Кажется, что в ресто­ране подают разбав­ленный алкоголь. Как это проверить и нужно ли​ за него платить?

8
Аватар автора

Интересующийся

спросил в Сообществе

Несколько лет хожу в одно заведение, заказываю там алкоголь. В последнее время стал замечать, что напитки, кажется, разбавляют: вкус не такой насыщенный и терпкий. Как это доказать и защитить свои права? Можно ли как-то заранее подготовиться к такой ситуации?

Аватар автора

Алексей Каблучков

юрист

Страница автора

Нельзя отказываться оплачивать алкогольные напитки только потому, что вас не устроил их вкус. Но они должны быть качественными и соответствовать заявленным характеристикам: марке, литражу и градусу. А разбавленный алкоголь — это некачественный товар, за который вы вправе не платить  .

Шаг 1

Заранее убедитесь в качестве алкоголя

Закажите бокал на пробу. Если вам кажется, что в заведении подают некачественный алкоголь, попросите официанта принести минимально допустимую для заказа порцию и оцените спиртное. Так будет проще решиться на покупку целой бутылки.

Раньше некоторые рестораны не брали за это плату и приносили бокал как комплимент от заведения, но сейчас так делать запрещено.

Купите спиртометр. Если вы не доверяете своему вкусу, но сомнения в градусе алкоголя все-таки есть, можно воспользоваться спиртометром и определить содержание спирта в напитке. Прибор мало весит и стоит около 1000 ₽.

Понимаю, что совет может смутить, но каждый вправе сам определять, насколько щепетильно подходить к заказу. Попросите официанта принести чистый стакан, налейте туда напиток и поместите в алкоголь спиртометр.

При этом, даже если ваши опасения подтвердятся и прибор покажет, что спирта в напитке меньше, чем заявлено в меню или на этикетке, официант все равно может сказать, что не доверяет вашей проверке, и заставить оплатить бокал. Тогда можно предложить сотрудникам заведения самостоятельно проверить спиртное — об этом расскажу дальше. Но в любом случае лучше оплатить одну позицию, чем целую бутылку.

Попросите официанта открыть бутылку при вас. Так у вас будет возможность рассмотреть тару и проверить наличие федеральной специальной марки. Если заказываете порцию меньше бутылки, можно попросить налить алкоголь в бокалы у стола.

Разумеется, бармен способен разбавить спиртное и в бутылке, но так он больше рискует: владелец заведения может проверить находящиеся в баре открытые емкости. Поэтому безопаснее разбавлять напитки в стаканах и графинах. Один бармен рассказывал, что в дорогих заведениях он просто не доливал несколько граммов коньяка, а в бюджетных при переливании водки в графин разбавлял ее водой.

Шаг 2

Позовите администратора

Претензии к качеству алкоголя можно озвучить официанту или бармену, но я рекомендую сразу звать администратора: услышав претензию, бармен может вылить остатки разбавленного спиртного или убрать посторонние напитки из бара.

Говорить, что вы много лет пьете алкоголь и лучше любого сомелье можете распознать суррогат, не стоит: скорее всего, вам не поверят. Укажите на конкретные признаки некачественного алкоголя: странный цвет, осадок, резкий нехарактерный запах, неприятный и незнакомый вкус.

Если администратор согласится с вашей претензией и подтвердит, что спиртное некачественное, он должен убрать напиток из счета  .

Шаг 3

Попросите администратора показать бутылку

Если сотрудник не согласился с вашими претензиями, попросите показать бутылку, из которой налили алкоголь. Убедитесь, что на ней федеральная специальная марка. Ее подлинность можно проверить онлайн — вот статья Т⁠—⁠Ж о том, как отличить поддельный алкоголь.

Если бутылка оказалась контрафактной, заведение несет за это ответственность: оно обязано проверять качество продаваемой продукции. Тогда администратор должен убрать напиток из счета  .

Также обратите внимание на срок годности спиртного. Для пива и вина производители обычно пишут конкретные даты, а на бутылках с водкой, коньяком и другим крепким алкоголем — фразу «Срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения». За спиртное с истекшим сроком годности вам тоже обязаны вернуть деньги  .

Еще важно, когда тару открыли. Например, если бутылку с вином откупорили неделю назад, из-за контакта с воздухом этиловый спирт мог частично испариться. Но слегка выдохшийся напиток может показаться невкусным только вам. Тогда администратор не обязан возвращать деньги — при условии, что срок годности в порядке.

Шаг 4

Предложите администратору провести проверку

Если федеральная специальная марка и срок годности в порядке, но сотрудник все равно сомневается в ваших доводах, предложите ему самому проверить алкоголь. Спросите, есть ли в заведении спиртометр и можно ли с его помощью выяснить градус поданного напитка.

Также узнайте, ведется ли на кухне или в баре запись с камер видеонаблюдения. Тогда предложите посмотреть, когда бутылку открыли и как разливали. Хоть сотрудники вправе и не показывать гостю записи с камер видеонаблюдения, они могут сделать это добровольно, чтобы урегулировать конфликт.

Если алкоголь подали в графине или бутылке, можно отлить немного в чистый стакан и предложить администратору попробовать напиток. Разумеется, сотрудник не обязан его дегустировать, но иногда такое предложение может сработать.

Шаг 5

Попросите сверить счет с ЕГАИС

С 1 марта 2024 года заведения общепита должны проводить весь алкоголь по Единой государственной автоматизированной информационной системе контроля за оборотом спиртного — ЕГАИС  . Спиртные напитки, которые не учли в системе, но добавили в блюдо или налили гостю, будут считать контрафактом.

Расход указывают с точностью до миллилитра и уточняют, куда и как использовали алкоголь. Новые требования пока распространяются только на крепкое спиртное и вино.

Попросите администратора показать, внесли ли поданный алкоголь в ЕГАИС. Например, если в системе будет указано, что реализовали 700 мл напитка, а в счете будет 1 л, это может означать, что спиртное разбавили.

Дайте понять, что будете писать жалобы в контролирующие ведомства и они узнают о возможных махинациях с ЕГАИС. Поэтому проще договориться с вами сейчас.

Также в ЕГАИС есть дата вскрытия бутылки, из которой вам налили. Эту дату можно сопоставить с периодом, в течение которого допустимо пить спиртное с момента вскрытия тары. Если период просрочен, значит, заведение нарушило условия хранения и платить за испорченный напиток вы не обязаны  .

Разумеется, заведение может сфальсифицировать отчетность. Например, сказать, что вам налили из бутылки, которую открыли для другого клиента. Но сделать это не всегда просто, так как можно запутаться в цифрах и датах. Если проверяющие ведомства заинтересуются, смогут выявить расхождение в хронологии списания алкоголя.

Шаг 6

Направьте официальную претензию

Если устная претензия не помогла, отправьте ресторану письменное обращение. Это обязательно для последующей подачи жалобы в Роспотребнадзор, если до этого дойдет.

В претензии можно написать:

  • что не понравилось в алкоголе;
  • какие факты свидетельствуют о том, что напиток разбавили;
  • о чем вы просили администратора и как он себя повел;
  • требование сообщить дату вскрытия бутылки;
  • предупреждение, что будете обращаться в Роспотребнадзор и Росалкогольтабакконтроль;
  • просьбу провести проверку и — в случае отрицательного ответа — сохранить видеозаписи из бара до момента рассмотрения вашей жалобы Роспотребнадзором.

Составьте два экземпляра и попросите администратора расписаться на вашем о вручении. Или можно отправить претензию Почтой России, в том числе через сервис электронных заказных писем. У заведения есть 10 дней на удовлетворение вашей претензии  .

Шаг 7

Обратитесь в контролирующие ведомства

Если ресторан не выполнит ваши требования или не ответит на претензию, вы можете написать жалобу в Роспотребнадзор. Это удобно сделать на сайте ведомства.

В течение 30 дней  ведомство проведет проверку. Если подтвердится, что алкоголь разбавлен, заведение оштрафуют  :

  1. ИП — на 10 000—30 000 ₽.
  2. Малое предприятие — на 10 000—25 000 ₽.
  3. Среднюю или крупную фирму — на 20 000—50 000 ₽.

Также Роспотребнадзор вынесет ресторану предписание, которым обяжет вернуть вам деньги в течение месяца  .

Если вы подозреваете, что в заведении подают контрафактный алкоголь, можно написать в Росалкогольтабакконтроль. Сообщите, когда делали заказ, и попросите проверить, внесены ли сведения о нем в ЕГАИС. Если опасения подтвердятся, ресторан оштрафуют  :

  1. ИП — на 10 000—15 000 ₽.
  2. Малое предприятие — на 75 000—125 000 ₽.
  3. Среднюю или крупную фирму — на 150 000—250 000 ₽.

Что в итоге

Вы не обязаны платить за разбавленный алкоголь, но его плохое качество надо доказать.

Если подозреваете, что в заведении подают разведенные напитки, лучше подстраховаться и заказать минимальную порцию для дегустации.

Претензии к качеству алкоголя можно озвучить администратору заведения. Попросите его проверить алкоголь спиртометром, посмотреть записи с камер видеонаблюдения и сверить счет с ЕГАИС.

Если договориться с администратором не получилось, направьте ресторану письменную претензию, а после этого обратитесь в Роспотребнадзор и Росалкогольтабакконтроль.

Алексей КаблучковВам попадался некачественный алкоголь в заведениях? Расскажите, что делали:
  • Alexander MiG"Попросите официанта открыть бутылку при вас" - на этом этапе всё застопорилось и вдруг оказалось, что тот французский коньяк, который мы просили, закончился)))8
  • НиколайСудя по количеству телодвижений приходить в такие заведения желательно уже плотно поевшим и чуток выпимши. Потому как на месте будет уже некогда:-)3
  • Евгений ГущинМноговато энергозатрат для того, что бы убедиться в качестве. Имеет смысл ходить в проверенные заведения. Либо делать выбор в пользу алкоголя, который вам никто не испортит. Если пиво - то бутылочное и что бы бутылку принесли закрытой. Если вино - то идите в винотеку, где так же при вас его откроют. Если это что то альтернативное, принесите алкоголь с собой. Вариантов множество. Но не стоит рассчитывать на качество когда вы в странном заведении, где вам в темноте и шуме делают "коктейли".9
  • Эдуард ЯщерЯ бывший бармен. 5 лет проработал за барной стойкой и могу рассказать как все это работает изнутри. Разбавленный и паленный алкоголь - это стереотип из 90-х. Сейчас такое можно встретить только в совсем глухой провинции. Общепит очень конкурентная среда, за посетителя приходится бороться всеми силами. Большую часть прибыли приносят постоянные посетители. Портить себе таким образом репутацию - бессмысленно. Экономить на качестве алкоголя не очень выгодно. Большинство заведений снижают затраты за счёт ухода от налогов, переходом на более дешёвые аналоги и урезанием зарплат. Разведённая же водой бутылка водки ощутимой прибыли заведению не принесет. Во всех заведениях где я работал, очень внимательно следили за качеством алкоголя. Но непредвиденное случалось, в таком случае бутылка сразу списывалась. При этом всегда попадались недовольные вкусом напитка, в 99% процентах случаев это капризы гостя. Во первых рецепторы довольно сложная штука. Вкус может полностью поменяться от того с чем вы совмещает алкоголь, вкус пива после гречи и пюре будет один, после том яма и роллов - совершенно другой. Также вкус некоторых видов алкоголя меняется от контакта с воздухом, если сделать глоток и оставить бокал на 20 минут, вкус изменится. Есть ещё такое распространенное явление , как бизнесмены открывающие свой бар или ресторан для развлечения, ничего не зная о технологиях в общепите, там частенько можно наткнуться на то что краны не промываются, вино хранится в неподходящей температуре и так далее.11
  • kuskus kuskusВместо литра выпей 2🤣2
  • kuskus kuskusКирилл, 💯2
  • Владимир ОрловЧто в итоге: правды искать умаешься.1
  • ОлегЯ так сделал, сначала все посетители направились к моему столику, изумленно наблюдая за процессом, потом подошли официанты, которые заранее в кладовке каждый сделав ставки: «паль - не паль», потом прибежал су-шеф, а вслед за ним шеф-повар. Я собрал почти весь ресторан у своего столика. Ситуация накалилась до предела. Роспотребнадзор, которого днем не сыщешь приехал, хоть даже его и не вызывали. Накал страстей повышался. Теперь уже приехали все ведомственные и не столь ведомственные органы. Все были дико эмоционально возбуждены и казалось вот ситуация выйдет из под контроля. Все это время один лишь бармен за стойкой уверенно протирал бокалы и заранее знал что секрет его «паль - не пали» не раскрываем.0