Как мы занимались танцами, а потом основали собственную студию
Героиня этого материала — соосновательница танцевальной студии Harleen Joker’s Dance Studio.
Ксения Калюская с детства занималась танцами, участвовала в соревнованиях, а в 2013 году вместе с подругами Анастасией Поповой и Анастасией Краськовой открыла школу в Красноярске. Сегодня воспитанники Harleen Joker’s побеждают на российских и международных чемпионатах, выступают на ТВ и участвуют в Универсиаде. Ксения рассказала, как пришла в танцы, из чего состоит тренировочный процесс и каково это — руководить студией.
Что внутри
- Занятия танцами в детстве
- Первая работа
- Идея открыть студию
- Знакомство с соосновательницами постельное белье в конце поездки
- Открытие студии
- Первые занятия в Harleen Joker’s
- Расширение
- Как устроено руководство
- Постановка номера
- Подбор костюмов
- Какие группы есть в студии
- Как попасть в команду
- Что главное в работе тренера
- Как решать конфликты
- Как работать с разными возрастами
- Где брать мотивацию
- Можно ли заработать танцами
- Как зарабатывает студия
- Главные достижения
- Чему научила работа в студии
Как пришла в танцы
Начала заниматься в очень раннем возрасте. Когда мне было примерно три года, в детском садике появилась секция — с того момента по сегодняшний день я танцую.
Вся молодость проходила под клипы и программы, которые показывали на MTV. Музыка и стиль одежды передавались из телевизора. Чуть позже появился «Ютуб» и мы начали следить за конкретными артистами и зарубежными командами. Глядя на них, хотелось куда-то стремиться.
В жизни несколько раз вставал выбор между танцами и чем-то еще — и я неоднократно выбирала танцы. До 11 лет занималась эстрадными направлениями в разных дворцах творчества, после сменила стиль и ушла в хип-хоп. Он был популярным в Красноярске и активно развивался. Увидела в новостях, что местная команда едет на чемпионат Европы, захотела попробовать себя — и попала в тот самый коллектив.
Мы были довольно успешными. В основном участвовали в соревнованиях Hip-Hop Unite — это международная организация, у которой есть представительства в разных странах. В России ее турниры организовывали в регионах, где действует Федерация фитнес-аэробики и хип-хопа.
Если команда последовательно попадает в призовую тройку на городском, краевом, федеральном и всероссийском уровне, она выходит на международные соревнования. У нас были супермотивированные спортсмены — фанатики своего дела. Мы неоднократно побеждали на всех внутренних уровнях и выходили на международный — много раз были на чемпионате Европы и мира.
Танцы занимали огромную часть жизни. Приходилось успевать после школы на тренировку, допоздна заниматься и потом, уставшей, делать домашние задания. Проблем с этим не возникало — вполне хорошо училась и позже совмещала с танцами учебу в двух институтах. Наверное, любовь к делу заставляла двигаться и все успевать.
Первая работа в танцах
Видела, что физически и морально работать тренером сложно, и была уверена, что не стану им. Приходится готовить команду к соревнованиям даже во время праздников, дней рождения и других значимых событий.
В 17 лет, когда нужно было определиться с университетом, выбрала дизайн. Но танцы бросить не смогла — осталась в команде, тренировалась и ездила на соревнования. Потом появились и подработки. Несколько лет подряд готовила школьные команды к городским соревнованиям, параллельно преподавала в фитнес-центре. В какой-то момент поняла, что мой заработок появляется из танцев, хотя учусь в другой сфере.
Как появилась идея открыть студию
В 2012 году наша команда летела на чемпионат мира в Нидерланды. За сезон до этого тренер предупредила, что берет паузу в работе. Понимали, что это наш последний крупный старт как коллектива: после соревнований команда прекращала существовать в привычном формате. В самолете начали обсуждать это с Настями и решили, что не готовы расставаться с танцами и нужно искать выход.
В нашей группе был командный формат: можно было попасть в состав, ездить на соревнования, добиваться результатов. В городе были и другие школы танцев, но они работали в другом профиле. Подумали, что можем сами тренировать и формировать вокруг комьюнити, которого не хватало.
Соосновательницы
Настя Краськова и Настя Попова — самые близкие люди в моей жизни на сегодняшний день. Вне студии мы действительно очень тесно дружим. Нам удается поддерживать баланс между работой и личной жизнью.
С Настей Краськовой танцевали в одной команде с самого детства — прошли все этапы юниорского и взрослого уровня. Настя Попова присоединилась позже — примерно с 18 лет. Изначально мы были конкурентками, но потом во время подготовки к одному из чемпионатов Европы нам потребовались люди в состав. Вышли на контакт с ее командой и позвали нескольких участников к нам — с тех пор мы неразрывно связаны.
Открытие студии
Опыта ведения бизнеса у нас, конечно, не было — шли как слепые котята. Но у нас было понимание танцев изнутри, награды, звания, небольшой опыт тренерской деятельности и осознание, чего мы хотим. Наверное, помогал возраст: на момент первого разговора об открытии студии нам было от 17 до 21 года — особо не задумывались о бизнес-процессах и могли рискнуть. Сейчас, думаю, уже бы не вписались в такое.
Подготовка. После возвращения из Нидерландов собрались и обсудили, что делать. Понимали примерный план: нужен зал с подходящим полом, зеркалами и раздевалкой. Вести занятия могли сами. Провели небольшой анализ помещений в Красноярске и пришли с этими гениальными мыслями к Юрию Краськову, папе Насти, просить в долг.
Деньги. Заняли где-то 80 000—100 000 ₽ на первый месяц аренды и ремонт. Даже для 2013 года это была незначительная сумма, а сейчас на нее и косметический ремонт одного зала не сделаешь.
Родители Насти особо не рассчитывали на возврат долга, и все же мы отдали его, кажется, после первого месяца работы. Конечно, практически ничего не заработали сами, но нам было важно вернуть вложения.
Название. С детства танцевали в команде, которая называлась Joker. Мы хотели сохранить связь с местом, откуда мы вышли. Так появилась связка Харли — это девушка Джокера , а мы — девушки этой команды. В тот момент это казалось гениальной идеей.
Помещение. Нашли супермаленькое пространство на 40 квадратов в цоколе небольшого трехэтажного офисного здания. Сделали из него зал, раздевалку, администраторскую стойку и небольшую тренерскую. Собственно, администраторами, тренерами, уборщиками и всеми остальными были мы втроем. Все делали своими руками или с помощью друзей — красили стены, клеили обои, которые у нас отваливались на следующее утро. Логотип, листовки делала я, так как училась дизайну.
Начало работы. Чтобы все организовать, потребовалось три месяца. 1 февраля 2013 года открыли студию, и с тех пор это наш основной вид деятельности. Совмещали все это с учебой, а потом поступали снова и получали физкультурное образование, потому что все-таки работали тренерами. Но другой работы у нас не было — этот проект поглотил полностью.
Реакция родных. У меня очень поддерживающая семья. Родители всегда делали все возможное, чтобы я занималась танцами и ездила на соревнования — мне невероятно повезло. Приходили практически на каждое выступление. Плюс они знали обеих Насть, видели нашу любовь к этому делу и уровень ответственности. Поэтому со стороны родителей ощущала поддержку.
Первые занятия в Harleen Joker’s
Создали страницу VK, где размещали объявления о наборе. Когда анонсировали, что сами ведем тренировки, запись пошла. В городе нас знали: все в танцевальной сфере Красноярска варятся плюс-минус вместе. Понимали, что клиентура наберется за счет имени.
Поделили между собой группы, исходя из свободного времени. Например, одна учится с утра и может тренировать в обед, другая — только вечером. Проводили занятия для разных возрастов — и три-четыре года, и 18+. Поскольку это наше дело, уделяли внимание каждому клиенту. Старались делать так, чтобы на занятиях была крутая атмосфера и человек захотел вернуться.
Расширение студии
Первый год набирали клиентов и формировали составы из тех, кто стабильно занимается. С самого начала отправляли их на соревнования и организовали сборы вне города. В 2014 году первые воспитанники прошли отборы на российском уровне и участвовали в международных чемпионатах. Потом эти ребята становились нашими тренерами — за счет этого студия росла.
Уже тогда понимали, что нужно расширяться. В студии занимались человек 30—40 — в расписании не хватало места, чтобы закрыть растущий спрос, а уже сформированным командам требовалось больше места для отработки номеров.
На второй год закрыли филиал и переехали в другой, на два зала. Потом арендовали соседнее помещение, сделали туда дверь и соединили — получилось четыре зала. В 2017 году открыли еще один филиал на другом конце города.
Перед пандемией открыли третий, но его пришлось закрыть. Причем это связано не с коронавирусными ограничениями, просто не подошло помещение. В итоге открыли третий филиал в 2023 году, а в 2024 — флагманский в огромном двухэтажном пространстве. Воплотили мечту из фильмов про танцы, где все собирались в огромных помещениях и танцевали. Итого у нас четыре филиала с 11 залами в Красноярске.
Как устроена работа студии
Кроме руководителей в работе студии участвует очень большая команда, которую мы взрастили — порядка 80 человек. Два управляющих руководят четырьмя филиалами. Старшие тренеры оценивают качество тренировок. Креативный отдел ведет социальные сети и снимает контент. Еще есть маркетологи, менеджеры под разные проекты, администраторы.
Школа не только готовит танцоров, но и сама проводит батлы, лекции, мастер-классы. В прошлом году мы сделали первое в Сибири танцевально-иммерсивное шоу, еще провели чемпионат Siberian Dance Contest на огромной ледовой арене.
Как руководительницы мы максимально включены в процесс. На еженедельных собраниях обсуждаем дела каждого филиала, отдельно собираемся со старшими тренерами и узнаем ситуацию по группам. Ежемесячно проводим со всеми сотрудниками встречи, на которых расставляем приоритеты и мотивируем двигаться к одной цели.
Чем больше времени проходит и опыта копится, тем лучше понимаешь, что кому из руководителей проще делать. Бывают обсуждения, когда генерируем идеи и в ходе разговора делим зоны ответственности. Есть пул задач, которые закрепились за кем-то. Я больше про структуру, таблички, отчетность. Собираю ежемесячную аналитику, статистику и проверяю ее.
Некоторые дела подхватываем в зависимости от нагрузки. Например, кто-то свободен и может согласовать визуал с креативным отделом: баннеры, листовки и так далее. Если одна из нас принимает какое-то решение, две другие, скорее всего, считают так же — в этих вопросах стопроцентное доверие.
Как поставить номер
Мы втроем не только руководим процессом, но и остаемся тренерами. У каждой своя команда, которой мы ставим номера и ежегодно готовим к выступлениям. Эти обязанности мы не делим: у всех свои коллективы. Но совместно часто организуем общешкольные постановки, где выступаем как одна большая команда.
Все начинается с вдохновения. Тренер может ощутить его от музыки, фильма, книги, от взаимодействия с танцорами. Каждый ищет идеи по-своему, потом их нужно реализовать. В номере требуется показать единство коллектива, при этом подчеркнуть сильные стороны каждого участника. Важно найти подходящую музыку, составить хореографию под уровень команды, разучить материал.
Каждый специалист использует свои приемы, когда объясняет, как и что станцевать, где сделать резкое движение, а где спокойное, какую задумку продемонстрировать зрителю. Преподаватель может показать это на своем примере или вместе с группой смотреть фильмы, разглядывать картинки, слушать музыку — и доносить идеи через образы.
Затем номер чистят — проверяют, чтобы все работали синхронно и транслировали задумку. Только после этого команду выводят на выступление на сцену.
В зависимости от уровня и возраста время на постановку номеров различается. В среднем процесс занимает 4—6 месяцев от идеи до реализации. При подготовке к чемпионатам профессиональные команды в среднем тренируются четыре раза в неделю по два часа. Кроме этого они могут включить занятия акробатикой. Если нужно больше времени, в предсоревновательный период тренируются дополнительно.
Обычно коллектив репетирует один номер в сезон — полгода готовит и столько же выступает. В следующем сезоне можно показывать и старый материал, но мы придерживаемся позиции готовить новый каждый год — чтобы танцоры поднимали планку хореографии, развивались и не останавливались на достигнутом.
В каких костюмах выступают команды
Все зависит от целей и соревнований, на которые выезжает команда. Поскольку они проходят в рамках уличной культуры, костюмы выглядят как обычная одежда: футболки, толстовки, штаны или шорты. Наш вид доступнее бальных танцев или художественной гимнастики, где нужно индивидуально шить сложные дорогостоящие изделия с мелкими элементами.
Мы заморачиваемся над концепцией и стараемся воплотить идею, чтобы в костюмах все круто смотрелись. Например, добавить каждому деталь, которая демонстрирует индивидуальность. Но сделать это можно по-разному: кто-то закажет одежду в онлайн-магазине, а кто-то пойдет к швее. Зависит от бюджета.
Какие группы есть в студии
Сначала мы создавали уровни для начинающих и продолжающих — based и advanced соответственно — и поделили их по возрастам. Важно, чтобы человек получал нагрузку, с которой может справиться в своем возрасте, и увеличивал ее постепенно.
Если опыта нет, ученик попадает в базовую группу и осваивает азы. Потом переходит в группу с более высоким уровнем и продолжает развитие. Внутри коллектива кто-то может отставать или опережать большинство, но задача тренера — выстроить работу так, чтобы сложности были незаметны.
Со временем усовершенствовали структуру и добавили в нее еще один уровень — команды со сформированными составами, которые отрабатывают номера для соревнований. Недавно появился четвертый — закрытая группа. Это промежуточный этап между продолжающими и командами.
На этой стадии люди с опытом могут собраться, попробовать себя и оценить, готовы ли они к нагрузке, регулярности занятий, вовлеченности командного уровня. Коллективы из закрытых групп начинают выступать с показательными номерами на небольших стартах. Дальше из этого состава формируется отдельная команда, если она показывает результаты, или участники попадают в разные коллективы.
Как попасть в команду
Чтобы попасть в команду, нужно не только танцевать на определенном уровне, но и быть эмоционально готовым. Отборы проходят как в уже сформированные составы, так и в полностью новые.
В первом случае тренер обычно ищет одного-двух людей на места тех, кто по разным причинам перестал заниматься. В приоритете опытные танцоры, которые могут с ходу встроиться в коллектив и развиваться на одном уровне. Их взращивают в студии, кто-то приходит извне — оба варианта возможны.
При формировании нового состава многое зависит от целей коллектива. Например, в детской команде, которая только начинает соревновательный путь, требования будут ниже, чем в группе профессионалов с многолетним стажем.
Отбор проходит в формате обычных мастер-классов. Приходят десятки, иногда сотни человек, учат связки, танцуют, показывают себя — а потом получают ответ. Если не проходишь в команду мечты — ничего страшного. Продолжаешь заниматься, ходишь в свою группу, на мастер-классы, обретаешь новые навыки и приходишь на новый отбор — шансы есть у всех.
В некоторых видах спорта есть требования к росту или другим параметрам, которые не зависят от человека. Но в танцы может прийти каждый, у кого нет ограничений по здоровью. Не бывает такого, что человек пришел на занятия, а ему сказали: ты недотягиваешь до танцев и не попадешь в них.
Что главное в работе тренера
Главное — искренне любить то, что ты делаешь. Считаю, быть тренером — это призвание.
Обучать, эмоционально подключаться к каждому ученику, вести к результату, принимать победы и поражения, мотивировать и быть примером — это морально и физически затратный процесс.
Одна из главных составляющих результата — готовность тренера не просто сухо вести занятия, а влюблять в танец. Когда у специалиста есть потребность учиться, повышать свой уровень и делиться знаниями, ученики это чувствуют. Еще важно ставить цели, предвосхищать запросы, не ограничивать учеников, показывать им чемпионаты, проводить мастер-классы, давать новую информацию.
Мы считаем себя семьей, которая любит танец. Важно, чтобы ее члены видели классное окружение и комьюнити, получали эмоциональную поддержку, чувствовали рост и проживали жизнь в танцах. Возможность находиться в месте, где тебя принимают и ведут к результату, дает огромную мотивацию.
Как решать конфликты в коллективе
Проблемы бывают совершенно разными — от простого недопонимания в диалоге или тренировочном процессе до более глобальных сложностей, таких как взросление танцора, смена приоритетов, переходный возраст, когда по-другому ощущаются границы.
Чаще всего все решается разговором. Когда работаешь с командой на протяжении нескольких лет и знаешь ситуацию и человека изнутри, понимаешь причины его поведения. Объясняешь, что где поправить, как правильно взаимодействовать с коллективом. Беседуешь с командой или отдельным танцором. Если вопрос сложный, общаешься с его родителями и просишь помочь семью.
Главное — донести мысль про единство цели. Каждый, кто приходит на тренировки, стремится к развитию и достижению результатов. Когда у кого-то что-то не получается, важна поддержка внутри команды. Конфликты снижают мотивацию, ухудшают атмосферу, влияют на качество работы и результаты. Стараемся сплотить коллективы как внутри, так и между собой.
Для этого проводим мероприятия, не связанные с тренировками: выезды, сборы, дни рождения, чемпионаты и батлы внутри Harleen Joker’s. Во время них ребята общаются коллективами и показывают друг другу, что занимаются одним и тем же делом.
Как работать с разными возрастами
В группах бэби-дэнса для детей от трех до шести лет основное значение имеют уровень сложности материала и музыкальное сопровождение. Разучиваем простые движения под понятную музыку со стабильным «качем» и без сложного ритмического рисунка. Еще важно, как доносишь информацию: нужно заинтересовать детей. Ребенка надо включать в работу, подавать материал в игровой форме и объяснять каждое действие через ассоциации.
Тренер должен понимать аудиторию и подстраиваться под нее. Например, подростки хотят быть классными, модными — им нужны соответствующие треки и образы. Группе должен быть интересен материал, но подход зависит еще и от уровня. Бывают дети, которые занимаются с трех лет и к 12 имеют девятилетний опыт. А есть взрослые, которые приходят на первую тренировку в 18, 20, 30 или 40 лет.
Поэтому в группах существует деление на начальный и продвинутый уровень как у взрослых, так и у детей. Да, диалог различается в зависимости от возраста, но процесс обучения совпадает. Для учеников без опыта нужно поэтапно объяснять каждый момент с самых азов: куда двигается нога или рука, как работает корпус. Опытные разучивают материал в динамике под более сложную музыку.
Где брать мотивацию
Мне повезло с командой. Она очень крутая, дает поддержку, мотивацию. Сотрудники шутят, что у нас, соосновательниц, одна голова на троих. Можем сидеть на собрании, обсуждать проблему и произнести одну и ту же фразу. Понимание друг друга, общей цели и вектора помогает преодолеть трудности.
В танцах сложно не развиваться, потому что все вокруг постоянно движется. Появляются направления, меняется музыка, возникают новые ритмические рисунки. Чтобы оставаться на плаву, нужно ходить на тренировки, ездить на мастер-классы и соревнования. Это маячок, за которым всегда бежишь, чтобы давать ученикам актуальную информацию.
Параллельно знакомишься с огромным количеством фанатов своего стиля. Видишь, как люди горят делом, заряжаешься от них — это «танцевальный обмен», который позволяет каждый день влюбляться снова, а не сидеть с одними движениями 20 лет.
В нас есть перфекционизм — это и плюс, и минус работы. Хотим, чтобы результат максимально приблизился к поставленной планке, а может, и поднялся выше. Поэтому постоянно двигаем ее, стараемся стать масштабнее, качественнее, профессиональнее. Нам недостаточно делать что-то среднее. Когда смотрю, как каждая из нас собирает номера или делает крупные постановки, вижу новый задел и вдохновляюсь.
Можно ли заработать танцами
Назвала бы танцы профессиональным хобби. Работа в команде и выезд на чемпионаты действительно требуют больших усилий и много времени. Но если просто выступать и не иметь дополнительного заработка, в нашей сфере сегодня невозможно себя полностью обеспечить. Профессионалы кроме выступлений проводят, например, командные или индивидуальные тренировки — превращают навыки в профессию.
В России много соревнований с призовыми фондами от частных компаний, министерства спорта страны или края. Размеры сильно различаются и зависят от престижа и масштаба соревнования. Бывают награды по 100, 200 тысяч рублей. Но нужно учитывать траты команды. Например, коллектив из Красноярска несколько раз за сезон должен оплатить перелет до места проведения турнира и обратно, проживание, питание, пошив костюмов.
В некоторых случаях организаторы или федерация помогают с расходами, что-то можно компенсировать за счет призовых, но основную финансовую нагрузку несешь сам. Многие команды зарабатывают выступлениями на городских мероприятиях: концертах, открытиях организаций. В нашей студии много хороших танцоров, поэтому мы участвуем в огромном количестве мероприятий в Красноярске. Для команды это заработок, за счет которого она ездит на соревнования, шьет костюмы, посещает мастер-классы.
Финансовый вопрос, наверное, стоит не на первом месте. Любое соревнование танцоры расценивают как возможность показать свое творчество, сделать шаг в развитии на новой площадке с более сложными конкурентами. Каждый раз едешь показать себя и попробовать свои силы, привнести что-то в свое творчество, получить толчок, увидеть нечто вдохновляющее.
При этом многое в индустрии меняется. Если раньше хип-хоп ассоциировался с представлением на улице на картонке, сейчас это ивенты невероятных масштабов.
В России много организаторов, которые делают мероприятия международного уровня на крутых площадках с красивым залом и светом. За этим стоит все большее число партнеров и рекламных коллабораций, за счет которых увеличивается призовой фонд. Надеюсь, когда-нибудь все придет к тому, что профессиональный танцор сможет заниматься своим делом и на этом зарабатывать.
Есть известные международные команды, которые стали популярными после выступлений на чемпионатах. Например, The Royal Family ставит танцы известным исполнителям, ездит в мировое турне и показывает свою хореографию.
В России сейчас тоже поднимается уровень танцевальной культуры благодаря телевизионным шоу, спектаклям, иммерсивным форматам. Становится понятно, что это высокоуровневая, конкурентная, качественная сфера, за которой можно следить зрителю, даже если он не разбирается в танцевальных направлениях.
Как зарабатывает студия
Главный и практически единственный заработок — это танцевальные услуги и продажа абонементов в группы. Основную часть пускаем в развитие бизнеса — так происходит с момента открытия по сегодняшний день.
От соревнований студия не получает денег — если есть призовой фонд, он достается команде. Мы фанатики своего дела и работаем не для того, чтобы в теории выиграть приз. Нам важно показать максимально высокий для нас уровень, просто чтобы сделать круто. В последующем эти вложения и качество, с которым мы работаем, приносят результат.
Главные достижения
Команды из студии Harleen Joker’s выигрывали чемпионат России и международные турниры. На соревнованиях Hip-Hop Unite победили разом во всех возрастных категориях: детской, юниорской и взрослой. На Hip-Hop International в Америке Blast стал первым российским коллективом, который взял золото.
Наши команды выступали в телевизионных проектах «Танцы», «Новые танцы» и «Лига», участвовали в Универсиаде 2019 года в Красноярске, создавали иммерсивное шоу. Некоторые ребята становились мастерами спорта по хип-хопу.
За время существования студии было несколько планок, которые мы ставили себе и которые казались недостижимыми. Но когда доходишь до них, ставишь себе следующие. Поэтому сложно выделить что-то одно и сказать, что ради этого мы работали.
Если говорить про развитие танцевальной сферы, многие наши ученики стали тренерами и теперь сами готовят команды, которые выигрывают международные соревнования. Те, кого мы вели с трех лет до взрослого возраста, продолжают наше дело. Наверное, это основные достижения кроме результатов на чемпионатах.
Чему научила работа в студии
Если бы у меня не было танцевального опыта в коллективе, сказала бы о командной работе, потому что это невероятно важно. Но поскольку он был, меня работа учит мечтать, верить до последнего в свое дело, в окружение, которое идет рядом с тобой.
Если делать от всей души, тогда, скорее всего, все будет получаться. Творческие люди часто сомневаются в том, что делают, поэтому важно верить в себя и в свое дело.
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik