ПРОМО
Эта реклама здесь, чтобы вы на нее нажали

4 причины, почему брать на работу кандидатов без опыта — не лучшая идея

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Поиск первой работы — очень большой стресс. Я помню, как я искала первую работу. И помню, как это было тяжело и трудно. Сейчас, когда я работаю уже долго, а также имею опыт работы с людьми без опыта работы, смотрю на ситуацию иначе, чем тогда, в далеком детстве 18-ти лет, когда искала первую работу. И теперь с пониманием отношусь к требованию начальства искать сотрудника строго с опытом работы. Почему? Вот несколько причин.

Сотрудники без опыта слабо себе представляют, что и как им предстоит делать. Нет, ну теоретически они понимают, а практически — нет. Работа мало похожа на учебу. Большой вопрос, что проще или труднее. Но точно — это разные виды деятельности. И переламывать себя не так просто.

Неопытные работники первое время только «берут». Этого не видят и не замечают сами «новички». Однако скажу по своему опыту: первые недели работа со стажером гораздо труднее, чем без него.

Проходят обучение в компании, поработают немного — и уходят. И вариант, когда сотрудник получил опыт и ушел работать на бОльшие деньги — не самый плохой. Очень часто стажер просто решил уйти в другую сферу, на другую должность. Получал опыт — и уходил с ним. А компания вложилась.

Требуют больше льгот, даже большую зарплату, чем опытные специалисты. Пример: я долго набирала стажеров-разработчиков в 2018 и 2019 году. Я не знаю у кого как, но у меня в компании типичный портрет джуна такой: парень или девушка под 30 или немного за 30, с высшим образованием и серьезным опытом работы в другой сфере.

Иногда моя компания брала сотрудников молодых. Были студенты-заочники, были недавние выпускники. Но их было мало. А все потому, что молодые люди сразу требовали себе и Мак, и большую зарплату, и приходили на собеседование с позицией «Вы мне должны». В тот момент когда более опытные и взрослые люди приходили как просители и были очень рады поработать полгодика за символическую сумму. И, да, символическая сумма — это про 25—35 тысяч, а не 50 или 80. Хотя, были у меня кандидаты, которые первые 3 месяца работали бесплатно.

Сейчас ситуация на рынке труда очень не простая. И найти место без опыта работы не так просто. Это сложно, но это реально. Все с этого начинали, все через это прошли. Дорогу осилит идущий.



Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Евгения Степанович
Отредактировано

Молодняк не хочет работать бесплатно...сволочи неблагодарные. Ясно - понятно. Я бы еще понял, если бы из-за этого негодовал жлоб - ИПшник, но почему зарплатный фонд и издержки компании беспокоят обычную HRюшу - для меня загадка.

30
Нелли Голобородько

По поводу людей, которые работали бесплатно. Как вы считаете, это ок?) так пишите, как будто это достижение) если у человека есть релевантные навыки, то он обязан получать зарплату, а если человек поучился и уходит это риски бизнеса, и нужно людям, которые составляют обучения, думать, как сделать их интереснее, чтобы люди оставались в компании и росли как специалисты
25-30 т для начинающих специалистов это очень мало) хотя смотря какой год) я начинала как продажник в компании за 20 т.р плюс 10% с продаж, ну там и чеки были высокие, и я сама понимала, что смогу вырасти) а когда приходишь на маленькую ставку, ну знаете, желания как-то немного развиваться) тем более по опыту мужа могу сказать, что компании, где изначально маленькие стартовые зарплаты, никто потом сотни тысяч платить не будут) он, когда переходил в IT, пришёл по незнанию в компанию, где платили 10 т.р в месяц типа стажировочные, так за неделю выяснил, что IT спецы там получают максимум 100 т.р (при 7 годах опыта!!!) и понял, что прости-господи бежать надо)

Так что я прекрасно понимаю людей, которые хотят сразу достойную зарплату) потому что заказчики платят достаточно много, если мы говорим про крупные компании, так что экономить уж на сотрудниках явно не стоит ☺️

21
Не Он
Герой Т—Ж 🏆🏅

Проходят обучение в компании, поработают немного — и уходят."
задумайтесь почему уходят. ну или не проводите обучение, сидите и работайте с неумехами)

19
Алексей Федечкин

Дели, ну так если вы им не будете платить они конечно будут уходить, я то же не остался на зарплате 30к с всего лишь призрачной надеждой в 50к когда нибудь потом

12
Mr.X
Герой
Отредактировано

Читаю такие посты и становится грустно. Речь я так понимаю идет про Москву и цифры тут называются какие-то сюрреалистичные, человек за квалифицированный труд хочет деньги, а ему в лучшем случае готовы дать 20 тысяч, а то и работать забесплатно. И должен быть благодарен еще. И таких историй в офисно-планктонских позициях довольно много.

Возникает логичный вопрос, а как вообще такие компании существуют и функционируют с экономической точки зрения?
Позиционируют они себя как серьезные организации, занятые квалифицированным трудом, который на конкурентном рынке должен приносить большие прибыли, а судя по рассказам тут технологичный специалист лет до 30 серьезно работает в другой интеллектуальной сфере, а потом должен быть рад стажерской позиции за 20 тысяч. И через год 20 в 200 в такой компании обычно не превращаются, начинаются разговоры в духе поработай лет 10 и будешь получать 100 тыщ! Ради интереса открыл вакансии в КФС у кассы, у них зп. от 39 и перспективы карьерного роста, а из требований две руки и две ноги. В ашане кассир тоже получает от 40, правда, не знаю как там с карьерным ростом.

Я вижу только два объяснения. Первое-монопольная власть и самодурство работодателя из-за огромного количества кандидатов, которые готовы терпеть унижения. И если компания действительно приносит прибыль, то такой работник должен через год-два вырасти в зарплате в разы, иначе его просто перекупят.
Второе-абсолютная неэффективность таких компаний. Где давно сидит близкий начальнику офисный отдел теток, гоняющих чаи и имитирующих какую-то работу за 40-50 тысяч, а по факту никто ничего не делает, а работать кому-то в итоге надо.

11
Евгений Зырянов

Дели, странно читать такое, вы же сами написали "разработчики". Стажёр-разработчик вполне может получать и 80. Только вы почему-то подумали, что нет разницы между вчерашним крановщиком (взрослым и опытным) и выпускником вуза (который требует хорошие деньги и мак).

Иначе я не понимаю, что за экономия такая. Ну да, крановщик, может, и бесплатно готов работать, только и результат другой будет. Может, в вашей компании не было нужды в квалифицированных специалистах, но там, где она есть, разницу понимают и платят соответственно.

Вы тут смеётесь над молодыми, которые что-то требовали, а они посмеялись над вами и пошли хоть в тот же Тинькофф-журнал, и получили то, что просили.

7
Владимир Скворцов

Добрый день! Ознакомился с вашим материалом и не могу не поделиться собственным мнением. Заранее приношу извинения, если задену.
Постарался представить себя на месте HR и мало что хорошего из этого вышло)
Предположу, что постоянный поток низкосортных соискателей, рутинная работа и другие факторы могут сформировать и забетонировать мнение, что минусов приёма новичков больше приёма опытных.
Вы задали конкретную тему и попробую сформулировать несогласие, не выходя за рамки:
1. «Сотрудники слабо понимают, что им предстоит». Очевидно, что приём сотрудников на этапе их жизненного перехода с учебы на реальную работу будет приводить к подобному выводу. Возникает вопрос, что вы, как сотрудник по подбору, делаете для того, чтобы потенциальный соискатель полностью осознал что его ждёт? Доносите ли вы до него спектр обязанностей и инструменты, которые нужно будет использовать? Работодатели тоже могут умалчивать о том, что будет ждать сотрудника и равнодушно относиться к приему соискателей. Если вы выявили данную причину, то Что вы делаете со своей стороны для её исчерпывания?
2. «Неопытные работники только берут». Прошу прощения, вас не учили, что независимо от опыта сотрудника в момент перехода на новое место работы начинается этап адаптации. Адаптация естественным образом является издержками для компании. Возникает очередной вопрос: что вы делаете для того, чтобы новый сотрудник быстрее вливался в работу?
3. «Поработают немного и уходят». Про удержание сотрудников вы тоже ничего не слышали? Атмосфера в коллективе, оплата труда, карьерное развитие, профессиональный рост. Если для вашего предприятия это только модные слова, то не стоит удивляться уходу сотрудников. Вы упомянули вложения со стороны компании. Любопытно, Что вы вкладываете в понятие «вложения»? Зарплату сотрудников? И все? Зарплату платят за обязанности, а не как «инвестицию» в сотрудника.
4. «Требуют больше льгот». Молодое поколение - красавцы. Они не зашуганные, более раскрепощённые. Правильно делают, что требуют больше. Есть обратная сторона - принимая таких людей, можно наткнуться на безответственных и голословных. Им подобный урок ещё жизнь преподнесёт. Но это уже к вам не относится.

Разрешите подойти к выводу. Прошу вас смотреть шире и стремиться видеть не только негативные стороны. Ходите на HR конференции, общайтесь с более компетентными людьми в вашей области, которые предоставят вам информацию для формирования более объективного взгляда на деятельность подбора персонала.
Поделюсь немного своим опытом. Я натыкался на подобную вам компаниям: непонятная контора, которая в Спарке светится красным цветом; серая зарплата; токсичное руководство; основная прибыль идёт в карманы учредителей. Наивно ожидать, что будут приходить первоклассные специалисты за «символическую» оплату. А если приходят, то со временем уходят. Если остаются, то потому что не уверены в себе или не желают развиваться дальше.
Очень хорошо, что у нас в стране есть компании, которые ценят сотрудников и делают все, чтобы удержать первоклассных специалистов. Потому что это приносит намного больше выгоды, чем «содержать» стажёров.

Желаю вам успехов в HR-деятельности, развивать себя как первоклассного специалиста и внедрять новые подходы к подобру и удержанию сотрудников!

7
Ирина Леонтьева

Дели, да и задачи должны быть интересные. Тут либо работаешь за опыт при низкой зп, и понимаешь, что опыт окупится потом, либо ищешь достойную зп. Хороший айтишник не захочет получать зп в 35 тыс, если у него есть опыт и в другом месте могут предложить условия лучше, смешная зарплата для айтишника. Учитывая, что даже ипотечная программа для айтишников действует при минимальной зп 90-150 тыс.

5
Mr.X
Герой
Отредактировано

Дели, я понимаю, что все ищут выгоду, только это очень сомнительно платить квалифицированному специалисту, пусть даже и неопытному зп меньше уборщика. В таком случае у вас будет работать человек с очень низкой самооценкой и не уважающий себя или тот кому зп неважна(допустим есть и такие). В остальных случаях получив минимальный опыт, работник просто сбежит в другое место на более высокую зарплату. Может, такая бизнес модель имеет какую-то эффективность, когда прогоняют бесплатных стажеров, получая с них какую-то прибыль и потом заменяют на новых, но по мне это странная модель. Причем это во всех офисных сферах.
Честно, не знаю в каком айти люди с 35 уходили на 35, знаю примеры когда с 30 уходили на 90 и таких сильно больше.

4
Надя Ляпунова

Mr.X, мне вот тоже кажется, что все эти сетования связаны с тем, что стажерам просто платить не хочется, причем не хочется и тогда, когда они уже набрались опыта. Типа «ты же к нам пришел салагой два года назад, с чего вдруг мы сейчас тебя начнем специалистом считать и платить нормально». Ну конечно, в таких случаях они сначала работают за опыт, получают его и уходят за зарплатой.

0
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅

Надя, не знаю. Я лично работала в компаниях, где ИТ-стажёрам сразу после успешного испытательного срока повышали зарплату.

0
Надя Ляпунова

Дели, и все уходят? Не понимаю, чем зависимость, на ваш взгляд: стажеры уходят, несмотря на повышение зарплаты, а опытные нет, почему?

0
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅

Надя, не все новички уходят. Но существенная часть.
На мой взгляд, это происходит из-за того, что студентов не готовят к практической работе.
А опытные сотрудники все понимают.

0
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅
Отредактировано

Надя, Вы поймите, со стороны все очень сильно просто: вот обучай хорошо, повышай зарплату, мотивируй, давай интересные задания.
И все.
В реальности все совсем не так просто.
Загадок очень много и неожиданных сложностей.
Этот пост я написала, что бы хоть как-то дать посмотреть юным кандидатам на себя со стороны.
Вдруг поможет, хотя уже поняла, что это успехом не пользуется: все хотят читать, что работодатели бяки и должны всем и вся.
Эта советская привычка считать, что работодатель тебе ДОЛЖЕН...
И эта привычка меня, менеджера по подбору персонала, считать кадровиком.
А это символично: ведь кадровик просто оформляет. Человек к нему приходит - и кадровик ни о чем не спрашивает, просто говорит какие документы нужны и где подписать.
Вот этого все от меня и ожидают...

0
Елена Вотчинская

Дели, все правильно пишите. Мы брали новичков. Год - полтора проработают и увольняются. Тут дело не только в зарплате, а в том, что пахать и банально каждый день приходить на работу тяжело. Запал после института быстро уходит. Одна у нас была после института, год всего проработала. Потом 6 лет искала себя, училась, пробовала другие профессии. Сейчас опять к нам в фирму вернулась, всем довольна. Но человеку сейчас не 23, а почти 30 уже. Видимо молодёжи надо получить свой опыт, побегать по разным местам, соплей на кулак намотать, чтобы быть способными адекватно оценить место работы.

4
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅

Елена, год - это ничего. Часто меньше.

0
Алексей Федечкин

Дели, в данном аспекте компанию представляет HR.

2
Виталий Хатвич

Странная статья. Ты как будто оправдываешься и при этом нападаешь. Бизнес есть бизнес, люди приходят, люди уходят, нужно учитывать мириады факторов. А работа забесплатно - это вообще ахтунг.

2
Артем Богданов

МиссКэнди, бывший) теперь я в ряду никому не нужных новичков, которым, наверное, грин карту проще выиграть, чем устроиться на работу))

1
acrosw

надеемся, что таких компаний как у вас будет все меньше и меньше, а людям без опыта работы будет проще найти свой путь и устроиться в хорошую компанию без убогих высказываний "только с опытом"

1
Mm Dm

Вы с таким отношением скоро останетесь без стажёров, как мне кажется

1
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅

Mm, и? Это проблема стажёров, а не моя))

0
Ольга Мартынова

А я согласна с автором статьи, обучение людей без опыта обходится очень дорого и не всегда это дает ожидаемый результат. Уходят они вне зависимости от условий, то есть просто уходят и все. При этом часто они не понимают, что время специалиста, который их обучает стоит денег компании и его работа в этом время иногда просто стоит.

А еще есть такой тип людей, которые прям ищут стажировки, проходят их, тратят время работодателя, говорят спасибо и уходят. Им так проще, чем платить за обучение.

1
Артем Богданов

МиссКэнди, как новичок хотел податься в бизнес-аналитику или data engineering, но изучил положение дел и понял, что я бы туда сам себя не взял даже бесплатно. Так что пока не ищу))

0
Mike Alastor

ну и где им опыт брать?

0
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅

Mike, это проблема работника, а не работодателя.

0
Анастасия Орлова

Дели, гораздо больше нуля?

0
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅

Анастасия, гораздо больше офисного планктона.
150-300 не в ИТ шансов получать очень мало.
Мы его и давали.

0
Виталий Хатвич

Дели, но ты же понимаешь, что нужно позитивное подкрепление в процессе работы. Чтоб человек был замотивирован вджобывать дальше? На уровне нейробиологии организму всегда нужен результат немедленно, а не в необозримом будущем. Пусть даже это какие-то гроши.

0
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅

Vitaliy, конечно, просто статья про недостатки новичков))))

0
Евгений

Дели, наверное так работает конкуренция? Если всегда есть те, к кому уходят?

0
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅

Евгений, я написала - меня никогда не расстраивало, когда стажер уходил на более хорошее и более денежное место.
Мои труды не пропали даром.
И в компаниях на это обычно смотрят спокойно.
Обидно именно когда обучишь человек разработке на Java, а он уйдет работать в книжный магазин продавцом. (Это не выдуманный пример.)

0
Николай Дегтярёв

Дели, вот это да

0
Николай Дегтярёв

Я просто не могу это не прокомментировать. Имея 12 летний опыт управления разработчиками (а так же и обучения студентов, курсирования программ стажировок, как для разработчиков, так и для младших менеджеров продуктов и дизайнеров), хочется сказать, что Дели говорит правду, выстраданную менеджментом.
Достаточно большой процент стажёров разочаруются в том, что надо делать на практике. Это неизбежно. Молодой специалист, очень часто недооценивает рутину обычной работы, имеет неадекватное чувство собственной важности, а столкнувшись с реальностью может начать чувствовать себя неудачником, если не сказать хуже 💩. С ним приходится постоянно работать, именно психологически работать, следить и контролировать психологическое состояние, как его, так и непосредственного начальника. Контролировать, постановку задач, что бы человек не боялся спросить что то. И это при всем том, что стажёры проходят хороший отбор.
Тут надо уточнить, жизненный опыт показал, что стажёров нужно отбирать исходя из их психологического профиля, стратегии подхода к задаче, упорству, типу мышления, жизненный позиции и любви к тому, чем они занимаются (очень много трудностей придётся преодолевать, а люди которые пришли за хорошей зп, часто этого не могут сделать, так как нет «любви к искусству»).

Сейчас, как консультант, я наблюдаю в 3х компаниях за 5тью стажёрами (4ре разработчика и 1 менеджер проектов). Все компании не в МСК, но в крупных городах регионов: Новосибирск, Томск, Казань.
Новосибирск: программа открыта, так как найти нужных специалистов было сложно. Дело не в деньгах, компания очень долго пыталась найти хорошего QA инженера, для ускорения Команды на создание авто-тестов. У компании есть специфика бизнеса, которая приводит к тому, что часть специалистов уходит из-за того, что они видят человеческое нутро клиентов (QA работают с системой противоборству мошенничества со стороны сотрудников, и видят клиентские действия). Стажёра отбирали из студентов третьего курса (классика жанра). Я смотрел на то, как у человека горят глаза, как он хочет все понимать, воля к знаниям, и тут, как и обычно, побеждают «деревенские». Условия 40 тысяч за ставку, человек выбирает график сам. Прописаны шаги повышения и параметры контроля за результатами для достижения зп 80 и 120. Зарплата на которую искали специалиста 150-200.
Результаты: все идёт хорошо, но сейчас сессия.

Стажёры в Томск. Разработчики для фронта и менеджер проектов. По разработке все примерно так же, но вот на менеджера проекта взяли человека (29 лет, не замужем, но в длительных отношениях), из производства и с опытом в другой области, но не в IT. Зп на стажировку(или на младшую позицию) 140 тысяч. Результат отличный. Изменить профессиональную сферу всегда легче. Сам сотрудник очень хорошо адаптируется, мотивирован и обладает всеми нужными качествами и навыками. Через пол года будет получать обычную зп в 180к. Компания — аутсорсер.

Казань. Вот тут сейчас не хорошая история. Стажёр, после университета, профильное образование. Front-end. Условия прихода 40к за ставку и план роста до 180к, текущая зп 65к. 25 лет, женат, ребёнок 2г. Сейчас сотрудник полностью разочаровался в ИТ, так как видет разные подходы к решению задач и не может справится с чувством «что, я идиот уже на протяжении целого года; я чувствую, что я тут не могу дать ребёнку достойной жизни». Рабочие проблемы: рутина бесит, новые задачи вызывают фрустрацию так как нужно учиться. Сейчас помогаю, человеку принято решения для себя.

Как то долго и очень скомкано выходит. Видимо с просони. Что хотелось сказать, не все люди психологически могут выдержать какую то работу. И для бизнеса это и есть основной риск, а не наличие или отсутсвие профессиональных навыков. Лучше взять менее компетентного, но более талантливого и упорного человека. Личные качества и жизненная позиция.

Если, кто то из читателей думает, что у меня все было легко, то ониошибается. Я работал с третьего курса за 450 долларов за ставку и к окончанию магистратуры получал 1800 долларов в 2011м году. И это не в мск. Было тяжело, так же разочаровывался в направлении, но деньги на всех стажировках были приятной плюшкой, шёл за опытом.

0
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅

Николай, есть два типа мышления: работника и начальника.
Работник искренне думает, что он танцует перед начальником. Думает: «Буду Руководителем, передо мной будет танцевать»
Становишься ты руководителем. И узнаёшь, что только сейчас о танцах и узнаёшь.
Я тоже думала: ну вот что меня не берут без опыта?
Сейчас понимаю логику. Со стажерами как с детьми.
Правда, иногда это того стоит. Могу поспорить, Вы дружите со своими подаванами.
И, да, я уже давно предпочитаю людей не из Питера и Мск 😄

1
Николай Дегтярёв

Дели, полностью с вами согласен

0
Николай Дегтярёв

Дели, Вопрос в том, что «крановщики» после коротких курсов хотят так же, как выпускники мехмата МГУ. А студенты хороших ВУЗ-ов с невозможностью работать полный день и без умения гуглить самый простой запрос хотят как опытные специалисты

Вы правы, видимо когда в «области», то думаешь, что всем это и так понятно

0
Аглая Воронова
Герой реалити Т—Ж 🏅

Николай, спасибо, что прочли.

0
Николай Дегтярёв

Дели, 4. Это фильтруется на собеседовании. Как то научился, на такое не натыкаться.

0
Николай Дегтярёв

Дели, обоими руками Вас поддерживаюсь и подписываюсь поливающим словами

0
Николай Дегтярёв

Дели, и ввести свободное посещение офиса :-) больничный для ухода в а хомяком :-)))))

0

Сообщество

Популярное за неделю