Мнение: ​​студенты, которые учатся дистанционно, не смогут полностью освоить программу

Мнение: ​​студенты, которые учатся дистанционно, не смогут полностью освоить программу

Этот текст — комментарий читателя Т⁠—⁠Ж. Вы тоже можете поделиться своим мнением: напишите развернутый комментарий или пост в Сообщество.

У нас в вузе все без восторга отнеслись к дистанционному образованию. Но понимали, что другого выхода нет.

Не останавливать же всю учебу на год. И сейчас иногда отправляем группы на карантин, если есть заболевший, и дистанционно им читаем.

Как можно было ожидать, многие пожилые преподаватели не смогли освоить соответствующие методы. Даже с помощью коллег и студентов. Тем более что объем нагрузки вырос в разы: раньше человек лекцию на доске писал из головы, а тут нужно заново готовить все презентации, подбирать материалы. Плюс компьютерный барьер — ну реально сложно человеку в 70 лет разбираться с «Зумом», который нам никто не оплачивал, или с «Дискордом», который весь такой молодежный. Вот нет у него звука или презентация не выводится, и по телефону не объяснишь почему. Поэтому некоторые ограничились рассылкой материалов лекций студентам, что, в общем, довольно бессмысленно.

Однако большинство все же более или менее освоило — со второго раза, ведь карантин вводили еще и осенью. Правда, наше руководство продемонстрировало полную профнепригодность, ограничиваясь фразами «ну вы как-нибудь сами», «денег нет, но вы постарайтесь хоть что-то» или «главное, чтобы в расписании стояли дистанционные занятия», но это как обычно.

Что же касается студентов, то тут картина такая. Студенты старших курсов в целом не особо ухудшили свою успеваемость. Нет, успеваемость им нарисовали какую надо, а я имею в виду обучаемость, скажем так. Они, с одной стороны, более мотивированы на учебу, а с другой — им как читали конструкции машин с презентациями и моделирование на компьютерах, так и продолжили, на тех же компьютерах, только на расстоянии.

А вот на младших курсах был провал, который нам еще аукнется.

Математику, сопромат и теормех им очень трудно воспринимать вообще, а дистанционно — это профанация. Нет нормальных семинаров и консультаций, сложно вести диалог. Эта толпа формул на экране — с поправкой на неготовность самого преподавателя к такой форме изложения — ими не воспринимается. Смотрят на формулы, как в зоопарке на страусов, мол, прикольно и шея длинная. А потом преподаватель по многолетней привычке на экзамене спрашивает, как всегда.

Потом ему сверху объясняют, что «как всегда» нельзя, а надо идти навстречу в такое сложное время. Хвостов меньше, но знаний больше не становится. Эта мина, заложенная в фундамент подготовки, рванет через пару лет на старших курсах.


Редакция
01.09, 13:28
Согласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:
Отредактировано

Это с экрана по сравнению с доской хуже то видно? Вы это серьезно сейчас? У половины учеников проблемы со зрением. Если класс старомодный со ступеньками то видно от силы первым 3 редам нормально. Со слышимостью тоже самое. Если перед вами 2 разговаривают, то ничего в классе не слышно. Другое дело с микрофоном.

Полное ощущение, что вы жалуетесь, что Вас, как преподавателя заставили работать над подачей материала. А вот не охота, ведь можно из головы лекцию брать, а не готовиться к ней заранее.

59

Мария, забыли сказать, что препод эти формулы может писать со скоростью машинки. Ученики не записали ещё до конца, а он уже стирает и пишет новую портянку...

14

Название статьи удивило. Так и при обычном обучении не все студенты усваивают полностью материал. Я тоже заканчивал технический ВУЗ и не все до конца понял. Вот дальше по статье у меня вопросы.
1. Почему студенты должны идти в ногу со временем, а преподаватели нет? Честно, возраст только отговорка. А если человек не вывозит нагрузку в 70 лет, то стоит рассмотреть возможность отдать ему только часы с семинарами или отпустить на пенсию.
2. Если преподаватель не может сделать презентации, то можно же заказать у коммерческих организаций на уровне деканата или поручить студенту за зачёт.
3. По поводу не оплачиваемых зумов - а студентам никогда не оплачивали распечатку чертежей и других работ. Хотя можно отправлять все электронно. Так что здесь все честно
4. При удаленном образовании вы же можете продлить лекцию, если не всем понятно, ввести вопросы в чате.
5. Во взрослой коммерческой жизни проводят онлайн совещания между странами и ведь понимают и слышно все

Предлагаю руководству вузов более гибко подходить к новым технологиям и брать все на вооружение.

48

Сергей, вообще-то это и не статья, а мой комментарий, который я писал довольно давно. Его тут разместили, по доброй традиции журнала, без моего ведома. Впрочем, я не против, разместили и ладно. Отвечу по пунктам. 1. Допустим, человеку 70 лет и он один из ведущих специалистов страны по, скажем, малогабаритным ядерным энергоустановкам. И таких специалистов во всей стране человек 20, из них 15 старики, и уже из них в ВУЗе работать согласны всего трое. Ему не надо «идти в ногу со временем» и «вывозить», ему надо свои огромные знания передавать молодежи. А вся эта компьютерная лабуда - это шелуха, которую, в отличие от реакторов, любой студент может за неделю освоить. А пожилой человек не может, но от этого он не становится плохим преподавателем. Просто надо искать такие формы работы, которые ему удобны. 2. Можно. Ну у коммерческих нельзя, денег у деканата на это нет, не за нашу же невеликую зарплату, а студенту можно поручить, я пробовал. Это как дембельский альбом в армии, потом дольше исправлять. Книгу можно поручить сканировать, презентацию не надо. Когда человек не понимает что пишет, это проблемно. 3. Если человеку поручают работу, ему должны предоставить инструмент и спецодежду для работы. То, что мы покупаем себе канцтовары, ноутбуки и воду для кулеров за свои деньги, это ладно. Но зум - инструмент виртуальный и нужен он ТОЛЬКО для работы, и логично было бы его выдать всем преподавателям. 4. Нет, не могу. Во-первых, не имею права задерживать студентов дольше учебного времени, а во-вторых, у них часто следующая пара следом идёт. Консультацию - могу. Мне своего времени не жалко для студентов, был бы толк. 5. И мы проводим, с заводами, например, по нашим темам, но опять же не всем могут. Ну вот не все. Средний возраст на кафедре, допустим, лет 60. Почему - не к нам вопрос.

13
Герой Т—Ж 🏆

Алексей, у меня вопрос на миллион: если преподаватель, который не может в современные инструменты, настолько ценен как специалист, и вуз за него держится как за специалиста, почему ему не выдают ассистента? ну, раз знания уникальные. сделать запись лекции, которая будет неизменна на годы вперед, позволит даже при плохом здоровье преподавателя передавать эти знания.

5

Pavla, ну я был 20 лет назад таким ассистентом :) Но на мой взгляд, знания в основном объеме не передаются путём параллельного обучения молодого преподавателя. Знания - это результат многолетнего опыта работы по специальности. Иначе можно все подробно заучить, но это будет схоластика. Отбарабанил студентам как учили, а на вопросы уже отвечать сложно. Глубины не хватает. Хорошему доценту надо лет 10 поработать по специальности, потом (или параллельно) ещё лет десять попреподавать, и тогда он выйдет на пик своей эффективности (или не выйдет, не всем дано быть преподавателями). Ну и вторая причина очевидна - деньги ;) Мы приставили ассистента к профессору, думаем, сейчас он все освоит, диссертацию защитит, по НИРу поработает, и будет у нас доцент хороший. И платим ему зарплату 45 тысяч. А он такой взял и свалил чем-то техническим торговать за 100. И стал там самым умным, потому что ещё и знает то, чем торгует. Или вообще за границу уехал (все случаи взяты из реальной жизни). Потому что не все могут работать 10..15 лет до того момента, когда нормальные деньги смогут в ВУЗе зарабатывать. Ипотеки там всякий, дети какие-то, жена пилит.. А кафедра осталась с ещё более старым преподавателем и ещё более молодыми ассистентами. Это чай не советское время, когда доценту 320 рублей зарплату платили.

2
Герой Т—Ж

Сергей, я не любитель обобщать, но, хорошо помню свой универ и школу, и у меня есть мнение, что та выборка по уровню освоения новыми технологиями, по которой вы хотите отобрать учителей на тех, кому на пенсию, и тех, кому преподавать, может вылиться в то, что преподский состав наполнится молодыми парнями и девушками, которым на студентов какать с высокой колокольни, а опыта преподавания (внятного доступного объяснения) ноль. Но зато им аспирантуру зачтут. Большинство молодых учителей в школе почти не имеют глубоких знаний и олимпиадные задачи (задачи со звездочкой) не решают в принципе. Мотивации напрягаться за такую з/пл тоже нет. Поэтому, уважаемые новаторы, пожалуйста, новаторствуйте у себя на кухне:)

9
Отредактировано

AlenaStribog, лол, кто-то всё ещё думает что кому-то не плевать на его детей кроме него самого.
Особенно учителям.

0

Сергей, отправить на пенсию- это, конечно, хорошо, а работать кто будет? Иди Вы думаете, что в университете бесконечный набор преподавателей по каждому узкоспециализированному курсу?

1
Герой Т—Ж 🏆

Боже, лекции по математике, которые я слушал в универе, просто ни в какое сравнение не идут с лекциями, которые я прошел дистанционно на курсере. Это как небо и земля.

На курсере вовлечённость на порядок выше по нескольким причинам:

1. Во время лекций постоянно есть небольшие залания помогающие усвоить материал. Эти задания выполняет каждый студент, а не один из всех.
2. Одна лекция длится не больше 15 минут (против полутора часов в увнивере) Такой подход солгалсуется с современными заниниями о том, как работет обучение. Когда ты можешь получить небольшую часть информации, спокойно её обдумать и перейти к следующей, информация усваивается намного лучше.
3. Выразительные возможности видеолекций и дистанционных заданий намного более богаты. Можно легко показывать анимацию, можно делать интерактивные пазлы и так далее.

Не знаю, может кому-то и заходит прекрасно полтора часа бормотания и бесконечных формул на доске, которые нужно переписывать в тетраль не успевая подумать, но мне такой вариант получения знание не кажется оптимальным.

29

Тёма, пробовал пройти на курсере "математика и питон для анализа данных". Пришлось обложиться учебниками и доп материалами, чтобы сдать. Курс совсем не давал ответов на вопросы.
Особенно помог сайт "математика для заочников" и канал "матем без х}%^}ни")

4
Герой Т—Ж 🏆

Арсений, допускаю, что могут быть разные по качеству курсы и лекторы

3

Арсений, matprofi спас не одно поколение студентов

1

Слушайте, но уже не школьники же, которых насильно за уши надо тянуть.
Да, есть сложности. Пора учиться студентам с ними справляться.
21 год на дворе. Миллион примеров успешного онлайн обучения.

22

Скажи,, Миллион примеров успешного онлайн обучения

Это каких например?

1
Отредактировано

Том, it всю жизнь учатся онлайн, даже работая. Никто им лекции лишний раз не проводит, даже сертификация онлайн. В других профессиях, где нет ручной работы, всё аналогично можно устроить.

Есть несколько знакомых, которые начинали сами по бесплатным онлайн курсам обучаться разработке/тестированию/дизайну/моделированию и тд. Дальше попадали в группы с бесплатным онлайн обучением с последующим трудоустройством в компанию, которая эти курсы и устраивает. Это по сути способ найти новых, неопытных, но очень перспективных сотрудников.

Человек прав, нечего за уши тянуть. Вузы давно предполагают, что большую часть информации студент находит сам, и практикуется сам. А когда возникают вопросы или что-то идёт не так, тогда уже общается с преподом на практике/лабе.

Из всего этого выходит отличный естественный отбор. Способные и целеустремлённые в итоге находят отличную работу по специальности. У нас на it направлении в ВУЗе из 40 поступивших закончили бакалавриат только 15 человек (целеустремлённые, да), и только 3 из них работают в it (способны на это).

7

A, я, если что, из айти )

наверное, это ошибка выжившего, но в моей компании обладатели дипломов руководят, а выпускники курсов (классные ребята, ничего не говорю, недорогие притом) кодят.

последний выпускник ВУЗа, которого я нанял и который вырос до руководящей должности - 2000 года рождения. у него в подчинении ребята с онлайн-курсов 2000 года выпуска из школы )

0

Том, у нас некоторые айти спецы получают больше их руководителя и это не единичный случай

1
Герой Т—Ж
Отредактировано

Том, так дело же не только в наличии или отсутствии диплома. Дело в том, какие знания человек получил, прокачивает и тд. Если прошёл только курсы по кодингу, то какой из человека руководитель? А чаще всего и ограничмваются онлайн-курсами по кодингу, в менеджмент и архитектуру особо не лезут. Кроме того, чтобы руководить нужен опыт и психологическая зрелость.

Мне, кстати, всегда удивительно читать про 20-25 летних руководителей. Они действительно существуют, достаточно зрелые в таком возрасте, чтобы рулить?

0

violet, вполне. Моя жена руководит командами ~20 человек с 24 лет где-то.

0
Отредактировано

Том, я закончил в Яндекс практикуме два курса. Анализ данных и веб разработка. Первый 6 месяцев, второй 10. Мне очень понравилось. Не без косяков, но видно, что ребята очень хотят сделать крутые курсы.
Я получил больше, чем заплатил.

Но тервер и матанализ предпочел бы изучать с преподавателем

1
Герой Т—Ж 🏆

Том, как будем измерять успех? :)

0

Тёма, предлагайте

0

Прочитал статью и сложилось впечатление, что автора больше волнует, что ему надо "разбираться с «Зумом», который нам никто не оплачивал" и как-то менять формат преподавания. Делать ему это не хочется, поэтому всех собак спустим на обстоятельства, руководство (которое "продемонстрировало полную профнепригодность") и студентов (которые "не смогут полностью освоить программу"). Ну это как-то непрофессионально :)

18

Очное обучение вообще не гарантирует усвоение программы!

17

тьфунатебя, разумеется, то, что человек ходит на очные занянятия в вуз еще ни очем не говорит! можно и на очном ничего не учить, не читать, не развиваться...

4

Получаю второе высшее на вечернем и работаю. И для меня дистанционное обучение - чудо чудесное:
1) Время - экономлю часов 10 в неделю на дорогу. +На практиках и контрольных не нужно ждать без дела, пока преподаватель всех опросит. Подключаешься, когда нужно.
2) Записи лекций! Голова не всегда круто варит по вечерам, а так можно пересмотреть и разобраться.
3) Комфорт. Таскаться с компом в универ по пробкам после работы- то ещё удовольствие. И за родным рабочим столом сидеть приятнее, чем в душной аудитории на деревянном стуле.
В итоге, нормально себя чувствуешь, больше спишь и лучше усваиваешь материал. Если есть вопросы, можно написать в чат преподавателю. Да и с однокурсниками в любом мессенджере не проблема связаться.

17

Какое-то нытье, ей-богу. А автор что предлагает? Что в пандемию 70-летних преподавателей надо было отправлять читать лекции в вузе и каждый день ездить туда в общественном транспорте? Да от этих преподавателей ко второму году пандемии уже никого бы не осталось. Жалуются те, кто не смог ужиться с новой реальностью и студенты, кто ходил в вуз на тусовку. У кого есть мотивация к учебе, только выиграл в этой ситуации. А то, что на сопромате с квадратными глазами сидят и ничего не понимают, так это и в аудитории то же самое.

13

А в чем разница между голосом с экрана и голосом из-за кафедры? Физическое присутствие преподавателя в комнате практически не влияет на качество усвоения информации. Или неусвоения. Во всяком случае для людей старше 14

12
Отредактировано

Lera, хуже видно, хуже слышно, нельзя задать вопрос. Нет общения с однокурсниками. Нет мотивации.

И ещё один важный момент - онлайн образование должно стоить дешевле. А тут за мои деньги снижается качество

2

Арсений, можно задать вопрос в чате зума. Хорошо видно, если преподаватель подаёт информацию на экран, а не пишет мелом на доске. Хорошо слышно, если преподаватель говорит в микрофон возле рта.
Общаться с однокурсниками можно через все мессенджере мира.
И насчёт цены не согласна: тот же профессионал, те же знания, так же доносит. Только вы получаете это в уюте собственного дома.

14
Герой Т—Ж

Костямба, я - профессиональный комментатор, я правее.

7

Получаю второе высшее на заочном (гуманитарное). Занятия по субботам. Год учились дистанционно и это было просто волшебно. Не надо в дождь/ холод/ жару ехать в электричке (я в Подмосковье живу) к первой паре в универ. Простыла - это не мешает присутствовать на занятиях и при этом ты не рискуешь ни других зацепить, ни себе навредить еще больше. Ты не жуешь что-то в сухомятку, а можешь нормально пообедать. Кашляешь - под рукой горячий чай. У преподавателей все это аналогично присутствует. А при учете того, что некоторые - реально возрастные, думаю, им было особенно комфортно. Всем тепло, светло и сухо, все друг другом довольны.
Преподаватель показывает презентации - делаешь скрины и у тебя есть наглядный материал для дальнейшей подготовки к экзаменам. Ты делаешь доклад/ защищаешь курсовик/ представляешь другую домашку - у тебя есть демонстрация экрана и презентация. Преподаватель доволен дополнительными усилиями, ты тихонько прокачиваешь скиллы по тем же презенташкам. Посещаемость, кстати, близка к 100%. И зачеты/ экзамены сдают отлично/ хорошо тоже почти 100%. Что касается бесплатности Зума - ну да, переподключались каждые 40 минут. Никого это не напрягало.
Пришло оповещение, что возвращают очку. Собираемся вышеперечисленные аргументы изложить ректору, попробуем добиться сохранения дистанционки.

6
Отредактировано

Да тут дело не в том, что дистанционное образование хуже (может и наоборот), а в том, что вузовская система к современной подаче информации совсем не готова. Причем давно. Зачем монотонно надиктовывать лекции, когда можно всё распечатать и потратить это время на нормальное объяснение материала? В чем такая большая проблема для университета пожилым светилам науки дать ассистентов, которые могли бы сделать презентации и, в случае трансляции, настроить звук? Это ведь проблема не дедушки-ученого, а университета, который заинтересован обеспечить эффективную передачу знаний от него студентам.

6

Алексей, я почти 25 лет преподаю. Последние 2 года только онлайн. До этого частично онлайн. И меня и учеников всё устраивает.

5

Арсений, я не знаю, как у вас, а я каждый день одеваюсь, чищу зубы, наливаю кофе и одетая сажусь за ноутбук работать. Это естественный утренний ритуал. Я и в отпуске чищу зубы и ношу человеческую одежду. У вас не так?

5

Арсений, а при чем тут Владимир Владимирович, к чему тут ирония? Ситуация серьезная, я тоже поначалу иронизировал, пока трое близких знакомых не заболели...

5

По своему опыту и обучения, и преподавания могу сказать, что лекцию можно и онлайн. Можно даже записать с красивым интерактивом и визуалом, но тогда надо делать сессию вопросов и ответов дополнительно.

А вот семинары лучше очно. Семинар это коллективная работа преподавателя и аудитории, это живой контакт. Как говорил профессор Вавилов с матмеха, читая нам алгебры Ли, что обучение возможно только от сердца к сердцу. А просто получать информацию можно любым способом.

4

Алексей, признаться, мне хватает общения. У меня около 6-7 уроков в день, включая выходные. После рабочего дня я чувствую себя очень сильно наобщавшейся. И тут кстати тот факт, что я дома и никуда не надо ехать или идти. Налил себе кофе или чаю и молча отдыхаешь. Без людей. Хотя я очень люблю свою работу.

4

Не понимаю преподов, которые называют дистационное обучение профанацией. И ещё говорят, что процесс преподавания сильно отличается.

Я репетитор, у меня 95% учеников переведены на онлайн, после того, как я подхватил ковид.

Мне нравится заниматься через зум, дети всё хорошо усваивают, не списывают. Видимо, вопрос мотивацит студентов. Чаще всего в университете, в котором автор работает, учатся люди подневольные (как я в своё время). Собственно, при таком раскладе формат обучения не сильно поможет или навредит человеку, которому до фени эта вышка.

Как студент могу сказать, что дистанционка мне понравилась. Прежде всего — экономия времени на дорогу и на посещение нудных лекций нв 1,5 часа. Многие лекции нам записали в укороченном виде, т.к. вуз оплачивал факт лекции, а не её длину. Или даже просто скидывали какие-то конспекты, которые я, например, воспринимаю лучше, чем бубнение под презентацию.

4

Не согласна. Многие преподаватели уже в вузах с мнением мол большую часть инф-ции студент должен искать и учить сам: вот моя методичка, там все есть, а если нет ищи. И спрашивают на экзамене по полной программе и на курсовых тоже. Тут лучше поднять вопрос учебников, методических пособий, которым уже цать лет, а студенты всё ещё по ним учатся. Конечно, система образования на дистанционнке совсем не идеальна, но не стоит забывать, что и без нее она далеко не идеальна.

3

Считаю со самое главное- желание учиться, а в какой форме- не настолько важно. Когда знаешь "зачем" отпадают любые "как".

3
Отредактировано

Том, так же как и не только умением управлять людьми измеряется. Кто-то круто кодит, а кто-то круто управляет. Это не значит, что руководитель чем-то круче программиста.

3

Арсений, но, кажется, речь про пандемию и связанный с ней карантин? Или я чего непонял?...

2

Все зависит от уровня преподавания, имхо
В вузе я сам все учил, очность мне не помогала, даже наоборот - я не воспринимал информацию в 8 утра и ощущал дикий дискомфорт, все мысли были заняты тревожностью от истощения тела.

2

Арсений, каждому свое. Мой партнёр тоже предпочитает работать в коворкинге. Я эффективна дома.

2

Алексей, я за все эти годы так набегалась, что предпочитаю теперь бегать на пробежке, а не между уроками.

2
Герой Т—Ж

Дело не в самом формате онлайн как таковом. Дело в отсутствии качественных программ и наработанных методик работы в таком формате. Все делалось впопыхах, в условиях чс.
Но самую важную проблему мы видим в статье автора - преподаватели не хотят осваивать ничего нового. Их преподаватель Леонид Макарыч (пивший когда-то чай с Лениным), писал на зелёной доске белым мелом. Других форматов они не представляют, а главное - не хотят представлять. А придётся. Пандемия может закончиться, а может и нет, а может начнётся новая. Процесс перехода в онлайн запущен и пора прекратить эти стенания и начинать вливаться в современные технологии.

2

Мой сын считает что удалёнка это хорошо. Потому что все что он знает хорошо - выучил самостоятельно, а программа обучения отсталая и слабая. Будущая специальность - программист.

2
Герой Т—Ж 🏆
Отредактировано

с такой логикой и заочка профанация, да и вечерка тоже - там же минимум вдвое меньше *с придыханием* личного общения преподавателя и студентов.
а на деле просто одна подача материала заменяет другую. получала профессиональную подготовку и очно (Политех), и дистанционно (практически весь портал software-testing.ru), сорян, но будущее за онлайном)

1

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю