Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Очень многие кандидаты, когда даешь им отрицательную обратную связь после собеседований, спрашивают: «А почему нет?» Вопрос логичный. И понятный. И даже законный. И все статьи по поиску работы рекомендуют и просить обратную связь, и просить причину отказа.

До того, как я стала HR-ом, я тоже постоянно просила указать причину отказа, чтобы просто знать что мне в себе исправить. Но отвечали правду ну очень редко, и такие вопросы я задавать перестала. И теперь понимаю, почему не говорят причину отказа.

Да, узнать, что тебя взяли или не взяли — можно. Лично мое мнение, о котором я писала в статье до этого — не ждать и не просить эту обратную связь, но это очень индивидуально. А вот вопрос: «А почему нет? Скажите, почему не взяли?» — я не буду никому сама задавать и не буду рекомендовать его задавать. Причина проста — реальную причину отказа вам, скорее всего, не скажут. 99% ответов на этот вопрос будет: «Это было решение руководства» — или назовут законную причину отказа, которая не будет реальной. Почему?

Если причина отказа в технических скиллах, то HR, скорее всего, чисто технически не сможет сказать «почему нет». Этот вопрос нужно адресовать к техническим специалистам прямо на собеседовании. Часто тимлиды готовы сказать, что нужно подучить и подтянуть. Но после собеседований тимлидам, скорее всего, не будет интересно тратить свое время и силы писать вам чек-лист с планом развития.

Если причина отказа в soft skills, то причина отказа будет, скорее всего, просто не законная. Работодатель не имеет право отказать кандидату на офисную работу, от которого воняет потом, по этой самой причине. Это просто не законно. И начальство не может отказать по причине агрессивного поведения, так же — потому что это не законно. Часто HR называет законную причину, например, отсутствие профильной вышки, просто что бы не было вони с ТИ.

Еще одна причина по которой HR не называют реальную причину отказа, если дело в soft skills, потому что реакция на указания реальных причин почти всегда не адекватная. Как вот в этой статье: «HR не должны судить по человеку по одежде» — офисных сотрудников всегда судят в первую очередь по одежде, потом уже по тому как проходит собеседование. Но сказать об этом — себе дороже. Но и если дело не в одежде — мало кто готов слушать критику громкости речи, развязному поведению, вони или тому, что не готовился к интервью. Плохо это или хорошо, но в каждой компании есть свои правила поведения, dress code, а еще представления о том, какой человек должен быть на этой должности.

Вообще я понимаю почему все хотят, что бы им сказали причину отказов. Но детальная обратная связь — комментарии к резюме, по поведению на интервью, а еще консультация по одежде на собеседовании — это отдельная работа. И в обязанности HR это не входит. Дать обратную связь — да, HR дать обязана, но только «да» или «нет».

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Sergey Averyanov

Отношения работодателя и соискателя это вообще двойные стандарты на двойных стандартах. От соискателя требуют подробнейшую анкету со всеми данными, от работодателя только бравурное самовосхваление можно услышать. Если соискатель опоздал на встречу, то это ему жирный минус, если работодатель опоздал на встречу, то соискателю полагается улыбнутся и сказать no problem. Ну и самое веселое это зарплатные ожидания конечно - работодатель скрывает то, что он готов платить как кощей свою смерть, а у соискателя это спрашивают в первую очередь и уйти от ответа практически нереально. Примеров можно массу привести.

154
Виалетта

Sergey, вот точно. И это обидно( Ещё один момент раздражает, это когда на онлайн-собеседовании ты одет хорошо, готовился к беседе, а по ту сторону монитора руководитель даже не удосужился включить камеру. И ему, якобы, так можно. Считаю это неуважением к соискателю. ☹️

52
Маша Романова
Герой Т—Ж 🏅

15.02, 15:37

Отредактировано

Sergey, ага или врут ещё,пишут в вакансии официальное оформление,спрашиваешь по телефону этот вопрос ещё раз,заверяют что все ок,едешь тратишь время на собеседование и получаешь информацию о том что зарплата серая или вообще черная,то есть время кандидата и враньё ещё на стадии общения по телефону это для них норм.Я уже молчу про постоянные вопросы про "когда дети,в декрет" и не пора ли рожать

35
Валерия Жадан

Маша, не в оправдание вранья на собеседованиях соискателю, а просто для справки - официальное оформление и полная белая зарплата - не одно и то же, поэтому лучше уточнять оба вопроса)

могут вполне официально оформить на минималку белыми и все сверху выдавать в конверте - формально официальное трудоустройство соблюдено, вам никто не соврал)

14
Надежда Махова

Sergey, вот-вот. И попробуй только задать какой-нибудь излишне настырный вопрос

10
0
Системный инженер

14.02, 16:08

Отредактировано

Ты врёшь на собеседовании то, что хочет услышать HR, ну и про свой опыт, причины увольнений. HR врёт тебе о компании, что вся зарплата белая, компания блюдёт ТК от и до, озабочена развитием сотрудников, повышает зарплаты, руководитель - прямо отец родной и т.д.
Конечно, нет смысла и спрашивать, почему отказали, потому что... правильно, всё равно соврут)))

59

Комментарий удален пользователем

Системный инженер

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, вы молодец) Но если эйчар ждёт вранья от кандидата, чего удивляться, что на собеседовании будет ещё враньё.

17
0
Валерия Жадан

Работала эйчаром одно время, согласна. С ситуацией первого пункта не сталкивалась – у меня не те вакансии были. Я искала продавцов в пекарни, то есть требовались аккуратные, чистоплотные и вежливые люди без особых спецнавыков. И вот ситуации вроде «плохо пахнет застарелым потом и очень неопрятный», вековая грязь под ногтями (работа с пищевыми продуктами), хамский тон общения (буквально, мне кандидаты прям на собеседовании говорили, что если покупатель скажет, что чем-то недоволен, они пойдут ему «в морду дадут ибо нехер сука») — вот это случалось гораздо чаще, чем хотелось бы и чем кажется, что должно случаться.

И вот обычно именно такие товарищи больше всех звонили и орали, что им обязаны дать обратную связь, почему их не взяли. Но сказать «вы угрожаете людям и мылись последний раз в прошлом столетии» напрямую нельзя, поэтому уклончивые ответы типа «остановились на кандидате с опытом в торговле» были основным инструментом отработки запросов :(

47
Василиса

Валерия, в этом случае вы правы. У меня была знакомая, которая постоянно ходила с грязными ногтями, с неряшливым видом, про мытьё Я вообще молчу, хотя сама девушка симпатичная. Но, когда ей делали замечание, то она считала это несправедливым, а мое стремление к опрятности относила к погоне за модой, шмотками и т.п.
Но, вы отметили про работу, которая не требует особых навыков, и вот я недоумевала, когда получала отказ от подобных вакансий, чем например, когда мне отказывали в какой-то продвинутой сфере.

8
0
user858320

Мне кажется, если попросить обратную связь аккуратно и неофициально, сразу показав, что претензий к отказу нет, то многие люди с удовольствием помогут. Вопрос можно сформулировать не так: почему мне отказали, а «не могли бы вы порекомендовать мне, в чем я могу себя улучшить для дальнейших поисков». Конечно, не 100% гарантия, но многие раскрываются и по-человечески могут помочь советом.

37
Аглая Воронова

user858320, это правда))))
Меня несколько раз так вот просили об обратной связи, я давала)))

6
Системный инженер

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, начнём с "почему вы хотите работать именно у нас?" Думаю, тут врут 95% кандидатов в любой области.

36
Аглая Воронова

Системный, технари часто отвечают: «А я и не хочу, HR уговорила меня пройти собеседование».

7
0
Маша Романова
Герой Т—Ж 🏅

15.02, 15:34

Отредактировано

Так большинство работодателей даже кнопку отказа нажать не могут в том же hh)и не нужно мне пожалуйста говорить что тысячи желающих, которые уже откликнулись,это элементарное правило вежливости,чтобы кандидат не рассчитывал больше на данную вакансию)поэтому терпеть не могу когда отклик просмотрен и молчание,ну ребят,это же неуважительно к кандидату

35
Виалетта

Маша, очень согласна. Молчание такое убивает(

6
Dabrowskaya

Маша, поддерживаю.
Здесь пишут ниже, что ответы и отзывы раньше делали только большие-крутые-западные. Ну, сейчас обратную системную связь кандидатам дают там, где это утверждает их руководство. И не только потому что они хорошие и заботятся о нас.
У них свои прагматичные интересы.
Этот тренд медленно но верно набирает обороты. Им это рганизовать не так сложно/дорого. То есть причин не давать обратную связь по компетенциям - все меньше. А тем более на кнопку "отказ" нажать. Через пару лет уже фиг отмажешься :)

Сейчас это происходит там, где для HR вводят метрики как для других отделов бизнеса. Оценки employee experience или employer branding.
И спрашивают с них так же как с других отделов: почему показатели не такие высокие.
А большая часть этих employee experience - оценки не только текущими сотрудниками. И про хвалебные отзывы компании, которые заставили написать - это отдельная тема.
Тут иногда важнее оценка потенциальными кандидатами.
И фиг тут кого заставишь компанию похвалить. А поругать и не посоветовать - эт нам проще простого, тем более онлайн.

Организовать такую тему внутри компании - опять же проще, чем лет 5 назад. Если есть HR CRM, в ней эта функция отправки обратной связи по умолчанию стоит почти всегда. Пользоваться удобно и просто, сама видела не раз.
Например, руководителю, который собеседовал всех за неделю, приходит напоминалка со списком резюме. От него требуется буквально одна (1!) строчка отзыва на каждого кандидата, который до него дошел. Их редко бывает более 7-12 в неделю, только если у них там набирают в новый цех. С этим справляется любой. Опять же, речь идет про hard skills. Про запах пота или излишнюю громкость автор все верно говорит.

Я все к тому, что это не так уж сложно, а на выходе мы получаем свою долгожданную обратную связь. Да, иногда формальную (спасибо, вы прекрасны, но не для нас), но про базовое уважение к вам. А иногда реальную и живую. Но все лучше, чем сливаться в игнор.

Компании потом ещё к тебе придут сами и спросят, что ты о них после собеседования думаешь. И пришлют сто напоминалок как в том автосервисе. "Оцените наш сервис". Прям реальный NPS (Net Promoter Score). То есть такой уже перекос идёт в другую сторону :)

Автору - отдельно спасибо за напоминание о том, чтобы спрашивать про впечатление о вашем опыте сразу. Звучит просто, но кто из нас это реально делает?
Мы все, видимо забываем это из-за нервака по поводу интервью :)

А надо да, прям на месте у потенциальной команды или коллег. Буквально по горячим следам, пока о вам не забыли и впечатление свежее. Это действительно работает. Тебе всегда что-то скажут конкретное. Главное, не идти в лоб: "что вы обо мне думаете?" или "ну как, возьмете?", а чуть подипломатичнее: "из того, что я вам за час рассказал - что чувствуете, прям точно вписывается в вашу картину, а что может быть лишним или вообще не в кассу?".

3
Баклажан

Маша, лично у меня был опыт набора людей в команду, когда я сам в компанию пришёл месяц назад. Мне просто на словах примерно обозначили, что им нужно. Я так и искал, но без чёткого портрета кандидата часто приходилось откладывать резюме на потом. Не всегда виноват тот, кто ищет

0
0
Julia Julina

Так вы даже да или нет не утруждаетесь сказать

34
Маша Романова

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, ну и что вы сильно перетрудились когда нажали кнопку отказа?зато кандидат будет точно знать что по этой работе не стоит ничего ждать,а то сиди и думай почему молчание на отклик,то ли сложно кнопку отказа нажать,то ли твое резюме на согласовании у руководителя
От кандидатов требуют дофига,а сами уважения к нему не проявляют

32
0
Богиня тлена
Герой Т—Ж 🏅💫

15.02, 05:08

Отредактировано

вы уже тут столько инфы накатали по своим болям, что м.б. лучше книгу написать и заработать на этом? Че нить типа "Записки HеRового кадровика"

26
темич
Герой Т—Ж 💫

Богиня, не говорите слово "кадровик", у эйчаров на него аллергия)

14
Богиня тлена
Герой Т—Ж 🏅💫

15.02, 09:54

Отредактировано

темич, где эйчары тут. Эйчары это такие люди, которые вас находят еще до того, как вы поняли, что пора работу менять.

18
Бывалая

темич, в России нет эйчаров, и автор этой захудалой статейки это лишний раз подтверждает. Посредственный кадровик- горе в компании).

3
0
Яшма

Это вранье сплошь и рядом. Хотя я на собеседованиях не вру, всегда говорю все честно и открыто. Даже если понимаю, что ответы возможно не понравятся HR. Всегда говорю чем занималась на прошлом месте работы, чем занималась больше, а где только помогала.
Вообще, не люблю собеседования. Столько лишних вопросов, на мой взгляд.
"Какого вы видите для себя руководителя ?"
"Что для вас значит коллектив?"
Зачем главбуху знать ответы на эти вопросы? Не лучше ли бы спросить о реальных навыкам работы, опыте прохождения налоговых проверок и подготовки к судебным заседаниям?
Или вот это. "Вам 30 и вы до сих пор незамужем и детей у вас нет?"
Какое это имеет отношение к моим профессиональным качествам ?
Наоборот, я не буду ходить каждый месяц на больничный и требовать отпуск в конкретные даты.

19
Лана Счастливая

24.02, 06:12

Отредактировано

Яшма, не соглашусь. Я работала в компании при устройстве в которую hr спрашивала не только о профессиональных навыках, но и о хобби, о том что неприемлемо для тебя не только в работе, но и в жизни итп. В итоге коллектив там был подобран так, что даже когда владелец все развалил мы продолжили общаться, а до прошлого года еще и собираться 3-4 раза в год, не говоря уже о том, что пока работали могли запросто самоорганизоваться на какой нибудь культпоход.

4
Велена

Лана, "ах, но и о хобби, о том что неприемлемо для тебя не только в работе, но и в жизни итп. В итоге коллектив там был подобран так, что даже когда владелец все развалил мы продолжили общаться"

Как бы попонятней объяснить. Не всем это надо. Мне вот, например, не надо. Мне от работы надо, чтобы откровенно не мешали работать и платили. А я в ответ буду работать.
Все. Точка. Ничего более. Не надо никакой "атмосферы", "собраний раз в неделю", "друзяшек", "отношенек" и пр.

Я "очень рада", что кадры так сильно озабочены моими отношеньками и с кем я буду ходить в поход, и при том так мало озабочены тем, как люди работают и что результатами этой работы. Очень трогательно, конечно, но спасибо, не надо. Хотя казалось бы, все дб с точностью до наоборот.

5
Котик Ласковый

24.02, 16:26

Отредактировано

Велена, на одной из моих прошлых работ начальница как-то отчитала меня, что я хожу на обед с А, а не с Б. В то время как Б тоже хотела с нами на обед ходить, но стеснялась сказать. Реально отчитывала, что я не следил за коллективом вокруг себя и за Б, мечтавшей с нами на обед ходить (но молчащей об этом) :-)) Так вот хотела дружбу навязать))

3
Лана Счастливая

Велена, знаете... Я тоже так думала много лет, пока не узнала разницу. Да, согласна, совместный добровольный досуг вне работы это нечастое и многим будет слишком, но подход "чтоб не мешали и платили" чаще всего приводит к коллективам в которых и работать мягко говоря неприятно, потому что один считает что здороваться нужно только с соседом по столу, другой не глядя повесит пальто на вешалку с вашим шарфом, третий не сообщая возьмет инструмент с вашего стола. Вроде бы все мелочи, но когда они изо дня в день - оно накапливается и начинает мешать той же работе.
Так что лучше уж пусть будет подбор не только по профессиональным качествам, жаль что это мало кто умеет.

1
Велена

Лана, я про удаленку. А так я и в офисе работала- я в курсе, что мне абсолютно фиолетово кто там с кем здоровается, кто как на кого посмотрел и так далее. на работу люди ходят РАБОТАТЬ.

2
Лана Счастливая

Велена, ок, видимо вы подобные ситуации только издалека видели. Ну или сами из тех кого я описала

1
Аглая Воронова

Лана, мне кажется, что все хорошо понимают, что трудно и тяжело работать с человеком, который не подходит или просто не приятен. Но вот сами этого не отслеживают.

0
Велена

Лана, я не асоциальна, но не фанат общения везде, где попало.
Ок, я согласна с тем, что многим очень важно общаться, быть в атмосфере и заводить друзяшек.
Но должен быть выбор. Должны быть работы. которые этого не предполагают. И мой опыт говорит о том, что даже удаленка(!) не панацея. Хотя, безусловно, на ней в ст ораз проще.

0
0
Стас Зверянов
Технокультист Т—Ж

Вредный материал. Все нормальные компании, с которыми я сталкивался, но по разным причинам не проходил на вакансию, давали развернутый ответ.

Эйчары гугла, эпла, и яндекса без проблем ходили к команде продукта и просили рассказать, что мне нужно подтянуть и где есть слабые места.

Бывало так, что обратную связь и не давали, или давали сухо -- как в примере авторки статьи. Но и компании там были не ахти какие, от них такого и не ожидаешь.

Одним словом: четкая обратная связь это сложно и больно, но она отделяет заинтересованных работодателей от мудаков.

16
Ирина Зотова

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, я тут на днях, правда не на работе, а в собственном подъезде из-за сильного надушенной дамы чуть не задохнулась (в буквальном, а не переносном смысле, на некоторые отдушки, обычно дешёвые, у меня аллергия, так что кашель и насморк были такими, что дышать не могла). Женщина приходила к маникюрше, которая в нашем подъезде под снимает квартиру, чтобы принимать клиенток.
А вот где-то год назад, я просто отказалась вести собеседование с девушкой, потому что мы с ней должны были бы сидеть в закрытом помещении, а от неё за километр духами несло, мы коридор до вечера не могли проветрить. И да, я ей сказала прямым текстом, она конечно же обиделась.
Как люди не чувствуют, что вылили на себя флакон духов или туалетной воды, я не понимаю.

11
0
Василиса

Я сейчас ищу работу, но уже на самом собеседовании могу понять позвонят мне или нет. И в конце я сразу прошу, чтобы в случае отказа мне не писали и не звонили. Зачем ждать и одновременно волноваться ответу?
Мне важен только один звонок - "Мы вас берём на работу", а лживое "Возможно в будущем мы обратимся к вашему резюме" мне не надо. Особенно, когда видишь, что вакансия, на которую не нужно особых умений ещё открыта как минимум полгода.
Я на последнем собеседовании так и сказала, что если в отказе не будет развернутого ответа, то стандартный текст мне присылать не надо. Если через 3 дня не будет звонка или письма, то я пойму, что я не подошла.
Зато расстройств меньше.

11
Системный инженер

Майя, пока вам не позвонили с любым ответом, вы не знаете, отказали ли вам, соответственно, ждёте. А за 3 дня вовсе не обязательно, что примут решение.

13
Лана Счастливая

Майя, я наоборот спрашиваю в какие сроки ждать ответа и прошу обязательно сообщить в любом случае

6
темич
Герой Т—Ж 💫

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, видимо, врут им, когда за духи и прочие софт-скиллы, как вы это назвали, отказывают))))

10
0
АвоKadsa

Зависит от личности hr.
Есть те, кто даёт классную обратную связь.
Конечно, есть и те, кто получает зарплату и на этом кандидат может считать себя свободным. )

10
0
Anna

Помню как на одном собеседовании на должность маркетолога, hr меня спросил "почему я так странно одета". Я очень удивилась. На мне была короткая юбка (приличной длины), черная водолазка, сапоги до колена, часы крупные. Я дар речи потеряла, а hr сказала, что ожидала увидеть более креативный подход к одежде, т.к. должность подразумевает творчество (што?), а я как программист нарядилась. Когда мне перезвонили, я отказалась от должности. Возможно и зря.

10
ОдуВАН

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, если предложение о работе уже принято, то какого лешего оно у вас на hh висит в активных?

9
ОдуВАН

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, а вы внимательно прочитайте на что точно дизлайки ставят, раз так реагируете на них

9
0
Evil_designer

Мне кажется часто причина отказа — не случилось мэтча. Все-таки люди нанимают людей — им вместе работать, выполнять задачи, идти к результату. Конечно, это касается случаев, когда все нормально с кандидатом, не воняет и не агрессирует.

8
0
Panzer Kaiser

В рф давно уже геноцидные требования (естественно незаконные) причем еще на этапе фильтрации резюме. Основные: национальность, возраст, пол, вероисповедание. И еще с 50 других. На западе за такое по миру бы пустили, а у нас можно. Хоть и незаконно

8
_kot

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, на то они и продажники, чтобы продать, в данном случае, себя

8
0
Александр Тимошенко

И эта малограмотная дама, со своим косноязычным новоязом, решает кого принимать на работу, какого нет. Во истину, нет более бесполезных и более мерзких работников нежели так называемые HR.

7
Nikita Vetoshkin

Игорь, ну и отлично, он не пошел работать к этому е.нько

6
Федечкин Алексей

16.02, 06:44

Отредактировано

Ирина, только вот уже даже после года работы ни один уважающий себя программист не будет делать тестовое, так как никаких сил нету сидеть и делать ту фигню которая никак не оценить твои навыки, но ладно бы не оценить, так это скучно и шаблонно, ты делал это уже сотри раз

6
0
Дмитрий Арзамасцев

Количество минусов к комментариям автора явно отображает общую картину отношений между hr и соискателями. И это печально, что у нас так.

6

Сообщество