Как мы работали над созданием школьного ИТ-проекта

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Мы, создатели проекта Galya AI, хотим поделиться своим опытом. Хотели бы ответить на вопрос, как школьникам в 14 лет сделать крутой ИТ-проект, дать свои советы и замотивировать на работу.

Поиск команды

Как и почти любую проектную работу, мы начали с поиска людей. Мы со знакомой, с которой жизнь свела еще до начала работы над проектом, сразу же объединились в пару и решили работать вдвоем. Но осознали, что вдвоем работать над проектом будет сложно и грустно, поэтому решили найти еще одного человека в нашу группу. Наши преподаватели проводили игру на знакомство, в которой мы встретили Дарью и сразу нашли общий язык с ней и интересы. Пообщавшись на тему проекта, мы решили объединиться уже втроем. 

В самом начале работы действительно важно найти людей со схожими интересами. Это поможет в будущей совместной деятельности избежать ссор, форс-мажоров и недосказанности.

Выбор темы проекта

Наши преподаватели объединились с нами для обсуждения тем проектов. Изначально мы предложили проект социальной сети для сотрудников компаний, в которой будут элементы экосистемы, но после мы поняли, что тема психологии восприятия человека нам ближе. Далее мы стали думать, в какую сторону нам углубляться. Мы решили, что восприятие информации при обучении — интересная тема, но так как позже нам была предложена идея лучше, от первой мы отказались. Таким образом, мы пришли к решению: Galya отныне — искусственный интеллект, призванный спасать людей от них самих, от их психологии и изменчивости поведения.

Выбор темы — самый важный и волнующий момент работы. Тема должна быть интересна всем участникам коллектива, каждый должен иметь какие-либо знания в этой области, что поможет сэкономить время и силы во время работы.

Разделение обязанностей

С этого момента началась самая тяжелая часть работы. Мы начали делить обязанности. Конечно, это разделение было довольно условным, так как мы придерживаемся логики «один за всех и все за одного». Сначала мы выявили таланты и навыки друг друга. Я, например, неплохо делаю презентации, пишу речи (тексты и сценарии) и делаю визуальное оформление. В общем, оформление и представление информации — мой конек. Также в начале мы поняли, что наши навыки сильно рассредоточены, поэтому мы должны были очень тесно взаимодействовать друг с другом. Поняв, что наш единственный ИT-актив — это София, мы с Дарьей сосредоточились на поиске, сборе и обработке информации для нее.

Так и распределили «должности»:

— я дизайнер, редактор и испытатель;
— Дарья генератор идей, интервьюер и некий «поисковик»;
— София программист и человек, который отвечает за техническую составляющую проекта.

Грамотное распределение обязанностей помогает работать эффективнее и продуктивнее. Чтобы добиться хорошего результата, нужно учитывать интересы и навыки каждого, а не действовать по собственным внутренним предпочтениям. Например, в нашей команде не было как такового лидера, мы все были равны и несли одинаковую ответственность.

Начало работы

Во время работы происходило много интересного и смешного. Например, эта ситуация.

Мы с Дарьей решили опередить время и начать работать над дизайном презентации заранее и начали с выбора шаблона. Позже во время предзащиты проекта мы буквально за 2 минуты полностью сменили идею проекта. Мало того, еще и полностью сменили концепцию, следовательно, ни дизайн, ни наполнение презентации не подходило, и пара дней, затраченных на все это, ушла далеко-далеко. Так мы и поняли, что самих себя не обогнать.

Далее мы начали искать информацию в интернете и собирать данные с помощью технологии айтрекинга. После этого мы поняли, что наш проект не может быть реализован без базы данных, собранной экспериментальным путем. Так мы и решили провести наш эксперимент. Начало работы — основа, и здесь нужно сначала изучить факты, а не бежать впереди планеты всей. Нужно удостовериться, что тема интересна, понятна и актуальна для вас самих и общества.

Эксперимент

Как я и сказал, эксперимент был необходим для работы искусственного интеллекта. Для подготовки технической части мы использовали очки с функцией айтрекинга от компании PupilLabs. В эксперименте приняли участие 44 человека в возрасте 13—17 лет. Целью участников эксперимента было успеть эвакуироваться из незнакомого помещения меньше чем за 90 секунд, иначе они «погибнут» в пожаре. В начале эксперимента участнику завязывали глаза и вели в незнакомое ему помещение, там ему одевали айтрекер и объясняли легенду, что в здании пожар.

Участник должен успеть найти выход как можно быстрее. Команда подготовила так называемые «ловушки» — яркие таблички, развешенные на закрытых выходах и недалеко от планов эвакуации. В ходе эксперимента был добавлен звук сирены для проверки реакции на отвлекающий шум. Во время тестовой «эвакуации» навстречу участнику эксперимента бежал человек в противоположную от выхода сторону с целью проверить, сколько процентов людей отреагируют на «толпу». 

Во время эксперименты мы обнаружили множество погрешностей. Например, некоторые испытуемые знали локацию, а другие специально вели себя так, будто не понимают, что происходит. При проведении эксперимента необходимо создать одинаковые условия для всех его участников.

Обработка данных

После проведения эксперимента нужно было отсмотреть все полученные видеоматериалы, соотнести их с данными из интервью и структурировать эту информацию. Мы решили это проблему до боли просто — сели за компьютер, открыли «Эксель» и отсматривали каждую записи, параллельно внося данные в таблицу. После того как данный этап был с успехом пройден, мы передали данные нашему ИТ-гению для дальнейшей работы с ними.

Обработка данных — нудное и весьма «офисное» задание. Необходимо с одной стороны разнообразить его, а с другой сделать этот так, чтобы не испортить данные. Удобнее всего заниматься этим вдвоем — один отсматривает, другой упорядочивает полученные результаты.

Что-то на Python

После получения данных нам пришлось привлечь на помощь наших преподавателей, так как, к сожалению, наших ресурсов не хватило для получения необходимого результата. Наш куратор, получив наши наработки, начал работу над ошибками и довел нас до результата. Galya научилась определять, сможет ли человек покинуть помещение при ЧП за безопасное время — 90 секунд. 

Если честно в этот момент мы не хотели тревожить знающих людей и пытались разобраться самостоятельно, но пройдя этот этап поняли, что без помощи нам не обойтись. Благодаря профессионалу в основном у нас и получилось сделать то, что мы планировали.

Создание презентации

После получения реального результата деятельности мы уже могли рассказывать не о планах, а о возможностях, открытых нам, и сделать это мы должны были красиво. Я начал в ускоренном темпе искать подходящие по стилю элементы для представления нашего проекта. Работу над презентацией мы начали с шаблона, но по итогу оттуда взяли только кодовые обозначения цветов, а концепцию изменили. Параллельно с оформлением мы занимались и написанием речи для защиты перед представителями РАНХиГС и Трубной Металлургической Компании. У нас стояла задача вместить весь объем фактов, планов и результатов в 10 предложений. У всех были равные условия. Думаю, что мы справились с этой задачей, так как защита получилась емкой и насыщенной. Защитив проект, мы не смогли сдержать эмоции и ушли из аудитории.

Примерно 15 минут мы просто рисовали на доске, честно, это очень расслабляет. Вернувшись в наш кабинет, мы поняли, что буквально через несколько минут закончится голосование экспертов о лучших проектах. Если не лукавить, то мы очень боялись оглашения результатов, ведь каждому хочется, чтобы его труды были оценены по достоинству. Увидев шкалу баллов, что начислили нам эксперты, мы очень обрадовались. Сказать, что мы были в шоке, значит промолчать. Мы заняли второе место! О, это сладкое чувство хоть и не победы, но и не поражения. Мы были безумно счастливы и нас распирали эмоции.

При создании презентации важно не только думать о речи на выступлении, но и позаботиться о дизайне, ведь правильная визуальная подача влияет на восприятие вашего проекта в целом. На презентации важно говорить четко, ясно и по делу, используя психологические приемы, привлекающие внимание публики. 

Выводы

Раз мы добились результата, мы не должны его потерять. Мы должны лишь стать лучше, ведь назад дороги уже не было. Буквально через несколько дней после защиты проекта мы уже написали сообщение нашим преподавателям о готовности продолжать работу. Хотя, если честно, мы готовы были работать сразу на следующий день. Даже сейчас, спустя более чем месяц после окончания смены, я продолжаю работу над проектом, как и мои члены команды, хотя мы раскиданы по России: я нахожусь в ВДЦ «Океан» во Владивостоке, София дома в Нижнем Тагиле, а Дарья в МДЦ «Артек» в Крыму. И даже после этого мы не закончим работу, мы будем двигаться вперед, пока не достигнем той самой цели: Galya — не просто слово, а система, ежедневно спасающая жизни.

В качестве совета могу сказать одно — важно не останавливаться на достигнутом и идти к своей цели, минуя все преграды. Чем больше и усерднее работаешь, тем на больший результат можно рассчитывать. Нужно ценить каждого члена коллектива, его работу, таланты и умения.

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю