Что вы узнаете

  1. Откуда берутся коммунальные проблемы.
  2. Могут ли коммунальные проблемы решаться сами собой.
  3. Кто их может решить.
  4. Сколько можно сэкономить на решении коммунальных проблем.
  5. Что можно получить, кроме экономии в деньгах.
  6. Почему жильцы не хотят решать проблемы с коммунальными службами.
  7. Что же делать.

Откуда берутся коммунальные проблемы

Жители многоквартирных домов регулярно сталкиваются с грязными подъездами и неработающим освещением, а еще — с открытыми дверями в подвалы, в которых спят бездомные. И машину на парковку поставить нельзя, потому что предприимчивые соседи перегородили проезд шлагбаумом, согласия других жильцов не спросили и как положено все не оформили.

Причина таких проблем почти всегда в том, что одна из сторон, участвующих в содержании, обслуживании и ремонте дома, свои обязанности не исполняет. Но этих сторон очень много, и собственники квартир — одна из них. А если они сами мусорят во дворе и курят в подъезде, мешают соседям жить и не подают заявки в управляющую компанию (УК), то проблемы не заставят себя ждать.

Простому гражданину не всегда понятно, кто и за что отвечает, куда жаловаться и что можно улучшить. В итоге жилец многоквартирного дома жалуется в управляющую компанию — и получает в ответ: а это не к нам, напишите в другое ведомство, а лучше обратитесь в суд.

Часто вся работа по наведению порядка на этом заканчивается — кажется, что если сразу не среагировали и не помогли, то и дальше ничего хорошего не будет.

Почему жильцы не хотят решать проблемы

Считается, что наведение порядка в доме — занятие, требующее особых познаний в законах, постановлениях правительства и секретных приказах. На него нужно тратить много времени, знать часы приема чиновников и адреса всех ведомств. При этом придется проводить много времени в очередях. Поэтому жильцы обычно действуют так.

Перекладывают ответственность на других. Многие считают, что решением всех коммунальных вопросов должны заниматься обслуживающие организации. Раз они получают за это плату, значит, сами должны следить за состоянием дома, находить неисправности и устранять их. Жильцы в этот процесс вмешиваться не должны. Но сами собой такие вопросы обычно не решаются.

Справляются своими силами. Есть и другая точка зрения: жильцы видят, что никто ничего не делает, и начинают решать вопросы самостоятельно — моют подъезд, покупают лампочки и ремонтируют двери подъезда. Качество их жизни улучшается, но это требует дополнительных затрат. По сути, жильцы платят дважды: сначала — управляющей компании за будущий ремонт, а потом тратят деньги и время, чтобы сделать этот ремонт своими силами.

Отказываются платить. Некоторые решают вопрос более экстремальным способом — например, отказываются платить управляющей компании, потому что она некачественно работает, но это незаконно. В такой ситуации управляющая компания не может отказаться обслуживать жильцов, это тоже не по закону. Но на практике качество работ сразу падает, а любые заявки выполняются очень медленно. Для жильцов, которые не платят, в этом тоже ничего хорошего нет: их ждут судебные иски и общение с приставами.

Ни во что не вмешиваются. Есть и другая позиция: самому ничего не делать, а просто ждать, когда это сделают другие. Тут причины могут быть разными — например, жильцы не хотят портить отношения с управляющей компанией, потому что там работают хорошие люди. Но независимо от причин в результате проигрывают сами жильцы.

Многие думают, что не смогут разобраться в финансовых документах, не знают, где посмотреть тарифы на услуги, и считают, что у них не получится ни в чем разобраться. Но это и не нужно: если поставщики коммунальных услуг обманывают или обсчитывают, можно сообщить об этом в контрольные ведомства. Например, в жилинспекцию или Роспотребнадзор. Они обязаны провести проверку, а если не поможет — можно жаловаться в прокуратуру и суд.

Тратить время в очередях сейчас тоже не обязательно — можно даже не знать, где находится ваша управляющая компания, но решать с ней вопросы. Для этого достаточно интернета и нескольких минут.

Еще 10 лет назад разобраться с коммунальными проблемами было очень трудно. Но времена меняются — и для наведения порядка уже не обязательно выходить из дома.

Проблемы может решать не только собственник, но и его родственники или арендаторы. Часто они боятся, что если обратятся с заявкой, то никто не будет их слушать: они же не владельцы. Но сообщить о неисправностях и нарушениях может кто угодно — даже гости. Ни доверенность, ни даже устное указание от владельца квартиры для этого не нужны. Главное — сообщить о факте. По закону любой может защищать свои интересы не только лично, но и через представителей.

Причем дом — это не только территория за дверью подъезда. Жильцам принадлежит еще и придомовая территория, например парковки, тротуары и детские площадки. Навести порядок можно и там.

Кто оказывает коммунальные услуги

Технические неисправности и недостатки в обслуживании могут устранить только коммунальные службы: управляющая организация, товарищество собственников жилья и ресурсоснабжающие организации. Жильцам в процесс ремонта лучше не вмешиваться.

В теории все замечательно: жильцы должны звонить в диспетчерскую службу, а та — направлять специалистов и все устранять. На практике сложнее: к сожалению, встречаются недобросовестные коммунальщики, которым удобнее игнорировать заявки жильцов. А если коммунальщики и добросовестные, иногда они просто не справляются — например, не хватает ресурсов или не получают заявки от жильцов.

И тут без активной позиции собственников никак не обойтись. Если они не будут вовремя подавать заявки на решение проблем, то об этих проблемах не узнают и работы выполнять не будут. В итоге уровень жизни жильцов ухудшится. А еще они потеряют деньги — например, заплатят за уборку подъезда, которой не было, и за воду, которая вытекает из проржавевшей трубы в подвале.

Как можно сэкономить на решении коммунальных проблем

Допустим, человек купил новый красивый пылесос на гарантии. Пылесос исправно включается, гудит, но пыль не собирает. Покупатель приходит в магазин, чтобы сдать пылесос, а ему говорят: ну он же красивый и гудит. И он у вас уже есть, поэтому оставьте пылесос себе. А деньги вам мы не вернем. И остается человек с неработающим пылесосом и без денег. Несмотря на то что пылесос остался у него, покупатель потерял все деньги, которые за него заплатил. Потому что неработающий пылесос — почти то же самое, что его полное отсутствие.

Так же и с коммунальными услугами. Если вы ежемесячно вносите коммунальные платежи, а лифты не обслуживают и во дворе не убирают, вы теряете деньги.

Чтобы узнать точную сумму вероятных потерь, вы можете посмотреть в свою квитанцию для оплаты коммунальных услуг. Вероятных, потому что управляющая компания может выполнять все необходимые работы или их часть.

Многим кажется, что сумма, которую получится сэкономить, будет копеечной и такая экономия не стоит никаких усилий. Но на самом деле это не так. Например, бывает, что жильцы платят годами, сумма из года в год меняется незначительно. А потом появляется новый человек в доме, начинает разбираться в платежке и выясняет, что тепловой узел не введен в эксплуатацию, а значит, за тепло все жильцы платят не по факту, а по нормативу и переплачивают 10—20%.

Горящие весь день фонари у подъезда — тоже за счет жителей, как и вода из протекающих в подвале труб. А кроме тех счетчиков, которые стоят в квартирах, есть еще и общий счетчик. И разница между его показаниями и квартирными оплачивается из кармана жильцов.

Средний счет за коммунальные услуги в России — около 18 тысяч рублей в год. Сюда входит передача ресурсов — холодной и горячей воды, электричества и отопления, газа, обслуживание канализации и вывоз мусора. Если общая сумма счетов за коммуналку у вас больше 18 000 Р — значит, в них еще учитывают управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества жильцов. Это тоже стоит денег, но эти счета можно уменьшить, если навести порядок.

Аббревиатура ОДН в квитанции означает, что это расходы на общедомовые нужды. Их реально можно уменьшить — например, за счет установки энергосберегающих ламп или за счет своевременного устранения утечек из труб
Аббревиатура ОДН в квитанции означает, что это расходы на общедомовые нужды. Их реально можно уменьшить — например, за счет установки энергосберегающих ламп или за счет своевременного устранения утечек из труб

Что можно получить, кроме экономии в деньгах

Если добиться порядка в доме и подъезде, жильцы получат намного больше, чем экономию на коммунальных услугах. Вот основные преимущества.

Жизнь станет комфортнее. Во дворе и подъезде не будет риска провалиться в незакрытый люк. Если решены проблемы с парковкой, то не придется ругаться с соседями из-за занятого места. А заявки по любым коммунальным проблемам будут исполняться не по принципу «когда получится», а точно в срок.

Проще продать квартиру. Если вы собственник и захотите продать квартиру, первое, что увидит покупатель — это подъезд. И уже по нему начнет делать оценки. Замусоренный подъезд с разбитыми лампочками, капающая вода из труб, разбитые окна и неисправный домофон — повод для торга. А если дом ухоженный, везде чисто, двор благоустроен и вместо лужи в нем новая детская площадка, то и квартира стоит дороже.

Дом будет безопаснее. Бардак в доме притягивает криминал. Подъезд не заперт, в нем регулярно собираются любители выпить, а лестничные площадки завалены окурками. Пьяные люди могут быть агрессивными — это опасность для всех жильцов. Ухоженные дома не пользуются такой славой: только присядешь на лавочку с бутылкой, а неравнодушные соседи уже делают замечание или вызывают полицию.

Детям будет комфортнее и безопаснее. Им не придется смотреть на стены с нецензурными надписями. Вместо этого дети смогут проводить время на новых и отремонтированных детских площадках и в зеленых зонах.

Коммунальные платежи станут меньше. Если контролировать обслуживающие организации, они не смогут включить в выполненные услуги то, чего не делали. Иногда экономия может быть относительно небольшой, 100—300 Р в месяц. Но 300 Р в месяц — это 3600 Р в год. На эти деньги можно покрасить один из этажей или отремонтировать неисправный домофон. Иногда экономия может быть больше — например, если недобросовестная управляющая компания включит в перечень выполненных работ опрессовку системы отопления, а фактически ничего не сделает. Стоимость такой опрессовки — от 7000 до 10 000 Р.

Что же делать

В курсе мы покажем, как благоустроить дом, двор, как посчитать необходимые вложения: эмоциональные, временные и материальные. А еще мы научим получать доходы от вашего дома, решать коммунальные проблемы с минимальными затратами, экономить на коммунальных услугах и договариваться, а не воевать.

Запомнить

  1. Порядок в подъезде, во дворе и доме в целом улучшает условия жизни и экономит деньги.
  2. Добиться порядка может любой гражданин: и собственник, и арендатор, и гость.
  3. Чтобы навести порядок, не обязательно стоять в очередях и изучать расписание работы чиновников.
  4. Быть специалистом в области коммунального хозяйства тоже не обязательно — достаточно просто сообщать о неполадках.
  5. Если вам отказали, не отчаивайтесь. Любой отказ можно обжаловать.

Что дальше

Мы подробно расскажем вам, как навести порядок в своем доме и дворе.