Кажется, что в ресторане подают разбавленный алкоголь. Как это проверить и нужно ли за него платить?
Несколько лет хожу в одно заведение, заказываю там алкоголь. В последнее время стал замечать, что напитки, кажется, разбавляют: вкус не такой насыщенный и терпкий. Как это доказать и защитить свои права? Можно ли как-то заранее подготовиться к такой ситуации?
Нельзя отказываться оплачивать алкогольные напитки только потому, что вас не устроил их вкус. Но они должны быть качественными и соответствовать заявленным характеристикам: марке, литражу и градусу. А разбавленный алкоголь — это некачественный товар, за который вы вправе не платить .
Как действовать, если кажется, что в заведении разбавленный алкоголь
Заранее убедитесь в качестве алкоголя
Закажите бокал на пробу. Если вам кажется, что в заведении подают некачественный алкоголь, попросите официанта принести минимально допустимую для заказа порцию и оцените спиртное. Так будет проще решиться на покупку целой бутылки.
Раньше некоторые рестораны не брали за это плату и приносили бокал как комплимент от заведения, но сейчас так делать запрещено.
Купите спиртометр. Если вы не доверяете своему вкусу, но сомнения в градусе алкоголя все-таки есть, можно воспользоваться спиртометром и определить содержание спирта в напитке. Прибор мало весит и стоит около 1000 ₽.
Понимаю, что совет может смутить, но каждый вправе сам определять, насколько щепетильно подходить к заказу. Попросите официанта принести чистый стакан, налейте туда напиток и поместите в алкоголь спиртометр.
При этом, даже если ваши опасения подтвердятся и прибор покажет, что спирта в напитке меньше, чем заявлено в меню или на этикетке, официант все равно может сказать, что не доверяет вашей проверке, и заставить оплатить бокал. Тогда можно предложить сотрудникам заведения самостоятельно проверить спиртное — об этом расскажу дальше. Но в любом случае лучше оплатить одну позицию, чем целую бутылку.
Попросите официанта открыть бутылку при вас. Так у вас будет возможность рассмотреть тару и проверить наличие федеральной специальной марки. Если заказываете порцию меньше бутылки, можно попросить налить алкоголь в бокалы у стола.
Разумеется, бармен способен разбавить спиртное и в бутылке, но так он больше рискует: владелец заведения может проверить находящиеся в баре открытые емкости. Поэтому безопаснее разбавлять напитки в стаканах и графинах. Один бармен рассказывал, что в дорогих заведениях он просто не доливал несколько граммов коньяка, а в бюджетных при переливании водки в графин разбавлял ее водой.
Позовите администратора
Претензии к качеству алкоголя можно озвучить официанту или бармену, но я рекомендую сразу звать администратора: услышав претензию, бармен может вылить остатки разбавленного спиртного или убрать посторонние напитки из бара.
Говорить, что вы много лет пьете алкоголь и лучше любого сомелье можете распознать суррогат, не стоит: скорее всего, вам не поверят. Укажите на конкретные признаки некачественного алкоголя: странный цвет, осадок, резкий нехарактерный запах, неприятный и незнакомый вкус.
Если администратор согласится с вашей претензией и подтвердит, что спиртное некачественное, он должен убрать напиток из счета .
Попросите администратора показать бутылку
Если сотрудник не согласился с вашими претензиями, попросите показать бутылку, из которой налили алкоголь. Убедитесь, что на ней федеральная специальная марка. Ее подлинность можно проверить онлайн — вот статья Т—Ж о том, как отличить поддельный алкоголь.
Если бутылка оказалась контрафактной, заведение несет за это ответственность: оно обязано проверять качество продаваемой продукции. Тогда администратор должен убрать напиток из счета .
Также обратите внимание на срок годности спиртного. Для пива и вина производители обычно пишут конкретные даты, а на бутылках с водкой, коньяком и другим крепким алкоголем — фразу «Срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения». За спиртное с истекшим сроком годности вам тоже обязаны вернуть деньги .
Еще важно, когда тару открыли. Например, если бутылку с вином откупорили неделю назад, из-за контакта с воздухом этиловый спирт мог частично испариться. Но слегка выдохшийся напиток может показаться невкусным только вам. Тогда администратор не обязан возвращать деньги — при условии, что срок годности в порядке.
Предложите администратору провести проверку
Если федеральная специальная марка и срок годности в порядке, но сотрудник все равно сомневается в ваших доводах, предложите ему самому проверить алкоголь. Спросите, есть ли в заведении спиртометр и можно ли с его помощью выяснить градус поданного напитка.
Также узнайте, ведется ли на кухне или в баре запись с камер видеонаблюдения. Тогда предложите посмотреть, когда бутылку открыли и как разливали. Хоть сотрудники вправе и не показывать гостю записи с камер видеонаблюдения, они могут сделать это добровольно, чтобы урегулировать конфликт.
Если алкоголь подали в графине или бутылке, можно отлить немного в чистый стакан и предложить администратору попробовать напиток. Разумеется, сотрудник не обязан его дегустировать, но иногда такое предложение может сработать.
Попросите сверить счет с ЕГАИС
С 1 марта 2024 года заведения общепита должны проводить весь алкоголь по Единой государственной автоматизированной информационной системе контроля за оборотом спиртного — ЕГАИС . Спиртные напитки, которые не учли в системе, но добавили в блюдо или налили гостю, будут считать контрафактом.
Расход указывают с точностью до миллилитра и уточняют, куда и как использовали алкоголь. Новые требования пока распространяются только на крепкое спиртное и вино.
Попросите администратора показать, внесли ли поданный алкоголь в ЕГАИС. Например, если в системе будет указано, что реализовали 700 мл напитка, а в счете будет 1 л, это может означать, что спиртное разбавили.
Дайте понять, что будете писать жалобы в контролирующие ведомства и они узнают о возможных махинациях с ЕГАИС. Поэтому проще договориться с вами сейчас.
Также в ЕГАИС есть дата вскрытия бутылки, из которой вам налили. Эту дату можно сопоставить с периодом, в течение которого допустимо пить спиртное с момента вскрытия тары. Если период просрочен, значит, заведение нарушило условия хранения и платить за испорченный напиток вы не обязаны .
Разумеется, заведение может сфальсифицировать отчетность. Например, сказать, что вам налили из бутылки, которую открыли для другого клиента. Но сделать это не всегда просто, так как можно запутаться в цифрах и датах. Если проверяющие ведомства заинтересуются, смогут выявить расхождение в хронологии списания алкоголя.
Направьте официальную претензию
Если устная претензия не помогла, отправьте ресторану письменное обращение. Это обязательно для последующей подачи жалобы в Роспотребнадзор, если до этого дойдет.
В претензии можно написать:
- что не понравилось в алкоголе;
- какие факты свидетельствуют о том, что напиток разбавили;
- о чем вы просили администратора и как он себя повел;
- требование сообщить дату вскрытия бутылки;
- предупреждение, что будете обращаться в Роспотребнадзор и Росалкогольтабакконтроль;
- просьбу провести проверку и — в случае отрицательного ответа — сохранить видеозаписи из бара до момента рассмотрения вашей жалобы Роспотребнадзором.
Составьте два экземпляра и попросите администратора расписаться на вашем о вручении. Или можно отправить претензию Почтой России, в том числе через сервис электронных заказных писем. У заведения есть 10 дней на удовлетворение вашей претензии .
Обратитесь в контролирующие ведомства
Если ресторан не выполнит ваши требования или не ответит на претензию, вы можете написать жалобу в Роспотребнадзор. Это удобно сделать на сайте ведомства.
В течение 30 дней ведомство проведет проверку. Если подтвердится, что алкоголь разбавлен, заведение оштрафуют :
- ИП — на 10 000—30 000 ₽.
- Малое предприятие — на 10 000—25 000 ₽.
- Среднюю или крупную фирму — на 20 000—50 000 ₽.
Также Роспотребнадзор вынесет ресторану предписание, которым обяжет вернуть вам деньги в течение месяца .
Если вы подозреваете, что в заведении подают контрафактный алкоголь, можно написать в Росалкогольтабакконтроль. Сообщите, когда делали заказ, и попросите проверить, внесены ли сведения о нем в ЕГАИС. Если опасения подтвердятся, ресторан оштрафуют :
- ИП — на 10 000—15 000 ₽.
- Малое предприятие — на 75 000—125 000 ₽.
- Среднюю или крупную фирму — на 150 000—250 000 ₽.
Что в итоге
Вы не обязаны платить за разбавленный алкоголь, но его плохое качество надо доказать.
Если подозреваете, что в заведении подают разведенные напитки, лучше подстраховаться и заказать минимальную порцию для дегустации.
Претензии к качеству алкоголя можно озвучить администратору заведения. Попросите его проверить алкоголь спиртометром, посмотреть записи с камер видеонаблюдения и сверить счет с ЕГАИС.
Если договориться с администратором не получилось, направьте ресторану письменную претензию, а после этого обратитесь в Роспотребнадзор и Росалкогольтабакконтроль.