«Блиц»: 3 причины посмотреть военную драму с Сиршей Ронан от режиссера «12 лет рабства»
Поп-культура
594
Кадры — AppleTV+

«Блиц»: 3 причины посмотреть военную драму с Сиршей Ронан от режиссера «12 лет рабства»

Обсудить
Аватар автора

Карина Назарова

номинировала Стива МакКуина на «Оскар»

Страница автора

22 ноября на Apple TV вышел военный фильм «Блиц» с Сиршей Ронан в главной роли. И фильму, и актрисе прочат номинации на «Оскар».

В новой драме режиссер «Стыда» и «12 лет рабства» обращается к трагическим моментам британской истории и говорит о них от лица девятилетнего Джорджа. По сюжету во время эвакуации детей из восточного Лондона мальчик спрыгивает с поезда, чтобы вернуться домой.

Рассказываем, как режиссер работает с темой Второй мировой войны, оставаясь при этом верным себе.

Что за «Блиц» (Blitz)

Дата премьеры: 22 ноября
Страны производства: Великобритания, США
Режиссер: Стив МакКуин
Сценарист: Стив МакКуин
Актеры: Эллиотт Хеффернан, Сирша Ронан, Харрис Дикинсон, Бенжамен Клементен, Кэти Бёрк, Пол Уэллер, Стивен Грэм, Джон Маккэй, Адам Сомнер, Лайам Смит
Жанр: драма
Фильмы, похожие на «Блиц»: «Запрещенные игры», «Женское дело», «Маленький огонек», «Тайная жизнь», «Комедианты»
Продолжительность: 2 часа
Где смотреть: Apple TV+

📃 Это история о реальной военной операции

Лондон полыхает после бомбардировок. Фашистские снаряды расщепляют мирную жизнь на атомы. Город превращается в черно-белые щепки.

История сфокусируется на работнице завода Рите и ее сыне. Девять лет назад девушка была певицей и влюбилась в музыканта из Гренады. Полицейские-расисты вырвали его прямо из ее объятий и выслали из страны. Теперь Рита вместе со своим отцом Геральдом воспитывает сына Джорджа. Они окружают мальчика любовью и учат бороться за свои права и свободу.

Тихое счастье рушит война. Каждую ночь семья вынужденно бежит из дома в укрытие. К утру от улиц остаются руины. Рита принимает сложное решение: Джорджа необходимо эвакуировать из города. Но обиженный мальчик берет судьбу в свои руки и выпрыгивает из движущегося вагона. Его долгое путешествие домой проходит сквозь короткие встречи с потерянными детьми, мародерами и несчастными людьми. Удастся ли матери и сыну воссоединиться — большой вопрос.

Во время операции Блиц — массированной авиационной бомбардировки Великобритании в начале Второй мировой войны — миллионы детей были эвакуированы из больших городов Соединенного Королевства
Во время операции Блиц — массированной авиационной бомбардировки Великобритании в начале Второй мировой войны — миллионы детей были эвакуированы из больших городов Соединенного Королевства

Режиссер Стив МакКуин черпает вдохновение из полусказочной литературной традиции Чарльза Диккенса, выстраивает повествование с детской перспективы и вводит героев, выполняющих символические функции. Второстепенные персонажи подчеркивают характеры главных героев: они выступают их союзниками или преградами, создают объемный портрет эпохи с классовым неравенством и ужасами военного времени.

Остается неизвестной судьба меланхоличного офицера Джека в исполнении Харриса Дикенсона. Он лишь влюбленно поглядывает на Риту, но никак не влияет на сюжет. В тумане войны теряются и подруги героини, такие же работницы военно-промышленного завода, комично разбавляющие напряженную обстановку. На периферии — пожарные, волонтеры приюта или встретившиеся Джорджу дети, которых разлучает смерть. И даже эпизод ограбления трупов подается вскользь, лишь как очередное эмоциональное испытание для маленького героя.

Фильм распадается на множество параграфов. Этот нестандартный прием МакКуина подчеркивает хаос войны, которая в одно мгновение соединяет и разрывает судьбы. Брошенные на полпути второстепенные линии усиливают акцент на уникальной и вместе с тем универсальной истории Риты и Джорджа, мальчика из межрасовой семьи. Война равняет всех перед лицом смерти, оставляет неизлечимые раны каждому, независимо от происхождения или статуса.

На протяжении всей фильмографии Стив МакКуин выражает открытый протест системе: говорит о неравенстве, расизме, сексизме и освободительной борьбе народов, используя прецеденты из истории
На протяжении всей фильмографии Стив МакКуин выражает открытый протест системе: говорит о неравенстве, расизме, сексизме и освободительной борьбе народов, используя прецеденты из истории

😔 МакКуин снова затрагивает темы неравенства и несправедливости

Преданность кинематографической традиции выгодно отличает метод Стива МакКуина. В полнометражных фильмах он опирается на проверенные жанровые приемы, четкую логику повествования и реализм. И тем не менее всегда снимает разное кино, которое сложно встроить в один ряд.

Изначально протестный художник, МакКуин выводит в центр сюжета тех, кого обычно обходят стороной. Его герои — реальные люди, чьи судьбы десятилетиями оставались погребенными в исторических архивах, или представители национальных меньшинств, живущие в забвении и тени.

Внешняя наивность и детскость «Блица» сбивает с толку. Но МакКуин не был бы МакКуином, если бы в своей первой военной драме не принялся развенчивать британский миф об английской национальности. В 2006 году режиссер вернулся со службы в Ираке. Война всегда пугала его бессмысленным, обезличенным и жестоким насилием. Но, оказавшись на передовой, МакКуин испытал парадоксальное, даже извращенное чувство принадлежности к нации. Он впервые почувствовал себя частью товарищества людей с разными акцентами и вероисповеданиями.

К этому ощущению режиссер до сих пор относится скептически, что заметно в настроении «Блица». Фильм показывает не сближение людей разных национальностей и рас на фоне мировой трагедии, а отсутствие близости и невозможность преодолеть разделение на своих и чужих.

Детская перспектива позволила режиссеру наделить фильм качествами сновидения: «Я погружаю вас в ситуацию, когда все переживается впервые. Как во сне, знакомый пейзаж становится неузнаваемым»
Детская перспектива позволила режиссеру наделить фильм качествами сновидения: «Я погружаю вас в ситуацию, когда все переживается впервые. Как во сне, знакомый пейзаж становится неузнаваемым»

Погружаясь в контекст 1940-х, британский режиссер критикует родное колониальное государство за системный расизм. «Блиц» — не типичная героическая история о добре и зле, победителях и проигравших, а скорее социальная притча. В укрытиях британцы отгораживаются от мигрантов из Индии. Патрульного Ифе, прибывшего из Нигерии, не воспринимают всерьез. Мальчишки, лавочники и просто прохожие сторонятся и прогоняют Джорджа из-за его цвета кожи. Британия борется с фашистской Германией и ее нечеловеческой идеологией, но внутри страны предрассудки процветают.

Одинокая одиссея Джорджа по опасному Лондону хорошо подчеркивает его состояние потерянности и ненужности собственной стране. Девятилетнему мальчику приходится бороться за статус британца и подтверждать его мужественным подвигом.

Проблематика национальности и коллективов, возникающих в ответ на внешнюю угрозу, является ключевой для творчества режиссера. Свой первый полнометражный дебют «Голод» 2008 года с Майклом Фассбендером он посвятил ирландскому освободительному движению, политическим заключенным и голодовке 1981 года.

После менее политического, но такого же откровенного «Стыда» МакКуин выпустил оскароносный «12 лет рабства» — душераздирающую драму об освобожденном рабе с Севера США, которого обманом продали владельцу южной плантации. Затем он снял криминальный фильм «Вдовы», посвященный классовому неравенству и идее коллективной мести.

Минималистичный «Голод» и экспрессивный «12 лет рабства» перекликаются с недавним историческим сериалом МакКуина «Голос перемен». Он показывает жизнь темнокожего населения в консервативной Великобритании второй половины двадцатого века, их борьбу за права, полицейский беспредел и расизм, одобряемый на государственном уровне.

Идея «Блица» родилась как раз при подготовке сериала. В поиске реальных кейсов расового подавления режиссер добрался до архивов 1940-х. Так он наткнулся на историю Ифе из Африки и фотографию маленького темнокожего мальчика на лондонском вокзале. Ребенок держал в руках кота и огромный чемодан, готовясь сесть в поезд. Снимок подтолкнул МакКуина на грустную мысль: очевидно, этому мальчику угрожали не только вражеские бомбы, летящие с неба, но и люди, окружающие его на земле.

❤️ Это важное кино о любви и надежде

Снимая кино о Второй мировой, режиссер выводит на первый план не солдат, а мирных граждан и исключенные группы. Тех, кого обычно не показывали в голливудском и британском военном кино.

Бросается в глаза отсутствие фронтовых сцен и то, как Стив МакКуин превозносит женщин. Он обращает внимание на огромный вклад работниц фабрик и заводов в победу. Ему важен не только их изнуряющий труд в тылу или политический потенциал, но и ласковые песни, спасающие военных от отчаяния, их нежные улыбки, забота о своих и чужих детях и пожилых родителях.

При всей радикальности и новизне авторского подхода, «Блиц» сложно назвать тонкой военной драмой. Фильму больше подходит слово «блокбастер». Насыщенное путешествие Джорджа по Лондону скорее развлекает, вызывает бурные эмоции. Однако в памяти остаются социальные лозунги МакКуина о сломе нации и ее перерождении.

Очевидно, режиссер добивался именного такого эффекта. Он рассказывает классическую историю понятным языком. Использует универсальные мелодраматические темы: родительскую любовь, материнские слезы и детскую уязвимость. И это работает, ведь порой благодаря наивности и простоте легче донести глубокие смыслы.

«Блиц» отчасти вдохновлен атмосферой британских фильмов для детей, снимаемых на студии Children’s Film Foundation с 1951 года
«Блиц» отчасти вдохновлен атмосферой британских фильмов для детей, снимаемых на студии Children’s Film Foundation с 1951 года

Кино начинается с пугающей сцены лондонского пожара, и этот эпизод стихийно воспроизводится в течение всего хронометража. Демонстрирует, как война замыкает движение жизни в петлю времени — как ни старайся, но к ночи все окажется в языках пламени. В этом катастрофическом мареве МакКуин и Ле Со, словно их персонажи, ищут островки мирной жизни. В укрытиях и окружении людей герои могут на миг забыться и улыбнуться маленьким радостям: объятию, песне, танцу, теплому ночлегу.

На первый план выходит спасительница-любовь. Ее невидимая сила принимает форму тоскливого флешбэка, грустной мелодии, родного взгляда. Любовь выражается черно-белыми кадрами безмятежного ромашкового поля, которое невзначай встраивается в настоящее и ломает последовательность кадров. Становится энергией, выталкивающей мальчика из беды и ведущей его в правильном направлении. И, конечно, силой, пробуждающей человечность.

Любовь всегда спасает МакКуина от цинизма. Он открывает далеко запрятанные страницы истории, ужасается, почти кричит, но сдерживается от резких обвинений. Каждой сценой режиссер напоминает зрителю, что любовь — истинный человеческий подвиг. Только она способна противостоять смерти и давать силы в эпохи тотального зла.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Карина НазароваА как вы относитесь к творчеству Стива Маккуина?
    Вот что еще мы писали по этой теме