Как я купил курс за 10 000 рублей и практически подписал первый контракт на производство сериала

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Добрый день. Хотел бы рассказать о том, как я стал сценаристом, сколько зарабатываю, с какими проблемами сталкиваюсь и какие перспективы ждут людей, кто решил пойти по этому пути.

Я окончил истфак в провинции, потом — магистратуру культурологии в Санкт-Петербурге. После этого несколько лет работал журналистом в Петербурге за 45 000 рублей. Это был примерно 2015-й год. Хотя писать я начал лет с 18-ти и начинал с бирж копирайтинга за сущие копейки, которые выводил с BebMoney очень хитрыми способами.

В какой-то момент я решил сменить работу и стать сценаристом. Я около полугода ловил вакансии и однажды увидел на Mediajobs вакансию сценариста на телеканал «Звезда». Им срочно требовался человек на одну из телепрограмм с историческими бэкграундом (как-никак нужно было знать политическую повестку и понимать контекст). Меня взяли, хотя у меня не было никакого опыта.

Работа с телеканалом «Звезда»: обучение по телефону, конфликт и 4 программы по 20 минут

Нужно было писать 10-страничные сценарии для 20-минутной передачи (закадровый текст диктора + перебивки «говорящих голов» — спикеров по теме). Я понимал смысл, но совсем не владел формой и знанием форматирования таких документов, а это было принципиально важно. Всему этому меня научил по телефону шеф-редактор продакшна, который делал программу по заказу телеканала. Времени учиться почти не было. Нужно было делать все сразу и как полагается. Естественно, у меня плохо получалось.

Потом я приехал в Москву на переговоры и познакомился с командой. В этот день они шли на разбор полетов на «Звезду», и я попал в самый ад конфликта продакшна и телеканала. Оказалось, что канал был настолько против части команды, что их даже не пустили в здание. А на собрании подняли меня (я же сценарист) и полоскали матом при всех минут 20. Это был крайне неприятный опыт. А еще я впервые увидел людей из телека, которые сидят на бюджетах Минобороны. Это особый тип людей, которым плевать абсолютно на всех. Люди для них — пыль.

К слову сказать, канал предложил продакшну производство нового сезона, но хамское и унизительное отношение к команде вызвало протест у всех, в том числе руководителя продакшна. И она отказалась от контракта. Моя работа в этом продакшне закончилась, не успев начаться. Я работал там 2 недели и сделал 4 программы по 20 минут. Платили мне за каждый сценарий раз в 3 дня по 10 000 рублей. И это были классные деньги даже за такой дикий стресс.

По итогу я понял, что попал в команду исключительно из-за того, что у них самих все было не в порядке. Им срочно нужен был человек, и я подошел исключительно из-за подходящего бэкграунда. Если бы у них было все хорошо, то я бы никогда не попал к ним и не получил бы свой первый опыт.

Работа с телеканалом «РЕН ТВ»: 50-страничный сценарий за 50 000 рублей

После этого я начал снова искать вакансии и буквально через неделю меня взяли в продакшн, который делал полуторачасовые программы для «РЕН ТВ». Я немного приврал насчет своего опыта, прибавив 2 или 3 месяца работы, но в целом, как я потом понял, там тоже была текучка кадров и поэтому меня взяли. В этот момент по неведомым мне причинам продакшн полностью собирал новую команду, и я в нее попал.

Следующий год мы делали по 1 документальному фильму в месяц. И это была большая работа. Нужно было придумать тему, расписать синопсис, утвердить с продюсерами спикеров (от 5-6 до 12 на фильм), написать им вопросы, а затем сдать 50-страничный сценарий. Платили за 1 сценарий 50 000 рублей.

Там я впервые узнал, что существуют рейтинги и доли просмотров. И это критически важная вещь. Канал каждый сезон спускает продакшну цифры, которые должны быть при просмотре программы. Если фильм проваливается — плохо, но что поделать. Если фильм смотрят — хорошо. Последствия могут наступить, если сезон или два сезона большая часть программ проваливается — могут сменить продакшн или даже закрыть программу.

За время работы мы неплохо сработались, возникло взаимопонимание в команде. Левые люди долго с нами не работали и сами сливались. Цифры мы показывали разные — от провала до хороших показателей. Один из моих фильмов стал моим личным рекордом по фильмам.

Все изменилось в один момент. Наш начальник, который и без того постоянно на всех орал, совсем съехал с катушек. Начал угрожать гонорарами, оскорблял и хамил. В этот момент я нашел еще одну работу в другой программе «РЕН ТВ». Там нужно было делать небольшие сюжеты по 15-25 минут. Стоимость одного сюжета была от 25 000 до 45 000 рублей. Я отправил им сюжет, и мы постепенно начали работать.

Новая работа со старым товарищем и корпоративные заказы

Тогда я психанул и ушел от сумасшедшего директора, прихватив с собой хорошего продюсера, с которым мы классно сработались. Как я узнал спустя год, тот продакшн совсем накрылся: канал отказался от их услуг, а они начали делать совсем странные вещи — типа ведения социальных сетей какого-то муниципального округа Москвы. Тогда я понял, что хорошая команда — это фактически успех любого дела и что один самодур может за полгода сам же и разрушить собственный бизнес.

На новом месте я работал с переменным успехом. То выдавал хорошие материалы и цифры, то пропадал на некоторое время. Каждый месяц я зарабатывал от 40 000 до 70 000 рублей. В конечном счете мы так и не смогли сработаться. Мне совсем не нравилась команда. Потом началась пандемия, и ряды рабочих рук сомкнулись. Я вылетел. Тогда я понял, что работой в такой сфере не раскидываются.

Пандемию я пережил корпоративными заказами — сделал сценарии несколько мини-фильмов и стоило это все в районе 15 000-20 000 рублей. В общем-то, прошел я этот этап с помощью кредиток и остался с долгами. Параллельно я выслал около 100 резюме. Было несколько собеседований в корпоративный сектор (сценарии рекламы, мини-фильмов), но оказалось, что писать сценарии для ТВ и для корпоративного сектора — это два разных мира. Перестроиться сложно, и опыт на ТВ особо не помогает в работе над корпоративными роликами.

Параллельно я писал получасовые сценарии фильмов для несколько кабельных каналов. И деньги там были смешные — 3 000 рублей за 30 минут фильма. Тогда я понял, что весь мир сценарной работы в плане денег растет кратно в 10 раз. Если стоимость сценария для кабельного канала — 3 000 рублей, то для федерального — 30 000 рублей, а если ты пишешь сценарий серии для сериала — это еще в 5-10 раз больше, сценарий фильма — опять в 5-10 раз больше дороже.

И снова работа с телеканалом «РЕН ТВ»

Спустя полгода мытарств меня взяли на другую программу «РЕН ТВ». И это оказалось самая крутая команда за все годы моей работы. Все было выстроено и работало как часы. Мне платили 40 000 за 48-минутную программу, и я делал ее два раза в месяц. Там я проработал еще полтора года, параллельно написав несколько сценариев для других программ «РЕН ТВ». В конечном счете в моем портфолио спустя 3 года была работа в 10 телепрограмм для двух федеральных и 3 кабельных каналов. С таким портфолио меня охотно брали куда угодно.

Страница сценария для завода и конвейерная работа

Тогда же на меня сами вышли классные ребята из одного продакшна, которые делали корпоративные продукты. Их главным клиентом был огромный завод, который они снимали день и ночь, месяцами и годами. Там мне платили 50 000 рублей в месяц. Работа была непростая, хотя от меня требовалась от силы страница сценария в неделю. Все дело в особенно корпоративной подачи, и опыт на ТВ там даже мешал. Потому что на ТВ требуется одна подача, а в корпоративной работе требовалось ровно противоположное.

На пике у меня было 3 работы, и в один из месяцев я заработал 170 000 рублей за месяц. Но силы мои были на исходе. Я работал как на конвейере — отдавал одну работу и сразу брал вторую, отдавал вторую и сразу брал третью, отдавал третью и мне приходили правки по первой. И так по кругу, день за днем.

Курс за 10 000 рублей и последовавшее за ним

Тогда же я решил пойти учиться на сценариста сериалов. Я давно следил за одним сценаристом, который участвовал в написании сериалов «Эпидемия» и «Звоните ди Каприо». В какой-то момент он объявил свой короткий курс буквально на полтора месяца. Его целью была подготовка пилотной серии сериала. Я сразу же пошел, отдав за курс всего 10 000 рублей. И получил невероятный фидбэк. Это было одно из лучших решений в моей жизни.

К началу курса я уже крутил около года несколько идей для сериала. И за время курса написал пилот по одной из них. Затем после курса ведущий устроил конкурс, по итогам которого он взял бы двоих человек в состав авторской группы для работы над одним его сериалом. По итогам конкурса я попал в его авторскую группу. Он взял 2 человека из 100.

Тогда же он скинул нам питчинг одной из самых больших компаний по производству контента в стране. Они тоже объявили конкурс сериальных идей. Я прошел два этапа отбора, затем попал в число 20 финалистов, приехал в Москву и выиграл питчинг. Жюри из 16 человек единогласно выбрали мою работу. Я обошел 496 участников питчинга.

После этого я заключил контракт со сценарным агентом. Теперь у меня свой агент, который подключает меня к проектам и продает мои истории каналам и платформам. Сейчас я пишу сценарий, с которым выиграл питчинг. По деньгам — это совсем другой мир. Ценники за одну серию варьируются от 300 000 рублей чистыми до 750 000 рублей (но это у единиц). В скором времени я должен подписать свой первый контракт. И стоимость работ оценивается в несколько миллионов (конкретных цифр не могу сказать, только примерные).

Планы

Перспективы моей работы я вижу такими. У меня есть 4 идеи, которые можно продать в течение нескольких лет. Если стабильно и системно работать, то ценник за работу будет расти. Плюс лет через 5 все нормальные сценаристы создают собственные продакшн-студии и стараются получить производственные бюджеты — что называется «сериал под ключ». Там крутятся сотни миллионов рублей. Но это очень большая ответственность, геморрой и запары. Но иначе по-настоящему больших денег не заработать. Кроме того, работа сценариста зависима и непостоянна, тогда как собственный продакшн, а если быть точнее — команда грамотных и классных людей — способен стабильно и много зарабатывать.

В конечном счете, последний из возможных вариантов — это потолок в нашей стране — писать копродукцию с «Нетфликс». Сейчас так делают только 1 или 2 сценариста в нашей стране. И попасть к ним в работу — это невероятно сложная задача, над которой работают десятки суперкреативных и умных людей.

Итоги

Собственно такой путь я проделал за 4 года работы в индустрии. Можно ли считать мой путь уникальным? Отчасти. Я смог сделать то, что не смогли сделать тысячи людей. Я, конечно, немного горжусь собой, но к этому достаточно быстро привыкаешь, тем более, что задачи и вызовы становятся все сложнее, и риски сделать что-то не так растут в геометрической прогрессии.



Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Очень крутой и вдохновляющий опыт! Вы, похоже, реально талантливый человек!

2
0

Должен далеко пойти. Прям молодец. Даже рассказывает здесь интересно. Спасибо за Ваш опыт.

0

Сообщество