Я потратила девять месяцев и 1740 € (138 400 Р), чтобы стать водителем.

В августе 2017 года мы с мужем и двухлетним сыном переехали в Лимасол. По приезде мы сразу же купили автомобиль, потому что жизнь на Кипре без него сложно представить. Тогда в нашей семье права были только у мужа, но скоро стало понятно, что мне тоже нужно садиться за руль. За 30 лет у меня ни разу не возникло желания водить машину, а на Кипре пришлось: например, потому что мы отдали ребенка в школу в 20 км от дома.

У меня было много страхов на пути к водительскому удостоверению: чужая страна, мой низкий уровень английского, левостороннее движение, большие расходы на подготовку и возможный провал на экзамене. Оказалось, что все не так сложно, как представлялось. Расскажу, во сколько все обошлось и кому еще подойдет мой опыт.

Плюсы получения прав на Кипре для резидентов страны:

  1. Очень простой теоретический экзамен и всего один практический.
  2. Не надо ходить в автошколу.
  3. Не надо проходить медобследование.
  4. Водительское удостоверение дадут на 15 лет.
  5. Подтянете английский.

Минусы:

  1. Левостороннее движение.
  2. Выйдет в два раза дороже, чем даже в Москве.
  3. Придется долго ждать практического экзамена. И пересдач.
  4. Знание теории — на вашей совести. Глубокие знания вам не дадут, детально о ПДД не спросят. Ситуации на дорогах инструктор разберет, только если сами попросите.
  5. Возможно, будете дополнительно переживать из-за английского.
Теперь я могу сама возить сына в школу
Теперь я могу сама возить сына в школу

Можно ли ездить в России с кипрскими правами

Мы на Кипре не навсегда. Поэтому я заранее узнала, смогу ли с кипрскими правами потом управлять автомобилем в России.

Полученные на Кипре права действительны и в России, и во всех странах Евросоюза. Они также признаются другими странами, но перед поездкой стоит проверить, требуется ли в стране назначения международное водительское удостоверение.

В законе РФ говорится, что можно управлять машиной на основании иностранного или международного водительского удостоверения, если российского нет.

Ездить с российскими правами на Кипре тоже разрешено. Но через полгода проживания на острове их необходимо обменять на кипрские в Департаменте дорожного транспорта. Это стоит 40 € (3182 Р). Российские права на кипрские меняют не все. За это не штрафуют, но в случае ДТП могут быть проблемы со страховой. Я не советую так делать.

Избранные статьи для автомобилистов
Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в рассылке для автолюбителей

Кто может получить права на Кипре

По закону о водительских правах № 94(I) от 2001 года кроме граждан Республики Кипр получить водительское удостоверение могут и ее резиденты. Чтобы записаться на теоретический экзамен, нужно прожить на территории Кипра больше полугода и подтвердить это документами. В моем случае это был временный вид на жительство по воссоединению семьи — стандартная виза жены человека, который работает на Кипре.

По временному ВНЖ без права на работу тоже можно получить водительское удостоверение. Загвоздка в том, что после подачи заявления на ВНЖ по такой визе его могут не выдавать в течение года: на Кипре не торопятся. В таком случае можно подтвердить свое проживание на острове в течение полугода счетами за электроэнергию на свое имя. Их нужно предоставить в Департамент дорожного транспорта.

Сдать на права могут и студенты вузов Кипра, если они учатся на острове не менее шести месяцев.

Сдать экзамен по вождению можно с 18 лет. Верхнего ограничения по возрасту нет, однако после 70 лет и людям с инвалидностью потребуется осмотр врача и медицинская справка. Всем остальным она не нужна.

Сдать теоретический экзамен можно на греческом или английском языке. Если не владеете ими, приходите с переводчиком. Но на практическом экзамене вы в любом случае будете один на один с инспектором. Если греческого вы не знаете, что наиболее вероятно, и в английском не уверены, основные команды вроде turn left и turn right все равно придется выучить.

Ездить по кипрским дорогам — одно удовольствие
Ездить по кипрским дорогам — одно удовольствие
В горах часто встречается серпантин, но, по нашему опыту, к нему быстро привыкаешь
В горах часто встречается серпантин, но, по нашему опыту, к нему быстро привыкаешь
Ездить по кипрским дорогам — одно удовольствие
Ездить по кипрским дорогам — одно удовольствие
В горах часто встречается серпантин, но, по нашему опыту, к нему быстро привыкаешь
В горах часто встречается серпантин, но, по нашему опыту, к нему быстро привыкаешь

Из чего состоит процесс обучения

Как и в России, на Кипре сначала нужно выучить правила дорожного движения, а затем приступать к практическим занятиям. Но теорию придется выучить самостоятельно, а с инструктором надо будет сразу ездить по городу.

Процесс получения прав на Кипре состоит из следующих шагов:

  1. Купить книжку с правилами дорожного движения и выучить знаки.
  2. Найти инструктора по вождению.
  3. Записаться на теоретический экзамен с помощью инструктора.
  4. Сдать теоретический экзамен и получить ученические права.
  5. Записаться на практический экзамен — тоже с помощью инструктора.
  6. Научиться водить автомобиль с инструктором.
  7. Сдать практический экзамен и получить временные бумажные права.
  8. Через две недели получить пластиковые права.

Теория и экзамен

Традиционных автошкол в российском понимании на Кипре нет. Все учатся с частными инструкторами. Они не дают теорию, а сразу учат управлять автомобилем. На Кипре до занятий по вождению инструктор выступает лишь посредником между учеником и департаментом и максимум может пояснить вам процедуру получения прав. ПДД надо изучать самостоятельно.

До экзамена я трижды прочла книжку с ПДД, потратив на это девять часов. Книжки продаются в книжных магазинах и киосках, за свой учебник на английском я заплатила 4,5 € (358 Р). Если бы я знала греческий, то учила бы правила по бесплатной версии на сайте дорожного департамента. Еще я повторяла знаки, разметку и сигналы полицейского 10 раз по 40 минут на сайте Halkos Driving School.

В книге с ПДД часть текста оказалась не пропечатана, но другую я покупать не стала
В книге с ПДД часть текста оказалась не пропечатана, но другую я покупать не стала

На этом же этапе я нашла частного инструктора по рекомендациям в местной группе в «Фейсбуке». В мае 2019 года в Лимасоле не было ни одного русскоговорящего лицензированного инструктора, так что мы общались на английском. Инструктор записала меня на теоретический экзамен. Можно было записаться и самостоятельно, но с инструктором удобнее, а еще его помощь бесплатна.

Вот что делает инструктор на этапе теории:

  1. Самостоятельно звонит в Департамент дорожного транспорта и записывает ученика на теоретический экзамен.
  2. В день экзамена приезжает за вами и везет на экзамен.
  3. Заполняет за вас анкету на греческом языке, проверяет документы.
  4. Репетирует с вами экзамен по теории до сдачи.
  5. Помогает получить ученические права, с которыми можно будет учиться водить, и записывает на практический экзамен.

В Республике Кипр у Департамента дорожного транспорта пять офисов: в столице — Никосии, в Лимасоле, Пафосе, Ларнаке и большой деревне на границе с Северным Кипром — Деринье. Список адресов и телефонов есть на сайте департамента.

Очередей на экзамен по теории нет: я попросила инструктора записать меня через неделю, так и получилось. Мой экзамен в Лимасоле назначили на 23 мая.

Перед теоретическим экзаменом нужно было пройти по нескольким кабинетам и предоставить документы:

  1. Заполненную анкету.
  2. Две фотографии 45 × 35 мм.
  3. Загранпаспорт.
  4. ВНЖ, выданный больше 6 месяцев назад.
  5. Копии паспорта и ВНЖ.

За теоретический экзамен я заплатила 10 € (795 Р), за ученические права — 20 € (1591 Р). Еще 20 € я заплатила за запись на практический экзамен.

Так выглядит квитанция об оплате теоретического экзамена. Платить можно картой или наличными
Так выглядит квитанция об оплате теоретического экзамена. Платить можно картой или наличными

Мой теоретический экзамен длился меньше минуты. Строгий молчаливый инспектор показал ручкой на изображения, напечатанные на листе А4. У меня спросили знаки и один сигнал полицейского. Могли проверить еще разметку, но этого не произошло. На все восемь вопросов я ответила верно.

В пункте 4 дополнения № 414 от 2017 года к закону о водительских правах сказано, что претендент на получение водительских прав на Кипре должен еще пройти проверку зрения. В сообществах говорят, что для этого просят назвать номер машины, которая стоит далеко. У меня, как и у всех моих знакомых, зрение не проверяли.

На экзамене у меня спросили значения этих восьми знаков: первый — Risk of ice, второй — No overtaking, третий — Stop for vehicles approaching from front, четвертый — Maximum speed, пятый — Compulsory minimum speed limit, шестой — No stopping or parking, седьмой — No mechanically propelled vehicles through, восьмой — Controlled crossing square (box junction)
На экзамене у меня спросили значения этих восьми знаков: первый — Risk of ice, второй — No overtaking, третий — Stop for vehicles approaching from front, четвертый — Maximum speed, пятый — Compulsory minimum speed limit, шестой — No stopping or parking, седьмой — No mechanically propelled vehicles through, восьмой — Controlled crossing square (box junction)

Ученические права

Ученические права (Learner Driving Licence) на Кипре выдают сразу после успешной сдачи теоретического экзамена. Они действительны в течение года и только на территории Кипра. Через 21 день после получения таких прав ученик допускается до практического экзамена.

Ученические права выдают сразу после сдачи теории в департаменте транспорта. Тогда же я попросила инструктора записать меня на практический экзамен и узнала, что с этим есть проблема. На дворе 23 мая, а первая доступная дата на сдачу практики — 16 октября. Тогда я не думала, как приблизить дату экзамена, потому что хотела для начала научиться хорошо водить автомобиль.

Ученические права мне в итоге на дорогах не потребовались ни разу. Я открывала документ только при получении и на практических экзаменах
Ученические права мне в итоге на дорогах не потребовались ни разу. Я открывала документ только при получении и на практических экзаменах

С ученическими правами уже можно управлять автомобилем инструктора. Если управлять собственной машиной или, например, машиной друга, водителю-ученику нужно застраховать автогражданскую ответственность (third-party insurance) и наклеить на машину две наклейки с красной буквой Е спереди и сзади. При этом рядом всегда должен сидеть второй водитель старше 25 лет со стажем вождения не менее 5 лет в той же категории. Выезжать на шоссе даже с ним запрещено.

Ездить по магистрали можно только с лицензированным инструктором рядом. На своей машине с мужем я проезжала только небольшой отрезок от дома до школы, не выезжала на шоссе и тренировала маневры, которые требуются для экзамена, на различных пустырях.

Буква Е на автомобиле означает, что за рулем водитель с ученическими правами
Буква Е на автомобиле означает, что за рулем водитель с ученическими правами

Практика

Стандартная цена за час вождения с лицензированным инструктором в Лимасоле — 25 € (1989 Р). Чтобы сэкономить, можно учиться вождению у инструкторов без лицензии, их час стоит 18 € (1432 Р). Можно найти учителей со ставкой 20 € за час в Пафосе, Ларнаке и Никосии.

Моя инструктор Георгия Христофору (Georgia Christoforou) очень популярна среди местных русских девушек. Она спокойная, никогда не опаздывает, не повышает голос, подбадривает, многие сдают с ней вождение с первого раза.

Когда инструктор заболела, на один урок прислала себе замену. Та женщина постоянно нажимала тормоз вместо меня и не могла четко объяснить, как делать параллельную парковку.

Я не стремилась стать суперводителем, поэтому пошла учиться на машине с автоматической коробкой передач. Никакой разницы в ценах и сроках по сравнению с механикой здесь нет. Каталась я на Мазде Демио, как большинство учеников в Лимасоле. Это одна из самых популярных машин на острове.

Мое первое занятие прошло 3 июня. Я села в учебную машину на сиденье водителя и получила инструктаж: как держать и крутить руль, где поворотники, как поднимать и опускать ручник, где тормоз и где газ, который, как оказалось, называется еще и акселератором. И все — через 5 минут я выехала на настоящую дорогу с другими машинами и светофорами. Было страшно.

Инструктор рассказала, что обычно новички берут 25—30 часов вождения перед экзаменом. При этом я читала истории девушек, которые ездили и по 50—80 часов. Мне пришлось взять 45 часов для уверенности до первой попытки, которую я завалила, и 12 часов после, чтобы не терять навык. Обязательный минимум для экзамена по закону — 7 часов практических занятий. Не знаю, чему можно научиться за такой срок.

Первые два моих занятия длились по часу. После этого я стала заниматься по два часа один раз в неделю. Ближе к экзамену — по два раза в неделю. Инструктор забирала меня из дома и привозила обратно — это очень удобно с учетом несовершенной системы общественного транспорта на Кипре. Основной автобусный маршрут Лимасола № 30 ходит с интервалом от 10 минут. Автобусы некоторых других маршрутов можно ждать по полтора часа.

На экзаменационном маршруте на Кипре обязательно будут повороты направо и налево, движение по кольцу. За два часа занятия мы успевали проехать большинство участков экзаменационных маршрутов и сделать четыре основных маневра: движение задним ходом с основной дороги на второстепенную слева (left reverse) и справа (right reverse), разворот на дороге в три приема (three point turn), параллельная парковка за одной машиной, не между двумя (parallel parking).

За 57 часов вождения по 25 € я должна была бы заплатить 1425 € (113 364 Р), но в итоге вышло 1335 € (106 204 Р): инструктор несколько раз делала мне скидки и не взяла 20 € за запись на пересдачу.

Экзамен по вождению

На практический экзамен можно записаться самостоятельно без инструктора через интернет на сайте Департамента дорожного транспорта. Но для этого понадобится прочитать специальную инструкцию на греческом. Можно записаться и лично. При любом способе записи сдать экзамен стоит 20 € (1591 Р).

Первая попытка экзамена у меня была назначена на 9:30 утра 16 октября. Инструктор приехала за мной к 8:00. Я покаталась час, настроила зеркала, потренировала парковку. Затем мы поехали в департамент.

На экзамен нужно взять с собой:

  1. Заполненную анкету.
  2. Загранпаспорт.
  3. ВНЖ.
  4. Ученические права.
  5. 150 € (12 450 Р) инструктору за предоставление машины для экзамена.

Когда время экзамена подошло, в кабинет экзаменаторов пригласили четверых учеников и предложили тянуть жребий. В баночке из-под фотопленки или пластиковом контейнере из шоколадного яйца прячется фамилия инспектора, который вам достанется.

Перед вождением еще раз спрашивают знаки. Схема такая же, как на теоретическом экзамене. Я отвечала в кабинете инспектора, некоторые делают это уже в машине.

Сам практический экзамен длится около получаса. Я вернулась в Департамент дорожного транспорта уже через 15 минут, потому что совершила ошибку на кольце: начала менять полосу перед съездом, а инспектор посчитал, что я оставила мало места сзади для едущей по своей полосе машины. Также инспектору не понравилась моя параллельная парковка: я встала примерно в восьми сантиметрах от бордюра, а нужно было дальше. Кроме того, в отчете я потом увидела, что недостаточно часто смотрела в зеркала. Считаю, что это неправда.

Конечно, я расстроилась: потому что устала жить без машины, пересдача была возможна только в следующем году и получилось, что я не успела сдать в сухой сезон.

Анкету по форме Т.О.М.7Δ в процессе обучения нужно заполнять два раза. Результат практического экзамена инспектор сообщает только в кабинете. Из машины до офиса идешь в полной растерянностиАнкету по форме Т.О.М.7Δ в процессе обучения нужно заполнять два раза. Результат практического экзамена инспектор сообщает только в кабинете. Из машины до офиса идешь в полной растерянности

Если ученик не сдал экзамен, он имеет право на пересдачу через 30 дней. Но в Лимасоле это невозможно: в первый раз я ждала экзамена пять месяцев после сдачи теории, вторую попытку мне назначили на 19 февраля 2020 года, то есть через четыре месяца после первой. И мне тогда повезло, потому что некоторых записывали уже на конец марта, когда началась эпидемия коронавируса и все занятия и экзамены в принципе отменились.

В очень редких случаях можно записаться на дату пораньше за дополнительные 34,17 € (2718 Р). Это плата инспектору за работу во внеурочное время. Но в месяцы ожидания моего экзамена дорожный департамент был крайне перегружен. И даже если появлялось место за доплату, оно быстро исчезало из календаря бронирования. Вообще, инструктора можно попросить следить за «окошками» в календаре или делать это самостоятельно онлайн, потому что люди иногда отказываются от сдачи экзамена или меняют его даты. Но такие «окошки» закрываются, как правило, за 1—3 минуты. Шансов успеть очень мало, и следить нужно постоянно.

В итоге я сдала экзамен по вождению со второй попытки в Лимасоле 19 февраля. Получилось сдать без ошибок, инспектор лишь сделал замечание о моей параллельной парковке: в этот раз я встала далековато от бордюра.

После успешной сдачи вождения я получила сертификат, с которым инструктор отвел в кабинет, где меня сфотографовали на пластиковую карточку. После нужно заполнить анкету по форме Т.О.М.7Δ — и можно сразу подать документы на получение пластиковой карточки. В тот день была очередь, так что я приехала через день. С момента сдачи экзамена есть год, чтобы подать заявление на пластик.

Взамен заполненной анкеты и сбора 40 € (3320 Р) выдают временные права на обычном листе А4, с которыми разрешено ездить без инструктора или сопровождающего опытного водителя. Заявителям старше 65 лет за выдачу водительского удостоверения платить не нужно.

Ровно через две недели от департамента пришло сообщение, что мое водительское удостоверение в виде пластиковой карточки готово.

Временное водительское удостоверение. Оно дает право водить машину, однако сделать страховку на машину проще с пластиковой карточкойВременное водительское удостоверение. Оно дает право водить машину, однако сделать страховку на машину проще с пластиковой карточкой
Держать в руках свои первые настоящие права — огромная радость. Пусть и с самой страшной фотографией в жизни, на которую предстоит смотреть еще 15 лет
Держать в руках свои первые настоящие права — огромная радость. Пусть и с самой страшной фотографией в жизни, на которую предстоит смотреть еще 15 лет
Департамент дорожного транспорта напоминает о практическом экзамене за три недели и уведомляет о готовности пластикового удостоверения. «Гугл-переводчик» часто бессилен в переводе с греческого языка
Департамент дорожного транспорта напоминает о практическом экзамене за три недели и уведомляет о готовности пластикового удостоверения. «Гугл-переводчик» часто бессилен в переводе с греческого языка

Сколько все это стоит

Сколько вы потратите на получение водительского удостоверения, зависит только от вас. Если вы уже умеете водить, возможно, вам будет достаточно минимальных семи часов занятий и одного экзамена.

В моем окружении есть разные истории: многие сдают спокойно с первого раза, но есть и те, кто сдал только с четвертого — восьмого раза. Кто-то считает, что имеет значение ваша национальность, но мне так не показалось.

Я потратила на получение водительского удостоверения на Кипре 1739,5 € (138 383 Р)

Статья расходовСтоимость
57 часов вождения1335 € (106 204 Р)
Плата инструктору за машину на экзамене150 € (11 933 Р)
Плата инструктору за машину на пересдаче150 € (11 933 Р)
Водительское удостоверение40 € (3182 Р)
Практический экзамен20 € (1591 Р)
Ученические права20 € (1591 Р)
Фото для ученических прав в фотосалоне10 € (795 Р)
Теоретический экзамен10 € (795 Р)
Книжка с ПДД4,5 € (358 Р)
57 часов вождения
1335 € (106 204 Р)
Плата инструктору за машину на экзамене
150 € (11 933 Р)
Плата инструктору за машину на пересдаче
150 € (11 933 Р)
Водительское удостоверение
40 € (3182 Р)
Практический экзамен
20 € (1591 Р)
Ученические права
20 € (1591 Р)
Фото для ученических прав в фотосалоне
10 € (795 Р)
Теоретический экзамен
10 € (795 Р)
Книжка с ПДД
4,5 € (358 Р)

Можно потратить меньше на практический экзамен, если приехать на собственном автомобиле — это разрешено. Для этого нужно оформить специальную страховку на время прохождения экзамена, которая стоит около 25 € (1989 Р), но не все страховые охотно на это идут. На машине спереди и сзади должны быть наклейки с буквой Е, они продаются за 2 € (159 Р) на заправках.

Я не рассматривала этот вариант хотя бы потому, что на учебной Мазде поворотники включались справа, а на нашей BMW — слева. Я постоянно их путала и боялась ошибиться на экзамене.

Для статьи я посчитала, во сколько обойдутся водительские права на Кипре уже умеющему водить машину человеку, которому остается только отъездить обязательный минимум в Лимасоле, приехать на экзамен на своем автомобиле и сдать экзамен с первого раза.

Минимальные расходы на получение водительского удостоверения на Кипре — 292 € (23 230 Р)

Статья расходовСтоимость
7 часов вождения175 € (13 922 Р)
Водительское удостоверение40 € (3182 Р)
Страховка на машину для экзамена25 € (1989 Р)
Ученические права20 € (1951 Р)
Практический экзамен20 € (1951 Р)
Теоретический экзамен10 € (795 Р)
Наклейки «Е»2 € (159 Р)
7 часов вождения
175 € (13 922 Р)
Водительское удостоверение
40 € (3182 Р)
Страховка на машину для экзамена
25 € (1989 Р)
Ученические права
20 € (1591 Р)
Практический экзамен
20 € (1591 Р)
Теоретический экзамен
10 € (795 Р)
Наклейки «Е»
2 € (159 Р)

Как водят на Кипре

В русскоязычном телеграм-чате автомобилистов Кипра часто обсуждают местную манеру вождения. Водители тут редко включают поворотники — и это уже стало мемом. Еще часто отмечают их неспособность остановиться перед стоп-линией, а не за ней, и держать руль двумя руками.

Мой муж после трех лет вождения в Москве и почти стольких же на Кипре тоскует по аккуратности водителей в России. Да, в Лимасоле не бывает часовых пробок, расстояния на острове небольшие, а дороги в целом свободнее, но при этом невнимательность и агрессивное поведение местных водителей заставляют мужа нервничать больше, чем в Москве.

Я не водила в России и еще мало сидела за рулем на острове, но пока мне кипрские дороги кажутся комфортными. В первую неделю жизни на острове было страшно ездить из-за левостороннего движения: казалось, что местные водители все делают неправильно. Но уже на второй неделе я привыкла к хаосу на дороге и радовалась тому, что на Кипре нет Мкада и ТТК.

Дорожное покрытие на Кипре, особенно между городами, отличное, разметка четкая. Фото: Max Zhiltsov
Дорожное покрытие на Кипре, особенно между городами, отличное, разметка четкая. Фото: Max Zhiltsov
Максимальная скорость внутри городов на Кипре — 50 км/ч, на магистрали — 100, на остальных дорогах — 80
Максимальная скорость внутри городов на Кипре — 50 км/ч, на магистрали — 100, на остальных дорогах — 80

Итоги

Я потратила 1740 € (1 Р), чтобы стать водителем. Меня научили сдавать экзамен, но ездить мне до сих пор страшно, а парковаться задом я в принципе не умею. Такому здесь не учат, если отдельно не попросить. В Москве я вообще не планировала садиться за руль, хотя сейчас считаю этот навык важным.

Идея получить права родилась в конце апреля 2019 года, и тогда я думала, что к началу сентября они у меня уже будут. В итоге мне понадобилось намного больше времени. Лучше сразу закладывать как минимум год, чтобы было не так обидно.

Если мы вдруг вернемся в Россию, я смогу управлять автомобилем до 2035 года по этим же правам, а затем придется сдавать теорию, площадку и город в ГИБДД, минуя автошколу.