него. Если есть хорошие места, университет всегда их предложит.

Аватар автора

Алёна

гордится братом

Страница автора

Брат окончил Бауманку еще в 1992 году, сейчас живет в Канаде. Рассказывал, что это единственный российский вуз, выпускники которого очень ценятся за рубежом.

Лейбл заголовка

Общежитие

Аватар автора

Сергей Никитин

вспоминает плохие условия

Страница автора

С общежитиями было сложно. Их мало, и они в весьма посредственном состоянии, хотя их вроде постоянно ремонтируют. Я жил в общежитии № 10 в Госпитальном переулке. У него было большое преимущество: до вуза пять минут пешком.

В остальном это было очень уставшее здание, по которому давно плачет капитальный ремонт. Знаю, что сейчас строят новые корпуса рядом со спорткомплексом. Возможно, будущим бауманцам повезет больше.


Лада КошманУчились в Бауманке? Расскажите, как это было:
  • ГрангОкончил в 1995 ИУ факультет. Сложно было первые три курса, дальше больше работали. Знаю много бауманцев, которые высоко поднялись.2
  • Алексей ПетровЯ в 1996 году окончил Энерго. Потом на бис еще в 1997 диплом защитил второй раз :) (был тогда такой странный финт ушами - 7 год обучения перед аспирантурой, потом его отменили). И теперь вот работаю преподавателем в Бауманке :) По поводу учебы скажу - учиться не так сложно, если учиться. Наши учебные планы и программы рассчитаны отнюдь не на Эйнштейнов, да и требования к студентам последние годы все мягче, теперь двоечника отчислить целая проблема. Другое дело, что сейчас в школах детей учат плохо, самодисциплины тоже никакой, вот многие и вылетают с непривычки на первом-втором курсе. Или чаще уходят в академ, что почти то же самое :) Кто через младшие курсы перевалит и дальше сможет найти баланс между учебой и работой - тот закончит и будет заслуженно гордиться дипломом:) «Он на вкус хотя и крут, и с его бывает, мрут, но, какие выживают - те до старости живут!». Что касается качества образования - ну, многое я бы поменял, начиная с оборудования лабораторий, общежитий и зарплат преподавателей и УВП, но объективно по нашей кафедре скажу - в стране мы лучшие. Вижу это на конференциях, на конкурсах дипломов, в статьях в журналах. По другим кафедрам по всем не скажу, но общий уровень высокий (ну может кроме факультета ИБМ и некоторых филиалов :)) Приезжаю в многие крупные компании, спрашиваю инженеров - кто закончил МГТУ? Половина рук поднимается, в основном ведущих специалистов. Наши троечники, переводясь в другие ВУЗы, становятся отличниками :) Кто от нас на Запад уехал (не подумайте плохого, до, хм, того) - прекрасно там работает инженером, в Германии многие работают, кто-то в Америке. А, скажем, экономистов с юристами там своих до хрена:) Иностранцев у нас довольно много учится, в основном правда из Азии (китайцы, мьянманцы, вьетнамцы, еще кто-то). Из Латинской Америки у меня вот трое дипломников было, один так даже умный :)17
  • ГрангАлексей, "напильники"))0
  • день суркаВот поэтому я до сих пор никуда не поступил0
  • Евгения МалиновскаяДрузья, которые там учатся говорят, что там прям пахать нужно4
  • Евгения Малиновскаядень, трудиться - не для нас0
  • Vae VictisОдин из моих одноклассников переваливался с тройки на двойку, не думаю, что он и школьную программу в полной мере освоил. Но, видимо, деньги творят чудеса - и он все равно поступил в МГТУ на коммерческое отделение, за что ему отец еще и ауди новенькую в свое время подогнал) После школы уже не общались, но, как я понимаю, он там отучился. И что-то я очень сомневаюсь, что в вузе он резко взялся за ум.1
  • ХукабураЗакончила ИУ в 2018. Иногда было очень сложно, но сейчас, 6 лет спустя, понимаю, что трудно было вообще не из-за того, что сама учеба сложная или материал за гранью понимания, а потому что программы устарели и преподы зачастую относились по-скотски. В общем, в этом и вся соль бауманки: выпустить либо тракторов с комплексом отличника, которые умеют безропотно пахать, либо гениев, которые без напряга смогут обойти все углы и выплыть в любой ситуации)) Впрочем, знала людей, которые действительно в своем темпе занимались чем-то реально научным и стоящим (честь им и хвала), но основная масса студентов, по ощущениям, приобретала навыки выживания: 1) умение сделать большой объем работы в очень сжатые сроки с разной степенью качества; 2) эффективная коммуникация с вышестоящими («- можно сдать вам лабу? - НЕТ. - Ну пожалуйста») 3) командная работа (зачастую делили домашки между одногруппниками, потому что в сезон сессии по-другому можно было поседеть) К концу учебы универ ненавидела, честно говоря). Спустя 6 лет все еще не питаю к нему слишком теплых чувств, НО огромнейшую благодарность - несомненно.4
  • pantrationЕвгения, грызть гранит науки1
  • Миха КотовУчился друг и очень был доволен2
  • Anastasia AnastasiaВ 2015 закончился факультет РК. Вспоминаю с теплыми чувствами то время студенчества)0
  • DmitryЗакончил в 15м. С одной стороны есть приятные воспоминания - все-таки студенческие времена, молодость и все такое. С другой.. Все шесть лет редкий преподаватель не говорил о том, какие мы все г-но и что все скоро вылетим. Даже после защиты диплома, когда мы организовали банкет для преподавателей на кафедре, один задвинул тост, который звучал "мы очень рады, что вы наконец от нас уходите". Почему взрослым людям так нравилось самоутверждаться засчет студентов - для меня до сих пор загадка. Диплом в жизни, как мне кажется, особо не помог. При приеме на работу это просто документ типа паспорта - его нужно показать, но никаких преференций или подобного я ни разу не видел. ВУЗ как ВУЗ - со своими плюсами и минусами. Учиться было сложно, да, особенно 2-3 курс. Сейчас там, наверное, качество обучения получше - и новые корпуса построили, и ремонт в ГЗ сделали, да и в принципе денег бюджетных он прилично получает. Но, как мне кажется, он больше окутан романтическим флером и какими-то городскими легендами. На момент, когда учился я, очень часто обучение складывалось из бесконечного зазубривания и переписки методичек, а преподаватели почти всегда судили студентов по посещаемости - если не пропустил ни одной лекции в семестре, то на многое были готовы закрывать глаза. Если ты эйнштейновский гений, но пропускал пары - отношение абсолютно предвзятое. Опять-таки, надеюсь, что там сильно поменялся преподавательский состав - в том числе и по естественным причинам. Во времена моего обучения некрологи появлялись раз в месяц стабильно, один преподаватель схватил инсульт прямо на кафедре и через 3 недели умер. Был и случай, когда начинал вести один преподаватель, а экзамены уже сдавали другому.1
  • Маленькая ведьмаАлексей,0
  • Daria BЗакончила в 2017. Не знаю как сейчас, тогда, если идти по аналогии с заголовком, было примерно так: пахать надо было много, но заставляли плугом и руками, потому что всякие комбайны - это новомодное, а ты иди основы учи. Это, конечно, имело бы место быть, если бы что-то новое тоже преподавали. А так получается только учебники 60-80х годов и ноу-хау маленькой кафедры, которые при ближайшем рассмотрении оказывались лженаукой, либо на грани с ней, ну и унижения/самодурство в очень больших масштабах. Если тебе что-то не нравится - ты слабый и недостоин звания студента МВТУ (старая гвардия преподавателей называла его только так). Яркий пример - на предмете был, о чудо, тест на компьютере! Но нюанс: количество вопросов и количество выделенного времени вообще никак не соотносилось. То есть, поделив количество времени на количество вопросов мы получали секунд 7. При этом вопросы могли быть и на абзац, и на два. Жалобы преподавателю, что это просто неадекватно, конечно, не помогали. А направление узкое, он ведет этот предмет один на весь универ, с ним не сделаешь ничего. И таких историй сотни. Бывали и случаи, когда преподаватель весь семестр просто рассказывал о своей жизненной философии и немного о самом зарождении своего предмета, якобы, если вы поймете основы, то поймете все. Но на зачете/экзамене внезапно он спрашивал по темам предмета и по своему учебнику. Который, конечно, он не начитал. Очень часто были случаи, когда пожилые лекторы могли больше часа рефлексировать о жизни и скучать по СССР. Говоря, при этом, конечно, что тогда были люди и инженеры, а мы - дно. Отдельно стоит упомянуть преподавание гуманитарных предметов - это почти всегда был полный цирк. Что выносят студенты из этого подхода: умение выкручиваться/подстраиваться под требования/быстро разбираться в материале самостоятельно/понимать, когда просить помощи у товарища - потому что тратить целый день на попытки понять нельзя, там дальше еще 6 таких предметов, где непонятно. Ну и, конечно, чувство локтя. Когда вокруг тебя мини-австралия, или иначе говоря, все хочет тебя убить - сплочаешься и учишься кооперироваться, так появляется знаменитое бауманское братство. Из этих двух-трех плюсов вырастает хорошая работоспособность. Многие друзья нашли очень приличные работы и успешно развиваются, но, конечно, не по изначальной специальности. На третьем курсе оказалось, что работать по ней особо негде, особенно если ты девочка. Наверное, можно было это как-то студентам и пораньше сказать... Конечно, были и хорошие преподаватели, и интересные предметы, которых я вспомню добрым словом, но их совершенное меньшинство. Еще из плюсов - у Бауманки хорошая инфраструктура - например, можно было бесплатно съездить на юг или на базу отдыха в Ступино, а сейчас так вообще чего-то нового и прозрачного понастроили, выглядит красиво, конечно. Вот только кто там работает, те же люди с неконструктивной ностальгией и жаждой самоутвердиться за 20-летних ребят?0