Карьера
24K

«Даже не думала, что смогу зарабаты­вать»: 7 историй о карьере с гуманитар­ным образованием

Опыт читателей
43
«Даже не думала, что смогу зарабаты­вать»: 7 историй о карьере с гуманитар­ным образованием
Аватар автора

Лада Кошман

гуманитарий

Страница автора

Карьерная траектория выпускников гуманитарных вузов может быть очень непредсказуемой.

Одни выбирают работать по специальности, другие переходят в смежные области за большим заработком и профессиональной самореализацией. Читатели Т⁠—⁠Ж рассказали, как сложилась их жизнь после учебы на гуманитарных направлениях, а мы составили подборку из их историй. Присоединяйтесь к обсуждению и делитесь опытом в комментариях.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

ИСТОРИЯ № 1

О том, как философ-религиовед стал тренером по корпоративному обучению

Аватар автора

Дмитрий Королев

до сих пор интересуется философией религии

Страница автора

Я больше чем просто гуманитарий по образованию: я дипломированный философ-религиовед. Учился в педагогическом вузе, и на старших курсах у нас была сильная подготовка по педагогике и андрагогике  .

Когда я только поступал, уже понимал, что по специальности никогда работать не буду. Для такого образования целевой карьерный трек только один — оставаться дальше преподавать в вузе, учитывая, что кафедр светского религиоведения или философии религий в России меньше 10. При этом выбор был абсолютно осознанный: до сих пор интересуюсь темой и преисполняюсь в этом направлении.

Параллельно с учебой я работал продавцом в одной из крупных розничных сетей мобильной техники. Через какое-то время стал внутренним тренером, который учит сотрудников продажам и сервису, — вот тут и понеслось. Сейчас уже больше 11 лет работаю в области корпоративного образования и дорос до руководящих позиций в этой сфере.

Не уверен, что инфа из вуза помогла в карьере. Но меня иногда даже забавляет, что я, так или иначе, сейчас работаю по специальности: педагогический вуз и корпоративное образование связаны.

ИСТОРИЯ № 2

О том, как лингвистика и филология пригодились в редакторском деле

Аватар автора

редкая птица

работает с текстами

Страница автора

Окончила лингвистический бакалавриат и филологическую магистратуру. Изучала перевод и переводоведение. Работаю переводчиком, редактором, корректором, постредактором  машинного перевода и терминологом  в сфере медицины и фармацевтики.

Чаще всего занята в крупных и общественно значимых проектах, связанных с разработкой лекарств или устройств. Это особенно отрадно: небольшой, но мой личный вклад в большие дела. Пока меня все вполне устраивает и по нагрузке, и по оплате, и с точки зрения разноплановости задач, но не исключаю, что буду исследовать и другие горизонты :)

ИСТОРИЯ № 3

О том, как выпустилась с истфака и начала обучать софт⁠-⁠скиллам

Аватар автора

Выдра в гетрах

устроилась в крупную компанию

Страница автора

Я выпускница истфака, специальность — «учитель истории». Работаю в крупной компании тренером по софт-скиллам. Как по мне, очень гуманитарная тема. Нужно быстро разбираться с большим количеством информации, критически анализировать ее, а потом рассказывать просто и увлекательно о том, что узнала. Это как раз то, чему меня учили на истфаке. Ну и конечно, в работе помогают вузовские знания из области психологии и методики преподавания.

ИСТОРИЯ № 4

О том, как стала экспертом-методистом после филфака

Аватар автора

Василиса Василисина

неплохо зарабатывает

Страница автора

Много лет назад окончила филологический с красным дипломом. В тот же год пошла в аспирантуру, сдала кандидатский минимум через два месяца после поступления. Мне предложили вести занятия у студентов, причем сразу лекции. Много лет читала на родном филфаке, но очень люблю узнавать новое, поэтому еще поучилась психолингвистике и русскому как иностранному. Все это сильно обогатило мое понимание методики.

Стала интересоваться, как можно соединить знания психолингвистики и образовательный процесс. Сейчас в основном занимаюсь с абитуриентами и немного со студентами, но, конечно, основной доход мне приносит методическая и экспертная работа.

Ученики записываются ко мне за два года, хотя я не репетитор. Информацию обо мне невозможно найти на соответствующих сайтах, так как у меня нет необходимости искать клиентов. В первую очередь я преподаватель-эксперт, но родственники учеников просят взять их, а мне жалко отказывать, ведь я знаю, что со мной они гарантированно сдадут на свой максимум. Так что получаю доход и от индивидуальных занятий.

Скажу честно, что ни во время учебы, ни в первые годы преподавания даже не думала, что смогу зарабатывать. Просто занималась любимым делом, кормили сначала родители, потом муж. А дальше моя учеба вдруг стала приносить доход. Было удивительно, да и сейчас поражаюсь и радуюсь, когда понимаю, что при необходимости прокормлю семью. Конечно, по сравнению со многими доход у меня небольшой. Но выше, чем я когда-то предполагала.

ИСТОРИЯ № 5

О том, как совмещать магистратуру по филологии и работу музейным менеджером

Аватар автора

Наталья Жужель

строит новые планы

Страница автора

Окончила бакалавриат по направлению «Культурология», сейчас учусь на втором курсе магистратуры по филологии. Отец звал меня в нефтянку, но я не люблю легкие пути.

Пока училась в бакалавриате, у меня не было возможности работать, так как в приоритете все-таки стояло образование. С деньгами помогали родители, поэтому не бедствовала, но жила скромно. Я искала всякие подработки, стажировки, волонтерские программы по специальности. Меня не устраивала временная занятость в сфере обслуживания для студентов. Стажировалась в музеях и подрабатывала в ивент-индустрии.

В конце бакалавриата я уже смогла сформировать адекватное резюме, чтобы меня заметили. Разумеется, получала много отказов, так как опыт работы был не вполне серьезный. Но все равно меня взяли в один маленький коммерческий музей в качестве музейного менеджера. Фактически на мне лежали обязанности администратора, экскурсовода и кассира.

Поступив в магистратуру на очное отделение, я поняла, что график 5/2 для меня — миссия невыполнимая. Поэтому я уволилась и нашла работу экскурсовода на временном проекте. Когда он закончился и первый курс магистратуры тоже завершился, я устроилась в бюджетную организацию менеджером образовательных проектов.

Работаю пока немного, но перспективы вижу. Конечно, совмещать с очной учебой и написанием магистерской тяжело, но я, стиснув зубы, продолжаю прорываться.

Я очень устала от сферы обслуживания, теперь готова работать на серьезных позициях. Хочу развиваться в EdTech или в проджект-менеджменте, поэтому желаю себе удачи и терпения :)

ИСТОРИЯ № 6

О том, как пришла к SEO после теологического образования

Аватар автора

Анастасия Харитонова

укротительница сайтов

Страница автора

По образованию я теолог-лингвист. В душе все еще мечтаю переводить детские книжки, современных богословов или мультики. Мешает этому нехватка времени и непонимание, как снова влиться в нужную среду спустя 12 лет перерыва.

Первые два года после вуза я была секретарем, репетитором, пиарщиком. Однажды оказалась в конторе, где выписывала инвойсы. К счастью, меня туда окончательно не взяли. Проходила собеседования в два военных вуза. В один из них даже могла бы устроиться теологом. Но зарплата — 13 000 ₽. Простите, нет.

После метаний очнулась в страховании, где и проработала почти девять лет.

Словом, моя карьера была чередой случайностей. Пока четыре года назад я не взяла себя в руки и сознательно не пришла в SEO. Я знала, чего хочу и как это получить. Теперь укрощаю сайты. И даже применяю в работе знание английского. Потому что многие передовые вещи выходят на нем. А еще он нужен для подработок по SEO, которые очень хорошо оплачиваются.

Шутя говорю, что на пенсии хочу два новых высших: искусствоведение и еще одно лингвистическое, например, по редкому языку. Но пока меня устраивает сфера ИТ и диджитал. Вот, нашла баг на сайте Т⁠—⁠Ж и оказалась права.

ИСТОРИЯ № 7

О том, как искала себя после философского факультета

Аватар автора

Вера Р

не пошла в науку

Страница автора

Я бакалавр и магистр философии. При этом сразу понимала, что не пойду в академическую сферу. Наш декан тоже отдавал себе отчет в том, что в науке останутся немногие, но в вузе нас научат главному: читать, писать, говорить и думать.

И в целом я реально применяю все эти навыки. Критическое мышление — наше все. Герменевтика  и майевтика  , а также общее отсутствие страха задавать любые вопросы помогают везде. Семь лет работала в научном музее, половину из них — с карт-бланшем мучить ученых с мировым именем, чтобы докапываться до сути. А потом соображать, как это максимально достоверно донести до посетителя, воплотив в экспонат.

За время карьеры делала закрытый прием с участием первого лица иностранного государства в рамках Петербургского международного экономического форума.

Продюсировала разработку мобильных приложений с дополненной реальностью, координировала социологические исследования, проводила аудиты процессов. Преподавала философию современного искусства. Да чего только не было. Даже выучилась на массажиста. Не собираюсь делать это основной профессией, но переключаться на ручной труд здорово.


Лада КошманОправдало ли​ гуманитарное образование ваши ожидания?
  • Дмитрий КоролевА я смотрю тут прямо тусовка философов и теологов собралась, аж целых 3 человека из 7. :-D13
  • MaraВасилиса сильно удивила. Кто-то сильно напрягся, чтобы человека без степени поставить лекции читать, тут надо быть доцентом. Ну и не понятен смысл сдачи кандидатского минимума через 2 месяца, можно было еще через 2 сдать всем потоком. У меня техническое образование, не представляю себя филологом.7
  • Василиса ВасилисинаMara, вы ошибаетесь, чтобы читать лекции достаточно быть старшим преподавателем, а для непрофильных факультетов даже ассистентов ставили на чтение лекций. Ну и я была, видимо, достойна этого - сейчас мне сложно объективно судить. Просто факты: вот так сложилась карьера. По поводу аспирантуры экстерном - а смысл мне был там числиться, если у меня была готова диссертация и ее хотелось поскорее провести через все согласования. Моя история чисто для иллюстрации, что и филологическое образование может быть прибыльным.5
  • Василиса ВасилисинаMara, и еще важный момент: в аспирантуре нет потоков! У нас 2 человека с курса поступили в аспирантуру. Никаких лекций нам не читали - это было время чисто для самообразования, написания диссертации и сдачи кандидатских минимумов.2
  • ALINAДмитрий, в жизни их намного меньше, они все тут9
  • Pirozhok_s_kapustoy"Жалко отказывать, ведь я знаю, что со мной они гарантированно сдадут на свой максимум" "По сравнению со многими доход у меня небольшой" "Методическая и экспертная работа" Ничего не понятно, и очень интересно. 1. Какой максимум и где - ЕГЭ в школе, пятерка на экзамене в вузе? 2. Что является гарантом сдачи - высокая востребованность (по словам комментатора) среди учеников? 3. Что такое "экспертная работа"? Это наставник наставников, только среди преподавателей? 4. Работает "методистом и экспертом", имеет красный диплом. Занимается репетиторством (по словам комментатора на высоком уровне - "ученики записываются ко мне за 2 года" , что должно хорошо оплачиваться), при этом маленький доход. Автор, вы проводите по 1 лекции в месяц, консультируете 1 педагога и проводите 1 урок в качестве репетитора? Редакторы, можно проводить фактчекинг? Как бы интересно слушать реальные истории, а не поток позерства и пафоса. Причем с несвязным изложением и противоречащими друг другу фактами. Конкретно этот герой дискредитирует и тему статьи, и потенциал гуманитарного образования, в принципе.49
  • NatuMara, дефицит кадров в ВУЗах всегда был таков, что лекции и 25 лет назад читали не только доценты. Напротив, если ты молодой специалист, вероятность того, что тебе дадут исключительно аудиторную нагрузку, а это как раз лекции и семинары, которые часто превращаются в такие же лекции, гораздо выше, чем у преподавателя со степенью.6
  • Nine K.я считаю для каждого своё0
  • MaraNatu, 25 лет назад я недавно как закончила вуз и такого не было. Лекции читали только профессора и доценты. Не было дефицита кадров ваапще. Один из ведущих транспортных вузов страны. Да, платили так себе и у всех была вторая работа.1
  • MaraВасилиса, я учусь в аспирантуре в данный момент и поверьте, в курсе событий. Два семестра как у студентов: первый-лекции по предмету с кафедры социологии, английский, философия+ семинар, первая и вторая пара в субботу. Второй семестр: защита интеллектуальной собственности, и специальность, также методика преподавания, три экзамена. Не знаю, когда вы там учились, сейчас послевузовское образование прошло ряд реформ и имеет четкую структуру .4
  • MaraВасилиса, для старшего преподавателя с младшего нужно три года работы, откудова их было взять на 2 курсе? Это все равно нарушение. Поскорее провести-вы успели прям по-шустрому опубликовать 3 ваковских статьи? Не знаю, может в филологов и прокатывает, у инженеров нет. Моя соседка филолог, учитель русского и литературы. Ставка в крутой школе и репетиторство, боюсь соврать, ну двести в месяц есть, по моим подсчетам. Егэ по русскому сделали филологию весьма прибыльным делом.0
  • Мария ОвчинниковаМне кажется вообще нет..0
  • Мария ОвчинниковаPirozhok_s_kapustoy, сильно сказано2
  • Мария ОвчинниковаMara, ну это ещё нужно постараться..0
  • Мария ОвчинниковаВасилиса, самообразование? серьёзно...0
  • ЛойерА заводы кто будет строить, мля?0
  • MaraМария, постараться это вы про что? Автор вещает, что при наличии готового диссера можно досрочно защититься. Далеко не всегда, зависит от диссовета. Иногда вообще не пускают на защиту по разным причинам. Совсем не защищается данный материал в данном месте. Автору нереально повезло.0
  • ВладимирNatu, я вел пару предметов в вузе, когда числился в заочной аспирантуре. Некому преподавать было...5
  • Alexandra OrlovaМоё- да. Я переехала по рабочей визе. Пользуюсь всеми языками, которые учила в универе. Правда работаю не по специальности. Синхронистом не смогла, слишком стрессовано и тяжело для меня, а письменные переводы- оказалось скучно7
  • ВладимирMara, это были нулевые годы... получил неоценимый опыт преподавания великовозрастным оболтусам...3
  • Ася АнютинаУ меня бакалавриат - издательское дело, магистратура - русский язык. Работаю корректором в муниципальном учреждении. Зарплата средняя, в свободное время пишу на заказ контент для квизов по Гарри Поттеру) и для себя занимаюсь его переводом)4
  • Чай УлунКакие вдохновляющие истории) спасибо авторам!)4
  • Дарья Абрамовапроблема в том, что гуманитариями себя часто называют те, кто просто не смог одолеть математику. А не те, у кого развито абстрактное мышление, устная и письменная речь, кто разбирается и может анализировать исторические явления, искусство и тд. В итоге создается впечатление, что гуманитарии это какие-то недостаточно образованные люди, которым сложно найти работу. У меня математический склад ума, но гуманитарное образование. Ни о чем не жалею)67
  • ГалинаДа, оправдало. Дало разнообразные варианты трудоустройства в свое время.1
  • ДмитрийТеолог-лингвист... Теперь я знаю название самой бесполезной специальности.1
  • Анастасия МитюшинаPirozhok_s_kapustoy, хм, думала мне показалось. Нет, не показалось. Спасибо!0
  • PollythedearestМое оправдало полностью. Но статья не имеет смысла без указания уровня зарплат )5
  • PollythedearestДмитрий, зря Вы так, они поднимают немало денег на грантах, эта тема в моде))1
  • ЧитательГлавное, оправдать самого себя. Если душа не лежит, ничего не выйдет, хоть заубеждай самого себя в полезности и перспективности. У меня образование в сфере наук об обществе. В вопросах точных и естественных науках при необходимости разбираюсь и способна их понимать, но мне от этой сферы просто неуютно и морально некомфортно - учиться не по своему направлению я бы просто морально не смогла бы, а так я получила огромное удовольствие от учебы, получила много полезных навыков и сильно выросла внутренне. Профессиональных возможностей тоже было достаточно, но от многих я осознанно отказалась, так как другие приоритеты (в частности, не готова к переездам, к очной работе и т.д.).2
  • user5836519Нет не оправдало . То есть в храмах куда нас готовили мы оказались не очень нужны , только на временную работу , и после окончания договора можно искать другой храм , а теперь уже на пенсии . В основном там глумятся , в монастыре нужны кухарки , уборщицы , в храмах тоже , то есть кто пристроился по окончанию ВУЗа на постоянную тот и работает1
  • ДмитрийPollythedearest, от этого оно не перестаёт быть бесполезным.2
  • Нехетти Грин"Окончила лингвистический бакалавриат и филологическую магистратуру. Изучала перевод и переводоведение. Работаю переводчиком, редактором, корректором, постредактором машинного перевода и терминологом в сфере медицины и фармацевтики". Так, стоп! Откуда знания по медицине, необходимые и достаточные для работы терминологом? Спасибо за идею с постредактором машинного перевода, не слышала про такое. А перевод - это каторга за копейки. Если не за копейки, то устный в тучных В2В-сферах или синхрон.3
  • Нехетти ГринДарья, точно.0
  • Нехетти ГринPollythedearest, кстати, да. Цифры в студию!2
  • Нехетти Гринuser5836519, судя по количеству ошибок в вашем сообщении, поводы для монастырских глумлений вполне объективны.3
  • Анастасия ХаритоноваЧай, ну гуманитарка она тоже по-своему ставит мозги, даже если ты не используешь её напрямую. Например, работа с большим количеством информации. Определённая широта подходов к решению проблем. Умение аргументировать и вести диалог. То есть не только технарям это вот всё доступно. А уж умение работать с текстами и языками внезапно пригодилось в диджитале при работе с копирайтерами. Так что, возможно, нет у нас конкретной профессии. Но есть возможность много куда просочиться и выучиться.0
  • Анастасия ХаритоноваДмитрий, от уж не так бесполезно. Второе я использую до сих пор, и почти все работы так или иначе требовали знания языков. Не говоря уж о том, что моя жизнь как таковая была б просто иной, я бы много чего не попробовала и не узнала. А также на базе причесанных мозгов в плане языков я самостоятельно выучила сербский до среднего уровня и вполне могу там жить и, подтянув, начать работать. Средний уровень не бог весть что, но с поправочкой, что я полная самоучка - довольна. И эти знания уже сильно отпечатались тоже на моей биографии.2
  • Surullinen HiiriПолноте, ведь и ежу понятно, что круче айти человечество ничего не придумало ))3
  • БаянкаЯ закончила романо-германскую филологию много лет назад. Сейчас продаю оборудование для строительства тоннелей и дренажных систем на швейцарцев, живу далеко заграницей, делаю технические переводы с английского/ немецкого, когда нужно. Если бы можно было все вернуть, поступала бы в энерго институт/ текстильный или мед. С прикладным образованием легче найти высокооплачиваемую работу, на мой взгляд. Не нужно идти долгим ветвистым путем, часто в никуда. Филологом, особенно женщине заманчиво навсегда остаться домохозяйкой или секретарем в приемной.4
  • Дементор ДженниПодытожим. Люди обучались одним профессиям, а работают по другим. Иногда смежным. И благодаря тому, что сменили вектор- у них есть деньги.3
  • Ольга БорзоваMara, не уверена насчёт 3 лет. Я преподавала в вузе в 2008-2010 и стала старшим преподавателем очень быстро. Может быть, это , конечно, было нарушением, но знаю, что у большинства было так же.0
  • Ольга БорзоваMara, может быть, имеется в виду не самообразование, а другая форма обучения. Соискатели на лекции не ходят, учат сами, потом сдают экзамены. А у Вас была классическая аспирантура, где нужно посещать лекции. Может быть, здесь корень непонимания.0