Карьеры
14K

Я прошла путь от учительницы пения до архитектора ИТ-решений и сейчас зарабатываю 300 000 ₽

История читательницы

85
Аватар автора

Екатерина Шалмина

выстроила архитектуру текста

Страница автора

В рубрике «Карьеры» читатели Тинькофф Журнала рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.

Героиня этого выпуска с 16 лет пела в церковном хоре, окончила музучилище и работала преподавателем ДМШ, но получала копейки. Несколько раз сменив сферу деятельности, она сначала стала консультантом 1С, а потом выучилась на программиста.

Это история читателя из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Профессиональный путь

Аватар автора

Мария С

отвечает за архитектуру программ

Страница автора

С 16 лет зарабатывала пением в церкви. Сначала я пела бесплатно в детском церковном хоре. Потом перевелась в православную гимназию при этой церкви, и нас просто снимали с уроков петь на службах и венчаниях. Примерно через год пение начали оплачивать.

Всего я пела в церкви 19 лет — с 1990 по 2009 год. Сколько платили вначале — не помню, а в 2009 году ставка была около 1000 ₽ за службу.

Училась в православном вузе. После окончания гимназии я год готовилась к поступлению в музыкальное училище на подготовительном отделении музыкального факультета Свято-Тихоновского православного института. Причем в музыкальной школе до этого я валяла дурака, мне действительно не хватало музыкальных навыков, и именно подготовительное отделение помогло поступить в училище.

Пока училась в школе, мечтала об истфаке. Но началась перестройка, и все ринулись туда, конкурс был бешеный.

Поступила в музучилище и вышла на работу в музыкальную школу. Я поступила на дирижерско-хоровое отделение и на последнем курсе вышла на работу.

Это были 90-е годы, я жила в небольшом подмосковном городе, и мне сказали, что в одной из музыкальных школ в соседнем городе есть вакансия преподавателя хора. Я просто туда приехала и оказалась единственной кандидаткой, так как в ближайшем к ним музучилище не было дирижерско-хорового отделения.

Ставка преподавателя низшего, седьмого разряда перед началом 2000-х была 60 ₽ в месяц.

60 ₽
была ставка преподавателя хора в музыкальной школе

💎 Помню, я свои первые оклады считала в квартплатах. Сначала зарплата составляла треть моей квартплаты, через несколько лет стала равна ей.

Начала с младшего хора. Я вообще не знала, что нужно делать, было очень трудно сохранять дисциплину. В тот момент я еще была студенткой в училище, поэтому обратилась к своему педагогу по специальности, она отвела меня в библиотеку и сказала, какие книги надо прочитать. И это помогло. Я нашла подход к ученикам, и мне понравилось преподавать.

Поступила в вуз на культурологию. После окончания училища первым делом я пыталась поступить в музыкальный вуз, но не получилось. У нас были льготы для поступления в Институт культуры, но это был единственный год, когда на заочное отделение дирижерско-хорового факультета там не было набора. На дневное я поступать не могла: мне уже было 24 года и я работала в школе.

Я вспомнила, как увлекалась историей, и решила поступать на культурологию, на специализацию «история культуры».

Сменила несколько музыкальных школ. Пока училась в вузе, работала в ближайших подмосковных школах, но зарплата везде была одинаковая — 180 ₽ в месяц. В основном я вела хоровой класс и в одной школе еще сольфеджио.

180 ₽
была зарплата в других подмосковных школах

Сбежала из педагогического колледжа. В 29 лет я окончила вуз и пошла работать преподавателем в педагогическое училище. Как нашла работу — уже не помню. Наверное, кто-то из коллег сказал, что есть такая вакансия. Зарплата была 500 ₽.

В середине года в колледже сменился директор, который брал меня на работу, и я поняла, что мне не дадут закончить учебный год. Так и случилось.

500 ₽
зарабатывала в педагогическом колледже

Решила поменять сферу деятельности и выбрала HR. Сначала я пришла на один интернет-форум, где попросила совета. И там нашелся человек, который помог мне разобраться. Я всегда выходила на работу по знакомству и реально не знала, как составлять резюме, какую сферу деятельности выбрать.

Причем именно он сказал: «Раз выбрала HR, иди только по этому направлению». 95% звонков на мое резюме поступало с предложениями вакансии секретаря. Искала работу четыре месяца, решила, что если не найду до конца августа, то вернусь в школу. Но летом все-таки устроилась работать в одно известное кадровое агентство.

Официально оклад был 200 ₽ в месяц, но я его не получала. Там была целая система. Мне платили только процент от закрытых вакансий — в конверте. Сначала моя зарплата составляла 15% от суммы, которую заплатил клиент за закрытие вакансии. При выполнении определенного плана процент повышался, и к концу сетки даже был оклад. Однако, если сотрудник достигал определенной ступени, но через три месяца внезапно не выполнял план, его опять понижали. Я дошла до предпоследней должности в сетке, с какого-то момента уже получала оклад и зарабатывала в среднем 20 000—30 000 ₽ в месяц..

30 000 ₽
была максимальная зарплата в кадровом агентстве

Причем те вакансии, которые я получала, были как на подбор: низкие зарплаты и высокие требования, на внутреннем жаргоне такие называются висяками или незакрываемыми. Например, работодатель хотел, чтобы кандидат работал в определенной компании или окончил строго определенную специальность в определенном вузе. Но повысить зарплату не мог или не желал. Одна из моих первых закрытых вакансий была «инженер по трубопроводным системам». Так как кандидат, который окончил нужный вуз и работал в нужном НИИ, лишился ноги, он был готов закрыть глаза на невысокую зарплату.

В какой-то момент я стала закрывать такие вакансии пачками, но все равно много не зарабатывала. А бывали нередко месяцы, когда я ничего не закрывала. Но я тогда еще пела в церкви, причем на работе могла отпроситься на службу, если церковный праздник попадал на рабочий день. И я точно знала, что, если ничего не заработаю как кадровик, мне хватит на регулярные расходы.

💎 Закрывать вакансии мне помогала интуиция и врожденное умение разбираться в людях. Так как это был аутсорсинг, очень важно было интуитивно понимать, кого вообще клиент-работодатель хочет видеть. Часто у успешных эйчаров есть способность видеть людей со стороны. В агентстве работали профессионалы, и меня там действительно научили рекрутингу, секретов работы я узнала очень много.

Выгорела и уволилась. В кадровом агентстве я проработала три года, два с половиной из которых искала работу. Но найти другое место никак не получалось. Мне предлагали вакансии девочек-ресечеров низшего звена, на первичном звонке часто врали по поводу условий.

Я начала выгорать и решила уволиться. Из кадрового агентства уходила уже рекрутером высокого класса. И тут грохнул кризис 2008 года, которого никто не ждал. И именно на эйчарах все решили экономить: тогда это была еще новая профессия, не все до конца понимали, зачем они вообще нужны. А в рекрутинговое агентство тоже было бесполезно выходить, поскольку работодатели прекратили набор персонала, — я бы просто ездила каждый день на работу, ничего не зарабатывая.

Выучилась на консультанта 1С. Когда я поняла, что сама работу не найду, пошла в центр занятости по прописке. К сожалению, в центре занятости даже не знали о профессии рекрутера и никаких предложений по работе от них не было.

Зато они меня направили на курсы, которые оказались очень приличными. Это были два курса в одном: бухгалтерия и 1С. Сначала мы проходили бухгалтерию «на бумажках», но я оказалась неспособна к монотонной работе и часто ошибалась в цифрах. А обучение 1С уже больше было похоже на реальную работу, программу я, наоборот, освоила быстро и легко, она мне сразу понравилась. И преподаватель курсов настоятельно рекомендовала мне устраиваться в эту сферу.

Курсы оплачивал центр занятости, и я даже собирала билетики за проезд — его мне тоже компенсировали. Занятия длились где-то полгода, все это время я получала пособие по безработице.

Устроилась на первую работу в 1С. После курсов несколько месяцев не могла найти работу, так как без опыта никуда не брали. Работала как фрилансер: вела бухгалтерию мелких фирм по ИП. Размещала информацию на досках объявлений и так находила клиентов. Сколько удавалось заработать — не помню.

Однажды увидела на «Хедхантере» вакансию компании из тройки лучших франчайзи 1С. Откликнулась, меня пригласили на собеседование и взяли на должность консультанта 1С. График был стандартный, офисный. Помню, в то время у нас изменили расписание электричек, мне разрешили приходить и уходить на полчаса позже.

Я работала официально, и ту зарплату, которая была указана, — 12 000 ₽, мне уже платили. Через какое-то время к окладу должны были добавить проценты за выезды к клиентам, но их начинали начислять после определенного порога, а я сбежала раньше, чем его достигла.

12 000 ₽
получала на первой работе консультантом 1С

Три месяца там вспоминаю как полный кошмар. Я ездила по клиентам, моей задачей было разобраться в проблеме пользователей на месте и решить ее, еще я обновляла им 1С. Когда сидела в офисе, очень часто звонили клиенты и задавали вопросы — как оказалось впоследствии, не наши: их завлекали продажники, но платили за 1С они другим компаниям. Нужно было также разобраться в их проблеме и отзвониться с ответом.

💎 В компании очень хорошо был настроен процесс обучения новичков: была самая полная система «Гарант», отличная библиотека по 1С и корпоративный сайт, еще можно было спросить у коллег. Мне там реально сумели повернуть мозги в нужную сторону.

Получила сертификат «1С: профессионал». Есть три ступени сертификации по 1С: «профессионал», «специалист» и «эксперт». Ступень эксперта тогда только появилась, и получили ее реально единицы. Сертификат был преимуществом при устройстве на работу и давал право на скидки франчайзи, сотрудники которых его имели.

На первой работе консультантом 1С я сдала на профессионала и начала готовиться к аттестации на специалиста.

Перешла в другую компанию. Сбежала во франч, на этот раз из первой десятки, на такую же должность, с зарплатой немного больше — 20 000 ₽. Работу нашла за две недели.

20 000 ₽
была зарплата консультанта 1С во второй компании-франчайзи

Я работала на линии консультаций, к окладу добавлялись проценты за «удаленные часы». Мы уже не выезжали к клиентам, а заходили на их компьютеры через программы удаленного доступа.

Проработала там несколько месяцев, но зарплату задерживали, и мне пришлось уйти.

Решила стать программистом. Подруга посоветовала начать программировать, и это был поворотный момент в моей жизни. У меня оказался врожденный склад ума для программирования.

Прошла очно курс «Основы программирования» и курс программирования 1С. Нас учили на старой платформе 8.1, тогда только вышла новая — 8.2, сертифицированного курса по ней еще не было, а она оказалась совсем другая.

Начала программировать. Новую работу я на свое удивление нашла в соседнем подмосковном городе — обычно ездила в Москву. Зарплата была 35 000 ₽. Должность называлась «программист-консультант 1С», и, хотя консультирования было намного больше, здесь я уже программировала.

35 000 ₽
получала как программист-консультант 1С

Нужно было перенести данные из старой 20-летней самописки в 1С. Сначала я смотрела на задачу как консультант, потом сама решала, нужно ли программировать, и при необходимости сама же и программировала.

Ушла оттуда через несколько месяцев, когда все было перенесено, программа была настроена, сотрудники знали, что в ней делать, и я была уже не нужна.

На этой работе я получила сертификат «1С: специалист». Экзамен делится на две категории: для программистов — просто «специалист», для консультантов — «специалист-консультант». Так как я еще плохо знала новую платформу 8.2, пошла сдавать на специалиста-консультанта, то есть без программирования. А по 8.2 потом окончила онлайн-курсы.

Перешла на Java. Примерно к 2015 году решила перескакивать с 1С на Java. Мне уже хотелось только программировать, и я понимала, что для этого нужно уйти из 1С, потому что там всегда будет много консультирования. Я работала и параллельно училась Java.

💎 Прошла несколько разрекламированных курсов, но большинство оказались пустой тратой денег и времени. Далеко не сразу я нашла те, после которых сумела устроиться на работу. И курсы, на которых реально учили, давались труднее всего.

Мне удалось еще раз сменить сферу, хотя уже гораздо тяжелее, чем когда начинала на 1С. Особенность в том, что специалистов для работы с 1С нужно много, бухгалтерия есть везде, во всех городах, и в сущности самый низкий порог вхождения в ИТ именно через 1С. Джавистов нужно значительно меньше, работа по Java есть только в крупных городах, и порог вхождения туда уже намного выше.

Устроилась работать программистом. Я прошла много собеседований, написала кучу тестовых, и в 42 года вышла на работу программистом Java.

Приглашение получила на «Хедхантере». Работа была удаленной, так как в офисе просто не хватило для меня рабочего места. Сначала сказали, что это временно, но в итоге я так и осталась на удаленке, в среднем пару раз в месяц выезжала в московский офис.

Мы писали веб-приложение на Java. График — пятидневка, утром была общая встреча, на которой каждый отчитывался о том, что уже сделал и что будет делать сегодня, есть ли у него какие-либо проблемы, которые требуют участия коллег. Затем шли индивидуальные созвоны, если нужно, и выполнение полученных задач. Зарплата была уже около 100 тысяч рублей.

100 000 ₽
была зарплата Java-программиста на удаленке

Стала шарпистом. Когда набрали всю команду, оказалось, что необходим шарпист, так как ПО, с которым у продукта планировалась обязательная интеграция, другого языка программирования не понимает.

Так как я ближе всех жила к Москве, именно меня отправили на встречу к заказчику с программистами из других компаний. Мы пытались транслировать эту встречу по видеосвязи и другим нашим программистам, но было плохо слышно. В итоге интеграцию пришлось делать мне, так как я лучше всех поняла, что нужно. И я стала учить C#.

Доросла до сеньорского уровня в обоих языках. Я выросла за два-три года. А задачи сеньор-программист может выполнять самые разные — как правило, он пишет наиболее ответственные участки кода.

200 000 ₽
была зарплата сеньор-программиста

Зарплата подросла до 200 тысяч.

Стала тимлидом. Повышение я получила уже на следующей работе. Это была западная компания, и зарплату в размере 4000 $ я получала в долларах по ИП.

Меня взяли тимлидом на проект, где как раз нужно было знание двух языков — Java и C#.

4000 $
зарабатывала как тимлид

Работаю архитектором ИТ-решений. Эта работа нашла меня на «Хедхантере», я прошла удаленное собеседование и получила оффер. Сейчас я архитектор ИТ-решений, или Solution Architect. Если тимлид еще пишет код, то архитектор — уже нет. И если тимлид отвечает только за свою команду, то у архитектора сфера ответственности намного шире: я отвечаю за взаимосвязь и архитектуру наших программ — и уже написанных, и купленных готовых решений, и еще только планируемых к разработке, и тех, что уже устарели.

Я планирую изменения, прорисовываю архитектурную схему этих изменений, защищаю проект перед другими архитекторами и вышестоящими начальниками. Очень много общаюсь с коллегами: архитекторами других компаний, нашими архитекторами, тимлидами, руководителями проектов, просто разработчиками, аналитиками, тестировщиками.

У меня удаленка, график официально пятидневка, но часто могут обратиться и в нерабочее время. Зарплата — 300 тысяч рублей.

300 000 ₽
зарплата архитектора ИТ-решений

💎 Думаю, дорасти до этой должности я смогла, потому что всегда занималась только тем, что мне интересно. Еще я люблю учиться. И не по всем направлениям, по которым отучилась, пошла работать: что-то надоело еще во время учебы, например SAP.

Стратегия на будущее

Пока не планирую никуда двигаться дальше. Меня устраивает моя работа. Зарплату мне, правда, не повышали давно, но пока хватает.

Интересно направление Robotic Process Automation, или RPA, — это роботы, с помощью которых автоматизируют рутинные операции, например сверку контрагентов или выставление счетов. Другими словами, RPA — это приложения, имитирующие действия человека.

Эмигрировать не собираюсь. Я в курсе, как живут в Европе, США и других странах, но мне лучше в России. Люблю путешествовать, и мои коллеги часто совмещают удаленную работу с путешествиями, но я разделяю работу и отдых. Путешествовать лучше буду в отпуске. Я не против удаленной разработки на другие страны, но уезжать точно никуда не хочу. А в свете последних событий вряд ли это возможно.



Возьмете что-то на вооружение в своем карьерном пути?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество