Какие преимущества дает политика хеджирования компании

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Юрий Азаргаев

Страница автора

Современные реалии заставляют топ-менеджеров и владельцев бизнеса всё чаще задумываться о страховании рисков своего бизнеса. Всё чаще в поисковые запросы вбивается словосочетание «хеджирование рисков». И это вполне логично, учитывая высокую волатильность валюты на Московской бирже с конца февраля. Задумываясь о хеджирование впервые, бизнес имеет больше вопросов, чем ответов. Поэтому я решил раскрыть тему, на которую, по моему мнению, обращают меньше всего внимания при хеджировании: тему политики хеджирования компании.

Возможно, многие из вас слышали термин «политика хеджирования» и многие даже задавались вопросом «Как написать политику хеджирования, как и где ее зарегистрировать и для чего она нужна?» На эти и другие вопросы отвечу в этой статье. Но для начала поговорим про хеджирование. Я неоднократно затрагивал тему хеджа в своих статьях, но, как говорится, повторение — мать учения.

Хеджирование подразумевает открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Обычно хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путём заключения сделок на срочных рынках. Проще говоря хедж — это страховка от негативных последствий рыночных изменений. В нашей с вами стране чаще всего хеджируют валютные риски. И это не открытие, учитывая экспортную экономику страны и высокую волатильность национальной валюты.

Валютный риск является одним из наиболее существенных для бизнеса. Источником данного риска является несоответствие между денежными притоками и денежными оттоками в иностранной валюте, что создает чистые валютные потоки. Именно со стороны хеджирования валютных рисков я расскажу в данной статье про политику хеджирования.

Что такое политика хеджирования

Политика хеджирования валютного и ценового рисков реализуется в целях защиты интересов компании в случае изменения конъюнктуры на финансовых рынках. Политика хеджирования — это документ компании, в котором прописаны цели, риски и меры пресечения неблагоприятных последствий от реализации рисков.

Главной задачей такого документа является установления единого порядка выявления рисков и принятие своевременных и адекватных мер по использованию благоприятных экономических возможностей, снижения негативного воздействия выявленных рисков на результаты финансово-хозяйственной деятельности компании путем осуществления операций хеджировании с использованием производных финансовых инструментов.

Как выглядит политика хеджирования

Политика хеджирования — это составленный документ, который вступает в силу по приказу единоличного исполнительного органа после регистрации данного документа в ФНС. В документе раскрываются следующие пункты: цели документа; область применения; вводимые определения терминов; общие положения политики хеджирования; порядок оценки риска; порядок определения стратегии хеджирования; инструменты хеджирования и порядок оценки их эффективности; интерпретация и оценка сделок хеджирования; оценка и контроль эффективности системы управления валютным риском для целей налогового и бухгалтерского учета по российским стандартам.

Как правило, политика хеджирования пересматривается и, если есть необходимость, корректируется не реже раза в год. Сам документ регистрируется в ФНС, дабы в последующем можно было ссылаться на неё с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Прописывается документ самостоятельно и не имеет определенного формата, как правило, за его составление внутри компании берется казначей или финансовый директор.

В большинстве случаев компании поручают прописать и сформировать документ сторонней организации, как правило, посредником выступает какой-нибудь крупный банк, имеющее подразделение «Инвест банк». Естественно инвест-банкиры прописывают политику не бесплатно, и цены варьируются очень сильно в зависимости от банка и аппетитов банкира. Цены стартуют от отметки в 500 000 рублей и выше, зависят от размера и деятельности компании.

На просторах интернета можно встретить большое количество бесплатных образцов политики хеджирования, при этом стоит относиться к ним критически и проверять на юридическую и финансовую составляющую. С моей точки зрения, в первую очередь стоит обратить внимание на документ, размещенный на официальном сайте Московской бирже. Если в вашей компании есть квалифицированный специалист, которому по силу прописать политику хеджирования для вашей компании, то отлично, если такого специалиста нет, думаю, стоит отдать данное дело на аутсорсинг во вне.

Для чего нужна политика хеджирования

Политика хеджирования не только описывает инструменты и порядок хеджирования, она также помогает компании при отрицательном влиянии хеджа. Для наглядности приведу пример. Компания решила застраховать свои риски от роста стоимости доллара. Для этих целей был куплен фьючерс на пару доллар-рубль, который компенсирует повышенные затраты на покупку валюты в будущем, если курс пойдёт вверх. Но если курс валюты снизится, то по фьючерсу компания получит убыток. Но так как на СПОТ рынке компания сможет купить валюту дешевле, это нивелирует убыток. При этом имея прописанную и зарегистрированную политику хеджирования, компания сможет уменьшить налогооблагаемую базу.

Данное право регламентирует ст. 326 НК РФ, в которой раскрывается механизм отчуждения операций хеджирования из всех совершенных операций. Стоит отметить, что регистрировать политику хеджирования необходимо до начала операций.

Выводы

И под конец еще раз подчеркну, что хеджирование всё активнее используется в хозяйственной жизни организации, показывая пользу даже тем организациям, которые напрямую не ведут внешнюю экономическую деятельность.

Поэтому переоценить необходимость прописанной политики хеджирования в современных реалиях очень сложно. Если ваша компания ведет внешнюю экономическую деятельность или каким-то образом зависит от курса национальной валюты, то хеджирование вам необходимо, как и прописанная политика хеджирования. Имея строгий и продуманный план хеджирования, ваша компания сможет быстро и эффективно подстраиваться под изменения макроэкономики и продолжать развиваться. Не стану лгать, что для грамотного страхования рисков нужен опыт и знания, иначе можно попасть еще в большую беду, поэтому следует уделить особое внимание квалификации людей в вашей компании, которые занимаются хеджированием рисков и денежными потоками.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество