«Всегда есть интрига, это привлекает»: как появился дрифт и зачем его смотреть
Профес­сио­нальный спорт
647
Фотография — autosport.carville.racing

«Всегда есть интрига, это привлекает»: как появился дрифт и зачем его смотреть

Рассказывают два пилота Российской дрифт-серии
6
Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Аватар автора

Егор Моргунов

задавал вопросы

Страница автора
Аватар автора

Диана Газарян

задавала вопросы

Страница автора

Дрифт — это полноценная спортивная дисциплина.

Сначала им увлекались энтузиасты, которые устраивали неофициальные заезды на пустых парковках, но вскоре он превратился в отдельное направление автоспорта с трансляциями, спонсорами и болельщиками. В России дрифт представлен несколькими чемпионатами, самые популярные входят в РДС — Российскую дрифт-серию.

Пилоты команды Carville Racing Никита Шиков и Антон Козлов рассказали об их пути в дисциплине, сложностях в карьере и рисках во время заездов.

Как появилась дисциплина

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

С начала нулевых возник тренд на ночные гонки и субкультуру тюнинга, пик которого пришелся на 2006 год. Собирались на парковках ночью и крутили пятаки  — это называлось дрифтом. В Москве знаменитой локацией была автобусная парковка у крематория в Новокосино.

Со временем становилось все больше энтузиастов, которым хотелось соревнований. Их провели в 2007 году в рамках тюнингового фестиваля JAPDAYS. Потом появился первый чемпионат «Формула-дрифт». Машины тогда не настраивали, пилоты рулить особо не умели, поэтому обычно побеждал тот, кто проедет несколько поворотов и не развернется  .

Гонки проводились на энтузиазме и в рамках субкультуры тюнинга. Поначалу приезжали только знакомые любители автомобилей, но потом начал формироваться все больший зрительский интерес. В конце 2008 года соревнования посещали несколько тысяч зрителей. В 2009 организаторам удалось договориться с «Крокус Экспо» и организовать чемпионат на парковке главного выставочного комплекса в Москве.

Этот турнир — важнейший фактор в популяризации дрифта. На Мкаде во время заездов образовались пробки в четыре ряда: люди останавливались, смотрели, что там дымит. Соревнования привлекли много зрителей, и после этого на дисциплину обратили внимание спонсоры. В 2010 году команда организаторов отделилась от «Формулы-дрифт», создала РДС и подала документы в Российскую автомобильную федерацию.

Сейчас есть понятная система с лигами, в которую может попасть любой. Но дрифт в России начинался как никому не известная история с пятаками у крематория и стремительно превратился в дисциплину с огромными гоночными бюджетами, топовыми карбон-кевларовыми машинами и прайм-таймом «Матч ТВ».


Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Все началось с уличного дрифта. Он развивался во Владивостоке, Санкт-Петербурге, Красноярске — сложно сказать, какой город был первым. Популярность пришла после третьей части «Форсажа» — «Токийского дрифта». Зрители увидели крутые японские заднеприводные машины и захотели так же крутить пятаки и получать удовольствие.

Позже люди узнали о японских соревнованиях по дрифту и начали проводить похожие. Одни из первых организовал Аркадий Цареградцев в Красноярске. На бетонной площадке выложили колеса, вдоль которых требовалось проехать по определенной траектории.

Потом в Красноярске появилось «Красное кольцо», параллельно развивались соревнования в Петербурге и Москве — например, «Формула-дрифт». Затем организовали РДС, и через несколько лет на нее обратил внимание Дмитрий Добровольский  . Он выкупил сначала долю, а потом весь турнир, и с того момента РДС развивалась семимильными шагами.

Я пришел в РДС-Запад  в 2019 году. Тогда казалось, что это крутое, развитое мероприятие, лучше которого быть не может. Но с каждым годом планка поднималась, и сейчас заметна разница в качестве машин, пилотов, команд, организации и трансляций. За пять лет произошел гигантский скачок.

Этап РДС в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing
Этап РДС в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing

Как узнали о дрифте

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

С детства увлекался техникой, особенно самолетами и автомобилями. В фильмах мне больше всего нравились моменты, когда автомобили проезжают в заносе или проходят асфальтовые участки в гонках.

В середине нулевых я был двадцатилетним парнем, работал продавцом в «Форд». На то время пришелся расцвет японской автомобильной культуры: в моде были Субару Импреза WRX STI, Мазда RX7 и другие машины. Вышел первый «Форсаж», популяризовал тюнинг и все с ним связанное. Эта культура казалась крутой и романтичной.

В 2006 году наткнулся в интернете на форум и узнал, что существует дрифт. Даже не понял, что это дисциплина, — просто увидел, как мои любимые японские машины ездят боком на низкопрофильных шинах с крутыми дисками. Сейчас осознаю, что это событие разделило жизнь на «до» и «после». Оказалось, существовал Кэиити Цутия  , который придумал собрать гонщиков и проводить соревнования.

Когда говорил на работе слово «дрифт», меня не понимали. Коллеги мечтали купить Форд Фокус в кредит на выгодных условиях, а я им все про праворульные машины, резину, сцепление. Они говорили: «Резина же дорогая. В смысле — жечь ее 

Сейчас в любом детском магазине на полках стоят игрушечные машины с надписью «Дрифт». Все с пеленок знают, что это. Тогда в теме были единицы, еще меньше ездили на Тойоте Альтеза или Сильвия. Я тогда водил восьмерку и только собирался купить праворульную японскую заднеприводную Альтезу.

Шиков во время соревнований на Альтезе в одном из первых сезонов карьеры. Фотография: архив Никиты Шикова
Шиков во время соревнований на Альтезе в одном из первых сезонов карьеры. Фотография: архив Никиты Шикова

Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

С самого детства очень хотел заниматься автоспортом. Нравились гонки, машины и все, что с ними связано. Увлечение дрифтом началось в 19 лет, когда увидел канал Анатолия Зарубина. В выпусках появлялись Георгий Чивчян и Аркадий Цареградцев, которые выступали в Японии.

Тема меня взбудоражила, начал болеть за них, а затем увидел ролики с «Красного кольца» и решил попробовать сам. Подумал, что эти гонки не быстрые, безопасные, и родные не будут против.

Участие в первых соревнованиях

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

В 2007 приобрел Тойоту Альтеза и продрифтил на ней весь следующий год, хотя машина была стоковой  и маломощной. Потратил на покупку все свободные деньги, поэтому мог позволить себе только минимальные доработки: пружины, стабилизаторы. Бэушную резину брал с шиномонтажной помойки и весь салон забивал шинами.

Ездил на работу, на обратном пути прямо в костюме заезжал в сервис, оттуда — на соревнования. Гонял, выкладывался, затем ехал уставшим домой, а на следующий день опять шел на работу. Тогда не возникало ощущения, что это может перерасти в профессиональный автоспорт. Казалось, дрифтом может заниматься кто-то, у кого есть деньги.

Проездил сезон на стоковой машине, занял восьмое место из 40. Возникла мысль, что мне это дано и надо двигаться дальше. Чемпионат развивался, появились первые партнеры — мастерская, которая занималась тюнингом Тойот. Они и помогли мне построить первую машину: поставили более мощный мотор, приварили каркас  . Так началась моя профессиональная карьера.

Дрифт хоть и стал стремительно развиваться, вплоть до 2014 года приходилось совмещать гонки с работой. Возможностей прокормить себя и семью он не давал, поэтому я продавал машины, потом премиальную одежду, а параллельно строил свой образ в дисциплине: вел соцсети, устраивал шоу, привлекал внимание.

Шиков во время квалификации в 2012 году

Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

В конце 2017 года купили с другом Жигули на двоих, начали кататься, и тогда захотел заниматься этим профессионально. После первого выезда на трассу оказалось, что автомобиль не подходит для соревнований. Тогда мы практически на год перешли в гараж и готовили свою первую дрифт-машину — зимнюю семерку  .

Потом заявился в Ульяновске на Ice Drift Wars и обрел соревновательный опыт. Когда зима закончилась, начал поиски летнего автомобиля. Нашел БМВ E30, проверил навыки и понял, что ничего не умею. Взял несколько уроков у Аркадия Пучинина  и хотел поехать на региональные соревнования, но мой наставник в Ульяновске предложил заявиться в РДС. Он сказал, что лучше быть худшим гонщиком среди лучших, чем хорошим среди средних.

С вытаращенными глазами смотрел на трассу AMD Raceway со скоростными поворотами и постановкой  под 150 километров в час. Пройти весь сезон оказалось большим стрессом, но отличной школой. Благодаря этому у меня сформировался подход «не бояться и идти вперед».

Отношение семьи к дрифту

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

В середине девяностых и начале нулевых мне надо было выбрать карьеру. Хотел стать летчиком истребителя, но ситуация в стране и армии была очень плохой — в итоге пошел в автомобильное училище.

Мама всегда переживала, что сын какими-то гонками занимается — ей это казалось несерьезным. А я ей кричал: почку продам, но куплю машину. Папа, наоборот, поддерживал — давал деньги на перчатки, ботинки, приезжал на соревнования. Он до сих пор ездит со мной практически на все чемпионаты, его там знают.

Со временем мама тоже начала смотреть классификации. Говорит: «Ой, сынок! Ты такой молодец, оказывается». Когда она следит, я выигрываю. Поэтому прошу ее почаще включать трансляции.

Сейчас моя главная болельщица — дочка. Ездит со мной на парадах гонщиков вместо drift girl и раздает автографы. Ей это нравится, но не из-за машин или дрифта, а просто так. Мне приятно быть примером — для родителя это самое классное.


Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Когда мне было лет семь, родители сказали, что дрифт — это очень опасно и я не буду этим заниматься. Но со временем они поддержали меня и сейчас приезжают на соревнования, участвуют в работе команды. Вся семья связана дрифтом.

Папа помогает делать обвесы, фонари, мелкие детали. Мама обеспечивает едой в поездках, одеялами. Супруга тоже сильно поддерживает и помогает. Бабушки, дедушки — все следят за трансляциями, звонят, переживают.

Команда Carville Racing

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

В 2021 году Carville Racing обратила внимание на дрифт. Мы со Степаном Земцевым  и с руководством компании начали обсуждать новую для них сферу. Дрифт — это командная история, поэтому нужно формировать коллектив, подбирать ребят. Нашей задачей было правильно ввести Carville в дисциплину, не допустить ошибок.

Мой опыт работы с партнерами в дрифте идеально подходил для этого. Собрал пилотов, предложил концепцию, выполнил роль проводника. С тех пор мы со Степой занимаемся операционной деятельностью. Он не только мой менеджер и близкий друг, но и правая рука. Без него невозможно было бы достичь всех результатов.

У нас много функций: осуществляем трансферы, придумываем дизайн машин и палаток. Carville — это еще и производитель запчастей, поэтому мы делаем стартеры и генераторы увеличенной мощности, развиваем так культуру дрифта.


Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

В 2022 году Carville Racing пригласили меня в состав на следующий сезон РДС-GP. Если в РДС-Запад достаточно было хорошо выступить, а потом пойти в номер и отдыхать, то в РДС-GP больше общения в реальной жизни.

На момент перехода я лишь из соцсетей знал про практику взаимодействия со зрителями. Пилоты должны не только показывать результат, но и работать с аудиторией. Компании и спонсоры приходят в дрифт из-за болельщиков, хотят показать свой бренд и делают это через пилотов.

Команда помогает адаптироваться к этому. Она обеспечила всем необходимым, чтобы правильно проявить себя: красивым комбинезоном, палаткой, ливреями. Для меня это большой переворот: ощущал поддержку от зрителей и раньше, но она была меньше.

Мастерская Carville Racing перед этапом в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing
Мастерская Carville Racing перед этапом в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing

Тренировки

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

Тренировки очень затратны финансово и технически. Машина сильно нагружается, нельзя ездить на ней слишком много. Менять моторы, коробки передач — очень дорого. Поэтому на нашей боевой Супре тренируемся только перед этапами. Едешь по трассе, где будет соревнование, настраиваешь подвеску под нее. Это логичнее, чем просто жечь резину.

Кто-то тренируется в симдрифте  . Для меня это по уровню как Need For Speed, но я хочу себя пересилить и попробовать. Антон Козлов на этих симуляторах вырос и теперь в них совершенствуется. Ждать от них точных ощущений не стоит, но какие-то технические моменты — скорость движения кузова, положение, перекладки  — потренировать можно.

Мог бы рассказать еще про режимы тренировок, правильное питание, сон, медитацию и так далее, но в 2021 году РДС выиграл Джек Шанахан, который весил 120 килограммов. Он выходил из машины и пил колу. Потом брал два гигантских тоста, клал несколько ломтиков бекона и ел. Непонятно, как он залезал в автомобиль, но ехал невероятно.

Пример этого парня говорит, что все очень индивидуально. Стараюсь поддерживать режим, заниматься боксом, правильно питаться. Да, это помогает, но магия дрифта не только в этом.

Тойота Супра A90, на которой Никита Шиков ездит в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing
Тойота Супра A90, на которой Никита Шиков ездит в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing

Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Изучаю приемы выдающихся пилотов и стараюсь повторять их. Увлекаюсь симрейсингом — много тренируюсь на симуляторе и участвую в соревнованиях. Занимаюсь физической, моральной подготовкой — трачу на это безумное количество времени.

Есть определенные ноу-хау, которые я бы не хотел раскрывать: это довольно сложная и щепетильная тема. В общих чертах скажу так: у каждого пилота свой подход.

Перед заездом стараюсь ограничить общение и успокоить себя. В идеале — поспать. Лучшие результаты показывал, когда перед соревнованиями удавалось сделать это. Перед финальным этапом РДС-GP вообще слетал в Турцию и отдохнул. Иногда получается побывать на турбазе и подышать воздухом или провести время дома с чаем и сериалами.

Еще постоянно сижу на диете из-за склонности к полноте и убеждения, что еда определяет состояние человека. Питание мне подбирает специалист, в рационе отсутствуют алкоголь, фастфуд, жареное. Но после этапа один-два дня позволяю себе есть все, что хочется. Награждаю организм за то, что он славно потрудился, чем-нибудь тяжелым, вкусным — но без крайностей.

Моей слабой стороной всегда была настройка автомобиля. Сам допускал ошибки один-два раза за сезон — в остальных случаях подводила машина. Поэтому в межсезонье хочу приложить максимум усилий, чтобы довести ее до одного уровня с соперниками.

По ходу чемпионата тренироваться на основном автомобиле возможности нет. После окончания сезона мы полностью разбираем его и собираем заново к началу следующего и меняем либо настройки, либо подход пилота к езде.

Козлов во время заезда 2024 года

Аварии и риски

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

Самой серьезной в карьере была авария в Рязани в 2018 году. Разогнался, опустил ручник, а он остался заблокированным — и меня занесло в гардрель  . Удар был примерно на 120 километрах в час — может, на 112. Сначала по касательной, потом в стену, затем пожар начался.

Увидел, что в ногах огонь. Попытался выйти из машины, но кузов сжало и дверь заблокировало. Выбил ее плечом, выскочил. Пожар потушили, у меня был легкий ожог и сильный ушиб ноги. Машина в середине сезона разлетелась — пришлось брать другую. Это целый квест, но меня он закалил. Если такие ситуации правильно заканчиваются, они укрепляют характер.

Страха сесть в машину после этого не возникало. Риск всегда есть, мы на него осознанно идем. Понимал, почему авария произошла и что нужно сделать, чтобы больше такого не было.

Автомобиль Шикова после аварии в 2018 году. Фотография: архив Никиты Шикова
Автомобиль Шикова после аварии в 2018 году. Фотография: архив Никиты Шикова

Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

У меня не было серьезных травм. Однажды влетел зимой в сугроб и ушиб палец, еще на одном этапе сильно ударился, после чего болела голова. Но поначалу были психологические трудности.

В первый сезон на этапе в Рязани въехал в стену: сначала задней частью автомобиля, а потом передней. У пилотов это называется «словить попу-морду». После той аварии боялся ехать возле стен, но уже на следующий день преодолел страх и прошел квалификацию.

Со временем учишься новому и перестраиваешься. Большинство пилотов не волнуется из-за скоростной постановки или проезда под стену: для них это обыденная история. Садишься за руль и понимаешь, что нужно делать, а иногда и вовсе не задумываешься. Волнение возникает, если не уверен в автомобиле и не знаешь, как он себя поведет. Тогда переживаешь, что не все зависит от тебя и твои навыки не адаптированы под машину.

Мотивация в дрифте

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

Очень быстро надоедает все, что превращается в рутину. Даже по одной дороге ездить тяжело — постоянно придумываю, как добираться до сервиса разными. Но дрифт не бесит, потому что каждый раз получается проехать по-разному. Меняются соперники, трассы, условия — все гонки различаются. Пять одинаковых не проедешь. Что-то получается, а что-то нет.

Каждый выход на старт — это вызов, выброс адреналина, причем неважно, на тренировке или на этапе. Когда едешь боком близко к сопернику, чувствуешь риск — это будоражит. Больше всего меня радует, когда удается показать зрелищный и красивый заезд.

Дрифт — это жизнь, мне это нравится, другого попросту не вижу. Не работаю ни одного дня, а проживаю жизнь. Всегда любил театры, играл в школьном КВН. Когда начал занимался дрифтом, понял, что это моя сцена и способ самореализации.


Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Больше всего цепляют азарт и возможность удивить всех. Очень нравится делать что-то совместно с командой — придумывать, проектировать, привозить это на трассу и видеть, что это работает.

Например, мы сделали кузов, который изменил регламент. Он был на 80—100 килограммов легче, чем у конкурентов. Некоторым участникам показалось, что такая масса кардинально меняла расклады, из-за чего правила изменили и запретили ездить на чересчур легких автомобилях.

Люблю эмоции от хорошего парного заезда  , когда получается проезжать близко к сопернику. Но главное — мне нравится побеждать. Все бессмысленно, если нет результатов.

БМВ F22, на которой Антон Козлов соревнуется в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing
БМВ F22, на которой Антон Козлов соревнуется в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing

Сложности в карьере

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

Когда занимался дрифтом параллельно с основной работой, уставал, недосыпал, не хватало свободного времени. Нужно следовать графику, подстраиваться под механиков — у них тоже своя работа.

Технические проблемы вынуждали по ночам перебирать моторы и заново все настраивать. Понимал, что это неправильный режим, но других вариантов не было. Пришлось пройти большой путь, чтобы стало по-другому. Это часть становления.

Сложно, когда много тренируешься, вкладываешься, а потом по своей ошибке или из-за технического фактора не получаешь нужного результата. Происходит обесценивание, организм протестует: «Проиграли, потому что я в квадратик не заехал? Все только из-за этого?»

Когда напряжение копится, это серьезно нагружает психику. В период постоянного стресса начал ходить к врачу и принимал успокоительные. Спортсмены сталкиваются с подобным, поэтому посещают терапевтов и массажистов. Но сильно расслабляться тоже нельзя: нужно сохранять тонус.


Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Если сталкиваешься с трудностями, есть два варианта: все бросить или преодолеть себя и изменить что-то. Это касается всего. Многие долго не могут уйти с работы, потому что боятся не найти другую. Важно не унывать, не опускать руки, находить возможности делать все так, как тебе хочется. Получать от этого удовольствие, а не испытывать негативные эмоции.

Важно четко и понятно отвечать себе на вопрос, зачем вообще чем-то заниматься, и в сложных ситуациях повторять ответ. Также нужно помнить, что жизнь состоит из белых и черных полос, а все неудачи временные. Ничего страшного, если что-то не вышло сейчас: получится позже. Чемпионат — это большой марафон, который надо пройти и не расстраиваться из-за текущих неудач.

У меня возникают проблемы из-за того, что я большую часть времени трачу на дрифт и не уделяю должного внимания супруге, мало общаюсь с родителями. Все потому, что полностью отдаю себя этому занятию.

В сложные моменты стараюсь смотреть, каких трудов стоило достичь всего. Вижу, как команде приходится не спать ночами, причем не только на этапах, но и между ними. Механики часто не видят семьи, но им интересно всем этим заниматься.

Антон Козлов на этапе РДС-GP в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing
Антон Козлов на этапе РДС-GP в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing

Самое большое достижение

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

Вице-чемпионство РДС  . Во второй раз не хватило совсем чуть-чуть: все складывалось хорошо, и если бы машина не сломалась, стал бы первым.

Еще выделю уникальный случай в карьере — партнерство с «Тойота Россия» в 2019 году. Компания провела презентацию Супры А90 на этапе РДС и уже в конце года выделила мне модель и бюджет для ее перестройки под дрифт. Этот проект запустили из-за интереса зрителей. Машина на тот момент стоила шесть миллионов рублей, еще несколько десятков миллионов дали на ее перестройку.

Такое происходит в Японии, в Европе, в Америке, но в России представительство автомобильной компании не выделяло гонщику спортивный автомобиль. Это могли сделать дилеры, но представительство — ни разу. Для российского дрифта это беспрецедентная история, которой я очень горжусь.


Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Ключевые достижения — первые. Первая победа на этапе летом, в квалификации, в сезоне, дебютный зимний подиум. Моя карьера развивается, и я еще поднимаюсь по ступенькам. Нельзя сказать, что одно событие важнее другого: каждый этап классный и по-своему интересный.

Расходы в дрифте

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

Дрифт не может полностью обеспечить тебя, потому что он много потребляет. Машины, запчасти, шины — все это дорого. Не говоря о расходах после аварий или при технических сложностях со сцеплением или турбиной.

Машина топового уровня, например Супра, стоит от 230 тысяч евро. Участие в этапе обойдется примерно в миллион рублей. Больше половины уходит на шины: одна стоит 12 тысяч рублей, а их нужно 40. Все это только операционные расходы без учета, например, аварии или поломки турбины за 250 тысяч. Передние фары на моей машине стоят по 300 тысяч рублей. Разбил их — и нужно купить две за 600 тысяч.

Если ты не наемный пилот, а имеешь свой автомобиль, команду и партнеров, нужно все считать. По контракту необходимо выступить в определенном числе этапов на заявленный бюджет. Можешь потратить его за один день, но тогда потом будет не на что ехать. Требуется регулировать расходы, оптимизировать их, не сломать машину, не соревноваться с теми, кого часто разворачивает. Даже если остаются деньги после первого и второго этапов, на третьем может произойти форс-мажор — в итоге отложенной суммы не хватит на компенсацию.

Необходимо зарабатывать на чем-то кроме дрифта. Поэтому мы с командой уже много лет создаем дрифтовые запчасти и продаем их: элементы подвески, обвесов, крепежей и прочее.


Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Многим хочется участвовать в соревнованиях, но это стоит больших денег. В начале карьеры никто не готов вкладываться в пилота, поэтому первые шаги приходится делать за свой счет. Мне и до сих пор нужно многое делать самому, поэтому приходится заниматься предпринимательством. У меня есть кол-центр, который обслуживает чаты поддержки, принимает звонки, обзванивает базы.

Можно зарабатывать на обслуживании и сборке автомобилей для клиентов, открытии дрифт-школ или найти много партнеров и представлять их в чемпионате. Если найти пять-семь крупных, они покроют расходы с запасом и оставят пилота в плюсе в конце сезона.

В прошлом году вложил чуть больше 60% в гоночный бюджет из собственных средств. В следующем все должно поменяться: приложу максимум усилий, чтобы тратить меньше своих денег. Когда занимаешься дрифтом профессионально, странно при этом иметь расход. В идеале с этого надо зарабатывать, иначе смысл теряется. Позаниматься этим за свои деньги интересно какое-то время, но дальше нужна самоокупаемость.

Многое зависит от того, как вы организуете расходы. Можно жить в пятизвездочных отелях всей командой, а можно — в квартире. Есть в ресторане три раза в день или готовить самим. Эти мелочи сильно влияют на бюджет, но основные расходы — резина, топливо, стартовый взнос за сезон и так далее. Этап в РДС-Европе обойдется где-то в 800 тысяч рублей, а в GP — 1,3 миллиона. Автомобиль для Европы стоит от 10—12 миллионов, а для GP — уже от 15—20 миллионов.

Многие пилоты достаточно зарабатывают в обычной жизни и занимаются дрифтом как хобби. Это здорово, но к результатам не приведет. Пилот должен не только водить машину, но и владеть инженерным делом, вести переговоры со спонсорами, зарабатывать.

Как попасть в дрифт

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

В первую очередь нужны деньги. Пока у тебя нет имени и результатов, в тебя никто не будет инвестировать. Поэтому первый шаг — за пилотом. Я искал шины по помойкам, не терял веру и прокладывал дорогу к профессиональному уровню.

У каждого свой путь. Если есть машина и экипировка, можно заявиться в РДС. Если возможностей нет, можно попробовать зимние чемпионаты — участие в них значительно доступнее. Но все равно надо строить машину, иметь талант и харизму, чтобы развивать медийную часть образа. Возможно, после успешных выступлений пилота пригласят в команду.


Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Нужно определить конечную цель: заниматься дрифтом как спортом или развлечением. Первое требует погружения с головой.

За 200 тысяч рублей можно собрать автомобиль, который готов к выступлению в обычном чемпионате на гражданской резине. Жигули стоят в районе 100 тысяч. Нужно установить гидроручник, сделать заварку  , привести в нормальное техническое состояние — потратить около 40 тысяч. Стандартный автомобиль на хороших шинах покажет лучший результат, чем навороченный с плохой резиной. Комплект с дисками стоит 40—50 тысяч — на этом лучше не экономить.

Готовый автомобиль проще и дешевле, но, скорее всего, многое придется переделывать. Новичок вряд ли поймет, правильно ли в нем все установлено. Поэтому важно общаться с более опытными пилотами, просить совета, как не потратить лишние деньги на непонятные доработки.

Отношения со зрителями

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

Дрифт как дисциплина зрелищный сам по себе. Кроме спорта в нем есть и конфликты культур: например двигатели V8 против Turbo, подвески Wisefab против Max, Георгий Чивчиян против Аркадия Цареградцева. Всегда есть интрига, это привлекает зрителей.

У нас качественная и зрелая аудитория, при этом основная часть — молодежь. Все хорошо одеты, самодостаточные, приятные в общении. Некоторые болельщики ездят за мной по городам, с некоторыми мы уже подружились и даже ходим друг к другу на дни рождения семьями.

Никита Шиков на этапе РДС-GP в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing
Никита Шиков на этапе РДС-GP в 2024 году. Источник: autosport.carville.racing

Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Очень уважительно отношусь к зрителям. Даже в мыслях нет отказаться от общения из-за усталости. Да, простоять полтора часа на ногах — непросто, но это моя работа. Стараюсь выполнять ее с максимальной отдачей и всегда фотографируюсь с болельщиками, раздаю автографы до тех пор, пока зрителей не просят покинуть трассу. Работаю до последнего человека: считаю, это важно.

После неудачных этапов ко мне подходило так много людей, которые говорили простые слова: не переживай, все будет здорово. Когда это делают один или два человека, наверное, отношение не меняется. А когда 50 или 100 человек — заряжаешься энергией.

Зрители вытащили меня из депрессии и помогли снова встать на ноги. Они проделывают большой путь, чтобы посмотреть на заезд, а может, и конкретно на меня. Поэтому хоть я и интроверт, хочу дать им частичку внимания.

Цели

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

Мне скоро 40 лет, и половину из них я увлекаюсь дрифтом. Попал в спорт, когда он еще не был популярным, и помогал развивать его. Сейчас остаюсь единственным в России, кто с первого сезона продолжает участвовать в соревнованиях.

Очень голоден до побед в РДС. Хочется выиграть этап и стать призером чемпионата, но это зависит от многих факторов, не всегда связанных со мной. Поэтому для начала нужно провести хороший сезон — это краткосрочная цель.

Глобально хочу растить команду и развивать культуру дрифта. Не только гоночный состав Carville Racing, но и весь проект: тренировать ребят и делать мастерскую, которая строит машины и производит запчасти.


Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Чем меньше расскажешь о целях, тем больше получится. Есть долгосрочная цель на несколько сезонов, но предпочту не говорить о ней. Скажу только, что планы великие и глобальные.

Чему научил дрифт

Аватар автора

Никита Шиков

пилот Carville Racing

Дрифт сформировал характер: не отступать, не сдаваться, всегда верить в себя, в мечту. Все в моей жизни происходит благодаря вере в то, чем я занимаюсь. Речь не о спорте даже, а о культурном явлении.


Аватар автора

Антон Козлов

пилот Carville Racing

Дрифт очень помогает в работе с неудачами. Понимаю, что проблемы — это черная полоса, которая сменится светлой. Благодаря спорту стал очень критичен к тому, что и как делать в бизнесе или дома. Подходишь ко всему с вниманием. Хочется, чтобы все было красиво и качественно.


Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Диана ГазарянВы когда⁠-⁠нибудь пробовали дрифтить? Расскажите, как это было:
  • Павел. ПОжидал увидеть скорее детали бюджета команд, может быть какие-то подробности финансовой стороны жизни пилота. Всё-таки Т-Ж.1
  • Seiba> Субару Эволюшен [душнила mode on] Мне вот это глаз резануло, не знаю, ошибка это автора/редактора или Никита оговорился, но такой машины нет, или я не слышал, по крайней мере. Есть Subaru Impreza WRX (STI), есть Mitsubishi Lancer Evolution. А тут получился гибрид ужа с ежом. Ну либо я чего-то не понял. [душнила mode off]4
  • SeibaSeiba, а, ну и статья очень интересная, спасибо! Хоть я и не шарю за это все и о дрифте знаю только по NFS, дрифт-фонку и тому стильному видосу, где Сергей Кабаргин дрифтует по центру Питера.1
  • Афина ХейХотелось бы добавить, что в этом очень затратном и опасном виде спорта есть и женщины. Самые известные (и настоящие профи)- Катя Набойченко и Катя Седых. Они вообще сломали все стереотипы о "слабых" женщинах и добились успеха. При этом,кстати, и работают так же, и дети у них, и мужья.2
  • Валерий ТрусевичАфина, есть такое дело: https://journal.tinkoff.ru/drifting-girl-interview/0
  • Валерий ТрусевичSeiba, спасибо за замечание, исправили!2