03.02
14K
25

Карьера: уволиться из университета, открыть онлайн-школу и зарабатывать 250 000 ₽

Карьера: уволиться из университета, открыть онлайн-школу и зарабатывать 250 000 ₽

В рубрике «Карьеры» читатели Т⁠—⁠Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.

Героиня этого выпуска, получив диплом, начала преподавать историю в своем же университете. Потом попробовала себя в сфере продаж, но вернулась к преподаванию, несмотря на мизерную зарплату. Но в один момент решила все изменить, уволилась, стала работать только на себя и сумела монетизировать свои знания.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Профессиональный путь

Соврала о возрасте, чтобы получить первую работу. Я училась на первом курсе исторического факультета в Магнитогорске. Мне было 17 лет, и совсем не было денег. Я не из бедной семьи, но все равно хотелось начинать опираться на себя. Вариантов работы в небольшом городе было немного: однокурсники подрабатывали официантами, диджеями.

Но я была домашней девочкой, и ночная работа не для меня. Поэтому я открыла газету с объявлениями и стала искать вакансию няни или секретаря на неполный рабочий день. Второе нравилось больше, потому что я люблю работать с бумагами. Но все собеседования заканчивались предложениями интимных услуг. Поэтому я сосредоточилась на няне. Детство прошло в компании младших двоюродных братьев, поэтому я вообще не переживала за свою квалификацию.

Позвонила по первому же объявлению, соврала, что совершеннолетняя, договорилась о встрече. Одинокая мама искала няню, чтобы забирать трехлетнего сына из детского сада и сидеть с ним пару часов дома, пока она не придет с работы.

Я опрятно выглядела, вежливо и приветливо разговаривала, но главное — понравилась ребенку. Поэтому, когда собеседование дошло до «а покажите паспорт», я призналась, что 18 мне еще нет, но очень хочется получить эту работу. Маме мальчика я, похоже, тоже понравилась, а может, она просто устала от поисков и поэтому согласилась меня взять.

Я работала по три часа пару раз в неделю, за каждый выход получала 50 рублей и была счастлива. Через месяц мама мальчика посоветовала меня подруге, у которой была трехлетняя девочка. Так у меня уже стало два клиента. Потом я отказалась от этой работы, так как уехала в этнографическую экспедицию от университета.

Устроилась методистом и научилась быстро печатать. Летом мне исполнилось 18, и моя школьная учительница предложила подработку на полдня в центре дополнительного образования. С 09:00 работа, после 13:00 — универ, я училась во вторую смену.

Это была официальная работа с трудовой книжкой. Я работала с бумагами, много читала, составляла программы экскурсий для нашего небольшого краеведческого музея. Зарплата была маленькая — не больше 2500 Р в месяц. Но именно тогда я освоила компьютер, офисные программы и научилась быстро печатать.

Навык быстро набирать тексты стал ключевым. Тогда все учреждения переходили на компьютерную технику, интернет становился нормой, но не все сотрудники могли освоить эту машину и новые технологии. А у меня уже был такой опыт.

Навык быстро набирать тексты стал ключевым. Тогда все учреждения переходили на компьютерную технику, интернет становился нормой, но не все сотрудники могли освоить эту машину и новые технологии. А у меня уже был такой опыт.

Устроилась в родной университет. От старшей подруги, которая работала в университете, я узнала, что на факультете повышения квалификации есть вакансия методиста. На тот момент у меня было неполное высшее — три курса образования. Для методиста вуза этого было недостаточно, но по просьбе декана в отделе кадров сделали исключение.

С тех пор я стала одновременно работать на полставки и учиться в университете. Учебе это не мешало, даже наоборот. Факультет, на котором я работала, тесно контактировал со всеми факультетами вуза. Вышло так, что теперь я много работала в ректорате с учебными планами, приказами и сметами, меня знали преподаватели и делали поблажки по учебе.

По деньгам я чувствовала себя уверенно. На старте зарплата была около 3500—4000 Р, плюс повышенная стипендия 1200 Р, плюс пенсия по потере кормильца (папы) 1600 Р — всего 6800 Р. По сравнению с однокурсниками, которые продолжали подрабатывать официантами, я получала больше и в белую. Деньги в основном уходили на одежду и косметику, часть я откладывала и летом отдыхала на море.

Стала преподавателем истории и защитила диссертацию. Я получила красный диплом, поступила в аспирантуру и устроилась по совместительству преподавателем на кафедре истории. На старте зарабатывала немного — около 10 тысяч, но мне очень нравилось преподавать.

Устраивал достаточно свободный график: лекции по расписанию, в остальном — главное, чтобы работа была сделана вовремя. Преподавание в высшей школе мне всегда казалось статусной работой.

Самым сложным было защитить диссертацию. Я ездила в командировки по российским городам за свой счет, работала в архивах. Спустя шесть лет я справилась и стала кандидатом исторических наук. Диссертация была посвящена истории Русской православной церкви в 20 веке.

Самым сложным было защитить диссертацию. Я ездила в командировки по российским городам за свой счет, работала в архивах. Спустя шесть лет я справилась и стала кандидатом исторических наук. Диссертация была посвящена истории Русской православной церкви в 20 веке.

К этому времени высшая школа переживала кризис. По всей стране началось объединение вузов, сокращения преподавателей. Вуз, в котором я работала, присоединили к более крупному. Я попала под сокращение.

Переехала и стала работать менеджером по продажам. Тогда коллега предложила мне работу в Челябинске. Ее муж как раз искал менеджера по продажам оборудования для изготовления пластиковых окон.

В новом городе обещали платить до 80—90 тысяч рублей и оплачивать съемную квартиру в первые полгода — это еще 12 тысяч. Поэтому я рискнула и согласилась на переезд.

Мне нечего было терять. Попав под сокращение, я лишилась не только работы, но и жилья. К тому времени я съехала из родительской квартиры в общежитие вуза, а возвращаться домой совсем не хотелось.

Мне нечего было терять. Попав под сокращение, я лишилась не только работы, но и жилья. К тому времени я съехала из родительской квартиры в общежитие вуза, а возвращаться домой совсем не хотелось.

Коллектив на новой работе оказался дружелюбным. Коллеги относились с уважением и интересом, задавали вопросы по истории, просили совета, что почитать и что посмотреть. А я с удовольствием рассказывала все, что знала.

В компании я была на проценте от продаж, при устройстве мне назвали зарплату при лучшем раскладе. Три месяца я сидела на холодных звонках в госучреждения и получала оклад — 20 000 Р. Поняла, что с ними каши не сваришь, ну точно не быстро сваришь.

Я быстро поняла, что от меня требуется на новом месте: работа в вузе учит систематизировать информацию, отделять главное от второстепенного, правильно задавать вопросы. Как только я все изучила, мне стало скучно и неинтересно.

Работа с жестким графиком, без творческого аспекта и публичных выступлений была совсем не по душе.

Работа с жестким графиком, без творческого аспекта и публичных выступлений была совсем не по душе.

Через два месяца я стала закидывать резюме в разные образовательные учреждения Челябинска и ходить на собеседования. Еще через два месяца мне позвонили из крупного областного университета. Предлагали вакансию заместителя декана востоковедческого факультета. Был большой конкурс, и я его прошла. Обещали платить всего 12—15 тысяч. В 2007 году, да и сейчас, это обычная зарплата в провинциальном вузе.

Я крепко задумалась. Частная фирма мне оплачивала жилье, плюс оклад 20 тысяч. Теперь же квартиру нужно было снимать за свои деньги, а оклад уменьшался. При самых скромных расходах мне требовалось 20 тысяч рублей в месяц: 11—12 тысяч на аренду, 8—9 тысяч на жизнь. Но зато я возвращалась в привычную среду и мне обещали свободный график: главное, сдавать отчеты вовремя и ходить на совещания.

Вернулась к студентам и нашла подработку. У меня были сбережения — 120 000 Р, на которые я рассчитывала в первое время. Через месяц работы в универе стало ясно, что надо искать дополнительный заработок, иначе от сбережений ничего не останется.

Тогда я заполнила анкету на сайте для репетиторов. Быстро нашла пару учеников, которые готовились сдавать ЕГЭ по истории. Потом еще троих. Потом заработал «сарафан». В университете у меня был свой кабинет. Днем совещания, отчеты, студенты, а после 17:00 ученики приходили ко мне на репетиторство в этот же кабинет.

У меня было пять-шесть учеников в неделю. Занятие длилось полтора часа и стоило 700 Р. То есть около девяти часов в неделю уходило на репетиторство. Я не готовилась к урокам, материал знала хорошо.

Совокупный доход вырос до 30—35 тысяч в месяц. Из них 4 тысячи уходило на съем квартиры — у меня появились новые друзья, у которых была свободна квартира и они согласились сдать мне ее дешево. Через год после переезда я взяла студию в ипотеку в доме на стадии котлована за 1 250 000 Р. 13 тысяч уходило на ипотеку. Остальное тратила на жизнь. Летом путешествовала: Кавказ, Средняя Азия, Крым.

Как раз в это время познакомилась с будущим мужем. Он из моего родного Магнитогорска, поэтому у нас был роман на два города. В итоге три дня я проводила в Челябинске, а четыре дня жила в Магнитогорске. Ученики были и там, и там. В какой-то момент это стало очень неудобно. Иногда мне не удавалось приехать из-за работы в универе, иногда случались ссоры с будущим мужем и я возвращалась в Челябинск на неопределенный срок. Но ученики не будут ждать, когда я помирюсь с мужем, так что они уходили к другим репетиторам.

Я поняла, что меня достала работа в университете, вечное безденежье и конфликты с начальством. Как таковых ссор с руководителями не было, просто меня на работу брал один человек, а потом началась частая смена начальников, которые смотрели на меня скорее как на конкурента.

Два года назад мы с мужем попали в аварию. Один человек погиб на наших глазах. Мы чудом спаслись. После этого стало ясно, что что-то менять надо прямо сейчас — завтра может просто не наступить. И я уволилась с работы.

Два года назад мы с мужем попали в аварию. Один человек погиб на наших глазах. Мы чудом спаслись. После этого стало ясно, что что-то менять надо прямо сейчас — завтра может просто не наступить. И я уволилась с работы.

Стала онлайн-репетитором. Я ушла из университета и решила посвятить себя только репетиторству. Идея о том, что можно преподавать онлайн, пришла не сразу.

Однажды мне позвонила женщина. Сказала, что нашла мое объявление на «Авито» — там я тоже размещала информацию о подготовке к ЕГЭ, — что сама она из Москвы и хочет, чтобы я готовила ее сына к экзамену по «Скайпу». Я ответила, что никогда так не делала и считаю подобные занятия неэффективными. Но она настаивала, просила хотя бы попробовать, и я согласилась.

Мы попробовали. Мальчик оказался ленивым, и мы быстро закончили. Но важнее было мое открытие: онлайн-занятия возможны и по качеству они ничуть не хуже обычных. Но к ним нужно готовиться: подбирать тесты под каждую тему, делать презентацию для наглядности, электронные атласы, внятно формулировать домашнее задание.

Через полгода я всех своих учеников перевела в онлайн. Были те, кто отказался, кому не подошел формат, — с ними попрощалась. Примерно в это же время на сайте для репетиторов появилась возможность брать учеников на онлайн-занятия из любого города. Так у меня расширилась география.

В Челябинске я занималась очно за 700 Р. Хорошо помню, как в течение двух месяцев постепенно поднимала цену на 100 Р и каждый раз были те, кто соглашался платить больше. Так 700 Р за офлайн-занятие я превратила в 2000 Р за онлайн-уроки. Теперь моими учениками были в основном жители Москвы.

Завела страницу в «Инстаграме». У меня была страничка в «Инстаграме» с 35 000 подписчиков. Наверное, это звучит странно, но мне ее подарила моя студентка четыре года назад. За одну услугу. Нет, я не поставила ей зачет просто так. Я помогла ей перевестись из одного вуза в другой — это муторная процедура, а я оформила все бумаги. Взамен она предложила аккаунт, сказала, что он ей больше не нужен. Тематика страницы была мне не близка — видео и фото милых щенков, поэтому аккаунт долго стоял заброшенным.

Но во время перевода своих учеников в онлайн я о нем вдруг вспомнила. Пришла мысль использовать его для продвижения своих репетиторских услуг. Да, там не целевая аудитория. Ну и что? Я решила рискнуть. Удалила всех щенков, переименовала аккаунт, начала публиковать исторические посты.

За первые два месяца от меня отписались 15—20 тысяч человек, но я продолжала. Было непросто начать записывать сторис с лицом, вести прямые эфиры, принимать себя в телефоне. Потом я решилась рассказать о своем блоге друзьям, студентам и школьникам, с которыми занимаюсь. Всем было любопытно, на меня подписались. Охваты стали расти, посты комментировали, ставили лайки, писали в директ.

За первые два месяца от меня отписались 15—20 тысяч человек, но я продолжала. Было непросто начать записывать сторис с лицом, вести прямые эфиры, принимать себя в телефоне. Потом я решилась рассказать о своем блоге друзьям, студентам и школьникам, с которыми занимаюсь. Всем было любопытно, на меня подписались. Охваты стали расти, посты комментировали, ставили лайки, писали в директ.

Запустила два вебинара. Я поняла, что необходимо создать что-то, что заинтересует вообще всех, кто сдает ЕГЭ по истории. И создала инфопродукт, посвященный самому сложному заданию ЕГЭ по истории — это был урок и вспомогательные карточки. Я потратила на это месяц. За месяц до сдачи ЕГЭ все было готово. Еще неделя ушла на то, чтобы освоить технические тонкости: как вести прямой эфир на «Ютубе», как сохранить запись урока, как организовать участников вебинара.

Урок был бесплатный. Вспомогательные карточки стоили 190 Р — купить их можно было по желанию. В первый раз было очень страшно. Я позвала всех своих учеников, они пригласили одноклассников. В итоге на моем первом в жизни вебинаре было около 30 человек. Они написали отзывы, кто-то купил карточки. Я заработала первые 3000 Р.

На эти деньги купила книгу по таргетированной рекламе и прочитала ее за ночь. Сделала макет, настроила, и — о, чудо! — ко мне стали приходить по 200 подписчиков в день. Через две недели я провела еще один такой же вебинар. Заработала 10 000 Р.

Когда ЕГЭ был сдан, пришла мысль провести большой вебинар о поступлении в вуз. Оказалось, что это моя сильная сторона. Репетиторы и учителя хорошо знают предмет, но почти никогда не могут помочь ученику с профориентацией. У меня же за плечами 16 вузовских приемных кампаний. Я знаю об этом все и даже больше.

Когда ЕГЭ был сдан, пришла мысль провести большой вебинар о поступлении в вуз. Оказалось, что это моя сильная сторона. Репетиторы и учителя хорошо знают предмет, но почти никогда не могут помочь ученику с профориентацией. У меня же за плечами 16 вузовских приемных кампаний. Я знаю об этом все и даже больше.

Вебинар по профориентации принес 20 000 Р за час: я просто рассказывала все то, о чем говорила в вузе на днях открытых дверей. Только универ платит кучу денег, чтобы родители и абитуриенты хотя бы пришли на этот день открытых дверей, а я за это брала деньги и даже начала платные консультации по поступлению в вуз или переводу из одного вуза в другой.

Открыла онлайн-группу по подготовке к ЕГЭ и заработала первый миллион. Я решила больше не вести индивидуальные занятия. Тогда я думала так: будет здорово, если в мою онлайн-группу соберется 10—15 человек. В итоге собралось 30 человек, и в течение года добавилось еще 25.

Первый год был самым сложным в профессиональном отношении за всю мою жизнь. Я все делала сама. Составляла график занятий на весь год, создавала презентации, делала задания в формате ЕГЭ к каждой теме, комплектовала ответы, проверяла всех учеников. Параллельно вела блог, заказывала рекламу, настраивала таргет.

Часть технической работы мне помогала делать одна из школьниц. Кстати, она в итоге сдала историю на 100 баллов. Вообще школьники, которых я обучаю, показывают очень хорошие результаты. Слабые почти сразу отсеиваются.

К концу учебного года я вымоталась, но заработала свой первый миллион.

К концу учебного года я вымоталась, но заработала свой первый миллион.

Создала онлайн-школу. Мне захотелось выйти из тени, платить налоги, получать деньги не на карту, а на счет. Летом зарегистрировала ИП на патенте и два года находилась на налоговых каникулах.

Сейчас мой чистый доход — 200—250 тысяч в месяц.

Школа за эти годы изменилась. В ней занимаются не только школьники, которые готовятся к ЕГЭ, но и большой процент учителей истории. Если в первый год это был один человек, на второй год сформировалась группа из учителей истории — 16 человек, на третий год — 50 человек. Всего у меня сейчас около 100 учеников, половина из них — учителя и репетиторы. Около 5% участников — это эксперты, которые сами проверяют ЕГЭ (таких в принципе немного по стране). Также есть небольшой процент тех, кто просто любит историю.

У меня своя точка зрения на революции, сталинские репрессии, Хрущева и перестройку. Поэтому многие приходят послушать лекции про 20 век, даже если им не нужно сдавать ЕГЭ или они уже его сдали.

У меня своя точка зрения на революции, сталинские репрессии, Хрущева и перестройку. Поэтому многие приходят послушать лекции про 20 век, даже если им не нужно сдавать ЕГЭ или они уже его сдали.

Я провожу урок раз в неделю и веду блог в «Инстаграме». Урок длится от 1,5 до 3,5 часа — в зависимости от сложности темы. Работаю 4—5 часов в неделю, путешествую, счастлива.

Многие процессы в онлайн-школе я автоматизировала либо делегировала. Например, на помощниках — таргет и реклама, бухгалтерия, учебный процесс, проверка домашних заданий, ведение группы во «Вконтакте». В среднем расходы в месяц составляют не больше 50 тысяч. По-хорошему, надо бы увеличить бюджет на рекламу.

Около 15 тысяч в месяц трачу на обучение. Иногда меньше, иногда больше, но в среднем так. Сюда входит в том числе обучение помощников.

Самое значимое обучение было в первый год. И это не про таргет и продвижение. Я потратилась на работу с головой, с внутренними убеждениями и ограничениями — в этом мне помог марафон личностного роста. Кажется, он стоил всего 3000 Р, но я избавилась от убеждения, что знаниями по истории много не заработаешь. Тогда я задала себе неприятный вопрос: «Если ты такая умная, то что же ты такая бедная?» И тут началась ломка старой личности.

Самое значимое обучение было в первый год. И это не про таргет и продвижение. Я потратилась на работу с головой, с внутренними убеждениями и ограничениями — в этом мне помог марафон личностного роста. Кажется, он стоил всего 3000 Р, но я избавилась от убеждения, что знаниями по истории много не заработаешь. Тогда я задала себе неприятный вопрос: «Если ты такая умная, то что же ты такая бедная?» И тут началась ломка старой личности.

Сейчас я продолжаю учиться. Но чем дальше идешь, тем меньше процент новизны. Одно и то же, только разными словами. Самое бесполезное обучение было на тему «Как красиво оформлять сторис в „Инстаграме“». Мало достойных спикеров. Но это и понятно: правила игры там быстро меняются. Сегодня я радуюсь, если прохожу обучение и слышу хотя бы 10% новой информации. Обычно ее не больше 5%. И это нормально.

Стратегия на будущее

Планирую получить образовательную лицензию, чтобы выдавать учителям документ о прохождении обучения.

Еще нужно расширить линейку продуктов для любителей истории. В университете у меня был прекрасный курс лекций по истории международных отношений, истории Востока, политической географии и религиоведению. В ближайший год-два планирую разрабатывать эти курсы.

Финансовый рост онлайн-школы завязан на продвижении. Но оно имеет свои границы и с каждым годом становится дороже. Поэтому для серьезных результатов надо переходить к инвестированию, в планах — найти хорошего консультанта и обучиться.


Екатерина Табатчикова
Возьмете что-то на вооружение в своем карьерном пути?

Вашу мотивирующую историю карьеры

23

Как же мне повезло, что мне на глаза попалась эта статья. В этом году закончу истфак, и все удивляются,когда я говорю, что не хочу быть историком в школе. «Как же так?!» А вот так.Пока я на стадии «Хочу преподавать в ВУЗе», но не исключено, что частично превращусь в репетитора, потому что деньги по пути в ВУЗ на дороге не валяются.
Спасибо автору за пример успешного развития карьеры историка, очень вдохновляюще.

11

Замечательный путь. Супер развитие почти с нуля. Халявная группа, конечно, очень помогла, сейчас получить 35000 реальных фоловеров уже не так просто как несколько лет назад. Сейчас в инсту/тик-ток побежали все. У меня даже жена развивает себя через это свою карьеру - в пандемию это направление получила очень много топлива для роста.

8

тьфунатебя, первый успех я всё же связываю не с Инстаграм. Когда там 35 тысяч подписчиков и 5-10 лайков на постах - это мягко говоря настораживает. Скорее то, что я распространила информацию по всем действующим ученикам - их было около 20 человек и решилась подключить личный аккаунт - друзьям, знакомые и студенты сразу пришли поглазеть))) ну а потом просто выстрелил таргет, который 3 года назад был не так популярен

6

Лилия, думаю, она его правильно настроила. Таргет, поверьте, был популярен и три года назад. Хотя сейчас, судя по вакансия, спрос на него действительно вырос.

6

Анастасия, нет, он точно не был так популярен в нашей нише. Настроила я его на коленке за ночь, никогда до этого не работая с рекламным кабинетом. И в день стали добавляться по 300 человек (15 коп за клик). Пишу сейчас и понимаю какая это невероятная цифра. В прошлом месяце чтобы привлечь столько же я потратила 30 тысяч

2

тьфунатебя, насколько я разбираюсь в алгоритмах инстаграма, эти 35 тысяч должны были навредить, а не помочь. когда инстаграм видит много подписчиков и маленькую активность, он распознает аккаунт как накрученный и/или неинтересный и не показывает сторис и посты в ленте. так что если посты набирают в среднем 10 лайков, то лучше, чтобы и подписчиков было 10.

3

Вот ещё один пример того, что онлайн-образование (грамотно выстроенное) может приносить и доход, и удовольствие. Я тоже преподаю историю и думаю, что надо развиваться в этом направлении.

5

Irzi, многий бизнес может выстрелить, пока нет конкуренции.

6

Вован, соглашусь в целом. Но здесь конкуренция, мне кажется, уже есть: тот же "Фоксфорд", масса репетиторов, Uchi.ru и так далее.

1

Irzi, ещё пару лет назад я ничего не слышал про "Фоксфорд" =)
А сейчас и skyEng 'осваивает' школьные предметы, не один английский язык.

1

Очень позитивная и мотивирующая история!

3

Лилия Маратовна, успехов вам! Благодарные выпускники Того Самого Востоковедческого Факультета всегда Вас помнят :)

2

ISTJ, спасибо!!!

0

Здравствуйте Лилия. Как можно с вами связаться? Очень интересует один вопрос

0

Полностью, мой ник в инстаграм @expert_on.line

0

Молодец сестрёнка!

0

Вот, наверху заговорили об отмене ИП как класса.
Лилия, Вы готовы регистрировать ООО, и оформлять отношения со всеми вашими 'помощниками'?

0

Вован, а у меня оформленные отношения с помощниками. Юрист и бухгалтер всё сделали так, чтобы комар носа не подточил) когда дойдёт до отмены ИП, уверена специалисты мне подскажут как всё оформить👌

3

Лилия, молодцы )

0

Есть о чем поразмышлять. Недавно начала карьеру онлайн-репетитора, раньше зарабатывала в роли ИТ-специалиста.

0

История вдохновляет. Онлайн-школа на какой платформе?

0

Отличная мотивирующая история! Как будто небольшой фильм посмотрела! 8)) У меня вопрос: "На эти деньги купила книгу по таргетированной рекламе" - какую именно? Название и автора в студию! =))

0

Екатерина, Игорь Зуевич

0
УЧЕБНИК

Как улучшить жизнь с помощью «Экселя»

Узнайте из нашего курса, как таблицы помогут планировать бюджет, считать расходы и структурировать бытовые дела. Даже если с «Экселем» на вы.
  Начать учиться  
Сообщество Т—Ж
Лучшее за неделю

Эта статья могла быть у вас в почте

Избранные материалы Т⁠—⁠Ж, которые не стоит пропускать — в наших рассылках. Выбирайте и подписывайтесь — мы уже готовим письмо для вас.
Подписаться
Вакансии Т—Ж