Карьеры
4K

Я был стропальщиком и автомехаником, а потом освоил программирование и начал преподавать его детям

История читателя

47
Аватар автора

Екатерина Шалмина

задала вопросы

Страница автора

В рубрике «Карьеры» читатели Тинькофф Журнала рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.

Герой этого выпуска начинал как автомеханик и в 17 лет даже арендовал гараж, чтобы заниматься ремонтом и перепродажей автомобилей. Но во время пандемии количество заказов упало, а инструменты и оборудование украли, поэтому он принял решение уйти из автобизнеса в ИТ.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Профессиональный путь

Аватар автора

Азат Ходжаев

активно слушает детей

Страница автора

Работал с 14 лет. Помогал отцу. Он занимался ремонтом квартир, делал черновые и чистовые работы. Ему было тяжело одному, поэтому иногда я ездил с ним. Обычно это было в летние каникулы. Выполнял работу, посильную для подростка: снимал старые обои, ломал полы и стены, демонтировал двери, выносил строительный мусор и так далее. Это было больше как подработка. В лучшем случае отец давал мне 500 ₽ за день работы. Честно говоря, я тогда особо и не брал у него денег, ведь весь заработок он приносил в семью.

Когда уже учился в колледже, мог поехать с ним на пару недель на объект и получить за работу 10 000—15 000 ₽. Работал весь день и ночевал там же, на объекте. Колледж приходилось пропускать.

15 000 ₽
максимум зарабатывал, помогая отцу с ремонтом

Учился в колледже на автомеханика. Поступил в самый простой колледж в своем городе на специальность «техническое обслуживание и ремонт транспортного средства». В машинах совсем не разбирался, пошел туда по рекомендации старшего брата.

💎 Учеба давалась легко, но методический материал был максимально устаревшим. Например, мы изучали структуру автомобиля на таких старичках, как ЗАЗ, ЗИЛ КРАЗ, МАЗ. Никаких тебе иномарок.

Брался за любую работу. Раздавал листовки, работал официантом и курьером, красил подъезды, чистил туалеты, мыл посуду.

У моей знакомой был магазин спортивного питания — я ее там периодически подменял. Смена длилась с десяти утра до семи вечера. Работал с 16 лет. Сначала получал 500 ₽ в день. Потом, лет с 18, мне платили уже 1000 ₽ за смену. Работа была суперпростая, людей мало, мог спокойно просидеть без единого клиента.

Промоутером работал по три-четыре часа в день и получал примерно 150 ₽ в час. Бывало, что и весь день стоял, но в основном выходил на работу после обеда.

За работу в подъезде не помню, сколько заплатили, но помню, что меньше, чем обещали, — обманули.

Устроился на трубный завод. На втором курсе колледжа по наводке друзей пошел работать на трубный завод. Трудоустроился официально на позицию стропальщика. Моей задачей было вырезать шпалы и трубы, цеплять их крюками к крану и регулировать работу крановщика.

40 000 ₽
была зарплата на трубном заводе

График был 2/2. С учебой проблем не было. В ПТУ за посещением особо не следили. Платили около 40 000 ₽ в месяц. Проработал там около полугода и уволился.

Работал в лавре. Мне было 17 лет, я перешел на четвертый курс колледжа. Было лето, так же через друзей я устроился разнорабочим в Троице-Сергиеву лавру. Им требовались люди в бригаду.

Там нас тоже обманули, и пришлось жаловаться попам. В результате заплатили около 20 000 ₽ за месяц работы.

20 000 ₽
получил за месяц работы в Троице-Сергиевой лавре

Занимался кузовным ремонтом и перепродажей авто. Деньги, заработанные в лавре, я решил вложить в дело. Мы с лучшим другом захотели попробовать себя в перепродаже автомобилей. Нашли старенький ВАЗ-21099 и после небольшого торга купили его за 21 000 ₽. Уже на том этапе мы могли спокойно перепродать его за 30 000 ₽, но решили заморочиться.

Целый месяц мы работали над этим автомобилем: меняли пластик, удаляли ржавчину, шпаклевали и красили. В конце концов смогли продать его за 45 000 ₽. Ремонт обошелся нам в 10 000 ₽, итого чистая прибыль составила 14 000 ₽. Мы поняли, что тема рабочая, и мне в голову пришла идея арендовать помещение, чтобы заниматься кузовным ремонтом и перепродажей автомобилей.

В 2018 году я арендовал гараж за 4000 ₽ в месяц, еще примерно 800 ₽ платил за электричество. Стартовый капитал составлял 30 000—40 000 ₽, и у меня всегда было 20 000—30 000 ₽ в обороте. Деньги, которые я таким образом зарабатывал, уходили на покупку следующего авто для перепродажи — либо одного подороже, либо нескольких дешевых. Занимался только Жигулями, так как с них была самая большая маржа.

Так я продал с десяток машин. Лучшей моей продажей была белая «копейка». Я ее обнаружил в своем же гаражном кооперативе. Она была не на ходу, но при этом внешне в идеальном состоянии, так как в гараже стояла лет десять. Мы купили ее за 5000 ₽, отремонтировали и продали за 45 000 ₽. Вложили пару тысяч в мойку и ремонт.

В основном я работал один. Иногда помогали друзья и знакомые чисто за спасибо. Взамен я ремонтировал их авто. Для ремонта закупался по мелочевке где-то на 5000 ₽ в месяц.

Клиенты приходили по сарафанному радио. У меня не было цели нажиться. Брал копейки. Например, работа по полной замене днища с покраской стоила 5000 ₽. Доход с гаража был 10 000—15 000 ₽ в месяц.

Подрабатывал курьером в сетевой пиццерии. Там же мыл полы и посуду, готовил. Сначала работал с обеда до ночи, потом вышел на весь день. Зарплата была 30 000 ₽.

30 000 ₽
была зарплата курьера в пиццерии

Днем я развозил заказы, а по вечерам и выходным работал у себя в гараже.

Устроился в самый крутой автосервис в городе. Параллельно с учебой я успел поработать в разных автосервисах своего города. Так как опыта не было, работал за еду. А потом у себя в гараже проводил такие работы уже за деньги.

После выпуска из колледжа просто обошел все крупные автосервисы в городе, предлагая им свои услуги. Говорил как есть — что я только выпустился и хочу стать крутым специалистом. Видимо, мои слова как-то зацепили директора автосервиса Bosch, и на следующий день после собеседования он позвонил мне и пригласил на работу.

Я был учеником у хорошего мастера и делал все, что он мне скажет. В основном проводил работы по ходовой и обслуживанию, редко по мотору и коробке. Средняя зарплата в автосервисе была 100 000 ₽. По крайней мере, столько получали мастера.

💎 Как правило, на станциях технического обслуживания, СТО, не бывает повышений. Ты можешь стать старшим мастером, но проще устроиться в новый автосервис на более высокую зарплату. Я мечтал работать в компании «Мерседес» или «Ауди».

Но я не успел ничего заработать, потому что принял решение уйти из этой сферы.

Ушел из автобизнеса. С началом пандемии заказов стало в разы меньше, и гараж содержать было уже невыгодно — я тогда снимал двухэтажный за 7000 ₽ в месяц. Мне нужно было просто помещение, чтобы хранить инструменты и оборудование. Я нашел гараж за 2000 ₽ и перевез все вещи туда.

В тот момент у меня был помощник. Он предложил хранить инструменты и хлам бесплатно в его гараже. Сам вызвал Газель и рабочих и перевез все к себе, о чем прислал мне смс.

Через несколько дней после переезда он позвонил и сказал, что нас ограбили. Хозяином гаража был его отец. Они написали заявление в полицию, приезжал следователь. Так как гараж был угловым, воры просто снесли часть угла и вынесли оттуда все оборудование. Газель грабителей попала на камеры, но уехали они задним путем через поля, и отследить их не удалось. Со стороны следственных органов до сих пор полная тишина.

💎 Начинать все с нуля желания не было. Пришлось бы заново закупать оборудование, на что ушло бы минимум 100 000 ₽. Таких денег у меня не было. Надо понимать, когда нужно остановиться. Как говорится, если лошадь сдохла — слезь.

Самостоятельно учился на веб-разработчика. Еще до кражи я понимал, что нужно что-то менять. Работать зимой в холодном гараже даже за нормальную зарплату я уже не хотел, а потеря всего оборудования стала хорошим пинком под зад. Тогда я видел два пути: идти в автосалон продавцом или вкатиться в ИТ. Парень моей сестры Дима работал на тот момент на позиции джуниор-веб-разработчика. Он-то мне и порекомендовал идти в веб-разработку.

Обучался я самостоятельно, никаких курсов не покупал. Во-первых, у меня не было лишних 50 000—150 000 ₽. Во-вторых, у меня был Дима, который говорил, что учить, скидывал нужные книги и сайты, которые я брал за основу, а дальше искал информацию самостоятельно. Дима отвечал на мои вопросы и просто мотивировал.

Обучение в ИТ — это 30% теории и 70% практики. Задача — как можно скорее что-то создавать. Я начал свой путь с книги «Изучаем HTML, XHTML и CSS» Элизабет Робсон. В ней давались и теория, и практика. Я сразу начал верстать простые странички, потом все более и более сложные.

Вся информация, которую я использовал, была в свободном доступе в интернете. На учебу тратил по паре часов ежедневно. Занимался где-то полгода.

💎 Конечно, на курсах учишься быстрее, так как пользуешься уже подготовленными материалами, экономишь кучу времени на поиск информации, в любой момент можешь задать вопрос преподавателю и находишься в кругу таких же новичков, как ты, что очень важно. Поэтому, если есть лишние деньги, лучше взять готовый курс с наставником.

Параллельно работал без выходных. Это был 2020 год. Я снова устроился на трубный завод. Работал по графику 2/2 на заводе и 2/2 курьером в пиццерии. Зарабатывал на двух работах 70 000 ₽.

70 000 ₽
зарабатывал на трубном заводе и в пиццерии

А после работы вечером учился программированию.

Устроился преподавателем в частную школу. Через шесть месяцев обучения начал скроллить «Хедхантер» в поисках стажировки и увидел вакансию преподавателя программирования и робототехники в частную школу. Это была школа без государственной лицензии — проще говоря, детский кружок.

В самой вакансии требования были простые: знать язык программирования, любить детей, не бояться выступать. На тот момент я уже знал HTML, CSS и JavaScript. Я откликнулся на вакансию, и меня пригласили на собеседование.

💎 Наверное, мне повезло, так как тот, кто меня собеседовал, не знал программирования. Школа была нацелена на робототехнику, а программирование они только запускали.

На встречу я принес с собой две тетради по 48 листов, полностью заполненные теорией по программированию, которые я вел во время самообучения. Меня спросили, что я изучал и что могу сделать, но больше их интересовали мои софт-скиллы, меня спрашивали, есть ли опыт работы с детьми и зачем я выбрал это направление.

Моей задачей было преподавать робототехнику и программирование на Python детям 7—14 лет. Методичку по Python купили у другой школы. Я ее изучил и внес правки. Изменил более 50% методички, потому что многие вещи мне там не понравились, и начал преподавать программирование.

Так как я уже знал язык JavaScript, Python мне давался легко. Все языки программирования очень похожи друг на друга и различаются в основном только синтаксисом. Выучив один язык, вы без проблем освоите второй. Всю информацию искал опять-таки в интернете.

Освоился в роли преподавателя. В другой статье я уже рассказал, что и на каких ресурсах я изучал, чтобы стать преподавателем программирования. Первое время обязательно готовился к урокам, даже репетировал речь перед зеркалом. На занятиях всегда стоял дополнительный ноутбук с открытой методичкой, в которую я случае чего мог подсмотреть.

Мне повезло с командой. Старший преподаватель имел профильное педагогическое образование и большой опыт работы. Он посоветовал мне книги по педагогике, объяснил, как реагировать на те или иные выходки ребенка. Сначала я говорил с детьми своим обычным голосом, отчего меня было плохо слышно, особенно в шумном классе. Поэтому первым делом я учился говорить громко, четко и уверенно. К концу дня у меня даже опухало горло.

Дети сейчас очень продвинутые. Они без проблем разбираются в операционных системах компьютера, мобильных гаджетах, программах и прочем. В основном все приходили с уверенными знаниями ПК и с четкими представлениями о том, что бы они хотели изучить. Но и не так редко случалось, что до занятия ребенок просто никогда не сидел за компьютером. В таком случае нужно было начинать с самого простого: как держать мышку, куда нажимать, как печатать на клавиатуре.

💎 То, что для программирования обязательно нужна математика, — это миф. Достаточно знать ее на уровне седьмого класса школы. Конечно, в ИТ есть специфические направления, где требуются углубленные знания математики, физики, геометрии, но их не так много. Например, это геймдев, где вам нужно рассчитать, как будет падать свет на объекты, с какой скоростью должен лететь мяч, как двигаются волны и так далее.

Зарплата зависела от того, сколько детей пришло на урок. За каждого ребенка я получал 110 ₽. Например, если на уроке пять учеников, а занятие длилось полтора часа, то моя ставка была 366 ₽ в час. Если в день было три таких урока и я преподавал с 14 до 20, то в месяц выходило 30 000—40 000 ₽. Для ИТ зарплата довольно низкая, но тогда я не обращал на это внимания.

40 000 ₽
максимально получал в первой школе программирования

В школе проработал почти год. Ушел, потому что сильно задерживали зарплату и я уперся в потолок.

1/2

В трудовой книжке мне могли написать что угодно — например, «старший преподаватель программирования», «руководитель курсов робототехники». Но по факту я должен был открыть школу, подготовить класс, отметить детей и провести урок по готовым методичкам. Какое тут может быть повышение, если старший преподаватель тоже выполняет все те же действия.

💎 Другой вопрос — как можно заработать больше? И тут уже открывается окно возможностей. Например, можно создавать новый методический материал по разным направлениям, разрабатывать новые курсы и запускать их — и твоя ставка будет расти.

Запускал новые направления и повышал ставку. Еще в первой школе я по своей инициативе предложил запустить курс по веб-разработке. Показал им все свои наработки и ждал только разрешения на запуск. Но либо они не увидели в этом смысла, либо посчитали, что я для этого еще недостаточно опытен, — в итоге получил отказ. Позже, когда я работал уже в другой школе, увидел, что они все-таки запустили этот курс, да еще и на моем материале.

Но в основном школы всегда за то, чтобы вводить новые направления, ведь это означает новых клиентов. Я брал тему, которая мне интересна, и сначала изучал ее самостоятельно, отмечая, что бы сам хотел видеть на этом курсе. Далее создавал проект и начинал писать методичку. Как правило, для старта группы нужно было от трех до восьми человек, поэтому желающие всегда находились. Потом был пробный запуск, и я уже в процессе занятий понимал, что нужно убрать, что добавить, а что скорректировать, чтобы довести курс до идеала.

Я всегда брал самые передовые и нужные темы. Часто открывал «Хедхантер» и показывал, что эту технологию используют в своей работе настоящие разработчики и в будущем она может очень пригодиться ребенку. Также я отслеживал запросы детей и родителей и по ним уже писал методички и запускал курсы.

В следующую школу я устроился преподавателем робототехники на ставку 450 ₽ в час. Там я написал методический материал по Minecraft Education Edition и запустил это направление. Причем на условиях, что если курс провалится, то я ничего не получу, а если соберется несколько групп, то моя ставка вырастет всего на 100 ₽. В итоге курс взлетел и стал самым популярным направлением в школе.

После этого я составил методичку по веб-разработке и так же успешно стал вести уроки по этой программе. Правда, порог входа там был выше, соответственно, и учеников меньше. Ставка подросла до 600 ₽ в час.

600 ₽
в час максимально получал во второй школе

Поработал еще в 11 школах. Следующие два года я совмещал работу во многих школах. Преподавал Python, робототехнику и программирование как в государственных, так и в частных школах с государственной аккредитацией — это значит, что школа может выдавать аттестаты государственного образца. Также работал в разных онлайн-школах программирования. Моя ставка варьировалась от 550 до 850 ₽ в час.

В этих школах я также запускал направления Minecraft Education Edition и веб-разработку.

Написал много методических материалов. Методический материал — это сокращенный готовый курс по определенному предмету. По сути, тот же учебник, только сжатый. В него же входят домашние задания для учеников.

Сначала ты работаешь по готовым методическим материалам, в которых много ляпов и ошибок. Например, в одном из курсов я должен был написать с детьми программу на чистом Python. В методичке был готовый код для преподавателя, но очень часто неправильный. И приходилось прямо на уроке разбираться, в чем ошибка и как ее исправить.

Через какое-то время с высоты своего опыта ты понимаешь, как можно скорректировать методичку и сделать ее лучше. Например, я часто заменял громоздкие и ненужные задания на несколько уроков на простые, решаемые за одно занятие. Ведь между уроками проходит целая неделя, и ребенок просто теряет нить повествования.

Так ты приходишь к тому, что проще написать свою методичку по предмету.

💎 Очень трудно найти преподавателя с готовыми методичками, потому что обычно их пишут не учителя, а методисты. Это отдельная профессия, но иногда школам проще доплатить преподавателю, чтобы он написал методичку по своему предмету, чем нанимать отдельного методиста.

Проводил интенсивы. В одной школе мне не дали запустить новые курсы, потому что у них была модульная система обучения и мои направления просто некуда было впихнуть. Тогда я им предложил проводить интенсивы и начал писать по ним небольшие методички на 10 уроков.

Интенсив — это более сжатый курс, проходящий в усиленном режиме. Например, у меня есть курс по веб-разработке, который включает 30 часовых уроков. Такие занятия идут пару раз в неделю. Интенсив же берет самое основное из курса и идет по пять часов каждый день в течение недели.

В формате интенсивов я запустил курсы «Этичный хакинг», «Компьютерная грамотность», «Программирование в мире Minecraft», «Создание 3D-моделей в Blender 3D», «Веб-разработка», «Цифровой дизайн», «Создание миров в Roblox» и другие.

Изучал педагогику и детскую психологию. Я очень много времени потратил на освоение педагогической части. Раньше я злился на детей, когда они хулиганили, творили пакости, не слушались. Сейчас к этому отношусь с максимальным пониманием. Я знаю, что ребенок — это еще не сформированная личность, он не всегда понимает, что хорошо, а что плохо. Нельзя требовать от него осознанного поведения, а также реагировать на его поступки как на поступки взрослого человека. В своей работе с детьми я использую технику активного слушания, о которой узнал из книги Юлии Гиппенрейтер.

💎 Как правило, первый раз ребенок приходит ко мне на занятие как в обычную школу. То есть молчит, пока его не спросят, стесняется выражать свое мнение и боится сделать ошибку. Я все это искореняю. Мои уроки проходят в формате дебатов. Любой ученик может поспорить со мной — я это только приветствую. Так исчезает их главная проблема — зажатость и страх ошибиться.

Считаю, что отношение ко мне должно быть на уровне «хэй, а этот преподаватель — крутой парень». Даю понять, что я такой же обычный человек, как и они, у меня есть свои увлечения и хобби. Я не какой-то там робот. Видели бы вы лица детей, когда я говорю, что тоже играю в «Роблокс» и «Майнкрафт», что шарю за мемы лучше, чем они. При таком раскладе они расслабляются и начинают больше доверять мне. Кто-то показывает мне свои видосы на «Ютубе», кто-то добавляет меня в «Дискорд», чтобы потом вместе зарубиться в «Доту» или «Контр-страйк».

С родителями тоже проблем не имею. Тут важно понимать: если вы завоевали доверие ребенка, значит, расположили к себе и родителя. Моя задача — сделать обстановку в классе комфортной для ученика, дать ему материал и добиться, чтобы в конце урока он смог самостоятельно сделать то, чему я его научил. Родители это видят и радуются вместе с ребенком.

Воспользовался бумом на ИТ-курсы. Есть мудрость: во время золотой лихорадки выгоднее не копать золото, а продавать лопаты. Сейчас огромный бум на ИТ-отрасль. Из каждого утюга кричат, как выгодно и круто быть программистом. Родители это тоже видят и стремятся отдать своих детей в ИТ, потому что хотят для них светлого будущего.

Когда я начинал преподавать, в моем городе была только одна частная школа программирования, а сейчас их уже пять. К сожалению, государственные школы очень слабы в плане обучения ИТ-навыкам. У них нет ни хороших современных методичек, ни учителей с нужными знаниями. Даже в институтах изучают древние языки и библиотеки. Остается только искать специалистов в нужной тебе области и учиться непосредственно у них.

Также меня очень удивило отношение руководства школ к своему персоналу. Ни в какой другой сфере я не видел такого уважения к сотрудникам. Здесь нет такого: я твой начальник, значит, ты будешь делать все, что я тебе скажу, а если что-то не нравится, то выход там. Наоборот, в школах делают все, чтобы преподавателям комфортно работалось: кофе с печеньками, корпоративные выезды на природу с шашлыками — все за счет фирмы.

💎 Кроме того, чем больше направлений и групп я брал, тем сложнее было меня заменить. Сейчас я работаю в пяти разных школах, и все они об этом знают. То, что я спокойно могу уйти из одной школы в другую, ставит меня в более сильную позицию.

Перешел на удаленный формат преподавания. Через два года работы преподавателем моя ставка выросла до 1000 ₽ в час. Я преподаю примерно 30 часов в неделю. Если провожу интенсивы, то это еще плюс 20 часов.

На уроках зарабатываю 100 000—130 000 ₽. Удаленка позволяет мне работать в московских школах, сидя у себя в городе.

130 000 ₽
удается максимально заработать преподавателем программирования

Расскажу, как проходит онлайн-урок в группах. Перед началом обучения с каждым ребенком связывается технический специалист, помогает установить все нужные программы — «Скайп», «Дискорд», «Зум» и прочие — и проверяет, что все работает. Если урок проходит в «Дискорде», создаются отдельные каналы и комнаты, доступ в которые дают только ученикам и педагогу. То есть ученики не могут попасть не в свой канал. За 10 минут до урока я захожу в «Дискорд» и запускаю стрим. Потом жду опоздавших и начинаю урок. Я шерю презентацию на своем экране, чтобы дети ее видели.

💎 Конечно, есть трудности с взаимодействием с учениками, потому что ты их просто не видишь и не понимаешь, слушают они тебя в этот момент или, например, играют.

Бывает, что у ребенка что-то не получается и он боится сказать об этом, в итоге просто сидит и ничего не делает. В офлайне каждые 10—15 минут я делал обход класса, чтобы вовремя отследить, если у кого-то возникли проблемы. С онлайн-вариантом можно попросить, чтобы каждый ученик включил демонстрацию своего экрана, и постоянно переходить от одного ребенка к другому, но все же это работает не так эффективно.

В одной школе мне выдали двух ассистентов. Один из них всегда присутствует на уроке, готовит класс, проводит разминки, развлекает детей в перерывах и помогает отстающим. Второго я вызываю, если класс сложный, например полная группа малышей. В другой школе в классе постоянно есть другой преподаватель, который тоже готовит класс, подключается меня по видеосвязи и помогает детям на уроке.

В двух онлайн-школах я веду только индивидуальные занятия. Работаю по гибкому графику. Как правило, указываю промежуток времени, когда могу преподавать, и под мое расписание мне ищут клиента.

Пишу курсы по крипте и блокчейну. Еще я увлекаюсь криптой и работаю в компании старшего брата, которая занимается созданием и продажей курсов по крипте и блокчейн-технологиям. Пришел туда на позицию методиста. Мне дали двух специалистов в криптосфере, с которыми мы вместе написали курс по крипте и NFT.

Через четыре месяца работы я уже во многом разбирался сам и перешел на должность технического специалиста. Моя задача — курировать учеников, отвечать на все их технические вопросы и помогать команде. В среднем на эту работу трачу два часа в день. Зарплата — 60 000 ₽.

60 000 ₽
зарабатываю на курсах по крипте и блокчейну

Стратегия на будущее

У меня на примете довольно много направлений, в которых я могу развиваться. Например, могу пойти дальше в разработчики и стать полноценным программистом. Или открыть свою школу — онлайн или офлайн, — так как я знаю всю кухню изнутри, вопрос лишь в инвестициях.

Еще вариант — учить программированию взрослых. В крупных компаниях зарплата преподавателя может спокойно доходить до 150 000—250 000 ₽. Сам я проходил собеседование в офлайн-школу с зарплатой 200 000 ₽, но не смог осилить техническую часть: там нужны были более углубленные знания языка, которые я никогда не использовал при работе с детьми. Сказали: «Доучивай и приходи».

Также у меня есть что-то типа пет-проекта, над которым я тружусь в свободное от работы время. Это курс для людей, которые хотят стать преподавателями программирования и других ИТ-направлений. Я сам обучил с нуля трех своих друзей и помог им трудоустроиться в школы.

На самом деле сейчас большая нехватка кадров по этой специальности, и тому есть причина. Если человек хорошо знает программирование, ему незачем становиться преподавателем за условные 60 000—80 000 ₽. Он может пойти разработчиком на зарплату 100 000—150 000 ₽, которая из года в год будет только расти. Поэтому я решил написать курс для учителей программирования с видеоуроками, методичками и обратной связью. Думаю, он будет полезен.



Теги: работа
Возьмете что-то на вооружение для своего карьерного пути?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество