Можно ли сделать возврат, если оплатили товар по QR⁠-⁠коду?

10
Аватар автора

Ольга У.

спросила в Сообществе

Если платить за что-то картой, там все понятно с возвратом. Например, возвращаешь неподошедшую одежду в магазин, прикладываешь к терминалу карту, и на нее через два-три дня приходят деньги. Также есть чарджбэк через банк.

Но сейчас то и дело предлагают платить по QR-коду. Что с возвратом, если платить этим способом? К кому обращаться и как?

Аватар автора

Елена Грудинина

разобралась с оплатой по QR-коду

Страница автора

Сейчас в магазинах, сфере услуг и онлайн-сервисах часто предлагают оплату по QR-коду. Хотя платеж проходит немного не так, как при оплате банковской картой, вернуть его можно в том же порядке.

Расскажу подробнее про особенности оплаты по QR-коду и возврат денег.

Как работает оплата по QR-коду

Торговые точки используют оплату по QR-коду, потому что экономят на комиссии банков. По таким операциям они в несколько раз ниже, чем при оплате банковской картой.

В Т⁠—⁠Ж уже подробно разбирали, как работает оплата по QR-коду. Я повторю основные особенности:

  1. Оплата мгновенно проходит через Систему быстрых платежей.
  2. Для оплаты нужен смартфон с банковским приложением. При этом банк покупателя должен быть подключен к СБП с опцией оплаты, а банк продавца — разрешать прием платежей через СБП.
  3. Можно использовать счет дебетовой или кредитной карты, но на всякий случай стоит уточнить в поддержке вашего банка, входят ли платежи по QR-коду в льготный период кредитки.
  4. Покупатель может поделиться QR-кодом с другим человеком, и тот оплатит покупку.
  5. В большинстве случаев банк не начислит кэшбэк за такой платеж.
  6. Могут быть сложности с оплатой, если у смартфона покупателя проблемы с интернетом.

Когда можно обращаться за возвратом товара

В Т⁠—⁠Ж много статей о правах потребителей в разных ситуациях, например:

Все правила возврата работают независимо от способа оплаты. То есть некачественный товар можно вернуть, даже если вы заплатили за него по QR-коду.

Аналогично с товаром без изъянов, который вам просто не подошел: по закону его можно обменять на более подходящий в течение 14 дней, не считая дня покупки. Если же подходящего товара нет, можно расторгнуть договор купли-продажи и потребовать вернуть деньги  .

При дистанционной покупке можно отказаться от товара в любое время до получения, а после получения — в течение семи дней, даже если товар качественный. Срок увеличивается до трех месяцев, если продавец не указал информацию об условиях возврата товара.

Отказаться от товара надлежащего качества нельзя, если его изготовили по индивидуальному заказу  .

Как сделать возврат при оплате по QR-коду

Как я уже сказала, возврат денег не зависит от способа оплаты — важно, чтобы выполнялись требования закона. Если платили по QR-коду, возврат тоже проходит через СБП.

Чтобы вернуть деньги, уплаченные по QR-коду, покупателю нужно убедиться, что товар подходит для возврата, и обратиться к продавцу с заявлением. В нем надо указать номер телефона, который привязан к карте, название банка, куда поступят деньги, а еще номер операции из чека. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие оплату, например чек.

Продавец вернет деньги по номеру телефона через СБП. Сама операция проходит мгновенно, при этом срок возврата денег за неподошедший товар надлежащего качества, если подходящего не нашлось, — три рабочих дня. Деньги за некачественный товар возвращают в течение 10 рабочих дней  .

QR-код работает на базе СБП, и возврат денег на счет, с которого произвели оплату, происходит мгновенно. Источник: sbp.nspk.ru
QR-код работает на базе СБП, и возврат денег на счет, с которого произвели оплату, происходит мгновенно. Источник: sbp.nspk.ru

Что в итоге

Неважно, как вы оплатили покупку: банковской картой, наличными или по QR-коду. Основания для возврата по закону одинаковые и не зависят от способа оплаты.

При расчетах через СБП деньги вернутся, как только продавец подтвердит возврат.

Поскольку операции через СБП проходят мгновенно, деньги придут быстрее, чем при возврате товара, оплаченного картой.

Елена ГрудининаА вам приходилось делать возврат после оплаты по QR⁠-⁠коду? Расскажите, как все прошло:
  • Максим> Чтобы вернуть деньги, уплаченные по QR-коду, покупателю нужно убедиться, что товар подходит для возврата, и обратиться к продавцу с заявлением. В нем надо указать номер телефона, который привязан к карте, название банка, куда поступят деньги, а еще номер операции из чека. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие оплату, например чек. Это вместо того чтобы просто карту к терминалу поднести. Ну да, таким образом вы поддерживаете бизнес, чтобы ему не приходилось платить несколько процентов за нормальный эквайринг.10
  • ЧёрноКотовый Коточёрновичвроде самое поганое, что чарджбэк по такой операции не выставить же?3
  • Андрей ЛБольше интересует вопрос будет ли кэшбэк за оплату QR-кодов от НСПК?0
  • AndrewЧёрноКотовый, именно так. Поэтому, если продавец по какой-то причине отказывается принимать товар назад и возвращать деньги (или, например, товар к вам вообще не пришел), то вы не сможете решить этот вопрос самостоятельно со своим банком.1
  • AndrewАндрей, и не только QR-кодов от НСПК. Но там сложная механика: сначала надо выполнить задания, получив за это приветы, потом обменять приветы на акции "получи кэшбэк", и тогда уже он будет начисляться. Подробнее см. на сайте vamprivet.ru0
  • Наталия МорозоваА как же часть 5 ст. 18 ФЗ О защите прав потребителей, гласящая, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований? Не работает?0
  • СофикоДелала возврат ошибочной оплаты по qr-коду в магнит-косметик (оплатила по qr, у них в программе оплата не прошла, заплатила картой, а деньги списались оба раза, увидела Я это уже дома). Тинькофф через поддержку этот возврат не сделал, отправив в магазин. В магазине минут 40 выясняли в программе, как и когда это все произошло и пытались отменить покупку, слава богу, успешно. Больше qr-кодом не плачу́.2
  • Dance4LifeМаксим, хоть кто-то поддерживает бизнес ) Сам всегда плачу через терминал, но меня терзают смутные сомнения, что однажды владельцы бизнесом вменят кассирам в обязанность уговаривать покупателя оплатить покупку по кувыркоду.0
  • МаксимDance4Life, просто карту показывать и говорить, что никакие банковские приложения не установлены0
  • Аня ИвановаСофико, Также было со сбером, техподдержка сбера всё решила0