5 марта 2022 года Booking и Airbnb приостановили работу в России.
Вслед за туристическими сервисами платежные системы «Виза» и «Мастеркард» ограничили обслуживание российских карт: они работают только внутри страны.
Сотням путешественников пришлось менять свои планы. Одни туристы без проблем отменили бронирования и получили деньги обратно, другим пришлось понервничать, прежде чем это удалось. А некоторые до сих пор не знают, как это сделать: звонят в банки и переписываются с поддержкой туристических сервисов. В этой статье делимся историями наших читателей — успешными и не очень.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
История № 1
«Не знаю, как вывести деньги из PayPal в России»
Сложно писать о неудавшемся путешествии спокойно. С начала февраля планировали поездку в Хорватию из Сочи с пересадкой в Стамбуле. Такой вариант подходил нам больше всего, потому что прямые рейсы из Сочи были только в Стамбул, откуда легко улететь в любом направлении. Поэтому купили билеты авиакомпании Turkish Airlines. После Хорватии хотели задержаться на три дня в Стамбуле, чтобы отметить день рождения подруги.
Жилье в Сплите и Дубровнике бронировали на Airbnb, оплачивали через Apple Pay картой «Мастеркард». Жилье в Стамбуле бронировали на Booking и оплачивали через PayPal.
О том, что Booking и Airbnb больше не работают на территории нашей страны, я узнала из новостей. Никаких писем или оповещений об отмене наших броней не было. До 15 марта наше путешествие было в силе, пока Turkish Airlines не отменила все рейсы из аэропорта Сочи.
В Booking со мной два раза общались специалисты поддержки, но казалось, что им неизвестна или непонятна ситуация с российскими туристами.
Я знаю, как нужно делать отмену бронирования, но как сейчас вывести деньги из PayPal в России, не имею понятия. В поддержке мне сказали, что если возврат не пройдет, то Booking перечислит деньги на кошелек, который привязан к личному аккаунту. То же самое с Airbnb: обещают вернуть деньги на аккаунт, а потом можно будет указать новое платежное средство, куда переведут сумму.
История № 2
«Два дня штурмовала колцентр»
Мы собирались в Санкт-Петербург в апреле, в школьные каникулы. О том, что Booking и Airbnb уходят из России, узнала из новостей Яндекса. Никаких писем от Airbnb не приходило. 4 марта я отменила там бронь. Она была оплачена на 50%.
От сервиса пришло письмо, что 4 марта деньги возвращены на карту банка и должны поступить до 12 марта. Спустя неделю после этого срока я два дня штурмовала колцентр своего банка. Сказали, что никакой возврат не поступал и нужно обращаться в Airbnb.
Я мысленно и материально попрощалась с деньгами. Почитала на форумах, как людям чуть ли не в тот же день отправляли возврат на карты другого банка. Сделала вывод: так как мой банк оказался в санкционном списке, все переводы на счета в нем, видимо, были заблокированы.
История № 3
«Возврат получила бонусами»
Бронировала номер еще в сентябре 2021 года на Airbnb за 27 000 Р на неделю. Поездка должна была состояться 21 июня 2022 года. Но 2 апреля сервис отменил мне бронь. Возврат я получила в виде бонусов. Сказали, что все бронирования после 4 апреля попали под отмену.
В итоге сейчас экстренно ищу жилье, а цены на все конские. Апартаменты, которые мне отменили, в цене подорожали больше чем на 45 000 Р. Я не готова отдавать такие деньги. Хозяева на уступки не пошли: не хотят потерять свою прибыль. Пришлось искать другой вариант размещения. Я привыкла бронировать заранее, так как ближе к сезону стоимость всегда намного больше. Очень неприятно и обидно. Думаю, не мы одни столкнулись с этим.
История № 4
«Вернули деньги даже за невозвратные билеты»
Хотела подарить дочери на день рождения путешествие в Стамбул с 6 по 8 марта. 21 января забронировала билеты на самолет и отель на Booking. Билеты авиакомпании «Победа» были невозвратными.
В начале марта стало понятно, что поездка уже не очень актуальна. 4 марта отменила бронь на Booking. Решила, что поеду в Тверь. Забронировала опять же на Booking. Буквально через час прочитала в новостях, что сервис блокируют.
Никаких объяснительных Booking не присылал, но за отмену отеля в Стамбуле ничего не списал и выполнил свои обязательства по бронированию отеля в Твери. Даже отзыв попросили написать, что я и сделала.
Самое удивительное, что вернули деньги даже за невозвратные билеты на самолет.
История № 5
«Придется взаимодействовать на честном слове»
Собирались на мартовские праздники в Ярославль, на майские — в Сочи. Делали бронь на Airbnb. Сочи бронировали еще в начале февраля, а Ярославль — за день до того, как сервис решил приостановить свои услуги. Внесли предоплату: за Ярославль — 1800 Р, за Сочи — 3000 Р.
Компания не оповестила, что прекращает деятельность. Узнали об этом из новостей. Сразу связались с хозяевами, отменили обе брони и договорились оплатить при встрече. Airbnb никак не реагировал, возврат шел около трех дней.
За Сочи внесли предоплату хозяйке на карту. Пока придется взаимодействовать друг с другом на честном слове.
История № 6
«Писал, но мне не ответили»
У меня на бонусном счете в Booking зависло 2900 Р: 900 Р я получил за проживание и еще 2000 Р — в качестве компенсации за ПЦР-тесты, которые нам пришлось сделать детям по требованию отеля в Санкт-Петербурге во время локдауна в ноябре 2021 года.
У Booking два вида вознаграждений: денежные можно вывести на карту, а бонусами можно оплатить проживание или услуги, например такси. Вывести их нельзя. У меня как раз бонусы на путешествия. Собирался использовать их, чтобы забронировать отель на майские праздники.
О том, что Booking прекращает работу в России, я узнал из новостей. Сразу подумал, что не смогу воспользоваться бонусами: в России их не потратить, так как Booking здесь больше не работает, а для бронирований за границей не подходят российские банковские карты, в том числе «Мир».
Чтобы разобраться в ситуации, я написал на электронную почту, но мне не ответили. Затем спросил в чате на сайте Booking. Консультант, видимо, не разобрался в категории бонусов и предлагал мне нажать кнопку «Вывести на карту», которой в моем личном кабинете не было.
Качественную консультацию смог получить только по телефону. Мне объяснили, что единственный способ использовать бонусы — оплатить ими полную стоимость проживания за границей, без доплат по банковской карте. Еще можно подождать нормализации ситуации и возвращения Booking в Россию. Консультант рассказал, что компания не полностью ушла из страны, а только временно приостановила работу. 900 бонусов действуют до ноября 2022 года, 2000 — до января 2023 года. Поэтому я пока подожду.
История № 7
«Штрафных санкций не было»
В конце января мы забронировали на Booking отель в Адлере на март 2022 года. На него была хорошая скидка: 15 000 Р за 10 дней.
За три дня до поездки с нами связался менеджер гостиницы и попросил аннулировать бронь на Booking. Это нужно было, чтобы не потерять наши данные, когда сервис прекратит работу. Я так и сделал, поскольку моим знакомым поступали такие же звонки. Взамен они прислали подтверждение о заселении со стоимостью проживания. Цена не изменилась, и штрафных санкций не было. По приезде в отель цену тоже не увеличили.
История № 8
«Airbnb не дает бронировать»
Я сейчас за пределами России, и с Booking совершенно никаких проблем. В той стране, где я нахожусь, на нем идет только бронирование, а оплата совершается уже на месте — хоть картой, хоть наличными.
А вот Airbnb меня раздражает: даже при создании нового аккаунта инкогнито и через VPN он все равно откуда-то подтягивает регион «Россия» и не дает бронировать россиянам и белорусам. Хотя и номер телефона, и банковские карты, и адрес у меня указаны не российские. Два раза ругался с поддержкой, но пока помогает слабо.
История № 9
«Планировала заплатить наличными»
У меня была бронь на Airbnb в Тбилиси. 20 000 Р были авторизованы, но не списаны.
Писала в поддержку. На первом уровне отвечают «эксперты» — это хосты. Ответили, что не могут списать деньги и после неудачной транзакции нужно будет в течение 72 часов привязать другую карту.
Второй уровень поддержки — уже сам сервис. Там ответили, что с бронированием все в порядке и хозяин получит деньги. Но не было уверенности, что это сработает.
После сообщения, что российские карты заблокированы, было непонятно, пройдет оплата или нет. Планировала написать в поддержку и заплатить наличными, если хозяевам не придет оплата. Авторизацию можно отменить через оспаривание сделки. В итоге 12 марта статус платежа сменился с «Авторизован» на «Списаны». Хозяева получили деньги от сервиса.
В Тбилиси я съездила благополучно, сейчас живу в Батуми. Ищу варианты путешествий по России и бережно храню переписку с хозяевами апартаментов, которые раньше выбирала на Airbnb. Как соберусь, буду выуживать номер телефона в «Вотсапе».
История № 10
«Непонятно, как вернуть деньги»
Забронировали квартиру 15 февраля через сервис Airbnb в Санкт-Петербурге на срок с 4 по 13 мая 2022 года. Мы оплатили всю стоимость проживания. А 2 апреля пришло письмо на электронную почту о том, что бронирование отменено и деньги переведены на бонусный счет.
Хотя изначально в информационном письме на сайте было написано, что запрет на бронирование никак не коснется сделанных ранее броней. Непонятно, как теперь вернуть деньги.
Я забронировал через Тиньков и Букинг гостиницу в Питере.
За день до заселения Букинг ушел из России. Но бронь сохранилась, я оплатил гостиницу на месте картой.
Тиньнов обещал перевести бонусы в течении 60 дней. Осталось немного Тиньков, я всё помню и жду...
тьфунатебя, напишите пожалуйста, как вернут.
Даже интересно ))
MagnusMagnussøn, в марте была в Питере, тоже бронь через Букинг. Тинькофф свои бонусы вернул, Букинг позже тоже. Скорее всего, с Букинга сгорят🤷♀️.
Никогда не любила airbnb )
А вместо букинга работает trivago или agoda? Если я не путаю названия....
Julia, agodа изначально больше на Азию ориентирована, но судя по всему, это как раз то, что нужно сейчас
Xelga, ещё есть hotel.com вроде,
я кстати неделю назад забронила 3 отеля через букинг. Правда не находясь при этом в России. Тьфу тьфу тьфу все ок пока )
"через VPN он все равно откуда-то подтягивает регион «Россия» "
Из настроек вашего браузера.
Что будете делать с чарджбэками к Airbnb?
Anton, а прокатит чарджбэк вообще? это ж через visa/master скорее всего... 🤔
Xelga, ждём ответ от Тинькофф
Мира, возврат в рублях должен проходить в любой банк в РФ, т.к. вы оплачивали в рублях.
Напишите через чат банка или элктронной почтой в банк номер ARN, пусть по нему найдут возврат.
Если не помогло, пишите на banki.ru
NB. Деньги не могут потерятся, тем более на счету в банке, в который они поступили.
MagnusMagnussøn, дело в том, что банк не видит возврата , я им писала уже и указывала номер ARN. Сотрудник банка ответил на 4-й мой звонок, что стоит попробовать на другие реквизиты отправить возврат с airbnb. Указала Тинькоф в airbnb и видимо время было упущено, так как много читала отзывов ,что именно на тинькоф приходят возвраты, но и теперь через реквизиты тинькофа не могут сделать возврат.
Мира, в банк не нужно звонить по такому поводу, у оператора нет такого функционала в режиме звонка искать платёж.
Напишите на банки.ру
Это не сложно, время займет не много, и эффективнее чем Т-Ж, т.к. там есть представитель банка.
NB Это ваши деньги, пусть ищут .
Ответ дадут в любом случае.
Удачи
Всегда выбираю опцию «заплатить при заселении», поэтому ничего не теряю.
Владельцы всех гостиниц и квартир, которые у меня были забронированы через Букинг, сразу же отписались, что бронь действительна и меня ждут. Приятно.
Забронировала отель в нижнем Новгороде на майские праздники,это было ещё в январе,после новости о закрытии Букинга проверила свою бронь-она была,и по сей день есть.Написала в отель,где меня заверили что бронь есть,и если даже не отменит букинг то номер будет,и по той цене,которой я бронировала)самое хорошее здесь что оплата будет на месте,поэтому не сильно переживаю,после ковида всегда бронирую жилье только с бесплатной отменой и без предоплаты
Вроде Букинг снова работает? На днях забронировал квартиру в Турции на октябрь, оплата на месте, букинг отработал нормально (из РФ, без VPN).
Ярослав, за границей работает, в стане в которой мы живем нельзя бронить)
Мы бронировали отель на Роза Хутор в марте через Booking еще в декабре. Но, так как нужны были бумажки о вакцинации (а мы не планировали вакцинироваться) и неопределенность с ковидом, то бронировали с оплатой на месте. Когда букинг начал отменять брони, мы уточнили, что с нашей бронью все в порядке — отель списал за первую ночь напрямую с нашей карты. А вот друзьям не повезло, они бронировали тот же отель, но с полной оплатой. Деньги оказались у букинг и бронь отменилась. Их поездка оказалась под вопросом, так как тот же самый номер уже стоил 130к вместо 105к, а букинг неясно когда вернет деньги. Но в итоге все вернулось быстро, и они забронировали соседний отель даже дешевле. Несмотря на все сложности, отлично съездили. И никаких ковидных справок не понадобилось — все отменили!
Скажу как арендодатель, 99% всех бронирований было через букинг. Было очень удобно, отмены, правила заезда и проживания и все такое. Сейчас все очень плохо.
Бронировала майскую поездку на двоих в Казань ещё в январе на Букинге. На трое суток обошлось 14.800 р. Оплатила картой МИР. Далее Букинг начал отменять бронирования.Мои деньги застряли в Бонусах в Личном кабинете.Вывести нельзя,нужно только бронировать жильё за границей,тогда спишется сумма.За границу мне не надо,хотела по России поездить. Ситуация просто атас. Бонусы хранятся три года. С техподдержкой связывалась,извинились и ничего обнадеживающего не сказали. Добавили к моей сумме несколько рублей бонуса и всё. Короче,деньги зависли.