Как я начала помогать
Я достаточно давно взяла за привычку направлять на благотворительность небольшие суммы с премий, стараюсь делать это регулярно. За 2022 год получилось около 25 000 Р. Сдаю кровь, но часто получаю отвод из-за низкого гемоглобина.
Что я делаю сейчас
В середине 2022 года задумалась, как могу поучаствовать более адресно и лично, и решила посмотреть фонды на сайте nuzhnapomosh.ru. Наиболее близким по духу показался фонд «Старшие Братья Старшие Сестры» (https://www.nastavniki.org/), и я отправила заявку. НКО организует работу волонтеров-наставников, которые взаимодействуют с подопечными из детских домов или как их сейчас называют — центров содействия семейному воспитанию.
Со мной провели интервью, в котором спрашивали о моем детстве, случаях физического или иного насилия. Так они, по всей видимости, пытались оценить психологический портрет. Далее я собрала документы о несудимости, из психоневрологического диспансера, анкеты и флюорографию, прошла двухдневный тренинг с такими же будущими наставниками и через месяц познакомилась с «младшей». От момента подачи заявки до встречи прошло четыре месяца, но это скорее связано с летними каникулами.
Дети в детских домах сыты, одеты и находятся под чутким присмотром воспитателей — по крайней мере, это я увидела на примере Санкт-Петербурга и одного конкретного центра. Традиционно благотворители заваливают ребят подарками на Новый год, эпизодически появляются волонтеры, но вместе с этим у детей нет значимых взрослых в жизни, практически отсутствует мотивация, и очень много шансов на криминализацию в будущем.
Фонд «Старшие Братья Старшие Сестры» (мой друг смеется, что это скорее Старшие сестры Старшие сестры, потому что мужчин-волонтеров — около 10%) подготавливает наставников, которые общаются с детьми минимум год на еженедельной основе. За такой период формируются привязанности, и наставник может повлиять на жизнь ребенка, научить новому, показать профессиональные перспективы и банально выслушать.
Со своей подопечной, назовем ее А., я общаюсь уже три месяца. Она социальная сирота — их с братом изъяли из семьи пару лет назад из-за печальных питерских проблем. Она достаточно умная, с типичным подростковым флером ангста, постоянно со всего «кринжует». Мне кажется, эмоционально она все-таки много младше своих лет.
Мы вместе гуляем по паркам и интересным местам, готовили пиццу. Я не очень проницательная, но стараюсь ее выслушивать и обсуждать насущные проблемы. Чувствую, как постепенно выстраивается доверие, как она старается довольно по-детски порадовать меня оценками. Если в начале нашего общения она категорически была против высшего образования, то сейчас уже планирует сдавать ЕГЭ, который объективно не будет для нее сложным.
Что мне это дает
В первый месяц общение с А. принесло больше тревог, чем радости. Я переживала, чем мы займемся на следующей неделе, в какое место ее отвести, чтобы не было скучно. Потом расслабилась и поняла, что гораздо важнее простое общение, и нет нужды каждый раз идти в театр, музей или выставку, что подросткам не всегда бесконечно интересно. Еще мой тренер спросил, почему я не «взяла» маленького ребенка, ведь их «еще можно поменять», на что у меня осталось только немного глухой злости.
А. уже заняла место в моей жизни, мы всегда на связи, она рассказывает о событиях из школы, показывает свои тик-токи и смело возмущается тому, что ей не по душе.
❤️
Вы просто умница! И делаете очень важное и сложное дело. Спасибо Вам!
Спасибо за история. Это то, к чему я стремлюсь. Пока ещё сама студентка, но хочу помочь подросткам адаптироваться в взрослом мире.
Спасибо за историю!
Спасибо за историю, интересно, Как А. отнеслась к такому участию в её жизни, это по обоюдному согласию происходит или вы просто появились и начали приходить раз в неделю и забирать её из детдома куда-то? Общаетесь ли в мессенджерах до/после встреч?
Долорес, заявки на участие в программе в том числе подают дети, без их согласия такие встречи невозможны. Ребята видят наставников у других детей и хотят также. Сейчас сложилась ситуация, когда детей, желающих участвовать, больше, чем наставников.
Общаемся в телеграме практически каждый день. У других наставников ситуация может складываться иначе – у детей помладше могут забирать телефоны, многое зависит от руководства центра.
Молодчина! Я когда то была добровольным визитёром- активизатором от Красного Креста в центральной мужской тюрьме города Осло.
Чудесное начинание! Пусть все сложится в долгосроке, и у Вас, и у Вашей подопечной. Отдельно вопрос про кровь и гемоглобин - Вы консультировались с врачом, сбалансировали диету белковыми и железосодержащими блюдами? Свое здоровье ровно так же важно, как и помощь людям.
Коллега, спасибо! Я обычно пропиваю сорбифер дурулес 🪄, с питанием согласна, есть зона для роста
классно. смело. молодец
Как мало откликов. Видно, насколько мало интересна эта тема читателям Т-Ж. Реалии современной жизни, в которой воспитывают индивидуалистов, которым важно только их собственное комфортное благополучие.
В моем регионе тоже есть эта программа, но не от этого фонда, а какая-то местная, как я поняла. На нее смотрю уже года два и не могу решиться. Круто, что у вас хватило смелости — это очень здорово!
Расскажите, как вас готовили к встрече с подопечным поподробнее? Как произошла первая встреча? Были ли уже конфликты или трудности?)
Ольга, фонд проводит полноценный двухдневный тренинг для группы новых наставников. Это две субботы с 10 до 17. Кураторы рассказывают о сложностях, с которыми можно столкнуться, о способах взаимодействия с центрами и воспитателями. Мы проигрывали ситуации, в которых ребенок сбегает, курит, ворует или выпрашивает материальные блага и манипулирует. На практике такое может и не происходить, но лучше иметь инструменты и внутреннее спокойствие для подобного.
Раз в квартал проводится ревизия, когда мы встречаемся с другими волонтерами и обсуждаем сложные вопросы, делимся радостными новостями. Вообще это сообщество душевных и крайне разносторонних людей.
Первая встреча проходила на территории центра, пусть и было неловко, но достаточно воодушевленно. Глобальных трудностей не было, недопонимание где-то – возможно, я стараюсь анализировать и рефлексировать.
Очень интересно, не знала о такой програме, может тоже решусь когда выйду из декрета.
Мне кажется таким детям важно учится тому, что всего можно добится своими усилиями. К сожалению, боюсь, детские дома такому не учат
Я отправляла заявку в эту программу, мне ничего не ответили :(
Если хотите помочь, но нет времени быть наставником то вот отличные варианты:
Фонд "Арифметика добра" https://a-dobra.ru/ - помогает социализации детей из детских домов.
Фонд " Солнечный город" https://sgdeti.ru/ - помогает детям не оказаться в детском доме.
Своего ребенка не хотите?