БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Инвестиции для начинающих

Я учился в ЯрГУ на программиста и стал работать в ИТ

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

О себе

Я из Ярославля, поступил в Ярославский государственный университет когда мне было 17 лет.

Выбор направления для меня не был сложным. Летом между 7 и 8 классами я нашел в библиотеке разваливающуюся на фрагменты книгу "Освоим QBasic играючи!", которая стала буквально переломным моментом в моей жизни. Попробовав программирование, я понял, что это однозначно то, чем мне хотелось бы заниматься, и с тех пор отчаянно стремился к осуществлению этой мечты.

Выбор вуза

ЯрГУ всегда казался очевидным вариантом. Это главный областной вуз, поэтому среди местных учреждений другие я даже не рассматривал. Так как я хорошо учился, и мне нравился сам процесс, меня посещали мысли попробовать поступить в какой-нибудь московский университет. Из возможных вариантов рассматривал МАИ, ВМК либо мехмат МГУ, и Вышку.

Поступление

Во время учебы я активно участвовал в олимпиадах, но ни в одной из них не показал достаточно высокий для помощи в поступлении результат.

Сдавал ЕГЭ по 4 предметам: обязательные русский язык и профильная математика, а также информатика и физика. Физику я сдавал только ради возможности поступления на мехмат, где она требовалась. В итоге балл по физике оказался худшим из моих результатов, но по остальным трем предметам я получал сумму в 270 баллов, которая в принципе оставляла остальные варианты кроме мехмата открытыми для меня.

Когда начался отсчет волн поступления, сразу отвалились несколько вариантов:

МАИ и ЯрГУ готовы были зачислить меня. Взвесив разные личные соображения, я решил выбрать ярославский вуз. О чем на самом деле не пожалел:)

Стипендия

Одним из преимуществ обучения в Ярославле была конечно поддержка родителей, мне не нужно было заботиться о еде и крыше над головой.

На бюджете у меня была стипендия, которая немного плавала каждый семестр, но оставалась в районе 1,5-3,5 тысяч рублей в месяц. Я слабо представлял, как на эти деньги можно прожить даже в очень экономном режиме, и всегда восхищался иногородними сокурсниками, которые обеспечивали себя с минимумом родительской помощи.

В ЯрГУ был профсоюз, с добровольным участием, которое стоило нескольких процентов от стипендии ежемесячно. В обмен я получил дисконтную карту, которая давала какие-то небольшие скидки в разных заведениях Ярославля. Кажется за все время обучения я ни разу ей не воспользовался. Но надеюсь, что эти 3% от 3 тысяч пошли на благие дела.

Учеба

Я привык "вкалывать" еще со школы, поэтому на первом курсе вообще не заметил разницы. Больше дискомфорта и усталости вызывали новая обстановка, новые преподаватели, и новый коллектив студентов. Со временем к людям конечно привыкаешь, но синдром школьного отличника не позволял выдохнуть — хотелось всегда быть готовым на максимум, даже к самым бесполезным предметам.

Постепенно научная нагрузка возрастала, и становилось все тяжелее и тяжелее. Отпустило меня только к третьему курсу, когда я немного разочаровался в учебе — я замечал, что многие ребята совмещают учебу с нормальной жизнью, и точно также успешно продолжают учиться. Оценки в зачетке при этом ни на что не влияют. В этот момент я смог немного расслабиться, и стало полегче.

На втором курсе я стал призером программистского конкурса, который проводила одна из местных IT-компаний, и они позвали меня на работу. С одной стороны, это была в какой-то степени реализация той самой мечты детства. С другой стороны, было реально тяжело уходить из дома в 7 утра, и возвращаться в 8 вечера, после чего еще заниматься домашними заданиями. Сейчас мне это кажется невозможным физически, а тогда воспринималось как что-то само собой разумеющееся.

Сессии благодаря моему прилежному отношению к учебе, проходили довольно легко и гладко. Я всегда старался получать автоматы, благо большинство профессоров были также заинтересованы в сокращении своей сессионной нагрузки, как и студенты. Даже когда автомат получить не удавалось, что бы ни говорили о непредвзятости и объективности вузовских преподавателей, они на человеческом уровне лояльнее относятся к студенту, который вызвал у них хорошее впечатление за время семестра.

Как наверное и у любого студента, была пара преподавателей, которые по моему собственному ощущению меня очень недолюбливали. Я пытался понять причины и как-то исправиться, чтобы им понравиться, но со временем понял, что все тщетно. С ними было действительно сложно, приходилось даже ходить на пересдачи, что для вчерашнего отличника было большим шоком и нервотрепкой. Но с другой стороны, это послужило как бы "прививкой" — сходил на пересдачу и понял, что ничего страшного не произошло. В итоге стал спокойнее к таким ситуациям относиться.

Полезные предметы

В программировании бытует анекдот: "если ты смог прочитать какую-то информацию, значит она уже устарела". В нем большая доля правды, но я все равно остаюсь сторонником мнения, что формальное образование невероятно полезно для программиста.

Самое ценное, что программист может вынести из вуза (кроме кафедрального компьютера), это умение дообучаться самостоятельно. В учебном плане просто недостаточно аудиторного времени, чтобы дать студенту всю необходимую информацию. Поэтому ты довольно быстро понимаешь, что для успеха, тебе придется много учиться самостоятельно. Получив это умение, ты унесешь его с собой и в работу.

Кроме умения учиться, для айтишников также существуют предметы-нетленки. Когда бы вы не проходили курс по ним, с большой долей вероятности то, что вы узнаете, будет актуально еще долго. Я бы выделил такие предметы из этого списка:

Помимо того, что это фундаментальные предметы, информация из которых практически не устаревает, они заставляют ваш мозг претерпеть некоторые изменения. Эти изменения помогут другим знаниям, связанным с программированием, легче и более структурировано уложиться в голове.

Дополнительные возможности

ЯрГУ был очень заинтересован в том, чтобы его студенты-айтишники как можно скорее получали реальный рабочий опыт. Мне повезло, и мне эта помощь не пригодилась, но знаю, что вуз всегда рад трудоустроить студентов в многочисленные кафедральные лаборатории, и даже некоторые партнерские коммерческие организации.

Даже на уровне учебного плана я замечал, что если на первом и втором курсе программа была достаточно насыщенной, то глядя на распределение часов между предметами на третьем и четвертом курсе, складывалось ощущение, что вуз понимает, что половину из них ты будешь игнорировать в пользу работы. Для меня учеба была намного важнее работы, работал я на полставки, и такое перераспределение курсов однозначно делало учебный процесс более скучным. Но цель таких изменений была понятна.

На 3 и 4 курсах вуз проводил производственные практики, и проводил презентации компаний партнеров, которые были готовы пригласить на практику студентов, которые не смогли или не захотели искать место самостоятельно.

Достоинства и недостатки вуза

В целом я не пожалел, что остался в Ярославле и учился именно в ЯрГУ. Но у него точно есть и свои недостатки:

Здесь очень хорошо нужно уметь постоять за себя и не бояться защитить свои интересы. У меня на тот момент такого умения не было, поэтому я много пострадал.

С другой стороны, если вы сможете отбросить все внешние раздражители, и будете воспринимать вуз именно как место для научной работы и социализации с сокурсниками, ЯрГУ для этого предлагает неплохие условия: в корпусе есть неплохая библиотека и какая-никакая столовая, даже подобие тренажерного зала. Преподаватели никогда не посмотрят косо, если вы войдете в их аудиторию во время пары, чтобы воспользоваться компьютером. Главное не сделать этого во время зачета или экзамена. Научные руководители всегда были заинтересованы помочь вам, если вы обратитесь к ним за помощью.

Ну и должен упомянуть коллектив. Я уверен, что у каждого складывается свой опыт общения с сокурсниками, он меняется от человека к человеку и от года к году. Но мне с ними очень повезло, эти люди делали даже самые скучные пары терпимыми, и всегда были готовы принять любого в свой круг общения. ИТ выпуска 2019, вы в моем сердце <3.

Дальнейший путь

После окончания бакалавриата у меня не было сомнений, что нужно идти в магистратуру, потому что мне до сих пор нравилось учиться, даже несмотря на все попытки бакалавриата выбить из меня любовь к науке. В магистратуру я поступил, но не закончил ее — в какой-то момент стал ощущать, что никакого интереса я больше не испытываю, а сил и времени на учебу уходило все больше и больше.

Диплом действительно был полезен в поисках работы, правда на момент окончания вуза у меня уже был стаж в трудовой, благодаря раннему успешному официальному трудоустройству. Все равно, есть программисты, которые обращают внимание на историю учебы соискателя, и ценят наличие у него диплома. Учиться конечно можно по разному, но фундамент классического образования чего-то да стоит.

Советы

У того, что корпус ИВТ находится в лесу, есть и свои преимущества. Например летом и весной там часто можно встретить ежей и лис, любителям фауны будет прикольно.

От корпуса можно меньше чем за 10 минут пешком дойти до берега Волги, там тоже красиво.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Татьяна

Спасибо Вам за желание поделиться опытом! Мы с дочерью как раз выбираем ВУЗ, Ваш рассказ очень пригодился.

1

Сообщество

Лучшее за неделю