8 февраля у «Твиттера» был праздник: компания опубликовала отчет за 2017 год, в котором они впервые получили квартальную прибыль. Я прочитал пресс-релиз с отчетом и письмо руководства, посмотрел презентацию — вот что произошло с компанией и на что смотреть в 2018 году.

Получили прибыль в 4 квартале

«Твиттер» заработал 91 млн долларов в 4 квартале 2017 года — впервые за 12 лет существования. Но год все равно закончили с убытком 108 миллионов. «Твиттер» смог заработать, потому что руководство сократило операционные расходы на 28%: меньше потратили на разработку, зарплаты и аренду.

В 2018 году руководство не планирует сокращать расходы — хотят сконцентрироваться на инвестициях, чтобы увеличить выручку, которая за год упала на 3,4%. Руководство заявило, но вы проверьте в следующих квартальных отчетах операционную маржу — показатель доходности компании от основной деятельности. Формула: операционная прибыль / выручка. Больше — лучше.

Квартальная операционная маржа «Твиттера»

Показатель4 квартал 20164 квартал 2017
Операционная прибыль−143 млн $110 млн $
Выручка717 млн $731 млн $
Операционная маржа−19,9%15%
Операционная прибыль
4 квартал 2016
−143 млн $
4 квартал 2017
110 млн $
Выручка
4 квартал 2016
717 млн $
4 квартал 2017
731 млн $
Операционная маржа
4 квартал 2016
−19,9%
4 квартал 2017
15%

В 2016 году «Твиттер» увеличил операционные расходы на 228 млн долларов и получил убыток — руководство тоже хотело увеличить выручку за счет инвестиций.

Продолжается рост рекламы

«Твиттер» не раскрывает количество рекламных объявлений, только показывает рост рекламных объявлений по отношению к кварталу предыдущего года. В 4 квартале 2017 года рекламных объявлений стало больше на 75% по отношению к аналогичному периоду 2016 года. При этом темп роста падает: в 4 квартале 2016 года рост составил 151% к аналогичному периоду 2015 года:

Рост рекламных объявлений — страница 6 презентации «Твиттера»
Рост рекламных объявлений — страница 6 презентации «Твиттера»

Но пока переживать рано: количество объявлений растет, но сам рост становится меньше от года к году. Главное, чтобы рост продолжался и не сменился падением. Следите за метрикой роста рекламы: «Твиттер» запустил в 2017 году Video Website Card — новый формат рекламных объявлений.

Руководство говорит, что новый формат помог увеличить продажи и уменьшить расходы рекламодателей — возможно, «Твиттер» сможет привлечь больше рекламодателей и получит больше выручки.

Медленный рост количества пользователей

Прирост очень медленный — в США месячная аудитория выросла за год на 2% — с 67 до 68 млн человек. В остальном мире месячная аудитория выросла на 4% — с 251 до 262 млн. Руководство рассказало, что медленный рост связан с удалением спам-аккаунтов и неактивных профилей.

Но количество дневных пользователей растет. «Твиттер» не раскрывает точные цифры, лишь показывает процентный рост: в 4 квартале 2017 года число дневных пользователей выросло на 12% к аналогичному периоду 2016 года.

Выручка на пользователя: в США падает, в остальном мире растет

Рост количества пользователей — факт, а нам, инвесторам, интересно, сколько «Твиттер» может заработать со своей аудитории и насколько площадка интересна рекламодателям. Для этого посчитаем выручку на одного пользователя в США и остальном мире. Больше — лучше. Собираем данные с презентации за 2017 год и аналогичные данные за 2016 год с годовой презентации.

Рост выручки на пользователя в США

20162017Рост
1 квартал5,3$4,1$−22%
2 квартал4,7$4,0$−17%
3 квартал4,8$3,8$−21%
4 квартал5,7$5,0$−12%
1 квартал
2016
5,3$
2017
4,1$
Рост
−22%
2 квартал
2016
4,7$
2017
4,0$
Рост
−17%
3 квартал
2016
4,8$
2017
3,8$
Рост
−21%
4 квартал
2016
5,7$
2017
5,0$
Рост
−12%

В 2016 году «Твиттер» получил 20,5 доллара, в 2017 — 16,9. За год показатель упал на 18%. Теперь считаем показатель для остального мира.

Рост выручки на пользователя в остальном мире

20162017Рост
1 квартал0,8$0,7$−4%
2 квартал0,9$0,9$−5%
3 квартал0,9$0,9$3%
4 квартал1,0$1,2$13%
1 квартал
2016
0,8$
2017
0,7$
Рост
−4%
2 квартал
2016
0,9$
2017
0,9$
Рост
−5%
3 квартал
2016
0,9$
2017
0,9$
Рост
3%
4 квартал
2016
1,0$
2017
1,2$
Рост
13%

В последние два квартала начался рост, но по итогам года выручка на пользователя в остальном мире увеличилась лишь на 2%.

Количество пользователей растет медленно. Значит, «Твиттеру» нужно предлагать рекламодателям что-то новое и эффективное, а это расходы на разработку и исследования.

Собираем данные с пресс-релиза.

Страница 17 пресс-релиза «Твиттера» по итогам 2017 года
Страница 17 пресс-релиза «Твиттера» по итогам 2017 года
Страница 18 пресс-релиза «Твиттера» по итогам 2017 года
Страница 18 пресс-релиза «Твиттера» по итогам 2017 года
Страница 19 пресс-релиза «Твиттера» по итогам 2017 года
Страница 19 пресс-релиза «Твиттера» по итогам 2017 года

Я взял рыночную капитализацию с Ycharts.com за 9 февраля. Переносим данные в таблицу. Результаты «Твиттера» указаны в тысячах — переведем в миллионы.

Результаты «Твиттера» за 2017 год

ПоказательСумма, млн $
Выручка2 443
Прибыль до налогов−95
Чистая прибыль−108
Проценты уплаченные105
Денежные средства и их эквиваленты1638
Обязательства583
Капитал5047
Амортизация395
Капитализация22 990
Показатель
млн $
Выручка
2443
Прибыль до налогов
−95
Чистая прибыль
−108
Проценты уплаченные
105
Денежные средства и их эквиваленты
1638
Обязательства
583
Капитал
5047
Амортизация
395
Капитализация
22 990

Я буду использовать следующие мультипликаторы.

P/E — отношение рыночной капитализации к прибыли. Другими словами, количество лет, за которое компания окупится при покупке. Формула расчета: капитализация / прибыль.

P/BV — отношение рыночной капитализации к пассиву, где пассив равен разнице между всеми активами и всеми долгами. Формула расчета: капитализация / пассив.

P/S — отношение рыночной капитализации к выручке. Меньше 2 — хорошо, меньше 1 — возможно, компания недооценена. Формула расчета: капитализация / выручка.

EV — справедливая стоимость компании с учетом ее долгов и денежных средств. Формула расчета: капитализация + долги − денежные средства.

EBITDA — доходы до налогообложения и амортизации. Отвечает на вопрос, сколько компания генерирует прибыли в своей повседневной работе, то есть насколько она операционно эффективна. Формула расчета: прибыль до налогов + амортизация + процентный расход − процентный доход.

EV/EBITDA — аналог P/E, однако отражает более объективную картину.

Долг/EBITDA — отражает количество лет, необходимое компании, чтобы погасить весь свой долг. Формула расчета: общий долг / EBITDA.

ROE — доходность акционерного капитала в процентах годовых, то есть рентабельность, выраженная в процентах. Формула: прибыль / капитал.

Наши расчеты можно посмотреть в таблице. Мы рассказывали вам про итоги Фейсбука за 2017 год — сравним результаты с «Твиттером». Обновим капитализацию Фейсбука до 13 февраля.

Мультипликаторы «Твиттера» и Фейсбука

Показатель«Твиттер»Фейсбук
P/E−212,932,2
P/S9,412,6
P/BV4,66,9
EV/EBITDA54,221,4
Долг/EBITDA1,40,4
ROE−2,1%21,4%
P/E
Значение
«Твиттер»
−212,9
Фейсбук
32,2
P/S
«Твиттер»
9,4
Фейсбук
12,6
P/BV
«Твиттер»
4,6
Фейсбук
6,9
EV/EBITDA
«Твиттер»
54,2
Фейсбук
21,4
Долг/EBITDA
«Твиттер»
1,4
Фейсбук
0,4
ROE
«Твиттер»
−2,1%
Фейсбук
21,4%

Теперь «Твиттер» станет прибыльным?

Не знаем. Руководство хочет инвестировать в рост компании, а не уменьшать расходы. Что из этого получится — никто не знает. Следите за «Твиттером» — какие сервисы запускают, кого купили или хотят купить. Посмотрите на наш расчет мультипликаторов, сравните с другими рекламными площадками — Фейсбуком и «Альфабетом».

А может, лучше инвестировать в производителей компьютерной техники? У нас тут коллекция годовых отчетов:

  1. Блокчейн от «Ай-би-эм».
  2. Биткоины, эфиры и криптовалюты: как они повлияли на Nvidia в 2017 году.
  3. «Твиттер» получил квартальный доход, а «Интел» — квартальный убыток.