Стоит ли вкладываться в российские акции?

Стоит ли вкладываться в российские акции?

71
Этот материал написан читателем Т⁠—⁠Ж. Чтобы опубликовать свой текст, заполните форму.

Как инвестор в российские акции, могу смело сказать, что их доходность легко может быть выше 10% годовых.

Аватар автора

Denis Kuznetsov

ждет больших дивидендов

Давайте посмотрим примеры: некоторые уже сработали, на некоторые ставка в будущем.

«Ленэнерго», привилегированные. Покупал по цене 73 рубля за штуку. В этом году они платят около 11 рублей на акцию, что дает доходность 11 / 73 = 15% грязными. Минус 13% налога, получаем 13% чистой дивидендной доходности. К тому же акции сейчас стоят более 100 рублей, то есть еще и вложенный капитал увеличился.

Сбербанк, привилегированные. Я покупал по цене около 160 рублей за акцию. В этом году они заплатят 16 рублей дивидендов. Легко подсчитать, что доходность после налогов — 8,7%. Но в следующем году они планируют заплатить 50% от чистой прибыли по МСФО, что при текущей прибыли составит 20 рублей на акцию. Также они прогнозируют рост прибыли примерно на 10%, то есть заплатят 21—22 рубля на акцию. Считаем доходность: 21 / 160 × 0,87 (чтобы получить сразу сумму дивидендов без налогов) = 11,4%. Сейчас цена акций превышает 200 рублей, то есть и здесь наблюдаем рост капитала.

«Газпром-нефть». Покупал акции по 193 рубля за штуку. В тот момент они платили около 15 рублей дивидендов, вроде бы негусто. Но за 2018 год они платят 27 рублей на одну акцию. Считаем: 27 / 193 × 0,87 = 12% чистыми. А еще сейчас акция стоит в районе 370 рублей, что дает почти стопроцентный рост капитала за два года.

(Не)любимый всеми «Газпром». Начал покупать по 120 рублей за акцию, докупал по 145 и по 165. Средняя цена покупки получилась в районе 150 рублей. Уже в этом году они заплатят 16 рублей на одну акцию, что дает 9,2% чистыми. Но менеджмент заявил, что в ближайшие 2—3 года планирует выйти на выплату дивидендов в размере 50% от чистой прибыли по МСФО. Опустим здесь рассуждения о том, насколько мы можем им верить. При текущей прибыли Газпрома это будет 32 рубля на каждую акцию. Будем реалистами, возьмем 25 рублей: 25 / 150 × 0,87 = 14,5% годовых дивидендная доходность. И уже сейчас акции подорожали до 230 рублей, что дало ощутимый прирост капитала.

«Северсталь». Куплена по 690 рублей, сейчас платит по 150 рублей дивидендов в год. Думаю, доходность сами подсчитаете.

Я занимаюсь бизнесом и считаю, что это хороший способ заработка. Но, на мой взгляд, не нужно недооценивать инвестиции. А также диверсификацию, которую можно получить: все-таки бизнес может в любой момент закрыться.

Редакция
Верите в российские акции? Поделитесь своим инвесторским опытом и чутьем:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Как писал товарищ Грэм в далёком 1964-м «стоит различать спекуляции и инвестирование»(С). Если вы планируете обеспечить не только себя, но и будущие поколения прекратите слушать про «стабильность» российской экономики из телевизоров. Пока свергали последнего русского императора, устанавливали коммунизм, выигрывали войну, разваливали Союз и делили собственность по ваучерам Coca-Cola всё так же исправно росла и платила дивиденды

11
0

да норм, как и во всех инвестициях наибольший профит получаешь если удачно зашел и удачно вышел. для этого годятся любые законные способы.
сбербанк за 4 года учетверился, аэрофлот за 2 года упятерился, и это не считая дивидендов. вроде неплохо?
в тоже время некоторые американские тяжеловесы сильно подупали.
также есть фактор удобства - для российских акций не нужно подавать налоговые декларации, все делает брокер, это удобно. по тем же американским акциям, даже если у вас подписана форма W-8BEN и у вас берут только 10% налога в пользу США - вам самостоятельно нужно подавать налоговую декларацию и уплачивать оставшиеся 3% в России.
ну а если у вас российские акции куплены на ИИС - то вообще без налогов.
лично у меня акции и американские, и российские, я стараюсь их отбирать руководствуясь цифрами, отчетами, прогнозами и, конечно, рисками. но при этом стараюсь выключать оценку по политическим мотивам или по личной симпатии/антипатии к продукту. например я не люблю и не пользуюсь сбербанком, и не люблю "еду" в макдональдсе, однако акции и тех и других у меня есть.

9

aleksei, А Вы уже платили оставшиеся 3% по дивам акций США?

0
0

Уже два года в акциях Сбера и мне норм. Пережил с ними всякое: и взлеты до 30% годовых, и в минус окунался. Но держался и не продавал. Сегодняшняя доходность по ним — 30%, купил надолго.

Дивиденды реинвестирую в другие российские компании. Конкретно на дивы Сбера год назад купил себе акции Россетей. Оказалось, вовремя! Сейчас доходность по ним 77%. Жалею, что мало вложил. Жду выплату дивиков и смотрю, куда бы их тоже инвестировать. Может, в Яндекс…

А вот от долларовых акций пока избавился — не показали нужную мне доходность. Держу доллары пока в кэше.

6
0

Да, гибкий удачный пример для не знающих тонкости. Автору в целом повезло если ничего не приврал. Но если сейчас последовать примеру автора и купить на высоких планках, то в будущем капитал будет так уменьшаться, что слезы пойдут.
Мои первые покупки на бирже были связаны со Сбербанком по 260 руб. и Аэрофлотом около 200 руб. при прогнозе расти до 300, потом бац бац бац и пришло озарение, что где-то меня обманывают. Аэрофлот стоит нынче 100 руб. Сбербанк худо бедно подрастает, но сейчас что-нибудь скажут не то на мировой арене и он завалится до 180-190 как уже было. По мировым меркам стоить что Аэрофлот что Сбербанк должны намного больше, но факторы политики и экономики дают о себе знать. Акции Роснефти за 10 лет дали движение 0, а при условии, что эти бы деньги лежали просто в банке убытки составляют 150-200%. С западными акциями нужно быть тоже очень осторожным, там рулетка еще круче. Кому-то везет и можно рисовать цифры опосля красивые, мне тоже иногда везет так что душа расцветает, но иногда счет так краснеет, что ком в горле. В минус счет уходит из воздуха, а зарабатывать деньги приходится трудом и временем. Это тяжело переживать психологически на начальном этапе.

3
Герой статьи

27.06.19, 16:49

Юрий, если Вы хотите негативный опыт, то я его тоже здесь описал в комментарии.

Я не предлагаю покупать по текущим ценам. И сам сейчас приостановил покупки, так как жду коррекции. Но есть мнение, что это не совсем правильная стратегия: считается, что логично каждый месяц покупать акции независимо от состояния рынка. Но мне покупать по текущим ценам страшновато + порфтель уже частично сформирован. Я сейчас больше сосредотачиваюсь на облигациях и валюте.

Относительно Аэрофлота - спорное мнение. У компании растет выручка, но при этом растет убыток(!). С какой стати им бы стоить дороже?
Относительно Роснефти - в нефтегазовом секторе есть более интересные бумаги: тот же Лукойл, Газпром нефть, Газпром. Очень дешевая Башнефть, но так как она принадлежит Роснефти, неизвестно, что от нее теперь можно ожидать.

2

Denis, а вы что приобретаете из корпоративных облигаций в момент кризиса?

0

Denis, Олег Майоров вам все расписал правильно. Экономика стагнирует, а на графиках вам крупный игрок рисует рост.

1
Герой статьи

03.07.19, 09:55

Сергей Х, с РН конечно будет хорошо. Но вот насчет ее миноритарных акционеров я сомневаюсь :)

0

Алексей, да вы конспиролог)

0

Denis, повертьте с РН все будет хорошо.

0
Герой статьи

29.06.19, 15:53

Алексей, я не вижу противоречий. Я абсолютно уверен, что в какой-то перспективе мы увидим снижение цен всех основных акций. Это нормально, так устроены рынки. Другое дело, что практически невозможно угадать, когда это произойдет и как долго будет продолжаться. Поэтому необходимо иметь план, как будете действовать, если пойдет коррекция на рынке.
И я уже свой план озвучил - буду покупать подешевевшие активы на имеющийся кэш.

0
0

Один из критериев верного инвестирования - хороший менеджмент в компании. Топ - менеджменту каких российских компаний вы доверяете?

2
0

Имеет смысл от выбора отдельных акций перейти к инвестициям в индексы. В прошлом году портфель из ETF-фондов, диверсифицированных по странам и отраслям дал 9,5% годовых при существенно более низком риске.

2

Кстати, обратите внимание на ETF EDV - у него отличная ковариация с SP500 для снижения риска без снижения доходности.

1

Denis, ETF платят дивиденды. И комиссии мизерные, если покупать не в российской юрисдикции. Рекомендую Interactive Brokers и ETFы Vanguard-a.

1
Герой статьи

29.06.19, 16:04

Евгений, здесь дело вкуса. В целом, Вы правы. Инвестиции в индексы часто дают более высокую доходность, чем индивидуальные портфели.
Но за ETF нужно платить комиссии - это раз(хотя у индексных ETF  они часто стремятся к нулю). Плюс индексные ETF, насколько я знаю, не платят дивиденды - это два. Так как для меня важен тот денежный поток, который я получаю в виде дивов, то я предпочитаю самостоятельно выбирать акции.

1

Denis, поток в виде дивов вы можете получать продавая паи по мере их дорожания.

0

Сергей Х, Один рабочий день

0
0

36,6 :)

1
Герой статьи

27.06.19, 14:44

Марат, а еще через пару месяцев дивидендный гэп закрывается и Вы счастливы :)

1
Герой статьи

27.06.19, 16:42

Vladimir, отрицательный опыт довольно велик:
1) покупал МосЭнерго по 2.7 руб за штуку. На ожиданиях снижения выручки и EBITDA продал их на самом дне - по 1.6 - 1.7р за штуку.
2) Покупал АФК Систему по 12 рублей, потом по 10. В итоге закрыл по 8 - опять же на самом дне. Сейчас жалею и восстанавливаю позицию.
3) Акции EN+ покупал в районе 550р за штуку после новости о введении санкций против Дерипаски. Продавал примерно по 350р.

Не совсем убытки, но и не заработал:
1) не купил Лукойл по 3000, хотя была такая инвестиционная идея. Сейчас одна акция стоит 5380р. Плюс они ежегодно увеличивают размер дивидендов(как правило, даже выше инфляции).
2) Покупал ГМК Норникель по 8000. И на фоне терок между Дерипаской и Потаниным продал в районе 10 000р. Сейчас акция стоит 14 168 + платит хорошие дивиденды. Кусаю локти :(

Конкретно по доходности сказать не могу, так как у меня несколько счетов и они постоянно пополняются. Даже не представляю, как посчитать чистую доходность. Для этого нужно вести всю историю пополнения счета, чтобы было понятнее. Но я сейчас этого не веду.

1

Тоже брал систему по 12, но не продал, висит в минусе до сих пор.

1
0

Я не знаю на чем основываются называя себя опытными игроками и отрицая рынок российских акций. Участвую полтора года. Первую половину года вообще ничего не делал, купил акции Сбербанка и ждал. Они поднялись с 160 рублей до 278 и начали падать. Чтобы избежать отрицательных результатов на уровне 214.5 р. я их продал, получив некую прибыль. Получив прибыль, как это часто бывает, я думал, что я знаток и во второй половине начал играть на коротких ставках и получил, что в таких случаях получают умники. Начиная с 2019 года я стал придерживаться неких правил ( хотя это в биржевой игре такое понятие трудно применить) я получаю достаточно положительные результаты. За первую половину 2019 г. имею 26,7% от вложенной суммы. Конечно, я играю небольшими суммами, поскольку опыта маловата и набирать вложенные суммы буду с приобретением большого опыта. Самое важное, по моему, не витать в облаках и не терять голову от каких то разовых больших удач.

1
Герой статьи

03.07.19, 10:19

Стэн, согласен с Вами. На длинном промежутке времени инвестиции в американский рынок, вероятно, будут выглядеть более интересно, нежели в российский. На мой взгляд, имеет смысл диверсифицироваться и вкладывать и туда, и туда.
К тому же, рынки США на исторических максимумах. Сейчас туда заходить лично мне страшновато.
Ну и российский рынок мне нравится по ряду причин:
1) дивиденды и купоны я получаю сразу на свой банковский счет. в тот же день можно пойти купить себе мороженку :)
2) рынок очень дешевый. Давайте посмотрим на P/E этих компаний: Газпром(3.35), Газпром нефть(4.69), Башнефть(3.02 !!!), Распадская(3.49). В генерации тоже куча очень дешевых компаний.
3) простое налогооблажение. Брокер - мой налоговый агент. Мне надо ни о чем волноваться. Если же я буду покупать через иностранного брокера, мне нужно заполнять каждый год декларацию, где переводить все сделки из валюты в рубли... брррр!

1
Герой статьи

08.07.19, 12:06

Aleksey, я пользуюсь брокерами Сбербанк, ВТБ, Открытие, Уралсиб

1
0

Вы привели 4 Ваших успешных примера. Это все акции, которые Вы держите?

0
Герой статьи

06.07.19, 09:54

Серж, конечно нет. у меня около 20 эмитентов: Полюс, МТС, Детский мир, ФСК, ТГК-1, Мосбиржа, Газпром, Газпром нефть, Ленэнерго-п, Сбербанк-п, Башнефть-п, АФК Система, ЛСР, Магнит, несколько МРСК, Распадская, Юнипро.
Если интересует негативный опыт - я описал в комментариях ранее.

0
0

А куда деться бедному инвестору, избавиться сейчас при полном упадке цен просто жалко,будем выжидать. А Правительство России можно только презирать !

0

Denis, Добрый день. Поделитесь с аудиторией, пожалуйста, у каких брокеров у Вас открыты счета?

0
0

Доходность-то может быть более 10%
Только вот несколько проблем с этими акциями нерешаемыми в принципе
1) они номинированы в рублях (в самой крепкой валюте, которая при необходимости пробивает любое дно)
2) очень большая зависимость от "мировой конъюнктуры"

0
0

Всем привет из 2021. Сегодня курс доллара 74.9. На дату написания статьи был 62.5
То есть рубль ослаб примерно на 20% менее, чем за 2 года. Суммарно инфляция за это время по данным Росстата составила ~8%
Надеюсь, автор смог прибавить к объему своего портфеля хотя бы 30%, иначе результат в лучшем случае нулевой.

0

Комментарий удален пользователем

Denis, Ваша стратегия базируется исключительно на том, что вы находитесь сейчас в "цикле надувания пузырька - быстрого роста).. В аналогичной ситуации я "купался в лучах славы" в 2016-17-18(начало) годах - на американском/китайском рынках можно было брать любой "мусор", вопрос был только в том насколько он сильно вырастет.. Фиксировал прибыль по Alibaba, Micron, Nvidia и многим другим по 40-140% годовых в валюте.. Нормально , да? Но поняв абсурдность таких безумных "доходностей" позакрывал всё с прибылью и избежал просадок в конце 18-го.. И судя по текущей ситуации, коррекция ещё только созревает.. На рос.рынке аналогично - экономика в стагнации, доходы населения в ауте, закредитованность растёт, прогнозы по экономике пессимистичные, а рынки "бьют рекорды"? Шикарно.. Надо понимать, только что вы сидите на самом верху перевёрнутой пирамиды.. рекордно огромной пирамиды.. А во вторых: "про рост ММВБ".. и прочее. А не пробовали посчитать "рынок" в долларах? и понять, что с 2006 года вы бы не "заработали", а потеряли кучу реальных денег..

4
Герой статьи

27.06.19, 16:33

Олег, на это могу возразить только такое:
1) на мой взгляд, лучше попробовать и, возможно выиграть. Чем не попробовать и на 100% проиграть.
2) диверсифицируйтесь. У меня в портфеле около 20 эмитентов. При банкротстве одной компании я потеряю около 5% капитала. Да, больно, но не смертельно.
3) в продолжение п.2 - вы можете покупать акции зарубежных компаний. Такие возможности сейчас дают как зарубежные брокеры, так и Санкт-Петербургская биржа.

4

Denis, шило на мыло, шуба-дуба... ох и рисковое дело, и муторное... инвестиции в российские голубые фишки - только на долгий срок и только в той сумме, которую не жалко потерять... (пессимистично вздыхая)...

2
Герой статьи

27.06.19, 19:52

Олег, я инвестирую только свои средства и без плеча. Просадку по рынку акций в случае кризиса/глубокой коррекции планирую выкупать на деньги от продажи облигаций и валюты. Ребалансировку делать, в общем.

2
Герой статьи

27.06.19, 17:54

Олег, очень интересно было бы услышать Ваш опыт. Если есть возможность, расскажите, пожалуйста, в комментариях или оформите в статью(моя данная статья была оформлена из коммментария в другой теме на этом сайте).
Но я вот открыл график индекса ММВБ. В районе 1998 индекс был около 85 пунктов - и это еще перед кризисом. Сейчас же индекс 2779 пункта. Понятно, что многое сделала инфляция, обесценивание рубля и так далее. Но индекс вырос в 32 раза и это без учета дивидендов.
Вроде как пока неплохая математика :)

2
Герой статьи

03.07.19, 09:52

Павел, очевидно, что падение будет. И действительно, многие предрекают очень сильное падание и дальнейшую долгую стагнацию. И что? :) Ну купим еще более дешевые акции, делов-то.
И опять же, наш российский рынок очень дешевый. По многим компаниям P/E 3-4. Куда ему падать еще ниже? Ну сложится в 2 раза, куда дальше-то?

1

Юлия, Вы забыли учесть девальвацию. Покупательная способность 100 т.р. в 2010 г. грубо говоря не далека от нынешних 300 т.р. Так что, мягко говоря, Ваши деньги 10 лет проработали "вхолостую". Вы, может быть, не в минусе, но капитал точно не приумножился.

1

Павел, а что вы посоветуете - только ОФЗ+ИИС или вообще на инвест рынок лучше не лезть?

1

Олег, ответ один. Не вкладывайте 100% в ЮКОС

1
Герой статьи

03.07.19, 09:54

Александр, очевидно, что да. Но я беру в основном короткие, до года. они будут наименее волатильны.

0

Anastasia, "советовать" на таком рынке - в стадии истерического роста, вопреки любому негативу - это крайне не благодарное дело... я бы советовал просто "быть очень осторожным".. По моему, это финальный аккорд "бычьего рынка"...

0

Юлия, 03.06,09 цена 171,030

0

Denis, цитата: "..наш рынок завязан на нефть и газ.." Особенно интересно посмотреть на "..газ" - его стоимость бьёт рекорды падения цены и находится на многолетних минимумах.. Запасы газа на спотовых рынках на многолетних максимумах..речь в открытую идёт о перезатоварке газового рынка....но, главный бенефициар этого события -Газпром, находится на рекордных уровнях. Удивительно! Дивиденды стали высокие? Добытчик газа вообще не зависит от цены на этот самый газ на рынке? Ну-ну.. А про "инвестирование" - я вам сообщу следующее: сейчас самый длинный "бычий цикл в истории" завершится он обязательно и не "небольшим падением", а не менее драматичных многолетним циклом стагнации.. Рекомендовал бы обратится к опыту японских инвесторов - там сейчас большинство только вышли в "ноль" - за 10-15-ти летние инвестиции.. Не плохо да?

0
Герой статьи

29.06.19, 16:11

Павел, суть инвестиций не в том, чтобы вложить в один день в 2006 году, а в том, чтобы равномерно в течение всей трудовой деятельность инвестировать часть своего дохода. Уверен, что при такой стратегии с 2006 года точно будет прибыль, даже в долларах.

0
Герой статьи

29.06.19, 16:08

Павел, ну не мне Вас учить, что наш рынок больше завязан на цены на нефть и газ, нежели на доходы населения. Рынок на хаях именно потому, что основные голубые фишки рапортуют о рекордных прибылях и дивидендах.
Еще раз: я не призываю покупать акции сейчас. Я вообще ни к чему не призываю :) У меня в акциях сейчас 30-40% активов, остальное в облигациях и валюте. Когда рынок будет валиться, я буду перераспределять активы: продавать облиги и подорожавшую валюту и покупать дешевые акции.
У Вас может быть своя стратегия. Если готовы ей поделиться - с удовольствием почитал бы.

0
Герой статьи

29.06.19, 15:50

Роман, абсолютно верно. И тогда это называется не торговля, а инвестиция)

0

Олег, Олег, в последнем предложении обманули. Акция Северстали 10 лет назад стоила 300 р, сегодня - тысячу. Если бы я вложила в 2010 году 100 тыс. руб. в сто акций, то сегодня продала бы их за 330 тысяч. И это не считая див. С учетом инфляции за 10 лет, пусть, в 150%, я заработала около 200 тыс., из них 100 тыс. вложенных и 100 - чистая прибыль. Так что не надо ля-ля!..

0

Сообщество