AMA
22K

Все еще сомневаетесь, стоит ли делать прививку от коронавируса? Спросите у медредакции Т⁠—⁠Ж

AMA о вакцинации с экспертами журнала

626
Аватар автора

Медредакция

Россияне меньше всех в мире хотят вакцинироваться от COVID-19. Во всяком случае, об этом говорят результаты исследования компании Morning Consult. Согласно их данным, 35% жителей России вообще не хотят делать прививку, а 18% пока сомневаются. На фоне таких скептичных настроений в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и некоторых регионах объявили об обязательной вакцинации работников сферы услуг от COVID-19. Появляются новые ограничения для ресторанов и баров. Вскоре сертификат о вакцинации начнут требовать и от путешественников — в Краснодарском крае такие правила вступят в силу 1 августа. При этом вопросов о вакцине очень много у всех — как у тех, кто боится или не хочет прививаться, так и у тех, кто хочет, но не понимает, когда, как и каким препаратом.

Медицинская редакция Т⁠—⁠Ж решила объединить усилия, чтобы разобрать главные вопросы о вакцинации. В течение недели наши эксперты будут отвечать вам в комментариях — с опорой на исследования России и других стран и весь накопленный опыт вакцинации от COVID-19.

Будьте внимательны к источникам информации о здоровье — и сходите к врачу

Эта статья — о коронавирусной болезни, или COVID-19. Во всех статьях о коронавирусной болезни мы придерживаемся позиции Всемирной организации здравоохранения, или ВОЗ. Прежде чем читать дальше, рекомендуем ознакомиться с позицией ВОЗ относительно COVID-19.

Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам.

Вы переболели и думаете, нужно ли делать прививку? Еще не болели и волнуетесь, что тяжело перенесете вакцинацию? Переживаете, что у вас есть противопоказания? Беспокоитесь о последствиях прививки? Пока выбираете вакцину и не можете остановиться на одной? Хотите убедить родственников, которые яростно отрицают прививки, или ищете аргументы, чтобы отбиться от тех, кто советует вам прививаться менее эффективным препаратом? Боитесь заразиться после прививки? Думаете, что будет после вакцинации: получится ли снизить уровень заболеваемости и как часто нужно ревакцинироваться? Ждем ваших вопросов и постараемся ответить на все.

Правила

  1. Пишите свои вопросы в комментариях с 25 июня по 2 июля — до 15:00. Если вы пришлете свой вопрос позже, возможно, на него ответит кто-то из читателей.
  2. Ответы получат только вопросы с положительным рейтингом и только на заданную тему. Поэтому, если вам интересен какой-то вопрос, ставьте ему лайк. Если считаете, что вопрос не по теме или неуместен, ставьте дизлайк.
  3. Эксперты начнут отвечать на вопросы в понедельник, 28 июня, и закончат в пятницу, 2 июля, в 19:00.
  4. Мы оставляем за собой право не отвечать на самые каверзные вопросы в трансляции: для сложных случаев мы возьмем дополнительное время, чтобы чуть позже посвятить им подробные разборы.
  5. Формат AMA не подразумевает медицинских консультаций: дать рекомендации по диагностике, лечению и вакцинации при конкретных заболеваниях мы не можем, это нарушение закона.
  6. Не стесняйтесь задавать любые вопросы по теме и помогать друг другу — мы будем рады каждому комментарию.
Медредакция
Начинаем:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

По какой причине ВОЗ не признает Спутник? Это многих останавливает от прививки. Политика? Нехватка данных?

161

Татьяна, В отличие от западных вакцин, которые уже авторизовали, в исследованиях «Спутника V» еще остались белые пятна. Например, возможны проблемы с протоколом исследований вакцины. Во-первых — эксперты, которые с ним ознакомились, говорят, что в нем нет четких соотношений симптомов, по которым исследователь должен принять решение, отправить человека на ПЦР-тест или нет. Без таких критериев показатели эффективности могут быть искажены исследователем, в том числе осознанно. Во-вторых — протокола еще нет в открытом доступе, что подогревает недоверие к вакцине.

Это не значит, что «Спутник V» — некачественная вакцина. На основании опыта вакцинации в России, Сан-Марино и других странах можно сказать, что польза от нее превышает риски отказа. Когда альтернативы нет, белые пятна в исследованиях могут быть не так важны. Но в странах Европы уже одобрены вакцины без пробелов в исследованиях. Этим можно объяснить более дотошную экспертизу.

В Европейском медицинском агентстве — ЕМА, приняли заявку на постепенное рассмотрение «Спутника V». Когда агентство придет к выводу, что документов достаточно для подачи заявки на регистрацию и польза перевешивает риск, будет принято решение о регистрации. ЕМА и ВОЗ объединили усилия по рассмотрению заявки на «Спутник» и уже провели аудиты. Документ ВОЗ от 18 мая сообщает, что еще не все данные от создателей российской вакцины получены, так что остается только ждать.

https://extranet.who.int/pqweb/sites/default/files/documents/Status_COVID_VAX_18May2021.pdf

https://www.ema.europa.eu/en/news/ema-starts-rolling-review-sputnik-v-covid-19-vaccine

38

Анна, ну вот когда агентство придет к выводу, тогда и вакцинируюсь)

9

hillarious, +100

2
Удалённый пользователь

30.06.21, 13:25

Анна, странно звучит: то ли результаты могли быть сфальсифицированы, то ли это не значит неэффективности вакцины. Двоемыслие

4

Анна, спасибо. Отказ воз -мое основное опасение этой вакцины

1

Татьяна,
ВОЗ опубликовала предварительный результаты инспекции предприятий по производству Спутника V
Экспертная группа ВОЗ представила результаты проверок четырех предприятий, занимающихся производством вакцины Спутник V. По итогам инспекции было высказано несколько замечаний, в основном они связаны с защитой окружающей среды и рисками загрязнения продукции.
Из всех предприятий вопросы экспертной группы возникли только к ОАО «Фармстандарт-УфаВИТА». Эксперты указали на проблемы с прослеживаемостью, идентификацией и историей партий Гам-COVID-Вак и лекарственных субстанций I и II через системы SAP. Также было высказано беспокойство в отношении качества линий розлива и халатов операторов асептического розлива, и вопросов соответствующей валидации стерильной фильтрации вакцины.
После устранения недостатков эксперты снова посетят предприятие.
(с) Remedium

11

Татьяна, политика везде :(

8
0

Сегодня разрешили вакцинацию Спутником беременным. По результатам исследования (даже назвать стыдно) на 21 человеке. Как на основе такого малого количества данных можно принимать решения? Что еще берется в расчет? Или на войне все средства хороши и от ковида рисков больше, вот и идут ва-банк?

121

Татьяна, я болела ковидом беременная. Толком даже антибиотиков никаких нельзя, что уж говорить про вакцины. После болезни никто ничего не проверял, не исследовал. Откуда данные? У подружки аналогичная ситуация.
Одно из противопоказаний к прививке - нарушения щитовидной железы. У большинства беременных гормоны щитовидной железы как раз очень нестабильны. И у кормящих. Очень нестабильный гормональный фон. Мне моя врач сказала, что крайне не рекомендует делать прививку хотя бы по этой причине (сейчас я кормящая)

11

Алина, "Толком даже антибиотиков никаких нельзя, что уж говорить про вакцины."
Ну так-то антибиотики намного опаснее любой вакцины.

11

Maria, нет в противопоказаниях ничего про щитовидную железу. Откуда эта информация?)

8

Галина, от Минздрава. http://grls.rosminzdrav.ru/InstrImg/0001470211/0000648228/%D0%9B%D0%9F-006395%5B2021%5D_10.pdf

0

Maria, не знаю, у меня в анамнезе онкология щитовидной железы, эндокринолог сказала, что это не является противопоказанием

7

"Проиллюстрировать" свой +1 к вопросу:
Pregnant women should preferably be vaccinated with an mRNA vaccine (Pfizer or Moderna). We advise not giving an AstraZeneca vaccination to women who are pregnant.

Pregnant women should be offered Pfizer or Moderna vaccine, says UK advisory committee

(тексты легко "проверяются" в поисковике)

9
Автор статьи

28.06.21, 11:10

Отредактировано

Татьяна, Официальных подтверждений того, что беременные могут вакцинироваться «Спутником» еще нет. Минздрав еще не опубликовал официальное заявление об этом, а в инструкции к вакцине на Государственном реестре лекарственных средств, беременность все еще указана как противопоказание.

http://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routingGuid=14282617-453e-4da4-af91-53cb9fa6bd89&t=

Тем не менее, уже существуют рекомендации ВОЗ по вакцинации беременных «Астра Зенекой», которая сделана на похожей на «Спутник» платформе. Они сводятся к тому, что беременным стоит проконсультироваться с лечащим врачом и вакцинироваться, если риск заражения коронавирусом высок или у женщины есть сопутствующие заболевания.

https://www.who.int/news-room/feature-stories/detail/the-oxford-astrazeneca-covid-19-vaccine-what-you-need-to-know

Еще исследователи из объединенного комитета по вакцинации и иммунизации утверждают, что нет никаких доказательств того, что вакцинация от коронавируса небезопасна для беременных, но необходимы дополнительные исследования.

https://www.gov.uk/government/news/jcvi-issues-new-advice-on-covid-19-vaccination-for-pregnant-women

8

Анна, можно я запишу эту фразу и повешу на стенку как шедевр?
"исследователи из объединенного комитета по вакцинации и иммунизации утверждают, что нет никаких доказательств того, что вакцинация от коронавируса небезопасна для беременных". Пчёлы против мёда не выступают )

0

Татьяна, любая беременная женщина сама примет решение. И да, пока нет даже официального документа на тему вакцинации беременных, говорить о чем-то рано. Но истории, как женщины с ковидом умирали на ивл, оставляя только что рожденного ребенка без матери, уже есть. Кто-то не хочет пополнить эту статистику, а кто уверен, что ему повезет. У нас и от краснухи при планировании беременности единицы прививаются, и от гриппа не прививаются практически (хотя беременным можно).

3

Галина, в целом согласна с вами, но вот сегодня минздрав выпустил очередной документ по спутинку и там официально беременность и гв - противопоказание. Скрыть гв еще как-то можно) а вот беременность - не всегда)))

0

Татьяна, кормлю ребёнка грудью и встал вопрос ставить вакцину или нет. Пришла к выводу, что лучше получить слабый вирус в вакцине, чем заболеть настоящим, будет ещё хуже.

0

Alexandra, здесь соглашусь, несколько знакомых привились на гв, я тоже планирую после беременности. Но во время, не рискну пока

0
0
Герой Т—Ж

+4

25.06.21, 20:30

Почему сначала говорили, что если есть антитела, то прививаться не надо, а теперь говорят, что антитела значения не имеют? То есть я не вижу логики: говорят, что надо делать прививку, чтобы были антитела. Но если антитела есть - то прививку все равно надо делать. Но при этом после прививки проверять антитела не надо. Мне одной кажется, что тут какие-то проблемы с причинно-следственными связями?
Почему у всех людей разные реакции на вакцину? Опрашивала людей, которые уже привились. У кого-то вообще никаких побочек, у кого-то температура и ломота в теле от одного до нескольких дней, у кого-то обострение хронических заболеваний типа цистита... Слышала от знакомых, что кто-то умер после прививки. Короче, единой картины не складывается.
В чем смысл вакцинации, если привитые все равно болеют?

117
Герой Т—Ж

+3

26.06.21, 07:22

Alexandra, сначала говорили прививаться только тем, кто без антител, потому что вакцины было мало и надо было обеспечить тех, кто не защищен своим иммунитетом. Сейчас объемы производства нарастили, поэтому прививаться можно всем, независимо от уровня атител. Короче говоря, антитела не являются противопоказанием к вакцинации.

Разные реакции связаны с разным уровнем иммунитета и кучей особенностей организма. Ковид тоже все переносят по-разному, кто-то не почувствовал, кто-то на ИВЛ. Обострение хрони может быть банальным совпадением или следствием того, что пока организм бросил ресурсы на выработку антител, другие "участки" остались ослабленными. Цистит - это тоже инфекционная зараза.

Вакцинированные болей, но с гораздо меньшей долей вероятности попадают на аппарат ИВЛ. Снижается нагрузка на систему здравоохранения.

30
Герой Т—Ж

+4

26.06.21, 08:46

Фрёкен, вы озвучиваете официальную версию Минздрава, такие ответы я и сама знаю. Мне они не кажутся правдивыми. Я знаю многих врачей, которые и сейчас говорят, что странно прививаться, имея антитела.
Сейчас новый всплеск заболеваемости, и в больницах полно людей, которые заболели, будучи привитыми. Раз они в больнице, значит, у них болезнь протекает не в самой лёгкой форме, надо полагать? Просто с потерей обоняния и температурой в больницу не берут.

24

Alexandra, я живу в Швейцарии, тут на антитела не смотрят вообще, хотя вакцины пока ещё не на всех хватает. Официально говорят: титр антител (ни после болезни, ни после вакцинации) не позволяет сделать никаких выводов насчёт «уровня защиты», потому что защита основана не только на них, но и на клетках памяти. Насколько мне известно, в ряде других стран, в том числе крупных, считают так же.

43
Герой Т—Ж

+4

26.06.21, 14:03

Ekaterina, да, я знаю, что в других странах на антитела не смотрят - слышала от знакомых, которые живут в Великобритании и Турции. Но я живу в России, а в России очень много говорили о важности антител. Резкая перемена мнения меня несколько напрягает.

9

Alexandra, а у нас поначалу много говорили про то, что не нужно носить маски (тогда был их дефицит). И поначалу же говорили не тестироваться и вообще не беспокоить врачей, если с симптомами ковида не слишком плохо себя чувствуешь (тоже из-за дефицита тестов и перегрузки медицинской системы). И маски сначала не требовали в офисах, потом потребовали, а сейчас снова это требование сняли. И, как и везде, долго считали, что заражаются от того, что человек, стоящий рядом, покашлял, а не из-за аэрозолей. И про доступные у нас вакцины сначала говорили, что эффект от них длится шесть месяцев, а теперь — что двенадцать. И людям, приезжающим из стран с новыми вариантами, сначала поголовно велели в карантине сидеть, а теперь сказали, что привитым сидеть не нужно. Это я к чему: перемены мнения насчёт всего, связанного с новым вирусом — это абсолютно нормально, наука просто не может сразу знать всё. И сейчас можно порадоваться, что в России официально начали признавать, что не нужно делать бессмысленный анализ, результаты которого могут ещё и навредить. А если завтра минздрав объявит, что отзывает регистрацию у какого-нибудь популярного фуфломицина, потому что он не работает, то это тоже будет резкой переменой мнения, но абсолютно верной!

31

Ekaterina, у меня давно нет антител, но после ковида в мае 2020 я не болела ни разу вообще ничем простудным. То есть защита работает как-то её ))

0

Alexandra, так Минздрав в своём письме N1/И/1-155 от 15.01.2021г. наоборот пишет, что «Вместе с тем лица, имеющие положительные результаты исследования на наличие иммуноглобулинов классов G и M к вирусу SARS-CoV-2, полученные вне рамок подготовки к вакцинированию, не прививаются.»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383644/1f9e81bad08d032aae61ec251604b3fd3b4537b3/

Получается, что Минздрав с Роспотребнадзором договорится сами не могут, а переболевших с антителами вынуждают делать «на всякий случай».

0
0

Расскажите про Ковивак что знаете - информации по нему почти ноль, исследований ноль, чем подтверждена эффективность - неясно, но все стоят в очередь за ним и страшный дефицит везде! В то время как по спутнику есть данные, есть международные публикации и тд. Я не понимаю этого парадокса)

79

Татьяна, «КовиВаком» сделан на известной платформе — это инактивированная цельновирионная вакцина, то есть «мертвый» вирус. На мировом рынке есть такие вакцины китайского производства, например «Синовак». Однако эффективность у них меньше, чем у векторных вроде «Спутника» и «Астра Зенеки», и чем у мРНК-вакцин, таких как «Пфайзер» и «Модерна». Так, по «Синоваку» нет данных о защите от заражения, а его эффективность против коронавирусной инфекции с симптомами составляет 51%, правда, против тяжелого течения — 100%.

https://www.who.int/ru/news-room/feature-stories/detail/the-sinovac-COVID-19-vaccine-what-you-need-to-know

По «КовиВаку» также пока нет масштабных исследований эффективности и безопасности, непонятно, насколько вакцина будет защищать от болезни.

22
0

Каверзный вопрос - завезут ли Пфайзер в Россию или не ждать?)

58
0

Дорогой Т-Ж, спасибо за возможность задать вопрос!
Помогите, пожалуйста, сравнить риски и решить, прививаться или нет, при условии, что нет данных об отложенных побочных эффектах вакцин.
Вводные: удаленка, минимум контактов, интровертка-домоседка, в магазины редко и в маске, пожилые родственники привиты.
С одной стороны, ковид: я еще не болела, а статистика говорит мне, что без прививки мои шансы на тяжелое течение (с учетом пола, возраста и пр.) примерно 5%.
С другой стороны, прививка: четких показаний к отводу нет, но ни одна вакцина не существует достаточно долго, чтобы было гарантировано отсутствие отложенных побочных эффектов. То есть данных попросту нет. Если обычно препараты испытывают в течение нескольких лет, то эти вакцины применяются всего около года, даже меньше.
Как в условии настолько неопределенных данных принять оптимальное решение (в предположении, что выбор будет доступен)? На что обратить внимание, что учесть? Я не о социальных последствиях ("непривитым запретят то и это"), а о медицинских.

56
0

Вопрос.
Что с безопасностью вакцинации для переболевших более 8 месяцев назад? Можно ли делать прививку при высоком уровне антител? Есть ли разница в вакцинах в этом случае?

Подоплёка вопроса:
Я переболел ковидом чуть менее года назад(бессимптомно), получил в марте (примерно 8 месяцев после болезни) разворот от прививки на основании остатков антител(типа "тебеж не надо") и что прививаться в таком состоянии опасно.
Говорящие головы от медицины действительно в марте вещали про опасность вакцинации для 60+ и переболевших.
Про 60+ сделали исследование и выдали в сми подробные разъяснения, а про переболевших просто замолчали или редко где-то проскакивало "не если у вас есть антитела, то зачем вам прививка? головой подумайте то".
В марте меня пугали опасностью, а сейчас получается опасность куда-то делаcь? Что изменилось за три месяца?
Я пытался разобраться самостоятельно, но даже в информационных программах два приглашенных врача умудряются собачиться на эту тему.

Что самое интересное бюрократы от медицины считают переболевших менее полугода нормальными членами общества, выдают qr-коды и прочее. А кто переболел более полугода назад но уровень АТ остаётся высоким (в моём примере igg 100 при "норме" <10) тут опять серая зона.

46
0

От разных людей слышала, что прививка от ковида может негативно сказаться на репродуктивной функции женщины, поэтому тем, кто еще хочет родить ребенка, лучше не прививаться. Насколько обоснованы такие слухи и есть ли какая-нибудь статистика по данному вопросу?

45

26.06.21, 08:12

Отредактировано

И тут же, пожалуйста, осветите вопрос влияния вакцины на мужскую репродуктивную систему. Как в общем вакцинация должна учитываться при планировании беременности и желании родить в следующем году?

19
0

В интернетах довольно много страшилок о частых смертях и реанимациях после вакцинации. Что якобы именно вакцинация явилась тому причиной. В России, после вакцинации Спутником.
Пишущие обычно говорят о нескольких своих знакомых, которые сразу после вакцинации либо скончались, либо были близки к этому.
Мало того - у меня в семье несколько врачей (терапевты, хирурги). Они отговаривают меня делать прививку аргументируя информацией, которую им с их слов говорят на совещаниях разные глав отделений, а именно, что больница забита людьми которым стало плохо после вакцинации.
Кому и чему верить?

44

Anton, моя дочь тоже переболела ковид в мае этого года легко, как вы описываете. Много молодых людей так болеют. Но никаких витаминов в лошадиных дозах не принимала, и витамин Д тоже. По-моему, ему приписывают магические свойства:)) Иначе в южных регионах люди вообще были бы невосприимчивы к короне, там дефицита Д безусловно нет.

40
0

Знакомая лежит с 50% поражения лёгких, с ее слов с ней с такими же симптомами лежат привитые.

Почему так, прививка не покрывает все штамы?

29
0

Медредакция Т⁠—⁠Ж, почему в материалах на тему вакцинации доводы об эффективности, безопасности и доверительной репутации приводятся не в сравнении с вакцинами на основе аденовирусных векторов т.к.
AstraZeneca и Johnson & Johnson,
а с мРНК вакцинами ?

26
0
Герой

25.06.21, 15:39

Отредактировано

Добрый день!
Я не хочу делать прививку, потому что у меня хороший иммунитет. Боюсь, что прививка его ослабит. Не знаю как отреагирует организм. Никогда не прививалась сезонно от ОРВИ и прочего и не болею.
Действует на нервы, что всех принуждают ограничениями прививаться.
Спасибо.

25

Ирина, аналогично. при этом я не антипрививочник. но мне уже принципиально не приятно, когда начинают вот так вот прессовать и навязывать условия.

40
0

Вопрос про заразность. Я болела ковидом, пропало обоняние, так я поняла, чем болею и болела месяц дома, не выходила. Если можно заразиться после прививки, но болеть бессимптомно, то я не узнаю об этом и буду заражать других? Или после прививки заразность ниже? Я не хочу заражать других людей.

23
0

Отец переболел ковидом в тяжелой форме, буквально пару месяцев назад выписался. Немного боится идти вакцинироваться из-за опасений, что организм пока до сих пор ослаблен. Оправданы ли его опасения и стоит немного переждать или нужно как можно скорее идти вакцинироваться Спутником?

22
Герой Т—Ж

+3

26.06.21, 07:29

Anton, у меня есть знакомый, который пачками поедал витамин Д3, и болел 2 раза. Да и врачи не идиоты, если бы все было так просто, уже б давно раздавали Аквадетрим на улицах и жили припеваючи.

22
0

Т-Ж 2021
Ожидание: журнал про деньги
Реальность: журнал про коронавирус

Вопрос: Т-Ж не устал каждый день агитировать читателей привиться? Ведь Т-Ж читают плюс-минус одни и те же. И большенство читателей уже давно разделилось на три лагеря:
на антипрививочников;
на антиспутников;
и на тех кто уже привился.

Ещё вопрос: раз Т-Ж взял на себя просветительскую миссию, то ведёте ли вы статистику сколько людей вам удалось убедить привиться, и наоборот, сколько людей после прочтения ваших статей передумали прививаться?

19
0

Немедицинский вопрос: почему всем руководителям, властям и прочим важнее отчёты, списки, бумаги всякие...главное отчитаться перед вышестоящими, а все остальное, в том числе здоровье, противопоказания пациентов, дело десятое. Никому нет дела до антител до и после, коагулограммы. Многие медики только писаниной и занимаются. У нас ни других болезней нет, ни других дел...ещё месяц назад с антителами давали медотводы, сейчас врачей запугали и по антителам уже многим не дают. Да что там антитела, уже и беременность не противопоказание, хотя ещё месяц назад подруга врач сказал, что если планируете беременность «ни в коем случае» не прививайтесь ......Ну это мысли вслух...
Вопрос по медицине: все прививки обычно делают заранее сезонного всплеска, насколько безопасно поголовно заставлять прививаться во время подъёма заболевания? Никто ж не прививает почти в конце ноября, декабря от гриппа..Вирусологи и эпидемиологи против этого. Ну понятно, когда речь не идёт о чёрной оспе, например😟.
.Ну и конечно хотелось бы про ситуацию с Израилем прояснений, где больше 60% привитых, и вот опять новая вспышка.

19

Татьяна, по этой "устаревшей" технологии делают многие вакцины, в т.ч. от бешенства и гриппа.

18

Not, после не значит вследствие.

18

Сообщество