31.03
8K
12

Карьера: от рекламы и продаж косметики «Эйвон» в 90-е до бизнеса по дизайну интерьеров

Карьера: от рекламы и продаж косметики «Эйвон» в 90-е до бизнеса по дизайну интерьеров

В рубрике «Карьеры» читатели Т⁠—⁠Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.

Героиня этого выпуска живет в небольшом городе и начинала в 90-е с того, что делала маски на дому. Потом получила диплом инженера-экономиста и сразу ушла в рекламу. После была представителем «Эйвона», запустила женский журнал, получила образование по президентской программе, воспитывая двух маленьких детей. А в итоге попала в торгово-строительную сферу и занялась дизайном интерьеров.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Профессиональный путь

Делала натуральные маски на дому. Я начала работать в 19 лет — это было в 1993 году. В моем небольшом городе было всего два салона красоты, а женщин много, и я решила, что можно проводить косметические процедуры на дому. Полгода училась на курсах косметички-массажистки и получила соответствующий сертификат. В курс входило много практических занятий. Я стала делать маски и массаж головы в свободное от учебы время — тогда я училась на инженера-экономиста.

В то время было трудно купить хоть какую-то косметику, не то что профессиональную. В основном я пользовалась народными рецептами красоты: овсянкой, соком лимона, тальком, мятой и прочим. Клиенты находились сами собой — в основном это были знакомые знакомых.

В то время было трудно купить хоть какую-то косметику, не то что профессиональную. В основном я пользовалась народными рецептами красоты: овсянкой, соком лимона, тальком, мятой и прочим. Клиенты находились сами собой — в основном это были знакомые знакомых.

Начинала с 10—20 Р за час, в день зарабатывала максимум 50 Р. Сейчас уже не вспомню точно, что можно было купить на эти деньги, но отлично помню, что купила аппарат «Дарсонваль» за 1200 Р, заказывала его в Санкт-Петербурге. Значит, ради него нужно было обслужить 120 клиентов.

Получила диплом и ушла работать в рекламу. В 1996 году я окончила университет и устроилась менеджером по рекламе. В то время это была модная работа: она давала опыт общения и связи среди людей, которые преуспели в бизнесе. Нужно было уметь продавать рекламное место в газете, придумывать слоганы и тексты. Оклада не было, я работала за процент — денег хватало только на еду.

Было сложно работать в условиях большой конкуренции среди менеджеров: предпринимателей в нашем городе было немного и мы, как волки, каждый день выходили на охоту за добычей.

Многие клиенты работали по сарафанке и решались тратиться на рекламу в газете, просто потому что так сделал конкурент или у агента красивые глаза и он вечером не против сходить в кафе… Мы живем в провинции, здесь все всех знают. Приходилось делать выбор, часто он был не в пользу зарплаты.

Многие клиенты работали по сарафанке и решались тратиться на рекламу в газете, просто потому что так сделал конкурент или у агента красивые глаза и он вечером не против сходить в кафе… Мы живем в провинции, здесь все всех знают. Приходилось делать выбор, часто он был не в пользу зарплаты.

Тогда я жила с мамой, которая обеспечивала меня жильем. В этой компании я продержалась год и снова вернулась к косметике.

Стала представителем «Эйвона». В 1997 году мы вместе с подругой стали продавать косметику: сделали ставку на учителей и медицинских работников — у них всегда мало времени ходить по магазинам, но зарплата каждый месяц, и они все хотят быть красивыми. Косметика уходила как горячие пирожки. Сложности были только в первый месяц, когда нарабатывалась база клиентов.

За год я смогла накопить на автомобиль, но так и не купила его из-за кризиса в августе 98-го. Я купила доллары на все накопления по самому высокому курсу, а на следующий день курс упал и вернулся к тому значению только через несколько лет. В ту ночь кто-то очень разбогател, а кто-то стал нищим.

За год я смогла накопить на автомобиль, но так и не купила его из-за кризиса в августе 98-го. Я купила доллары на все накопления по самому высокому курсу, а на следующий день курс упал и вернулся к тому значению только через несколько лет. В ту ночь кто-то очень разбогател, а кто-то стал нищим.

Делала макияж. На два летних месяца, когда были выпускные у школьников и студентов, я устроилась визажистом в салон красоты. Искать клиентов не было необходимости: всегда и так был аншлаг, потому что недорого.

Но и денег я зарабатывала немного — хватало только на еду. Оклада не было, с каждого клиента я забирала 50% от суммы, а еще покупала косметику на свои деньги. Это была очень трудная работа: целый день на ногах, в близком контакте с человеком.

Открыла журнал для женщин. Так как во время работы рекламным агентом в печатном издании я набралась опыта, я решила запустить бизнес и выпускать свой журнал. Видела, что в городе появляются магазинчики, отделы с женскими товарами, — почему бы им не размещать рекламу в специализированном местном издании?

Так я создала журнал «Я — женщина 21 века». Журнал распространялся бесплатно, зарабатывать планировала на рекламных размещениях. Я наняла менеджера по рекламе — он получал только процент с продаж. Остальное делала сама: писала статьи о разных женщинах, в том числе и о живущих в нашем городе.

Для первых выпусков муж взял кредит — 30 тысяч рублей. Эти деньги ушли на аренду комнаты в городском доме культуры и оплату типографии. Но я выпустила только три номера по 999 экземпляров. Больше не смогла: я была беременна и после рождения ребенка все немного затормозилось. Расходы не покрылись: стоимость печати в типографии была довольно высокой, а большая часть рекламы в первых номерах была бесплатной, на условиях «для пробы».

Журнал не закрылся, его стала издавать профессор математики. Она была довольно известной в своем кругу личностью, редактором журнала «Женщины науки», и идея делать журнал про обычных женщин, живущих в нашем регионе, ей понравилась. Мы просто переоформили издание, сделали его некоммерческим — чтобы получить грант для проведения какого-то исследования. Я тогда в это не вникала и лишних вопросов не задавала, так как поняла, что, раз мой бизнес накрылся, нужно учиться и быть рядом с умными людьми. Журнал стал очень профессиональным, темы в основном были посвящены гендерным стереотипам и проблемам домашнего насилия.

Я понимала, что образование, которое я получила в 90-е, ничего не стоит. Мне хотелось достичь каких-то высот и сделать карьеру, поэтому я решила получить второе образование в сфере управления.

Я понимала, что образование, которое я получила в 90-е, ничего не стоит. Мне хотелось достичь каких-то высот и сделать карьеру, поэтому я решила получить второе образование в сфере управления.

Отучилась на управленца по президентской программе. Я осталась в журнале, но уже не как редактор — занималась вопросами распространения. Эта работа мне была нужна для того, чтобы меня взяли учиться на президентскую программу, — туда набирали людей, у которых уже есть какой-то бизнес, поэтому я указала, что являюсь соучредителем журнала.

На президентской программе я училась в вечернее время, почти каждый день, сдавала зачеты и экзамены — все как в обычном университете. Некоторые предметы вели те же преподаватели, у которых я обучалась раньше. В конце была защита дипломного проекта перед комиссией. У каждого ученика тема дипломного проекта была связана с его деятельностью. У меня была тема «Расчет экономической эффективности коммерческого печатного издания в условиях современного рынка». В итоге я получила диплом по специальности «управление кадрами».

Учебу приходилось совмещать с уходом за маленькими детьми. Было непросто, но это образование в будущем помогло мне создать собственное дело.

Как-то во время обучения я попала на десятидневный семинар в японский бизнес-центр в Санкт-Петербурге. После этого семинара выбрали двух человек, которые могли поехать в Японию на стажировку, — я была в их числе. Но я провалила экзамен по английскому, потому что мой маленький ребенок сильно заболел и я не смогла нормально подготовиться. В итоге в Японию съездил мой однокурсник, и совсем не зря. Сейчас у него хороший стабильный бизнес, связанный с рекламой. А я поняла, что мне нужно уделять больше внимания детям.

Как-то во время обучения я попала на десятидневный семинар в японский бизнес-центр в Санкт-Петербурге. После этого семинара выбрали двух человек, которые могли поехать в Японию на стажировку, — я была в их числе. Но я провалила экзамен по английскому, потому что мой маленький ребенок сильно заболел и я не смогла нормально подготовиться. В итоге в Японию съездил мой однокурсник, и совсем не зря. Сейчас у него хороший стабильный бизнес, связанный с рекламой. А я поняла, что мне нужно уделять больше внимания детям.

Вернулась в продажи косметики. В тот период мне нужна была работа со свободным графиком, которая позволяла бы зарабатывать, заводить знакомства среди мелких предпринимателей и при этом уделять внимание детям — в садик они не ходили, так как не было мест.

Так в 2003 году я устроилась торговым агентом в компанию, которая продавала косметику оптом. Я много ходила пешком — полезно для здоровья, встречалась с представителями магазинов косметики, общалась и договаривалась. Зарплата была 8000—15 000 Р.

Потом компания запустила свое производство косметики, но не смогла выйти на нужный оборот. В итоге всех уволили — майским утром директор сообщил, что компания закрывается и все сотрудники свободны.

Я сразу прекрасно понимала, что не буду до старости работать агентом и бегать собирать заявки на товар. Но тут пришлось срочно искать работу. Мне было 33 года, у меня был бардак в трудовой книжке, зато был внушительный опыт общения с людьми.

Я сразу прекрасно понимала, что не буду до старости работать агентом и бегать собирать заявки на товар. Но тут пришлось срочно искать работу. Мне было 33 года, у меня был бардак в трудовой книжке, зато был внушительный опыт общения с людьми.

Устроилась в торгово-строительную фирму. Благодаря двум дипломам меня взяли на испытательный срок в отдел продаж в крутую городскую компанию, которая продавала строительные и отделочные материалы, а еще развивала продажи дорогих материалов для вип-клиентов под заказ. Опыт в продажах не имел значения, так как компания обучала сотрудников по своим методикам.

На испытательном сроке зарплата была 3500 Р. Немного, но нужно было удержаться и не ныть. Потом зарплата стала складываться из оклада в 7000 Р и процента с продаж. Выходило до 20 000 Р.

Через полгода я стала начальником вип-отдела. Это был новый отдел в компании, и, видимо, руководитель выбрал меня на роль начальника, потому что у меня были навыки общения с разными людьми. Обязанностей было много: следить за порядком, за менеджерами, составлять отчеты, решать трудные конфликтные вопросы с клиентами, присутствовать на общих планерках. Мне немного повысили оклад, но в общем зарплата не увеличилась, так как я не успевала продавать и, соответственно, получала меньший процент с продаж.

В мой отдел обращались клиенты, которые заказывали материалы по дизайн-проекту. Так что я подробно изучала проекты дизайнеров, разбиралась в отделочных материалах и особенностях монтажа.

В мой отдел обращались клиенты, которые заказывали материалы по дизайн-проекту. Так что я подробно изучала проекты дизайнеров, разбиралась в отделочных материалах и особенностях монтажа.

Через год работы со мной несправедливо обошлось руководство: директор по кадрам назначил руководителем отдела девушку, совершенно далекую от продаж, а меня сделали ее заместителем и понизили зарплату.

Я не стала терпеть — ушла из компании и увела с собой двух ключевых менеджеров, чтобы вместе с ними начать новое дело. Людей уговаривать не пришлось, потому что в отделе начался бардак, а это влияет на уровень продаж и на зарплату.

Самое смешное, что новый человек не справился, начались конфликты с клиентами, и через полгода генеральный директор заставил директора по кадрам самого работать руководителем отдела до тех пор, пока не найдется достойная замена.

Начала собственный бизнес. В 2008 году я занялась интерьерным дизайном — это было логичным продолжением предыдущей работы.

Интерьерный дизайн я начала осваивать еще с ремонта своей квартиры — в тот же период, когда устроилась в торгово-строительную фирму. А после увольнения начала ездить в ближайший регион на мастер-классы по декоративным штукатуркам разных производителей.

Декоративная штукатурка тогда в нашей провинции была диковинкой. Чтобы клиент согласился заменить обои на декоративную штукатурку, нужно было поработать и как дизайнер, и как продажник, и как психолог. Особенно если у этого клиента бригада очень скептически относится к новому.

Декоративная штукатурка тогда в нашей провинции была диковинкой. Чтобы клиент согласился заменить обои на декоративную штукатурку, нужно было поработать и как дизайнер, и как продажник, и как психолог. Особенно если у этого клиента бригада очень скептически относится к новому.

Мне нужно было найти надежных поставщиков и мастеров, которые готовы были учиться чему-то новому, а также научиться самой делать базовые покрытия. Я купила несколько упаковок декоративки и три дня дома тренировалась ее наносить: мне было важно понять процесс. В общем, мне пришлось многому учиться и самой проводить мастер-классы, чтобы учить тому, что освоила. Я всегда следила за трендами в области дизайна и до сих пор каждый год посещаю интерьерные и строительные выставки.

До 2010 года я была таким связующим звеном между заказчиком и подрядчиком. Я подбирала клиенту отделочные материалы, находила, кто эти материалы может смонтировать, а некоторых клиентов знакомила с дизайнерами интерьеров.

Клиентов, подрядчиков, дизайнеров я знала благодаря связям с прошлой работы, но очень быстро познакомилась и с другими — спасибо сарафанке. В маленьком городе нужно уметь дружить и с клиентами, и с конкурентами.

Сначала основной доход был с продажи отделочных материалов, основной материал — декоративная штукатурка, к ней уже добавлялись обои, лепнина и прочее. Через несколько лет я стала поставлять декоративную штукатурку и своему прошлому работодателю — права на ее продажу в регионе были у меня.

Расширила штат и начала продавать дизайн-проекты. Сарафанное радио работало, клиентская база расширялась, репутация крепла. К нам пришла одна молодая художница, которая по семейным обстоятельствам временно жила в нашем регионе, — ей нужна была работа. Она немного знала 3ds Max, и мы решили взять заказ на первый дизайн-проект. Все прошло удачно. Затем взяли на работу вторую девочку, третью, двух молодых людей — так появился первый штат дизайнеров.

Мало оформить идею в красивую картинку, нужно знать, как ее воплотить в жизнь, а в технической части ни у кого не было опыта. Тут меня выручало первое образование, все-таки не зря в моем первом дипломе есть слово «инженер». Приходилось следить за технической частью проекта.

Мало оформить идею в красивую картинку, нужно знать, как ее воплотить в жизнь, а в технической части ни у кого не было опыта. Тут меня выручало первое образование, все-таки не зря в моем первом дипломе есть слово «инженер». Приходилось следить за технической частью проекта.

Потом штат сменился, появились новые неопытные дизайнеры, которых я уже воспитывала под свои требования, а они визуализировали мои идеи.

В 2013 году в моей компании работало 14 человек: бухгалтер, четыре дизайнера, два менеджера, три декоратора, четыре мастера-отделочника. За всех сотрудников я платила налоги, но к концу 2015 года стало сложно. Пришлось начинать оптимизацию.

Перешла на самозанятость. К 2019 году я осталась одна: сама дизайнер, сама бухгалтер, исполнитель некоторых работ, плачу налоги только за себя и нанимаю разных людей на подряд. Мне во всем помогает муж. На объектах он следит за технической частью работ, он как бы тоже на подряде. Мы прекрасно ладим.

В 2017 году оборот компании был 18 миллионов в год, сейчас, когда нет бухгалтера, я перешла на налог для самозанятых и отказалась от продажи материалов, даже оборот назвать не могу.

Считаю, что главная составляющая дизайнерских услуг — индивидуальность, ее нельзя масштабировать, поэтому успех нужно измерять не количеством заказчиков в год, а востребованностью дизайнера. Когда я стала работать одна, то просто отказалась от многих новых клиентов, но без работы не осталась. Я определила для себя уровень комфортного дохода и стараюсь его придерживаться.

Доход в месяц оценить сложно, так как деньги все время в обороте: нужно закупать материалы, рассчитываться с подрядчиками, выполнять какие-то мелкие заказы самостоятельно. Обычно я считаю не сколько заработала, а сколько потратила на семью.

Доход в месяц оценить сложно, так как деньги все время в обороте: нужно закупать материалы, рассчитываться с подрядчиками, выполнять какие-то мелкие заказы самостоятельно. Обычно я считаю не сколько заработала, а сколько потратила на семью.

В первый год бизнеса самая маленькая сумма, которую я могла потратить на семью, была 3000 Р в месяц. Через год я могла уже тратить на семью 25 000—50 000 Р в месяц. А сейчас стабильно трачу по 200 000 Р. Для кого-то это смешная сумма, но для нашего города это приличные деньги, учитывая, что у меня свободный график и я работаю в удовольствие.

У меня собственный офис — не в аренде, купленный на заработанные деньги, не в кредит. И совсем не сарай. Меня радует, что клиенты возвращаются, рекомендуют меня своим друзьям. Репутация работает на меня. Сейчас я сама выбираю, с кем работать. У меня есть проекты, которые тянутся по несколько лет, а есть те, про которые я уже и забыла. Доход, конечно, не стабильный, но меня никогда это не смущало. Пока строятся дома, работа найдется.

Стратегия на будущее

Я довольна своей жизнью. У меня есть ключи от загородного дома, автомобиля и офиса, по утрам могу гулять по собственному газону и любоваться розами. Я не жду пенсии, потому что считаю, что нужно трудиться и учиться до последних дней, пока есть силы.

Накоплений пока не делаю, так как у нас с мужем общий бюджет и есть общие долги, в которые он неудачно влез. В условиях инфляции, когда есть долги, накопления бессмысленны. Подушка безопасности — это здоровье и дети, которые выросли хорошими и начинают сами зарабатывать.

Осваивать новые горизонты в 47 лет гораздо сложнее, чем в 20, но хочется быть современной. Сейчас я пытаюсь освоить интернет-профессию. Мне хочется закрепиться в сфере онлайн-образования: создаю обучающий курс по дизайну, параллельно осваивая технологии продвижения продукта в интернете.

Пока я собираю информацию, размышляю, прохожу бесплатные интенсивы от онлайн-школ, слушаю разные модные курсы, наблюдаю за другими, прокачиваю скилы, как сейчас говорят. Я никуда не тороплюсь. Сейчас все очень быстро устаревает. Думаю, чтобы начать зарабатывать в интернете, нужно предлагать что-то для развлечения и отдыха. Может, у меня получится предложить что-то уникальное, востребованное и интересное.


Екатерина Табатчикова
Возьмете что-то на вооружение в своем карьерном пути?

какая вы молодец! удачи вам и в дальнейшем :)

13

Потрясающе амбициозный и смелый путь. Сил вам и дальнейших успехов!

7

Восхищаюсь героиней данной истории! Настоящая русская женщина! Воспитывая двух детей( без детсада) , успела второе высшее получить! И не сидела на плечах мужа! Молодчинка!

1

Очень интересный путь человека-трудяги. Но ваша смелость с открытием журнала удивила!
А ещё не совсем понятно с деньгами в 90-е. Тогда уже были миллионы и тыщи... Помню пачка "Bond" стоила 600 руб.))) Поэтому 10-20 рублей за час работы косметологом звучит странно, проезд на городском транспорте стоил дороже)
Желаю вам продвижения! Это классно, когда человек готов учиться и открывать новые горизонты.

0

Elena, да, вы правы, после реформы 1993 года цены были уже в тысячах, но купюры по 10 рублей еще были в обращении среди населения, хотя зарплату на предприятиях такими купюрами уже не выдавали.

1